Внедрение дистанционного обучения в системе LMS Moodle.

  • docx
  • 02.10.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья ЖГУ Тукенова.docx

 УДК 378.147 ББК 74.04.

Внедрение дистанционного обучения в системе LMS Moodle.

Тукенова Н.И., Угимханова А., Ерболова Д., Канияхметова А., Тасибеков Т.

Жетысуский университет им. И.Жансугурова, г. Талдыкорган

E-mail: t.natalia_66@mail.ru

 

Аннотация

Совершенствование учебного процесса в современных условиях происходят в следующих направлениях: переход на непрерывную образовательную технологию, применение информационных технологий в образовательном процессе. Появление новой формы дистанционного обучения коренным образом изменило представление об организации учебного процесса в целом. Применение современных образовательных технологий позволяет за короткие сроки  увеличить число обслуживаемых студентов университета на десятки и даже сотни тысяч.

В условиях повсеместной информатизации необходимы интерактивные формы взаимодействия, охватывающие большой контингент учащихся, обеспечивающие мобильность преподавательского состава.

Единственной формой соответствующей этим требованиям выступает дистанционное обучение, представленное в виде целого ряда технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Ключевые слова: электронное обучение, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), дистанционно-образовательные технологии.

Аннотация

Қазіргі кездегі Қазақстанның жоғары оқу орындарындағы оқу процесінің дамуы келесі бағыттар бойынша жүреді: білім беру әдістерін дараландыру, үздіксіз білім беру технологиясына көшу, оқу үрдісінде ақпараттық технологияны қолдану. Қашықтықтан оқытудың жаңа формасының пайда болуы тұтастай алғанда оқу процесін ұйымдастыру идеясын түбегейлі өзгертті. Заманауи білім беру технологияларын қолдану бізге қызмет көрсетілетін университет студенттерінің санын көбейтуге мүмкіндік береді.

Кеңінен ақпараттандыру жағдайында студенттердің үлкен контингентін қамтитын, оқытушылар құрамының ұтқырлығын қамтамасыз ететін өзара әрекеттесудің интерактивті формалары қажет.

Бұл талаптарға жауап беретін бірден-бір формасы - бұл студенттерге оқылған материалдың негізгі бөлігін жеткізуді қамтамасыз ететін, оқу процесінде студенттер мен оқытушылар арасындағы интерактивті өзара әрекеттесуді қамтамасыз ететін қашықтықтан оқыту, студенттерге оқылған материалды, сонымен қатар оқу процесінде өз бетінше жұмыс істеуге мүмкіндік беру.

Тірек сөздер: электронды оқыту, ақпараттық және байланыс технологиялары, қашықтықтан оқыту технологиялары.

Annotation 

The development of educational processes in the universities of Kazakhstan in modern conditions occur in the following areas: individualization of educational methods, the transition to a continuous educational technology, the use of information technology in the educational process. The emergence of a new form of distance learning has fundamentally changed the idea of organizing the educational process as a whole. The use of modern educational technologies allows to increase the number of university students served.

In the context of widespread informatization, interactive forms of interaction are needed, covering a large contingent of students, ensuring the mobility of the teaching staff.

The only form that meets these requirements is distance learning, presented in the form of a number of technologies that ensure that students deliver the bulk of the material studied, interactive interaction between students and teachers in the learning process, providing students with the opportunity to work independently to master the material studied, as well as in the learning process.

Keywords: e-learning, information and communication technology (ICT), distance learning technologies.

Успешное развитие дистанционного обучения, которое  связано с решением ряда вопросов таких как: развитие инфраструктуры для электронного обучения: разработка новых методик и обучения и комплексов программ поддержки единого информационного пространства: разработка электронных курсов: тренинг студентов по использованию средств электронного обучения  для обучения.

Электронное обучение включает в себя применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые потенциально могут быть использованы в образовании.

Основными принципами электронного обучения являются:

- гибкость процесса обучения(доступ к обучению в любое время);

- доступность обучения и учебных материалов(доступ к обучению в любом месте);

- адаптивность учебного материала в зависимости от требований и уровня знаний потребителей.

С практической точки зрения электронное обучение выглядит следующим образом:

-студенты и преподаватели  имеют регистрационные данные для доступа к системе электронного обучения;

- в системе электронного обучения студентам доступны электронные учебные курсы по изучаемым дисциплинам, включающие в себя аудио-, видео-, слайд-, и текстово-графические лекции; лабораторно-практические занятия; индивидуальные(домашние) задания (эссе, рефераты, задачи идр.); видеоролики; анимации; глоссарии.

- к каждой дисциплине разработан комплект промежуточных(по каждой теме) и итоговых тестов:

-студенты и преподаватели используют все возможные средства коммуникаций для общения (электронная почта, чат, форум, видео-уроки).

Организация учебного процесса осуществляется с применением современных образовательных технологий, основанных на использовании Интернета для обеспечения доступа студента к образовательным ресурсам, а также систем пробного тестового контроля знаний.

При внедрении дистанционных образовательных технологий определяются цели:

- исследование возможностей дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования;

-определение комплекса организационно-педагогических условий, способствующих эффективному внедрению дистанционных образовательных технологий в учебный процесс;

- создание модели организации учебного процесса на основе внедрения дистанционных образовательных технологий.

Разработки дистанционных курсов основанные на государственных стандартах Республики Казахстан и составлением с учетом опыта европейских университетов – лидеров в области электронного обучения.

Внедрение дистанционных образовательных технологий включает в себя:

1. Формирование базы данных ДОТ и приложении для работы с ней (студентов, тьюторов).

2. Организация аудиторных и дистанционных занятий по ДОТ с методистами факультетов и кафедрами.

3. Организация непрерывного технического контроля дистанционного обучения (создание централизованной электронной почты на почтовом сервере Gmail.com с пересылкой в отдел ДОТ).

4. Создание условий для максимальной индивидуализации обучения в системе ДОТ.

5. Систематическое обновление информации на странице дистанционного обучения.

6. Разработка расписания консультаций, проводимых с использованием технологий дистанционного обучения (кафедрами).

7. Проведение уроков дистанционного обучения в рамках сетевого взаимодействия в системе ДОТ.

8. Планирование новых направлений внедрения новых информационных технологий в учебный процесс.

9. Проводить постоянный мониторинг процесса внедрения дистанционной технологии обучения

Ожидаемые результаты внедрения дистанционных образовательных технологий:

1. Повышение компетентности преподавателей в применении новых информационных технологий в учебном процессе.

2. Создание основы для творческого подхода педагогического коллектива к процессу подачи знаний с учетом всех инноваций, происходящих в образовательном пространстве.

3. Выработка рекомендаций по применению новой технологии.

4. Качество знаний студентов обучающихся по ДОТ по всем дисциплинам превышает качество знаний студентов обучающихся по традиционной системе.

Используя дистанционное образование, студент получает возможность:

• Получить доступ к учебно-методическим комплексам дисциплин;

• Задать вопрос преподавателю (тьютору) и получить консультацию;

Отправить контрольную (курсовую) работу (в том числе в электрон • ном варианте) и получить рецензию преподавателя;

• Пройти контроль знаний, сдав пробный тест в системе ДОТ. (Открытый доступ к экзаменационным вопросам);

• Узнать расписание сессии (календарь в системе ДОТ и объявления на главной странице сайта);

• Просматривать новостной форум, содержащий информацию об организации учебного процесса (комментарий);

• Получить доступ к электронной библиотеке ЖГУ;

• Общаться со студентами и преподавателями в режиме on-line. (ссылки на электронную почту и чат).

В качестве системы для организации дистанционного обучения ЖГУ имени И. Жансугурова, была выбрана LMS Moodle.

Moodle – это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания качественных дистанцион ных курсов. Этот программный про дукт используется более чем в странах мира университетами, шко лами, компаниями и независимыми преподавателями. По своим возможно стям Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими систе мами управления учебным процессом, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытых исходных кодах - это дает возможность "заточить" ее под особенности каждого образовательного проекта, дополнить новыми сервисами.

Преимущества Moodle:

• распространяется в открытом исходном коде - возможность “настройки” под особенности конкретного образовательного проекта, раз работки дополнительных модулей, интеграции с другими системами;

• широкие возможности для коммуникации: обмен файлами любых форматов, рассылка, форум, чат, возможность рецензировать работы обучающихся;

• возможность использовать кредитную систему оценивания (балльную);

• полная информация о работе обучающихся (активность, время и содержание учебной работы, портфолио);

• программные интерфейсы обеспечивают возможность работы людям разного образовательного уровня, разных физических возможностей (включая инвалидов), с использованием разных языков обучения (казахский, русский, английский и немецкий).

В процессе разработки системы дистанционного образования используется модульная система отображения курсов.

Для реализации сетевой технологии дистанционного обучения организация образования должна иметь:

- информационно-образовательный портал;

- оборудование имеющие выход в телекоммуникационную сеть;

- тьюторские классы, электронные читальные залы и электронные библиотеки;

- сетевой учебный мультимедиа контент;

- сетевые тестирующие комплексы;

- сетевые системы управления учебным контентам;

-учебный, учебно-познавательный и технический персонал, прошедший квалификацию по ДОТ.

Информационно-образовательный портал должен удовлетворять требованиям веб-сайта организации образования реализующий ДОТ и дополнительно содержать модуль.

Модуль ДО должен содержать:

- систему авторизации (определение доступа и прав пользователя);

- систему управления ролевым доступом;

- средства защиты при сбоях и авариях;

- средства защиты от вредоносных программ;

- средства протоколирования работы пользователя;

- развитую систему управления контентом;

- систему формирования управления контингентом;

- систему тестирования.

В раздел «Дидактические средства дистанционного обучения» входит обязательный комплект ЭУМКД, типовой учебной программы, рабочей учебной программы, включающей содержание предметов, КТП, список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), модульное разбиение курса, график проведения дистанционных консультаций;

- электронного курса лекций;

- материалов практических и семинарских занятий;

- лабораторного практикума (заданий, примеров, методических указаний);

-заданий для самостоятельной работы студента и самостоятельной работы под руководством преподавателя;

-материалов по организации рубежного контроля (контрольных работ, тестовых заданий, индивидуальных заданий и др.);

-материалов по организации итогового контроля (тестовых экзаменационных заданий, вопросов к экзамену, билетов, экзаменационных контрольных работ).

Дополнительный комплект включает методические указания по выполнению курсовых работ, компьютерные программы обучающего характера: тренажеры, репетиторы, справочно-методические материалы, мультимедийные варианты исполнения учебных и учебно-методических пособий и прочие материалы, помогающие усвоению учебных материалов дисциплины.

В контактные часы входят: консультации, контрольные мероприятия:

0экзамен, защита лабораторных работ, рефератов, курсовых, проектов, итоговая государственная аттестация. Консультация преподавателя (синхронная и асинхронная) – обязательное условие выполнения дистанционного обучения. Вуз дистанционного обучения осуществляет подготовку материалов текущей, промежуточной и итоговой аттестации и обеспечивает ими каждого обучающего. Для лиц, поступающих на дистанционную форму обучения до начала учебных занятий вуз проводит вводный курс обучения по ознакомлению с технологиями и системой ДО.

На сегодняшний день существует немало университетов, продвигающих технологию дистанционного образования.

В процессе внедрения дистанционного образования и учебный процесс возникает необходимость разработки новых методологий разработки учебных курсов, с помощью которых обеспечивался бы заданный уровень качества предоставляемых образовательных услуг.

Список литературы

1.                      Данаева Н.Г.Ахмед-Заки Д.Ж, Мансурова М.Е., Пыркова А.Ю  E-LEARNING  в сфере образования IT образования учебно-методическое пособие Алматы, 2014 с.5-8

2.                      N.I. Tukenova, R.G. Ramazanov, M.L. Gruzdeva, T.Zh. Baydildinov, Sh.A. Naubetova ’ was reviewed by experts in this research area and accepted by the board of ‘Blue Eyes Intelligence Engineering and Sciences Publication’ which has published in ‘International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering (IJITEE)’, ISSN: 2278–3075 (Online), Volume-8 Issue-10, August 2019, Page No.:3614-3616


 

3.