ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ Статистика
Оценка 5

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ Статистика

Оценка 5
docx
03.08.2020
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ Статистика
сам. раб. по статистике.docx

Министерство образования Оренбургской области

Филиал ГАПОУ «ТПТ» пос. Первомайского Оренбургской области

 

 

 

Патрина О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ВНЕВУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА   «СТАТИСТИКА»

профессиональный цикл

ППССЗ по специальности

Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет

(по отраслям)»

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пос. Первомайский, 2015

 

Рассмотрено на заседании МК профессионального цикла  

Протокол № __ от «___»_________201___г

Руководитель МК ___________________________

 

 

 

Составитель:  Патрина О.А.

 

 

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы  предназначены для упорядочения работы обучающихся.  Они составлены на основе рабочей программы с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта СПО к уровню подготовки  выпускников по дисциплине «Статистика».

Структура методических рекомендаций определена последовательностью изучения дисциплины. Для каждой работы определены вопросы, которые необходимо осветить в самостоятельной работе, указана литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Патрина Олеся Анатольевна, преподаватель спец. дисциплин филиала ГАПОУ «Ташлинский политехнический техникум» пос. Первомайского Оренбургской области, высшей квалификационной категории

 

 

Рецензенты

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

 

         Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Статистика» созданы  Вам  в помощь для работы на занятиях во внеурочное время.

         Наличие положительной оценки (отметки о выполнении) каждого вида самостоятельной работы необходимо для получения зачета по статистике или допуска к экзамену, поэтому в случае невыполнения работы по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за самостоятельную работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

 

Внимание! Если в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы возникают вопросы, разрешить которые Вам не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.

 

 

 

 

Желаем Вам успехов!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

1. Цели, основные виды самостоятельной работы обучающегося

 

2. Карта самостоятельной работы обучающегося

 

3. Порядок выполнения самостоятельной работы обучающегося

 

Рекомендуемая литература

 

самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся

Введение

Одной из важнейших стратегических задач современного обучения является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке обучающегося делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

В этой связи,  всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.

Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.

Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у обучающихся познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя.

Самостоятельная работа проходит в форме  решения задач, составления схем и таблиц, презентаций, составления анкет, проведения статистического наблюдения.

При     выполнении     самостоятельной     работы     необходимо     выполнить следующие этапы:

определение цели самостоятельной работы;

конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;

самооценка готовности к самостоятельной работе;

планирование самостоятельной работы

реализация программы;

осуществление   в   процессе   выполнения   самостоятельной   работы управленческих актов: слежение за ходом самой работы, самоконтроль, промежуточный и конечный результат в работе.

        В методических указаниях даны цели и задачи самостоятельной работы,  учебные задания, порядок выполнения работы, представлены требования к работе, дан перечень литературы.

         Цель курса «Статистика» - дать обучающемуся теоретические знания по основам статистической учетной деятельности, привить навыки составления форм статистической отчетности.

         В результате изучения дисциплины «Статистика» обучающийся должен:

знать:

- основные способы проведения статистической работы;

- ведение наблюдения;

- проведение сводки и группировки;

- анализ показателей.

 

1. Цели, основные виды самостоятельной работы

 

         Основная цель самостоятельной работы – изучить основные методы статистической работы, такие как – наблюдение, сводка и группировка, анализ показателей.

         Виды самостоятельной работы – это:

1. Работа с учебником.

2. Оформление конспекта.

3. Приготовление ответов на поставленные вопросы по темам.

4. В теме «Статистические графики» представить графики (линейные, полосовые, квадратные, круговые и другие).

         В рамках освоения дисциплины «Статистика» формируется профессиональная деятельность по статистическому учету и анализу основных показателей.

 

Памятка для выполнения самостоятельных учебно-практических заданий

 

1. Продумайте план выполнения задания:

1.1 Наметьте вопросы для изучения.

1.2 Определите сроки выполнения задания.

1.3 Согласуйте с преподавателем намеченный план, если надо, скорректируйте его.

2. Продумайте из какой литературы можно взять материал для получения ответов на вопросы.

3. Выполните составленный план.

4. Убедитесь, что задание выполнено полностью:

4.1 Оцените, достаточно ли собранного материала.

4.2 Обдумайте собранную информацию, обобщите ее.

4.3 Уточните дополнительные вопросы, возникшие в процессе выполнения задания.

5. Изложите результаты выполнения задания в соответствии с указанием преподавателя в устной или письменной.

 

Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы

 

Критериями оценки результатов внеаудиторной  самостоятельной работы

обучающегося являются:

-уровень освоения обучающегося учебного материала;

-умения обучающегося  использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

-сформированность общеучебных умений;

-обоснованность и четкость изложения ответа;

-оформление материала в соответствии с требованиями.

 

2. Виды самостоятельной работы и формы отчетности и контроля

 

Раздел/Тема

Вид самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма отчетности и

контроля

Раздел 1. Введение в статистику

Тема 1.1.

Предмет, метод и задачи статистики

и принципы организации государственной статистики в РФ

1. Определение статистики как науки, характеристика ее основ.

2. История развития статистики, как науки.

 

3. Характеристики основных статистических понятий. Принципы организации государственной статистики в Российской Федерации.

7

Работа с учебником «Статистика».

Проверка презентации или сообщения

Проверка конспекта

Раздел 2. Статистическое наблюдение

Тема 2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

 

1. Подготовка данных по переписи населения  и ее значение, и других форм федерального статистического наблюдения.

2. Исследование видов статистического наблюдения.

3. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения.

4. Разработка программ статистического наблюдения экономических явлений в секторах экономики региона, соответствующего статистического инструментария (анкет, вопросников и др.)

9

 

Проверка информации

 

 

Проверка информации

 

Проверка сообщения

 

 

Проверка анкет, тестирования

Раздел 3. Сводка и группировка статистических материалов

Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки. Метод группировки в статистике.

1. Провести сводку данных на примере данных численности работников на предприятии (по полу, стажу, возрасту). 2. Роль абсолютных и относительных величин в статистических исследованиях.

 

8

Творческая работа

 

Проверка реферата,

Защита презентации

 

 

Тема 3.2. Ряды распределения в статистике

 

1. Порядок расчета показателей вариации в статистической практике.

2. Расчет моды и медианы для интервальных рядов. Решение задач на группировку статистических данных.

8

Проверка решения задач

 

Проверка решения задач

Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных

Тема 4.1.  Способы наглядного представления  статистических данных

Решение задач на построение таблиц и графиков.

9

 

Проверка информации

Проверка решения  задач

 

Раздел 5. Статистические показатели.

Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике. Средние величины в статистике.

1. Статистические показатели.

2. Абсолютные и относительные величины в статистике.

3. Рассчитать относительные показатели динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.

9

Работа с учебником «Статистика».

Проверка реферата

 

Проверка решения  задач

 

Раздел 6. Ряды динамики в статистике

Тема 6.1.  Виды и методы анализа рядов динамики.

1. Ряды динамики в статистике

2. Виды и методы анализа рядов динамики.

3. Решение задач на построение таблиц и графиков. На основании моментного ряда динамики определить сезонные и случайные колебания, построить тренд, проанализировать проделанные расчеты.

9

Работа с учебником «Статистика».

Защита презентации

 

Проверка решения  задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Порядок выполнения самостоятельной работы

 

Раздел 1. Введение в статистику

Тема 1.1. Предмет, метод и задачи статистики и принципы организации государственной статистики в РФ.

Самостоятельная работа № 1 Определение статистики как науки, характеристика ее основ.

Учебная цель: научиться работать с учебником статистики, отбирать нужный материал.

Задания для самостоятельной работы:

Опираясь на учебный материал, информационные ресурсы Интернет-ресурсы рассмотрите следующие вопросы:

1. Назовите основные этапы в эволюции смыслового содержания термина «Статистика».

2. Укажите, как именуется работник, для которого сбор статистических данных является родом профессиональной деятельности.

3. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения.

4. Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу.

5. Назовите основные факторные признаки, определяющие вариацию успеваемости студентов.

6. Назовите, какие понятия, категории и методы излагаются в отрасли статистической науки – общей теории статистики.

7. Назовите, что изучает экономическая статистика. Какие отрасли экономической статистики вы знаете?

8. Укажите, чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли и почему изучение статистической науки начинается с общей теории статистики?

9. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.

10.  Какие вы знаете статистические сборники, издающиеся в России?

11.Назовите, какие принципы положены в основу организации статистической службы в России?

12.Опишите структуру органов государственной статистики на современном этапе.

 

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Внимательно прочитать текст лекции или соответствующий параграф учебника.

Форма контроля и критерии оценки.

Задание должно быт выполнено в тетради на отдельной странице.

«Отлично» выставляется в случае, если вы ответили на все вопросы правильно.

«Хорошо» выставляется в случае, если ответы содержит 1-2 неточности или если ответ открыт не полностью.

«Удовлетворительно» выставляется в случае, если ответы представлены с многочисленными неточностями.

«Неудовлетворительно» -  выставляется в случае, если ответы представлены с грубейшими ошибками.

Рекомендуемая литература:

1.Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

2. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448 с.

3. Статистика: Учеб. пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. 2-е изд. переработ. и доп. М.: ИНФРА–М, 2002. 384 с.

4. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. 565 с.

5. Статистика: учебно-практическое пособие / М.Г. Назаров, В.С. Варагин, Т.Б. Великанова и др.; под ред. д-ра экон. наук проф., акад. Межд. акад. информ. и РАЕН М.Г. Назарова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.

6. Теория статистики: учебник / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б Шувалова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.

 

Форма отчетности: работа оформляется в рабочих тетрадях.

 

Раздел 1. Введение в статистику

Тема 1.1. Предмет, метод и задачи статистики и принципы организации государственной статистики в РФ.

Самостоятельная работа № 2 История развития статистики, как науки.

 

Учебная цель: учиться отбирать материал необходимый для создания презентации или сообщения,      анализировать текст на соответствие выбранной теме, подобрать материал об истории развитии статистики, как науки.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Опираясь на учебный материал, информационные ресурсы Интернет-ресурсы рассмотрите следующие вопросы:

История развития статистики, как науки.

2. Оформите полученные сведения в виде презентации или сообщения История развития статистики, как науки

 

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Требования к оформлению:

Сообщение оформляется в текстовой или табличной форме в текстовом процессоре Microsoft Word, объемом 2-3 страницы.

Требования к структуре документа:

1.Титульный лист;

2.Текст (Таблица);

3.Перечень используемых источников.

Рекомендации по оформлению текста см. приложение А.

Требования к оформлению презентации см. Приложение Б.

Форма и метод контроля: защита в устной форме.

Форма контроля и критерии оценки.

Оценка «отлично» выставляется студенту если: оформление и содержание сообще­ние, соответствует предъявляемым требованиям и охватывает ответы на все перечислен­ные вопросы; во время защиты студент свободно ориентируется в вопросах работы.

Оценка «хорошо» выставляется студенту если имеются замечания по оформлению или содержанию сообщения; во время защиты студент свободно ориентируется в вопро­сах работы. А также оценка «хорошо» может быт, выставлена студенту в случае, если оформление и содержание справки, соответствует необходимым требованиям; во время зашиты студент допускаем ошибки и неточности в воспроизведении исследуемого мате­риала.

Опенка «неудовлетворительно» выставляется студенту если работа не выполнена или содержит материал не по указанным вопросам.

Во всех остальных случаях работа оценивается на «удовлетворительно»

 

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1.Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

2. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448 с.

3. Статистика: Учеб. пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. 2-е изд. переработ. и доп. М.: ИНФРА–М, 2002. 384 с.

4. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. 565 с.

5. Статистика: учебно-практическое пособие / М.Г. Назаров, В.С. Варагин, Т.Б. Великанова и др.; под ред. д-ра экон. наук проф., акад. Межд. акад. информ. и РАЕН М.Г. Назарова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.

6. Теория статистики: учебник / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б Шувалова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.

 

Раздел 1. Введение в статистику

Тема 1.1. Предмет, метод и задачи статистики и принципы организации государственной статистики в РФ.

Самостоятельная работа № 3 Характеристики основных статистических понятий. Принципы организации государственной статистики в Российской Федерации.

Учебная цель: научиться работать с литературой, отбирать нужный материал для конспектирования.

Задания для самостоятельной работы:

1. Опираясь на учебный материал, информационные ресурсы Интернет-ресурсы рассмотрите следующие вопросы:

Характеристики основных статистических понятий. Принципы организации государственной статистики в Российской Федерации.

2. Оформите полученные сведения в виде конспекта.

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Написание конспекта первоисточника (статьи, моногра­фии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеауди­торной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение В). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

Конспект должен начинаться с указания реквизитов ис­точника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.

Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки кон­спектов преподавателем.

Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч

Критерии оценки:

- содержательность конспекта, соответствие плану, 3 балла;

- отражение основных положений, результатов работы автора, выводов, 5 баллов;

- ясность, лаконичность изложения мыслей студента, 3 балла;

- наличие схем, графическое выделение особо значимой информации, 1 балл;

- соответствие оформления требованиям, 1 балл;

- грамотность изложения, 1 балл;

- конспект сдан в срок, 1 балл.

Максимальное количество баллов: 15.

14-15 баллов соответствует оценке «5»

11-13 баллов – «4»

8-10 баллов – «3»

менее 8 баллов – «2»

Рекомендуемая литература:

1.Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

2. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448 с.

3. Статистика: Учеб. пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. 2-е изд. переработ. и доп. М.: ИНФРА–М, 2002. 384 с.

4. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. 565 с.

5. Статистика: учебно-практическое пособие / М.Г. Назаров, В.С. Варагин, Т.Б. Великанова и др.; под ред. д-ра экон. наук проф., акад. Межд. акад. информ. и РАЕН М.Г. Назарова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.

Форма отчетности: работа оформляется в рабочих тетрадях.

Раздел 2. Статистическое наблюдение

Тема 2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

Самостоятельная работа № 4 Подготовка данных по переписи населения  и ее значение, и других форм федерального статистического наблюдения.

Учебная цель: углубить знания по программно-методологическим вопросам статистического наблюдения.

Задачи:   - закрепить теоретические знания;

- выработать навыки учебно-исследовательской работы;

- научиться оформлять работу в соответствии с установленными требованиями.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Спроектировать статистическое наблюдение.

2.Провести статистическое наблюдение.

 

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

1.С целью проектирования статистического наблюдения  необходимо:

- сформулировать цель наблюдения;

- разработать программу и организационный план, формуляр наблюдения.

2. Статистическое наблюдение провести в виде переписи населения (данные взять за последние 5 лет):

- перепись населения в РФ;

- перепись населения в Оренбургской области;

- перепись населения в Первомайском районе.

 

Форма контроля и критерии оценки.

Задание должно быт выполнено в тетради на отдельной странице.

«Отлично» выставляется в случае, если вы ответили на все вопросы правильно.

«Хорошо» выставляется в случае, если ответы содержит 1-2 неточности или если ответ открыт не полностью.

«Удовлетворительно» выставляется в случае, если ответы представлены с многочисленными неточностями.

«Неудовлетворительно» -  выставляется в случае, если ответы представлены с грубейшими ошибками.

 

Литература:

1. Практикум по теории статистики: Учеб. Пособие /под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2001

Форма отчетности: представить сообщение в табличной форме и в виде графиков, диаграмм.

 

 

Раздел 2. Статистическое наблюдение

Тема 2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

Самостоятельная работа № 5 Исследование видов статистического наблюдения.

 

Учебная цель: углубить знания по программно-методологическим вопросам статистического наблюдения.

Задачи:   - закрепить теоретические знания;

- выработать навыки учебно-исследовательской работы;

- научиться оформлять работу в соответствии с установленными требованиями.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Спроектировать статистическое наблюдение.

2.Провести статистическое наблюдение.

 

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

1.С целью проектирования статистического наблюдения  необходимо:

- сформулировать цель наблюдения;

- разработать программу и организационный план, формуляр наблюдения.

2. Статистическое наблюдение можно провести в виде опроса студентов:

- об итогах сессии;

- о работе в течение учебного семестра;

- о бюджете времени и т.п.

 

Форма контроля и критерии оценки.

Задание должно быт выполнено в тетради на отдельной странице.

«Отлично» выставляется в случае, если вы ответили на все вопросы правильно.

«Хорошо» выставляется в случае, если ответы содержит 1-2 неточности или если ответ открыт не полностью.

«Удовлетворительно» выставляется в случае, если ответы представлены с многочисленными неточностями.

«Неудовлетворительно» -  выставляется в случае, если ответы представлены с грубейшими ошибками.

 

Литература:

1. Практикум по теории статистики: Учеб. Пособие /под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2001

Форма отчетности: представить сообщение в табличной форме и в виде графиков, диаграмм.

 

Раздел 2. Статистическое наблюдение

Тема 2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

Самостоятельная работа № 6 Формы, виды и способы организации статистического наблюдения.

Цель работы: углубить знания по формам  видам и способам организации статистического наблюдения.

Задачи: Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию  информации по теме, сравнивать, анализировать. Самостоятельно работать с первоисточниками, учебно-методической и научной литературой (конспектирование); оформлять работу в соответствии с установленными требованиями, делать доклад, сообщение.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить доклад или сообщение по одной из тем:

1. История переписей

2. Учёт населения в XIII-XVI веках. Писцовые книги

3. Подворные переписи XVII века

4.  Ревизии при Петре I

5. Ревизии при Екатерине II

6. Учёт населения во II половине XIX века

7.  Петербургские переписи

8. Перепись населения Владивостока

9. Перепись населения Уфимской губернии

10. Переписи населения в некоторых губерниях

11. Переписи населения Сахалина

12. Перепись айнского населения

13. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897

14. Всероссийская перепись населения 1920 (из-за гражданской войны не считается всеобщей)

15. Первая Всесоюзная перепись населения 1926 года

16. Всесоюзная перепись населения 1937 года

17. Всесоюзная перепись населения 1939 года

18. Всесоюзная перепись населения 1959 года

19. Всесоюзная перепись населения 1970 года

20. Всесоюзная перепись населения 1979 года

21. Всесоюзная перепись населения 1989 года

22. Всероссийская перепись населения 2002 года

23. Всероссийская перепись населения 2010 года

24. Статистическая отчетность, ее виды.

25. Регистры предприятий

26. Регистры населения

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

- выбрать тему;

- найти информационный источник;

- ознакомиться с литературой;

- повторить лекционный материал;

- составить план работы;

- изучить литературу;

- выбрать главное, основное по избранной теме;

- изложение теоретический материал в форме доклада или сообщения;

- оформить работу;

- подготовить работу к сдаче;

Требования к оформлению:

Сообщение оформляется в текстовой или табличной форме в текстовом процессоре Microsoft Word, объемом 2-3 страницы.

Требования к структуре документа:

1.Титульный лист;

2.Текст (Таблица);

3.Перечень используемых источников.

Рекомендации по оформлению текста см. приложение А.

Рекомендуемая литература:

1.Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

2. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448 с.

3. Статистика: Учеб. пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. 2-е изд. переработ. и доп. М.: ИНФРА–М, 2002. 384 с.

4. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. 565 с.

5. Статистика: учебно-практическое пособие / М.Г. Назаров, В.С. Варагин, Т.Б. Великанова и др.; под ред. д-ра экон. наук проф., акад. Межд. акад. информ. и РАЕН М.Г. Назарова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.

 

Форма и метод контроля: защита в устной форме.

Форма контроля и критерии оценки.

Оценка «отлично» выставляется студенту если: оформление и содержание сообще­ние, соответствует предъявляемым требованиям и охватывает ответы на все перечислен­ные вопросы; во время защиты студент свободно ориентируется в вопросах работы.

Оценка «хорошо» выставляется студенту если имеются замечания по оформлению или содержанию сообщения; во время защиты студент свободно ориентируется в вопро­сах работы. А также оценка «хорошо» может быт, выставлена студенту в случае, если оформление и содержание справки, соответствует необходимым требованиям; во время зашиты студент допускаем ошибки и неточности в воспроизведении исследуемого мате­риала.

Опенка «неудовлетворительно» выставляется студенту если работа не выполнена или содержит материал не по указанным вопросам.

Во всех остальных случаях работа оценивается на «удовлетворительно»

 

 

 

 

Раздел 2. Статистическое наблюдение

Тема 2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

Самостоятельная работа № 7 Разработка программ статистического наблюдения экономических явлений в секторах экономики региона, соответствующего статистического инструментария (анкет, вопросников и др.)

Цель работы: углубить знания по формам  видам и способам организации статистического наблюдения.

Задачи: Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию  информации по теме, сравнивать, анализировать. Самостоятельно работать с первоисточниками, учебно-методической и научной литературой (конспектирование); оформлять работу в соответствии с установленными требованиями, делать доклад..

Задания для самостоятельной работы:

Проведение опроса по вопросам формуляра:

1. История переписей

2. Учёт населения в XIII-XVI веках. Писцовые книги

3. Всероссийская перепись населения 2010 года

4. Статистическая отчетность, ее виды.

5. Регистры предприятий

6. Регистры населения

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Провести опрос по вопросам формуляра и заполнить его.

Требования к работе: работа оформляется в тетради для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы или на отдельных листах в печатном варианте.

Рекомендуемая литература:

1.Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

2. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448 с.

3. Статистика: Учеб. пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. 2-е изд. переработ. и доп. М.: ИНФРА–М, 2002. 384 с.

4. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. 565 с.

5. Статистика: учебно-практическое пособие / М.Г. Назаров, В.С. Варагин, Т.Б. Великанова и др.; под ред. д-ра экон. наук проф., акад. Межд. акад. информ. и РАЕН М.Г. Назарова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.

 

Форма и метод контроля: защита в устной форме.

Форма контроля и критерии оценки.

Оценка «отлично» выставляется студенту если: оформление и содержание сообще­ние, соответствует предъявляемым требованиям и охватывает ответы на все перечислен­ные вопросы; во время защиты студент свободно ориентируется в вопросах работы.

Оценка «хорошо» выставляется студенту если имеются замечания по оформлению или содержанию сообщения; во время защиты студент свободно ориентируется в вопро­сах работы. А также оценка «хорошо» может быт, выставлена студенту в случае, если оформление и содержание справки, соответствует необходимым требованиям; во время зашиты студент допускаем ошибки и неточности в воспроизведении исследуемого мате­риала.

Опенка «неудовлетворительно» выставляется студенту если работа не выполнена или содержит материал не по указанным вопросам.

Во всех остальных случаях работа оценивается на «удовлетворительно»

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Сводка и группировка статистических материалов

Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки. Метод группировки в статистике.

Самостоятельная работа № 8. Провести сводку данных на примере данных численности работников на предприятии (по полу, стажу, возрасту).

Цель работы: углубить знания по формам  видам и способам организации статистического наблюдения.

Задачи: Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию  информации по теме, сравнивать, анализировать. Самостоятельно работать с первоисточниками, учебно-методической и научной литературой (конспектирование); оформлять работу в соответствии с установленными требованиями, делать доклад..

Форма самостоятельной деятельности: выполнение творческой работы.

Задания для самостоятельной работы:

- разработка программы сводки по представленным первичным данным;

- в соответствии с программой наблюдения построить систему макетов разработочных таблиц для представления результатов сводки и группировки материалов наблюде­ния;

- по материалам статистических публикаций привести примеры различных видов статистических группировок.

Требования к оформлению творческой работы:

Творческая работа оформляется в текстовом процессоре Microsoft Word, объемом 6-7 страниц.

Требования к структуре документа:

1.Титульный лист:

Текст работы (согласно перечисленным выше вопросам): Работа должна состоять из 2-х основных разделов. В первом необходимо дана ха­рактеристика содержательных теорий мотивации и современных тенденций в области мо­тивации труда. Во втором разделе студент разрабатывает свою систему мотивации труда применительно к коллективу организации, выбранной из следующего списка.

2. Перечень используемых источников.

3. Требования к содержанию документа: личные категории (управленческий персонал, специалисты, рабочие и т.д.) и дифферен­цировать соответствующим образом предлагаемые им методы мотивации.

Рекомендации по оформлению текста см. приложение А.

Проведение опроса по вопросам формуляра:

1.Образовательное учреждение;

2. Фирма по производству мебели;

3. Рекламное агентство;

4. Ювелирная компания;

5. Полиграфическое производство;

6. Салон красоты;

7. Развлекательный центр;

8. Строительная фирма;

9. Спортивный комплекс;

10. Ателье по пошиву одежды.

 

Форма и метод контроля: защита в устной форме.

Форма контроля и критерии оценки.

Оценка «отлично» выставляется студенту, если оформление и содержание работы, соответствует предъявляемым требованиям и охватывает ответы на вес перечисленные вопросы.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, сели имеются незначительные замечания но оформлению или содержанию работы (вопросы раскрыты недостаточно полно).

Опенка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если работа не выполнена или содержит материал не по указанным вопросам.

Во всех остальных случаях работа оценивается на «удовлетворительно».

 

Литература:

1. Практикум по теории статистики: Учеб. Пособие /под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2001

Форма отчетности: представить творческую работу.

Раздел 3. Сводка и группировка статистических материалов

Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки. Метод группировки в статистике.

Самостоятельная работа № 9 Роль абсолютных и относительных величин в статистических исследованиях.

 

Учебная цель: учиться отбирать материал необходимый для создания презентации, реферата,      анализировать текст на соответствие выбранной теме, подобрать материал по темам сводка и группировка статистических материалов.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Опираясь на учебный материал, информационные ресурсы Интернет-ресурсы рассмотрите следующие вопросы:

1) Сводка и группировка статистических материалов.

2) Задачи и виды статистической сводки.

3) Метод группировки в статистике.

4) Абсолютные и относительные величины

2. Оформите полученные сведения в виде презентации и реферата.

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Требования к оформлению:

Реферат оформляется в текстовой или табличной форме в текстовом процессоре Microsoft Word, объемом 15 страниц.

Требования к структуре документа:

1.Титульный лист;

2.Текст (Таблица);

3.Перечень используемых источников.

Рекомендации по оформлению текста см. приложение А.

Требования к оформлению презентации см. Приложение Б.

Форма и метод контроля: защита в устной форме.

Форма контроля и критерии оценки.

Оценка «отлично» выставляется студенту если: оформление и содержание сообще­ние, соответствует предъявляемым требованиям и охватывает ответы на все перечислен­ные вопросы; во время защиты студент свободно ориентируется в вопросах работы.

Оценка «хорошо» выставляется студенту если имеются замечания по оформлению или содержанию сообщения; во время защиты студент свободно ориентируется в вопро­сах работы. А также оценка «хорошо» может быт, выставлена студенту в случае, если оформление и содержание справки, соответствует необходимым требованиям; во время зашиты студент допускаем ошибки и неточности в воспроизведении исследуемого мате­риала.

Опенка «неудовлетворительно» выставляется студенту если работа не выполнена или содержит материал не по указанным вопросам.

Во всех остальных случаях работа оценивается на «удовлетворительно»

 

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1.Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

2. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448 с.

3. Статистика: Учеб. пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. 2-е изд. переработ. и доп. М.: ИНФРА–М, 2002. 384 с.

4. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. 565 с.

5. Статистика: учебно-практическое пособие / М.Г. Назаров, В.С. Варагин, Т.Б. Великанова и др.; под ред. д-ра экон. наук проф., акад. Межд. акад. информ. и РАЕН М.Г. Назарова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.

6. Теория статистики: учебник / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б Шувалова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.

 

Раздел 3. Сводка и группировка статистических материалов

Тема 3.2. Ряды распределения в статистике

Самостоятельная работа № 10. Порядок расчета показателей вариации в статистической практике.

Учебная цель: выработать умения применять теоретические знания на практике.

Задачи: научиться строить ряды распределения.

Задания для самостоятельной работы:

Решить задачи данные в самостоятельной работе.

 

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

1. Ознакомьтесь с методическими указаниями и примерами решения типовых задач в учебнике.

1)      Внимательно прочитайте условие задачи;

2)      Решите задачи.

Требования к работе: работа оформляется в тетради для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы или на отдельных листах в печатном варианте.

Задачи.

Задание 1. По данным статистической отчетности установлено, что удельный вес кандидатов и докторов наук среди профессорско-преподавательского состава университета составил 78,3%. Известно, что доктаров – 50 человек или 10% общего числа кандидатов и докторов наук. Определите численность всего профессорско-преподавательского состава.

Задание 2. Предприятие планировало увеличить выпуск продукции в отчетном году на 17%. Фактический объем производства составил 114% от прошлогоднего уровня. Определите относительный показатель выполнения плана. Сделайте вывод.

Задание 3. Определите среднюю заработную плату рабочих бригады двумя способами: а) используя данные столбика 1 и 2; б) используя данные столбика 1 и 3.

Заработная плата, руб.

Число рабочих в процентах к итогу

Число рабочих в коэффициентах

16000

10

0,10

19000

35

0,35

22000

55

0,55

Итого

100

1,00

Задание 4 Определите средний процент выполнения плана по выпуску продукции по группе заводов:

Номер завода

Выпуск продукции по плану, млн руб.

Выполнение плана, %

1

18

100

2

22

105

3

25

90

4

20

106

5

40

108

Форма контроля и критерии оценки.

 «Отлично» выставляется в случае, если вы решили все задачи верно.

«Хорошо» выставляется в случае, если решение задачи содержит 1-2 неточности или если ответ в задаче открыт не полностью.

«Удовлетворительно» выставляется в случае, если ответы представлены с многочисленными неточностями.

«Неудовлетворительно» -  выставляется в случае, если ответы представлены с грубейшими ошибками.

 

Раздел 3. Сводка и группировка статистических материалов

Тема 3.2. Ряды распределения в статистике

Самостоятельная работа № 11. Расчет моды и медианы для интервальных рядов. Решение задач на группировку статистических данных.

Учебная цель: выработать умения применять теоретические знания на практике.

Задачи: научиться рассчитывать моду и медиану

Задания для самостоятельной работы:

Решить задачи данные в самостоятельной работе.

 

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

1. Ознакомьтесь с методическими указаниями и примерами решения типовых задач в учебнике.

1)      Внимательно прочитайте условие задачи;

2)      Решите задачи.

Требования к работе: работа оформляется в тетради для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы или на отдельных листах в печатном варианте.

Задачи.

Задание 1. Определите моду  и медиану в следующем ряду:

            12, 14, 18, 10, 12, 19, 11, 12, 14, 12, 18, 20.

           

Задание 2. Определите: а) размах вариации; б) среднее линейное отклонение; в) дисперсию; г) среднее квадратическое отклонение; д) коэффициент вариации. Сделайте вывод о однородности совокупности.

Число рабочих

Произведено продукции за смену, шт.

7

8

10

9

15

10

12

11

6

12

Задание 3. По следующим данным, характеризующим фермерские хозяйства района, определите межгрупповую, внутригрупповую и общую дисперсии, коэффициент детерминации, эмпирическое корреляционное отношение:

Группы хозяйств по затратам на удобрения на 1 га, тыс. руб.

Число хозяйств

Средняя урожайность, ц/га

Дисперсия урожайности в группе

До 4

6

21

2,67

4-6

8

23

2,65

Свыше 6

9

25

2,56

Задание 4. В коллективных хозяйствах района средняя урожайность зерновых составила 19 ц/га при среднем квадратическом отклонении 3 ц/га, а в фермерских хозяйствах – соответственно 26 ц/га и 4 ц/га.

Определить: 1) среднюю урожайность зерновых по району, если известно, что посевная площадь под зерновыми в коллективных хозяйствах в 9 раз превышает площадь фермерских хозяйств; 2) общую дисперсию и среднее квадратическое отклонение урожайности зерновых в районе (по правилу сложения дисперсий).

Форма контроля и критерии оценки.

 «Отлично» выставляется в случае, если вы решили все задачи верно.

«Хорошо» выставляется в случае, если решение задачи содержит 1-2 неточности или если ответ в задаче открыт не полностью.

«Удовлетворительно» выставляется в случае, если ответы представлены с многочисленными неточностями.

«Неудовлетворительно» -  выставляется в случае, если ответы представлены с грубейшими ошибками.

Литература:

1. Практикум по теории статистики: Учеб. Пособие / под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2001

 

Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных

Тема 4.1.  Способы наглядного представления  статистических данных

Самостоятельная работа № 11. Решение задач на построение таблиц и графиков.

Учебная цель: научиться работать с учебником статистики, отбирать нужный материал; выработать умения применять теоретические знания на практике.

 

Задачи:

- научиться оформлять экономическую информацию с помощью статистических таблиц и графически;

- выработать навыки учебно-исследовательской работы.

научиться строить таблицы и графики.

Задания для самостоятельной работы:

1. Графически изобразить статистические данные, взятые из периодической печати, статистических ежегодников.

2. Решить задачи данные в самостоятельной работе.

 

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

1. Ознакомьтесь с методическими указаниями и примерами решения типовых задач в учебнике.

Задание 1.

1. Изучите источники информации;

2. Сделайте подборку материала;

3. Выберите наиболее наглядно отображающий информацию вид диаграммы;

4. Постройте диаграмму.

 Задание 2.

1. Внимательно прочитайте условие задачи;

2. Решите задачи.

Требования к работе:

Задание 1. Работа оформляется в тетради для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы или в виде презентации.

Задание 2. Работа оформляется в тетради для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы или на отдельных листах в печатном варианте.

Задачи.

Задача 1

Известны следующие данные о реализации товара на рынках города:

Товар

Рынок 1

Рынок 2

цена за 1 кг, руб.

количество, т

цена за 1 кг, руб.

стоимость реализованных товаров, тыс. руб.

1

15

2500

23

73600

2

20

3000

13

33800

Определить среднюю цену реализации товаров на каждом рынке отдельно.

 

Задача 2.

Известны данные о продаже товаров на одном из рынков города:

Товар

Продано товаров

Цена, руб.

апрель

май

апрель

май

А, тыс. кг

Б, тыс. л

В,  тыс. шт.

68

24

20

62

24

16

32

48

240

33

50

264

Определить:

изменение цен в отчетном периоде по сравнению с базисным по каждому виду продукции;

общее изменение цен на реализованную продукцию в относительном и абсолютном выражении;

общее изменение количества реализованной продукции.

Сделать выводы.

 

Задача 3

Известны следующие данные о заработной плате работников по 3 отраслям экономики города:

Отрасль экономики

Заработная плата, руб.

Число работников, чел.

январь

июнь

январь

июнь

Здравоохранение

Образование

Культура

6000

5500

5100

7000

6200

5900

2400

2100

1500

1600

2000

1400

Определить индексы заработной платы переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов.

Задача 4

Для анализа выполнения норм выработки предприятия было проведено 10%-ное механическое повторное выборочное обследование, результаты которого показали следующее распределение рабочих по выполнению норм выработки:

Группы рабочих по выполнению норм выработки, %

Число рабочих, чел.

1. до80

2. 80 – 90

3. 90 – 100

4. 100 – 110

5. более 110

5

19

25

36

15

Итого

100

Определить:

с вероятностью 0,954 возможные пределы, в которых ожидается средний процент выполнения норм выработки по предприятию;

с вероятностью 0.997 возможные пределы доли рабочих, выполняющих нормы выработки на 100% и более, в общей численности предприятия.

Форма контроля и критерии оценки.

 «Отлично» выставляется в случае, если вы решили все задачи верно.

«Хорошо» выставляется в случае, если решение задачи содержит 1-2 неточности или если ответ в задаче открыт не полностью.

«Удовлетворительно» выставляется в случае, если ответы представлены с многочисленными неточностями.

«Неудовлетворительно» -  выставляется в случае, если ответы представлены с грубейшими ошибками.

Литература:

1. Практикум по теории статистики: Учеб. Пособие / под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2001

 

Раздел 5. Статистические показатели.

Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике. Средние величины в статистике.

Самостоятельная работа № 12 Статистические показатели.

Учебная цель: научиться работать с учебником статистики, отбирать нужный материал.

Задания для самостоятельной работы:

Опираясь на учебный материал, информационные ресурсы Интернет-ресурсы рассмотрите следующие вопросы:

1. Назовите виды статистических показателей. Приведите примеры.

2. Что такое абсолютные статистические величины и каково их значение? Приведите примеры абсолютных величин.

3. В каких единицах измерения выражаются абсолютные величины? Приведите примеры.

4. Всегда ли для анализа изучаемого явления достаточно одних абсолютных показателей?

5. Что называется относительными величинами?

6. В какой форме могут быть выражены относительные величины?

7. Какие иды относительных величин вы знаете? Приведите примеры.

 

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Внимательно прочитать текст лекции или соответствующий параграф учебника.

Форма контроля и критерии оценки.

Задание должно быт выполнено в тетради на отдельной странице.

«Отлично» выставляется в случае, если вы ответили на все вопросы правильно.

«Хорошо» выставляется в случае, если ответы содержит 1-2 неточности или если ответ открыт не полностью.

«Удовлетворительно» выставляется в случае, если ответы представлены с многочисленными неточностями.

«Неудовлетворительно» -  выставляется в случае, если ответы представлены с грубейшими ошибками.

Рекомендуемая литература:

1.Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

2. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448 с.

3. Статистика: Учеб. пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. 2-е изд. переработ. и доп. М.: ИНФРА–М, 2002. 384 с.

4. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. 565 с.

5. Статистика: учебно-практическое пособие / М.Г. Назаров, В.С. Варагин, Т.Б. Великанова и др.; под ред. д-ра экон. наук проф., акад. Межд. акад. информ. и РАЕН М.Г. Назарова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.

6. Теория статистики: учебник / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б Шувалова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.

 

Форма отчетности: работа оформляется в рабочих тетрадях.

 

Раздел 5. Статистические показатели.

Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике. Средние величины в статистике.

Самостоятельная работа № 13. Абсолютные и относительные величины в статистике.

Учебная цель: учиться отбирать материал необходимый для создания презентации или сообщения,      анализировать текст на соответствие выбранной теме, подобрать материал об истории развитии статистики, как науки.

Задания для самостоятельной работы:

1. Опираясь на учебный материал, информационные ресурсы Интернет-ресурсы рассмотрите следующие вопросы:

- Принципы  использования  средних  статистических  показателей в экономических исследованиях 

- Взаимосвязь относительных и абсолютных величин и необходимость их совместного применения

- Различие средних и относительных величин

2. Оформите полученные сведения в виде презентации или реферата.

 

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Требования к оформлению:

Реферат оформляется в текстовой или табличной форме в текстовом процессоре Microsoft Word, объемом 15 страниц.

Требования к структуре документа:

1.Титульный лист;

2.Текст (Таблица);

3.Перечень используемых источников.

Рекомендации по оформлению текста см. приложение А.

Форма и метод контроля: защита в устной форме.

Форма контроля и критерии оценки.

Оценка «отлично» выставляется студенту если: оформление и содержание сообще­ние, соответствует предъявляемым требованиям и охватывает ответы на все перечислен­ные вопросы; во время защиты студент свободно ориентируется в вопросах работы.

Оценка «хорошо» выставляется студенту если имеются замечания по оформлению или содержанию сообщения; во время защиты студент свободно ориентируется в вопро­сах работы. А также оценка «хорошо» может быт, выставлена студенту в случае, если оформление и содержание справки, соответствует необходимым требованиям; во время зашиты студент допускаем ошибки и неточности в воспроизведении исследуемого мате­риала.

Опенка «неудовлетворительно» выставляется студенту если работа не выполнена или содержит материал не по указанным вопросам.

Во всех остальных случаях работа оценивается на «удовлетворительно»

 

Рекомендуемая литература:

1. Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

2. Практикум по статистики: учеб: пособие / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с.

3. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448 с.

4. Статистика: Учеб. пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. 2-е изд. переработ. и доп. М.: ИНФРА–М, 2002. 384 с.

5. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. 565 с.

6. Статистика: учебно-практическое пособие / М.Г. Назаров, В.С. Варагин, Т.Б. Великанова и др.; под ред. д-ра экон. наук проф., акад. Межд. акад. информ. и РАЕН М.Г. Назарова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.

7. Теория статистики: учебник / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б Шувалова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.

 

Раздел 5. Статистические показатели.

Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике. Средние величины в статистике.

Самостоятельная работа № 14. Рассчитать относительные показатели динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.

Учебная цель: выработать умения применять теоретические знания на практике.

Задания для самостоятельной работы:

Решить задачи данные в самостоятельной работе.

 

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

1. Ознакомьтесь с методическими указаниями и примерами решения типовых задач в учебнике.

1)      Внимательно прочитайте условие задачи;

2)      Решите задачи.

Требования к работе: работа оформляется в тетради для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы или на отдельных листах в печатном варианте.

Задачи.

 

Задание 1.

Определите относительные величины структуры грузооборота отдельных видов транспорта в 2005г. и относительную величину динамики всех видов транспорта.

Исходные данные:

Грузооборот всех видов транспорта общего пользования.

Млн. тонн

Вид транспорта

2000г.

2005г.

Железнодорожный

265,7

429,4

Морской

119,9

227,7

Речной

128,5

115,8

Трубопроводный

50,3

167,3

Воздушный

38,1

95,5

Автомобильный

-

2,86

 

 

Задание 2. Определите относительные величины, характеризующие соотношения: между инженерами и техниками; между экономистами и статистиами с одной стороны, и плановиками и статистами с другой стороны; между численностью специалистов с высшим образованием и специалистов со средним образованием;

Исходные данные:

Численность специалистов с высшим  и средним образованием на конец года.

Тыс. чел.

№ п/п

Показатели

Численность

1.

Специалистов с высшим образованием, всего

172,5

1.1

Инженеров

103,1

1.2.

Экономистов-статистов

69,4

2.

Специалистов со средним образованием, всено

273,1

2.1.

Техников

154,5

2.2.

Плановиков-статистов

118,6

 

Задание 3. Определите общий выпуск тетрадей в условно- натуральном виде (в пересчете на 12- листов).

Исходные данные:

За отчетный период фабрика выпустила тетрадей: 12-листов— 57200 шт., 24- листа— 23750 шт., 60- листов—17297 шт., 94- листов —17253 шт.

 

Задание 4. Определите относительную величину выполнения плана по отпуску товарной продукции, относительную величину выполнения плана  по средней численности работающих, показатель изменения фактического выпуска продукции на одного работающего по сравнению с плановым.

Исходные данные:

По плану комбинат должен был выполнить в отчетном году товарной продукции на 60000 грн. при средней численности работающих 2000 чел. Фактически комбинат выпустил товарной продукции на 62000 грн. при средней численности 1950 чел.

 

Форма контроля и критерии оценки.

 «Отлично» выставляется в случае, если вы решили все задачи верно.

«Хорошо» выставляется в случае, если решение задачи содержит 1-2 неточности или если ответ в задаче открыт не полностью.

«Удовлетворительно» выставляется в случае, если ответы представлены с многочисленными неточностями.

«Неудовлетворительно» -  выставляется в случае, если ответы представлены с грубейшими ошибками.

Литература:

1. Практикум по теории статистики: Учеб. Пособие / под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 6. Ряды динамики в статистике

Тема 6.1.  Виды и методы анализа рядов динамики.

Самостоятельная работа № 15. Ряды динамики в статистике.

Учебная цель: научиться работать с учебником статистики, отбирать нужный материал.

Задания для самостоятельной работы:

Опираясь на учебный материал, информационные ресурсы Интернет-ресурсы рассмотрите следующие вопросы:

1. Дайте определение ряда динамики. Из каких элементов он состоит и каков их смысл?

2. Какие существуют виды рядов динамики?

3. Какие динамические ряды называются моментными и почему их уровни нельзя суммировать? Приведите примеры.

4. Какие ряды динамики называются интервальными и почему их уровни можно суммировать? Приведите примеры.

5. Назовите важнейшее условие правильного построения динамического ряда.

6. Каковы причины возникновения несопоставимости динамических рядов?

7. Как исчисляется средняя для интервального ряда?

8. Как исчисляется средняя для моментного ряда?

9. Что характеризуют показатели абсолютного прироста и как они исчисляются?

10. Что представляет собой темп роста? Как он исчисляется?

11. Какая существует взаимосвязь между последовательными цепными коэффициентами роста и базисным коэффициентом роста за соответствующий период? Каково практическое применение этой взаимосвязи?

12. Что показывает абсолютное значение одного процента прироста и как оно исчисляется?

13. Чему равен средний абсолютный прирост?

14. По какой формуле исчисляется средний теп роста?

15. Как исчисляется средний темп прироста7

16. В чем сущность метода укрупнения интервалов и для чего он применяется?

17. Как производится сглаживание рядов динамики способом скользящей средней? В чем достоинства и недостатки этого метода?

 18. В чем сущность метода аналитического выравнивания динамических рядов?

19. Как определяется тип уравнения тенденции динамики?

20. Охарактеризуйте технику выравнивания ряда динамики по прямой.

21. Что такое экстраполяция и интерполяция рядов динамики?

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Внимательно прочитать текст лекции или соответствующий параграф учебника.

Форма контроля и критерии оценки.

Задание должно быт выполнено в тетради на отдельной странице.

«Отлично» выставляется в случае, если вы ответили на все вопросы правильно.

«Хорошо» выставляется в случае, если ответы содержит 1-2 неточности или если ответ открыт не полностью.

«Удовлетворительно» выставляется в случае, если ответы представлены с многочисленными неточностями.

«Неудовлетворительно» -  выставляется в случае, если ответы представлены с грубейшими ошибками.

Рекомендуемая литература:

1.Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

2. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448 с.

3. Статистика: Учеб. пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. 2-е изд. переработ. и доп. М.: ИНФРА–М, 2002. 384 с.

4. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. 565 с.

 

Форма отчетности: работа оформляется в рабочих тетрадях.

 

Раздел 6. Ряды динамики в статистике

Тема 6.1.  Виды и методы анализа рядов динамики.

Самостоятельная работа № 15. Виды и методы анализа рядов динамики.

 

Учебная цель: учиться отбирать материал необходимый для создания презентации или сообщения,      анализировать текст на соответствие выбранной теме, подобрать материал.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Опираясь на учебный материал, информационные ресурсы Интернет-ресурсы рассмотрите следующие вопросы:

Виды и методы анализа рядов динамики.

2. Оформите полученные сведения в виде презентации или сообщения.

 

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Требования к оформлению:

Сообщение оформляется в текстовой или табличной форме в текстовом процессоре Microsoft Word, объемом 2-3 страницы.

Требования к структуре документа:

1.Титульный лист;

2.Текст (Таблица);

3.Перечень используемых источников.

Рекомендации по оформлению текста см. приложение А.

Требования к оформлению презентации см. Приложение Б.

Форма и метод контроля: защита в устной форме.

Форма контроля и критерии оценки.

Оценка «отлично» выставляется студенту если: оформление и содержание сообще­ние, соответствует предъявляемым требованиям и охватывает ответы на все перечислен­ные вопросы; во время защиты студент свободно ориентируется в вопросах работы.

Оценка «хорошо» выставляется студенту если имеются замечания по оформлению или содержанию сообщения; во время защиты студент свободно ориентируется в вопро­сах работы. А также оценка «хорошо» может быт, выставлена студенту в случае, если оформление и содержание справки, соответствует необходимым требованиям; во время зашиты студент допускаем ошибки и неточности в воспроизведении исследуемого мате­риала.

Опенка «неудовлетворительно» выставляется студенту если работа не выполнена или содержит материал не по указанным вопросам.

Во всех остальных случаях работа оценивается на «удовлетворительно»

 

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1.Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

2. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448 с.

3. Статистика: Учеб. пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. 2-е изд. переработ. и доп. М.: ИНФРА–М, 2002. 384 с.

4. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. 565 с.

5. Статистика: учебно-практическое пособие / М.Г. Назаров, В.С. Варагин, Т.Б. Великанова и др.; под ред. д-ра экон. наук проф., акад. Межд. акад. информ. и РАЕН М.Г. Назарова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.

6. Теория статистики: учебник / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б Шувалова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.

 

 

 

 

 

Раздел 6. Ряды динамики в статистике

Тема 6.1.  Виды и методы анализа рядов динамики.

Самостоятельная работа № 16. Решение задач на построение таблиц и графиков. На основании моментного ряда динамики определить сезонные и случайные колебания, построить тренд, проанализировать проделанные расчеты.

Учебная цель: выработать умения применять теоретические знания на практике.

Задания для самостоятельной работы:

Решить задачи данные в самостоятельной работе.

 

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

1. Ознакомьтесь с методическими указаниями и примерами решения типовых задач в учебнике.

1)      Внимательно прочитайте условие задачи;

2)      Решите задачи.

Требования к работе: работа оформляется в тетради для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы или на отдельных листах в печатном варианте.

Задачи.

 

Задание 1. Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни ряда и недостающие базисные показатели ряда динамики в таблице:

Год

Выпуск продукции, ед.

Базисные показатели динамики

абсолютный прирост, ед.

темп роста, %

темп прироста, %

2000

55,1

-

100,00

-

2001

 

2,8

 

 

2002

 

 

110,3

 

2003

 

 

 

14,9

2004

 

 

 

17,1

2005

 

 

121,1

 

2006

 

13,5

 

 

2007

 

 

 

25,4

2008

 

14,0

 

 

Задание 2. Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни ряда и недостающие цепные  показатели ряда динамики в таблице:

Год

Выпуск продукции, ед.

Цепные показатели динамики

абсолютный прирост, ед.

темп роста, %

темп прироста, %

абсолютное значение 1% прироста, ед.

2003

92,5

 

 

 

 

2004

 

4,8

 

 

 

2005

 

 

104,0

 

 

2006

 

 

 

5,8

 

2007

 

 

 

 

 

2008

 

7,0

 

 

1,15

Задание 3. Произведите выравнивание ряда динамики по среднему абсолютному приросту и среднему темпу роста. Для расчетов используйте таблицу 9. Сделайте выводы.

Таблица 9

Выравнивание ряда динамики по среднему абсолютному приросту и среднему темпу роста

Год

Выпуск продукции, ед.

Порядковый номер года ()

Выровненные значения выпуска продукции, ед.

по среднему абсолютному приросту

по среднему темпу роста

2000

55,1

0

 

 

2001

57,9

1

 

 

2002

60,8

2

 

 

2003

63,3

3

 

 

2004

64,5

4

 

 

2005

66,7

5

 

 

2006

68,6

6

 

 

2007

69,1

7

 

 

2008

69,1

8

 

 

Задание 4. В 2008 г. произошло укрупнение фирмы за счет присоединения к ней нескольких частных предприятий. Приведите уровни следующего ряда динамики, характеризующие численность работников формы к сопоставимому виду, чел.:

 

2004

2005

2006

2007

2008

Численность работников фирмы до объединения

346

347

353

-

-

Численность работников после объединения

-

-

723

731

745

 

 

 

Приложение А

Рекомендации по оформлению текста:

Размер бумаги   А4 (210x297мм)

Параметры страницы

Поля: верхнее   2 см: нижнее – 2 см; левое- 3 см; правое-1,5см.

Тип шрифта: Times New Roman. Шрифт основного текста: обычный, размер 14 пт;

Шрифт заголовков разделов: полужирный, размер 16 пт;

Шрифт заголовков подразделов: полужирный, размер 14 пт;

Заголовки без нумерации форматируются по центру, нумерованные заго­ловки форматируются по ширине страницы

Межстрочный интервал: одинарный: межсимвольный интервал: обычный. Нумерация страниц: внизу страницы; от центра.

При написании справки, можно использовать как рекомендуемую литературу, так и ресурсы.

 

Приложение Б

 

Требования к оформлению самостоятельной работы в виде презентаций:

Презентация должна содержать не более 15 слайдов. В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для соз­дания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

 

Оформление слайдов:

 

Стиль

- Соблюдайте единый стиль оформления

-   Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

-   Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

- Для фона предпочтительны холодные тона

Использо­вание цвета

-   На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фо­на, один для заголовка, один для текста.

-   Для фона  текста используйте контрастные цвета.

-   Обратите внимание на цвет Гиперссылок (до и после использования). Таблица сочетаемости цветов в приложении.

Анимаци­онные    эф­фекты

-   Используйте возможности компьютерной анимации для представления инфор­мации на слайде.

-   Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не долж­ны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

 

Представление информации:

 

Содержание информации

-  Используйте короткие слова и предложения.

-  Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

-  Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположе­ние    инфор­мации      

на странице

-   Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

-   Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

-    Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

-   Для заголовков   не менее 24.

-   Для информации не менее 18.

-   Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

-   Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

-   Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы

вы­деления  

ин­формации

Следует использовать:

-   рамки: границы, заливку;

-   штриховку, стрелки;

-   рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем    

ин­формации

- Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

-   Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты ото­бражаются но одному на каждом отдельном слайде.

Вилы    слай­дов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

• с текстом;

• с таблицами;

• с диаграммами.

При создании презентации, можно использовать рекомендуемую литературу, так и ресурсы Интернет

 

Приложение  В

 

Образец оформления конспекта

 

 

КОНСПЕКТ

 

«Наименование конспекта»

выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания

 

План (схема простого плана):

1.

2.

3.

4.

План (схема сложного плана):

1. ________________________;

    ________________________:

а) _____________________;

б) _____________________;

в) _____________________.

1.2. _______________________:

а) _____________________;

б) _____________________.

2. ________________________.

2.1. __________________ и т.д.

 

(далее раскрываются вопросы плана)

1.

1.1.

1.2.

2.

2.1.


 

Министерство образования Оренбургской области

Министерство образования Оренбургской области

Рассмотрено на заседании МК профессионального цикла

Рассмотрено на заседании МК профессионального цикла

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Содержание Введение 1

Содержание Введение 1

Введение Одной из важнейших стратегических задач современного обучения является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов

Введение Одной из важнейших стратегических задач современного обучения является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов

Цели, основные виды самостоятельной работы

Цели, основные виды самостоятельной работы

Виды самостоятельной работы и формы отчетности и контроля

Виды самостоятельной работы и формы отчетности и контроля

Раздел 6. Ряды динамики в статистике

Раздел 6. Ряды динамики в статистике

Порядок выполнения самостоятельной работы

Порядок выполнения самостоятельной работы

Раздел 1. Введение в статистику

Раздел 1. Введение в статистику

Раздел 1. Введение в статистику

Раздел 1. Введение в статистику

Раздел 2. Статистическое наблюдение

Раздел 2. Статистическое наблюдение

Инструкция по выполнению самостоятельной работы 1

Инструкция по выполнению самостоятельной работы 1

Всесоюзная перепись населения 1979 года 21

Всесоюзная перепись населения 1979 года 21

Раздел 2. Статистическое наблюдение

Раздел 2. Статистическое наблюдение

Раздел 3. Сводка и группировка статистических материалов

Раздел 3. Сводка и группировка статистических материалов

Раздел 3. Сводка и группировка статистических материалов

Раздел 3. Сводка и группировка статистических материалов

Раздел 3. Сводка и группировка статистических материалов

Раздел 3. Сводка и группировка статистических материалов

Инструкция по выполнению самостоятельной работы 1

Инструкция по выполнению самостоятельной работы 1

Задания для самостоятельной работы: 1

Задания для самостоятельной работы: 1

Определить индексы заработной платы переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов

Определить индексы заработной платы переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов

Удовлетворительно» выставляется в случае, если ответы представлены с многочисленными неточностями

Удовлетворительно» выставляется в случае, если ответы представлены с многочисленными неточностями

Опенка «неудовлетворительно» выставляется студенту если работа не выполнена или содержит материал не по указанным вопросам

Опенка «неудовлетворительно» выставляется студенту если работа не выполнена или содержит материал не по указанным вопросам

Исходные данные: Численность специалистов с высшим и средним образованием на конец года

Исходные данные: Численность специалистов с высшим и средним образованием на конец года

Раздел 6. Ряды динамики в статистике

Раздел 6. Ряды динамики в статистике

Раздел 6. Ряды динамики в статистике

Раздел 6. Ряды динамики в статистике

Раздел 6. Ряды динамики в статистике

Раздел 6. Ряды динамики в статистике

Задание 4. В 2008 г. произошло укрупнение фирмы за счет присоединения к ней нескольких частных предприятий

Задание 4. В 2008 г. произошло укрупнение фирмы за счет присоединения к ней нескольких частных предприятий

Содержание информации -

Содержание информации -

2.1. __________________ и т.д. (далее раскрываются вопросы плана) 1. 1.1. 1.2. 2. 2.1.

2.1. __________________ и т.д. (далее раскрываются вопросы плана) 1. 1.1. 1.2. 2. 2.1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2020