Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор повышения конкурентоспособности выпускников
Оценка 4.7
Лекции +4
docx
администрации
Взрослым
28.01.2018
Изменение социально-экономических условий в современном обществе, переход к рынку привели к тому, что значительно повысились требования к уровню и качеству подготовки специалиста в образовательных учреждениях СПО. Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, то есть быть конкурентоспособным на рынке труда. Вследствие этого в системе среднего образования стоит задача не просто научить студентов тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Требования современного образования диктуют необходимость обеспечения самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.
доклад.docx
Екiбастұз гуманитарлық техникалық колледжі
Екибастузский гуманитарнотехнический колледж
Доклад
На тему: Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как
фактор повышения конкурентоспособности выпускников
Подготовила
Демченко Т.В. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор повышения
конкурентоспособности выпускников
Изменение социальноэкономических условий в современном обществе, переход к
рынку привели к тому, что значительно повысились требования к уровню и качеству
подготовки специалиста в образовательных учреждениях СПО. Современный профессионал
должен обладать такими качествами,
деловитость,
предприимчивость, инициативность, самостоятельность, то есть быть конкурентоспособным
на рынке труда. Вследствие этого в системе среднего образования стоит задача не просто
научить студентов тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на
протяжении всей жизни.
как целеустремленность,
Требования современного образования диктуют необходимость обеспечения
самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со
стороны преподавателей.
Образовательные стандарты обязывают преподавателей учить студентов работать
самостоятельно, добывать знания, расширять свой кругозор, стремиться к истине в науке и
практике. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены
доступом к сети Интернет.
Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной
программы СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее
сложной формой организации учебного процесса, требующей современной материально
технической базы, соответствующего теоретического, психологопедагогического и научно
методического сопровождения, соблюдения интересов работодателей и образовательного
учреждения, а также потребностей студентов в самореализации.
Велика роль самостоятельной работы в повышении качества учебного процесса.
Известно, что знание, которое приобретается в процессе самостоятельной деятельности,
усваивается значительно лучше, чем то, которое сообщается преподавателем как готовое.
При планировании самостоятельной работы следует определить, с какой целью
выполняется самостоятельная работа.
Такими целями должны быть:
закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний и практических
умений, полученных во время аудиторных занятий;
самостоятельное овладение учебным материалом;
формирование умений использовать правовую, справочную документацию и
специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы,
самостоятельности, ответственности и организованности;
развитие исследовательских умений.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная;
внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется под непосредственным руководством
преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без
его непосредственного участия. В государственных образовательных стандартах образования
на внеаудиторную самостоятельную работу отводится не менее трети от объема времени,
запланированного на каждую изучаемую дисциплину.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит
отражение: в рабочем учебном плане в целом по теоретическому обучению, каждому из блоков дисциплин, по каждой дисциплине; в рабочих программах дисциплин с
ориентировочным распределением по разделам или темам.
Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу
по каждой дисциплине, осуществляется преподавателем учебной дисциплины. Подготовка
внеаудиторной самостоятельной работы происходит в соответствии с рекомендуемыми
видами заданий, согласно примерной и рабочей программам учебной дисциплины.
Самостоятельная работа требует совершенствования методов и форм организации труда
студентов, правильного определения объема и вида самостоятельных знаний, форм их
контроля, учета покурсовой динамики профессиональной подготовки специалистов.
Эффективность самостоятельной работы студентов зависит от условий организации,
мотивации к ее выполнению, содержания заданий, формы выполнения.
Перед всеми преподавателями стоит задача правильно организовывать
самостоятельную работу студентов. Организация включает, прежде всего, методическое
обеспечение в виде четких заданий на самоподготовку с конкретными способами их
выполнения. Здесь особенно важна индивидуализация самостоятельной работы.
Важно обучение студентов работе с книгой, публикацией, конспектированию, приемам
запоминания, планированию, организации и реализации самостоятельной работы во
внеаудиторное время.
Чем раньше студенты овладеют методами работы с учебной литературой, тем быстрее
они начнут ориентироваться в большом количестве новой информации, тем быстрее
проявятся их самостоятельность, активность и инициативность такие важные
профессиональные качества личности формируются в процессе самостоятельной работы.
Для развития учебнопознавательной активности студентов в колледже используются
разнообразные формы внеаудиторной работы.
Основные виды организации, руководства и контроля внеаудиторной самостоятельной
работы студентов
Вид самостоятельной работы
Проработка конспектов
лекций
Составление опорных
конспектов
(конспектирование учебников,
учебных пособий)
Реферирование
дополнительной литературы
Поиск информации по теме
Способы руководства со стороны
преподавателей
Составление электронных
конспектов лекций
Составление списка
рекомендуемой литературы.
Разработка методических
указаний
Разработка тем рефератов,
подбор литературных источников
Составление списка литературы
Формы контроля
Устный опрос, диктант,
письменные работы
Семинар
Защита реферата
Доклад, письменное
оформление, использование для
решения поставленной
проблемы
Доклад, схемы, таблицы,
графики, мультимедийные
презентации
Проверка
Проверка
Консультация
Разработка вариантов заданий,
консультация
Консультация
Систематизация примененных
знаний и наглядное их
представление
Выполнение индивидуальных
домашних заданий
Моделирование разных видов
профессиональной
деятельности
Подготовка к практическим
занятиям (промежуточному,
Разработка контрольных заданий,
тестов, ситуационных задач
Устный опрос, тестирование,
решение ситуационных задач текущему и итоговому
контролю)
Выполнение творческих работ
Разработка рекомендаций
Оформление выставки
Высокий уровень познавательной активности и самостоятельности студентов
проявляется в ходе выполнения ими учебноисследовательской работы. Подготовка доклада,
сообщения, реферата к выступлению, составление тематических кроссвордов способствуют
углублению знаний по предмету, закреплению изученного материала. Задача преподавателя
предоставить каждому студенту возможность выбора своей темы, своего задания.
При выполнении таких форм внеаудиторной самостоятельной работы студенты
осуществляют поиск, отбор и обработку информации, а создание компьютерной презентации
к докладам требует от них навыков использования информационных технологий.
Реализации компетентностноориентированного образования, систематизации и
закреплению теоретических знаний и практических умений по дисциплине, развитию навыков
самостоятельной и творческой деятельности способствует курсовое проектирование как один
из эффективных видов самостоятельной работы студентов. Это целиком самостоятельная
работа студентов; роль преподавателя сводится к созданию банка тематики курсовых работ,
предоставлению студенту права выбора темы и консультированию в ходе написания курсовых
работ. Таким образом, педагог выступает как консультант, организатор среды обучения.
Еще одним шагом на пути формирования у студентов навыков самостоятельной и
творческой работы является производственная практика, которая проводится в
соответствующих организациях и на предприятиях в зависимости от профиля специальности.
Во время практики студенты углубляют, расширяют свои теоретические знания по
дисциплине,
овладевают основными видами
профессиональной деятельности, совершенствуют этические аспекты общения с персоналом.
По завершении теоретического и практического обучения студенты выходят на
квалификационную практику, где закрепляют и совершенствуют полученные знания,
приобретают опыт самостоятельной работы по специальности.
приобретают практические навыки,
Повышение качества подготовки специалистов связано с осуществлением
индивидуального подхода к развитию творческой активности в процессе организации
самостоятельной работы. В связи с этим возрастает роль преподавателя как организатора
познавательной деятельности студентов, способного не только методически обеспечить их
учебный труд, но и раскрыть творческий потенциал будущих специалистов, формировать
способность самостоятельно овладевать принципами своей будущей деятельности.
Таким образом, интенсификация и повышение эффективности формирования у
студентов самостоятельной и творческой работы требуют:
активизации взаимоотношений преподавателя и студента;
использования диалога между преподавателем и будущим специалистом;
использования творческих
нетрадиционных форм и методов обучения;
возможностей традиционных
и освоения
соответствующей организации учебного процесса;
связи с будущими работодателями;
развития материальнотехнической базы подготовки будущих специалистов.
Список используемой литературы:
1. Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы:
концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2012. № 5. – С.1826.
2. Колеватова Т.А. Самостоятельная работа студентов при изучении специальных
дисциплин /Т.А.Колеватова, преподаватель ОрловоВятского сельскохозяйственного
колледжа //Среднее профессиональное образование. Приложение. 2014. №8. – С.1826. 3. Митрюхина Л.Н. Самостоятельная работа как фактор развития познавательной
деятельности учащихся // Народная асвета. 2011.№5.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор повышения конкурентоспособности выпускников
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор повышения конкурентоспособности выпускников
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор повышения конкурентоспособности выпускников
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор повышения конкурентоспособности выпускников
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор повышения конкурентоспособности выпускников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.