Влияние темперамента на личность Роль темперамента

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В трудовой, учебной, спортивной деятельности. Свойства темперамента и поведение. Личность представляет собой неповторимый и специфический для каж¬дого индивида контур регуляторных структур, возникающих только в инди¬видуальном развитии под влиянием окружающей среды. К ней относятся оп¬ределенные общественные и культурные условия, а также детерминирован¬ные ими процессы воспитания, благодаря которым можно активно и созна¬тельно влиять на формирование принятых образцов; норм и правил поведения, при таком понимании личности, темперамент в лучшем случае имеет весьма косвенное отношение к ее формированию и генезису. Однако это представление неверно.
Иконка файла материала Влияние темперамента на личность Роль темперамента.doc
Влияние темперамента на личность     Роль темперамента В трудовой, учебной, спортивной деятельности. Свойства темперамента и поведение. Личность представляет собой неповторимый и специфический для каж­ дого индивида контур регуляторных структур,  возникающих только в инди­ видуальном развитии под влиянием окружающей среды. К ней относятся оп­ ределенные общественные и культурные условия, а также детерминированные ими процессы воспитания, благодаря которым можно активно и сознательно влиять на формирование принятых образцов; норм и правил поведения, при таком   понимании   личности,   темперамент   в   лучшем   случае   имеет   весьма косвенное   отношение   к   ее   формированию   и   генезису.   Однако   это представление неверно. Личность развивается на основе первичных влечений, которые   специфичны   для   каждого   индивида   (жажда,   голод,   страх),   Эта специфичность   определяется   энергетическим   уровнем,   т.е:  силой,   ин­ тенсивностью, временными параметрами. Это выражается в том, что в одних и тех же условиях разные дети ведут себя по­разному. Те формы поведения, которые   входят   в   совокупность   свойств   темперамента   и   проявляются   в раннем   онтогенезе,   не   могут   быть   безразличны   для   окружающих.   К различному поведению ребенка родители применяют разные воспитательные приемы, например, младенец, который много и сильно плачет, как правило, подвергается иным воздействиям взрослых, чем ребенок, спокойно лежащий и не   "докучающий"   окружающим.   Поэтому,   свойства   темперамента   в   целом, определяя   способ   обращения   и   воспитания   с   ребенком,   влияют   на образование определенных познавательных и деятельностных структур или на формирование   соответствующих   мотивов   поведения.   Хотя   это   влияние является   косвенным,   свойства   темперамента   выступают   как   один   изфакторов,   определяющих   то   или   иное   обращение   с   индивидом.   Одним   из Факторов, дифференцирующих личности у детей, являются свойства темпе­ рамента. Об этом говорят, например, характеристики энергетического уровня поведения.   Механизм   физиологической   чувствительности   усиливает   или снижает интенсивность стимуляции. Одно и тоже наказание может выступать как   совершенно   разные   наказания,   если   даже   предположить,   что   дети   не отличаются друг от друга ничем, кроме темперамента. Роль темперамента в   прежде   всего   в   том,   что   он формировании   личности   заключается,   определенным   образом   модифицирует   воспитательные   воздействия   окру­ жающей среды. Влияние темперамента на формирование личности ребенка выражается в следующих формах: 1.   Проявление   темперамента   влияет   на   обращение   с   ребенком окружающих, что оказывает косвенное воздействие на его личность. Личность   формируется   под   влиянием   постоянного   обращение  с ребенком близких ему людей. 2.  Темперамент ребенка оказывает модифицирующее влияние на окру­ жающую   его   обстановку   и   систему   воспитания.   Свойства темперамента   определяют   интенсивность   и   продолжительность воспитательных действий, что оказывает опосредованное влияние на условия формирования личности. 3. Свойства темперамента могут быть как благоприятствующими, так и противодействующими   факторами   определенных   черт   личности. Существуют данные, указывающие на совместные проявления свойств темперамента и определенных черт личности. Опираясь на параметры условно   рефлекторных   процессов,   судят   об   отдельных   свойствах темперамента.   Сходными,   а   иногда   идентичными   показателями пользуются   психологи,  изучающие   такие   характеристики   личности, как   экстравертированность­интровертированность   и   уровень тревожности.Экстраверт и интроверт ­ два типа личности, описанные в 20­х годах Юнгой; в основании деления положена установка индивида вовне или внутрь, которая обнаруживается в его мироощущении или в реакциях на различные стимулы.   Экстраверт   ­   индивид,   мысли,   чувства,   интересы   и   действия которого   направлены   на   окружающих,   на   предметы   внешнего   мира.   Он хорошо   и   легко   вступает   в   контакт   с   другими   людьми,   без   труда   прис­ посабливается к новым ситуациям. Интроверт ­ индивид, психическая энергия которого направлена на самого себя. Его мысли, интересы и даже собственные действия  обращены на "собственное Я". У  него проявляется  склонность к рефлексии, замкнутость, постоянный анализ своих собственных психических состояний. С ТРУДОМ контактирует с окружающими. Айзик утверждает, что в основе   экстравертно­интроверного   поведения   лежат   врожденные особенности, от которых зависит баланс между процессами возбуждения и торможения,   к   числу  показателей   экстраверсии­интроверсии,     он   отнес скорость   образования   и   угасания   условной   реакции   и   уровень   сенсорной чувствительности,    показатели,  которой   многие   психологи   используют  для определения  свойств   темперамента.  Учитывая   это,  можно  утверждать,  что между   типом   нервной   системы   и   экстраверсией­ин­троверсией   имеется большое сходство. Существует также связь между уровнем реактивности и мерой зкстрэверсии­интроверсии, связь между экстраверсией­ннтроверсией и временной характеристикой поведения. Экстраверсия сопутствует большой подвижности поведения, тогда как интроверсия сочетается с подвижностью. Другое   свойство   личности   ­   тревожность   также   связана   с   чертами темперамента. На связь между реакциями страха и темперамента указывал еще Павлов, который обращал внимание, что одной из форм поведения, от­ личающих слабый тип от сильного, является большое беспокойство слабого типа. В ряде исследований доказано, что тревожность повышается с ростом уровня   реактивности,   малая   реактивность   соответствует   отсутствию тревожности.Темперамент можно оценивать с точки зрения адаптивных возможностей индивида и той роли, которую темперамент играет в процессе поддержания равновесия между организмом и средой. Павлов с  этой точки зрения считает   Менее предпочтительнее   темперамент   сангвиника   и   флегматика. приспособлен   к   жизни   холерик,   что   обусловлено   отсутствием   уравно­ вешенности процессов возбуждения и торможения. Наименее приспособлен к жизни меланхолик из­за низкой работоспособности (выносливости) нервной системы. Оценку темперамента или его отдельных свойств с точки зрения адаптивных возможностей следует производить в зависимости от конкретной ситуации, т.е. диалектически. Одни и те же свойства темперамента в разных условиях, в разной среде приобретают различную ценность для индивида с разной структурой темперамента. Свойство   темперамента  ­   один   из   регуляторов   стиля   деятельности. Отношение между свойствами темперамента и эффективностью действий свя­ зано   с   условиями,   в   которых   эти   действия   совершаются,   а   также   со структурой   самих   действий.   Установлено   отсутствие   зависимости   между уровнем достижений, т. е. конечным результатом действий и особенностями темперамента:   если   деятельность   протекает   в   условиях,   которые   можно определить   как   нормальные.   Таким   образом,   независимо   от   степени подвижности или реактивности, в нормальной, не стрессовой ситуации, ре­ зультаты деятельности  в принципе  будут одинаковыми, поскольку  уровень достижений   будет   завесить   от   других   факторов,   в   особенности   от   уровня мотивации и способностей. Но от особенностей темперамента зависит способ осуществления   самой   деятельности.   Наблюдается   изменение   в   структуре действий   или   деятельности.   В   зависимости   от   особенностей   темперамента людей   различают   не   конечным   результатом,   а   способом   достижения результатов. Учащиеся с высокой подвижностью нервных процессов выпол­ няют задания быстрее, чем инертные. Процесс усвоения материала у инертных более   растянут   во   времени.   Ориентированные   же   действия   у   инертныхзанимают   больше   времени   по   сравнению   с   подвижными.   У   подвижных   ­ тенденция к быстрому исполнению, в результате ­ пропуски элементом ­ за­ дания,   но   для   них   характерно   быстрое­   усвоение'   материала.   У   инертных усвоение материала медленное, но точность выполнения усвоенного задания является ценным свойством. У инертных учащихся познавательные, действия регулярно   влияют   на   исполнение   действия   в   большей   степени,   чем   у подвижных.  Подвижные   отводят   гораздо   меньше   времени   на   знакомство   с материалом, чем инертные. Они знакомятся с ним быстро и поверхностно, немедленно   приступая   к   исполнительным   действиям.   В   ходе   работы   реже сверяются с образцом. У инертных значительное время занимают подгото­ вительные   действия.   Подвижные   не   тратят   время   на   подготовку.   В   ходе исполнительных действий у подвижных преобладают ориетировачно­познава­ тельные действия, что обусловлено меньшим временем, которое они тратят на подготовку. Точность и аккуратность исполнения работы у подвижных ниже, чем   у   инертных.   Подвижные   отличаются   быстротой   движений,   задание, требующее медленных движений лучше выполняют инертные. Инертные редко отвлекаются   от   деятельности,   неохотно   меняют   режим   работы,   неохотно переделывают   неправильно   выполненное.   Подвижные   часто   отвлекаются, прерывают работу, берутся за другое. [3; стр. 187] В зависимости от силы нервной системы зависит стиль работы учеников. "Сильные"   ­   для   них   характерна   малая   подверженность   утомлению, заниматься   предпочитают   с   друзьями,   от   легких   заданий   переходят   к сложным. Тратят  мало  времени  на  подготовку;  исправления  и  дополнения делают  в ходе работы, У них хорошее распределение внимания на разную деятельность. Письменная речь у них краткая, предпочтение отдают устной речи. В ситуациях напряжения наблюдается расширение объема умственной деятельности.   "Слабые"   ­   большая   утомляемость,   перерывы   в   работе, потребность в полной тишине, в отдыхе. От трудных заданий переходят к легким. Им необходима длительная подготовка, исправления они делают входе проверки. За новую работу берутся, только завершив начатое. Заранее планируют,   предпочитают   сделать   работу   заранее.   В   их   письменной   речи преобладают сложные конструкции. Письменную речь предпочитают устной. Под влиянием напряжения объем умственной деятельности сужается; больше времени   тратят   на   подготовку   и   контрольные   действия.   Общая продолжительность   выполнения   задания   увеличивается.   Педагог   должен организовать   работу   школьников   так,   чтобы   они   могли   выполнять поставленные перед ними задачи в соответственном им стиле деятельности. Таким   образом,  именно   темперамент   и,  прежде   всего   сила   и  подвижность нервных   процессов   оказывают   существенное   влияние   на   формирование определенного стиля деятельности. Существует связь между стилями деятельности и некоторыми свойства­ ми   темперамента,   прежде   всего   с   регидностью.   В   зависимости   от   уровня реактивности люди различаются по отношению к главным действиям и под­ готовке. У низко реактивных ­ равновесие между обоими типами действий или   даже   преобладание   главных   действий.   Высоко   реактивные   уделяют больше внимания подготовительным действиям. Высоко реактивные, в отли­ чие   от   низко   реактивных,   стремятся   обеспечить   себе   отдых   в   работе, предпочитают смену деятельности. Их деятельность (для достижения высо­ ких   результатов)   надо   организовать   так,   чтобы   они   имели   возможность выполнять действия попеременно, снижая тем самым вероятность наступле­ ния   утомления.   Если   учащемуся   навязывать   организацию   деятельности, противоречащую возможностям, которые обусловлены свойствами его темпе­ рамента, то это приведет к снижению производительности его труда, а часто к деструктивному   поведению,   т.е.   навязывание   определенной   модели деятельности отрицательно сказывается на результатах этой деятельности. Т.   Левовицкий   провел   сравнительный   анализ   свойств   темперамента   с точки зрения их влияния на эффективность обучения. Эти сравнения пока­ зали, что главным фактором эффективности является реактивность.Он   сумел   доказать,   что   свойства   темперамента   влияют   на   уровень достижений учащихся. С достижениями учащихся больше всего связаны два фактора   темперамента   ­   реактивность   (сила   процессов   возбуждения)   и подвижность. Что касается связи между уровнем интеллектуальных способ­ ностей и типом темперамента, исследования показали, что лица с высоким уровнем   умственных   способностей   могут   обладать   самым   разным   темпе­ раментом, а лица, имеющие одинаковый  темперамент, могут обнаруживать самые   разные   уровни   умственных   способностей.   Свойства   темперамента придают   своеобразие   манере,   стилю   деятельности,   но   не   предопределяют самих умственных возможностей человека. Особенности темперамента обус­ лавливают  ПУТИ  и способы работы, но не уровень достижений; умственные возможности создают условия для компенсации недостатков темперамента. Поведение индивидов в сложных ситуациях зависит от собственных им особенностей темперамента. Трудная ситуация, в которой нарушается рав­ новесие   между   заданиями,   действиями,   условиями   с   одной   стороны   и возможностями субъекта с другой стороны. Нарушение равновесия связано с типов нервной системы. 1.   Ученики   со   слабым   типом   нервной   системы   обнаруживают   сущес­ твенное ухудшение распределения внимания при выполнении заданий, под­ лежащих оценке педагога. Чего не наблюдалось у учеников с сильным типом нервной системы. 2.   Ученики   с   сильной   нервной   системой   обнаруживают   большую   кон­ центрацию внимания при  выполнении заданий, подлежащих оценке учителя, чем   при   выполнении   неоцениваемых   заданий.   В   угрожающей   ситуации сильные индивиды проявляют большую концентрацию внимания, чем ученики со   слабой   нервной   системой.   Школьная   ситуация     у     учеников   со   слабой нервной системой (высоко реактивные) вызывает дезорганизацию поведения или снижение результатов при выполнении действий. У   высоко   реактивных   индивидов   наблюдается   ,   предпочтение   менеестимулирующих способов поведения и ситуацией, тогда как низко реактивные индивиды выбирают и предпочитают ситуации и действия более возбуждаю­ щие. Это проявляется в выборе соответствующей формы деятельности. Если уровень стимуляции, обеспечиваемый соответственной деятельностью людей или   ситуациями,  в  которых   он   находится,  неадекватен   их   потребностям   в возбуждении, то можно заметить изменения в эффективности деятельности. У высоко   реактивных   эффективность   действий   снижается   при   сильной стимуляции,   тогда   как   у   низко   реактивных   ­   снижение   эффективности наблюдается   в   противоположной   ситуации,   т.е.   при   низком   уровне стимуляции. Когда   уровень   возбуждения   превышает   определенное   значение,   мы наблюдаем, снижение производительности у всех испытуемых, независимо от их   реактивности,   В   ситуациях,   когда   стимуляция   не   соответствует   пот­ ребности индивида, представители обеих групп могут действовать в равной степени эффективно, но это приводит к увеличению психофизиологических затрат   организма.   Длительное   сохранение   или   частый   повтор   слишком высокого для данного индивида уровня возбуждения, вызванное отсутствием такой   стимуляции,   которая   позволяла   бы   действовать   в   границах оптимального возбуждения, может привести к определенным нарушениям по­ ведения или нежелательный изменениям личности. Свойства темперамента играют большую роль в устойчивости к стрессам в   спорте.   Ученики   с   сильной   нервной   системой   во   время   состязаний показывают   более   высокие   результаты,   чем   на   тренировках,   а   во   время соревнований   увеличивается   нестабильность,   ухудшаются   результаты. Условия состязания вызывают у слабых уменьшение веры в свои силы, страх, напряжение, повышенную ответственность за результат, чего не наблюдается у сильных. У  слабых  типов  при стрессовой  ситуации  усиливается  процесс   охранительное возбуждения,   достигая,   своего   предела   и   наступает   торможение,   в   результате   чего   снижается   эффективность   действия.   Усильных во время соревнований наступает оптимальное состояние нервной системы, что приводит к более высоким результатам на соревнованиях, чем на тренировках. При исследовании взаимосвязи между реактивностью и поведением ин­ дивида в стрессовой ситуации было установлено, что результаты, полученные в   стрессовой   ситуации   (соревнования),   по   сравнению   с   результатами   в нормальной   обстановке   выше   у   низко   реактивных   индивидов,   а   у   высоко реактивных происходит снижение результатов в условиях соревнования. Т.е.   существует   связь   между   сопротивляемостью   стрессам   и   уровней реактивности.   Чем   ниже   реактивность,   тем   выше   выносливость   в   трудных ситуациях. У высокореактивных быстрее наступает фаза перегрузки. Одно и тоже напряжение, являющееся оптимальной нагрузкой для низко реактивных, может вызвать перегрузку у высоко реактивных, что проявляется в меньшей эффективности их действий или даже в некоторых нарушениях деятельности.