Г.В. Зайцева, учитель экономики
МБОУ «лицей № 120 г. Челябинска ст. преподаватель кафедры экономики
ЧОУ ВО «ЧИЭП им. М. В. Ладошина», г. Челябинск
ВНЕДРЕНИЕ НАЛОГА НА КРУПНОЕ СОСТОЯНИЕ, КАК СПОСОБ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОГО ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ В
СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ
Проблема расслоения общества по социально-экономическому признаку в последнее время становится всё более актуальной. В рамках государственного регулирования экономики налоговое реформирование может стать эффективным решением для реализации одного из основных принципов налогообложения — принципа социальной справедливости.
Великий финансист С.Ю. Витте еще в 1902 году писал о том, что налоги должны взиматься по прогрессивной ставке. Он приводил простейший пример, который в современном значении можно интерпретировать следующим образом: если с дохода в 10 000 рублей заплатить налог в размере 13 %, то у налогоплательщика останется небольшая сумма в размере 8700 рублей. Если же заплатить налог от суммы дохода 100 000, то денежные средства останутся у налогоплательщика в большем размере — 87 000. Таким образом, выплаченная сумма в размере 13 % в каждом отдельном случае единой процентной выплаты получает совершенно разное суммовое значение в остаточном показателе. Так Витте, давая уроки потенциальному наследнику российского престола, формировал его мнение о социальной справедливости в системе налогообложения. Уже в начале ХХ века, прогрессивный финансист осознавал необходимость внедрения соответствующей системы налогообложения для развития общества [5].
Введение системы налогообложения в 1991 году после длительного безналогового периода, предполагало применение прогрессивной ставки подоходного налога. Неудача, а, возможно, и провал системы новейшего российского налогообложения состоит не в применении прогрессивной ставки именно по подоходному налогу, именно на начальном этапе налогообложения после 70летнего перерыва в налогообложении вообще. Вероятно, вся система налогообложения, которая предполагала общую выплату налогов на 1 рубль прибыли в размере 1 рубля 5 копеек, в условиях отсутствия соответствующего законодательства, не могла решить проблемы наполнения бюджета.
Введение налога на доходы физических лиц (НДФЛ), согласно положений Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)[1], предоставило новые возможности для предпринимателей. Усредненная ставка НДФЛ в размере 13 % давала новые возможности для легализации теневого бизнеса. Одновременное введение Единого социального налога (ЕСН), ставка которого стала существенно ниже, чем до этого были ставки платежей во внебюджетные фонды.
Проведенные изменения по налогообложению заработной платы и наполнения внебюджетных фондов позволили за почти десять лет практически сформировать выплаты заработной платы в реальном исчислении, как «белой» системы оплаты работников. Незаконные («черные», «серые») доходы превратились в «белые», с уплатой НДФЛ. Кроме того, не единожды были выведены, из теневого товарооборота состояния богатых людей, были проведены и налоговые амнистии, позволившие легализовать доходы некоторым особо богатым, немногочисленным слоям российского общества.
Реальное наполнение внебюджетных фондов показало необходимость совершенствования систем пенсионного, социального, медицинского назначения и сформировать необходимые изменения, в том числе связанные с увеличением ставок социальных внебюджетных отчислений обеспечения и с отменой ЕСН в 2010 году.
Изменение системы формирования внебюджетных фондов нельзя назвать популярной мерой в системе налоговой нагрузки, однако, необходимость изменения ситуации заставила Правительство пойти на не очень популярные меры. Возникли сложности для небогатых людей с формированием пенсионных накоплений, в частности.
Одновременно, реальные экономические, статистические, исследовательские, общественные показатели, выявляют количество богатых людей России, разные издания предоставляют перечень наиболее состоятельных людей Российской Федерации. Изменилась и экономическая ситуация, урон российской экономике нанесен экономическим кризисом 2008 г, объявленными санкциями Запада 2014 года, присоединением Крыма, конфликтами на ближнем востоке.
Вероятно, пришло время формирования новой системы налогообложения, которая бы включала налоги для определенных, наиболее богатых слоев населения для решения сложных вопросов формирования и распределения бюджетов Российской Федерации, федерального, региональных и местных бюджетов.
Поэтому, на базе изучаемых направлений налогообложения за рубежом, в том числе в аспекте исторического развития, хотелось бы предложить внедрение нового налога, который бы мог произвести разделение налогоплательщиков на группы по социальному признаку в системе налогообложения в том числе.
Многие страны применяют подобные тактики и процветают. В частности, в Ирландии применяются стандартные ставки подоходного налога — 20% и 41%. Ставка в 20% налога применяется в отношении доходов, не превышающих (в годовом исчислении):
35,4 тыс. евро — для одиноких граждан без детей;
39,4 тыс. евро — для одиноких граждан с детьми;
44,4 тыс. евро — для семейных пар с одним работающим супругом; 70,8 тыс. евро — для семейных пар при обоих работающих супругах.
Не облагаемый подоходным налогом минимум с 2008 г. установлен на уровне 20 тыс. евро — для лиц в возрасте свыше 65 лет и 5,2 тыс. евро — для всех остальных граждан.
Для семейных пар эти минимумы соответственно удваиваются.
Необлагаемые минимумы увеличиваются и при наличии детей: на 575 евро — для первого и второго ребенка и 830 евро — для всех последующих доходов, выплачиваемые за оказание профессиональных услуг» [6].
В Швеции, которую мировое сообщество называет социалистической страной в условиях развитого капитализма, предельная ставка подоходного налога — наивысшая в мире (58%), а число и интенсивность налоговых конфликтов — низкие. Получатели крупных доходов реально теряют часть своего заработка, а пенсионеры и одинокие родители с детьми, наоборот, получают из бюджета больше, чем платят в него (для последних такое превышение составляет в среднем 36%).
Нужно отметить, что если Швеция страна с традиционным социальным развитием, то активный экономический рост в Ирландии начался только после 1990 года — до этого периода Ирландия была беднейшей страной Европы. Сегодня ее экономика является одной из наиболее успешных и динамично развивающихся в мире.
Некоторые успешные страны, практикуют прогрессивное обложение наследства двумя налогами — федеральным налогом на наследство (federal estate tax) и налогом штата на полученное наследство (state inheritance tax). Помимо
США, столь тягостное и сложное обложение практикуют лишь две страны — Италия и Швейцария[8].
Очевидно, что и в Российской Федерации необходимо ввести наиболее справедливую систему налогообложения, которая включала бы и новые налоги в том числе, которые смогут восстановить справедливость в налогообложении граждан, имеющих разные доходы. Поэтому разработка и предложение новых законов является, возможно, делом любого гражданина нашего государства.
Суть предлагаемых изменений в системе налогообложения сводится к увеличению налоговой нагрузки на более состоятельныеслои населения, которые имеют дорогостоящее имущество. По статистике доля налоговых доходов в бюджеты таких стран, как Великобритания, Испания, Франция, США от более обеспеченных налогоплательщиков составляет от 1,5 до 5 %.
Идея увеличения налога на сверхбогатое состояние в последнее время все более востребована в общественных кругах России.
Одним из вариантов увеличения налоговой нагрузки на обеспеченные слои населения может быть предложение по введению в систему налогообложения «Налог на крупное состояние». При разработке налога за основу был взят налог под названием «Impôt sur les Grandes Fortunes» IGF, введенный в 1982 году во Франции бывшим президентом Франсуа Миттераном, лидером социалистического движения. Идея введения налога на дорогостоящие приобретения в условиях владения сверхвысоким состоянием дает возможность создания системы налоговой солидарности между богатыми и бедными.
В России предлагаются варианты внедрения налогов на престижное потребление и даже: «Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение, благодарит за инициативу и внимание к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах» [3], но сообщается, что внедрение новых налогов не предусматривается.
Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов введение повышенной шкалы налогообложения доходов на богатых не предусмотрено.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы, как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Налог на крупное состояние возможно спланировать как федеральный прямой налог, который взимается только в том случае, если общая стоимость имущества находящееся в собственности физического лица вРоссийской Федерации и за её пределами на 1 января равна или превышает 20 миллионов рублей.
Налогоплательщиками Налога на крупное состояние будут физические лица, имеющие имущество не только на территории России, но и за ее пределами.
Объектом налогообложения целесообразно признать дорогостоящее имущество, общая стоимость которого для одного лица превышает 20 миллионов рублей. В качестве объекта налогообложения признаются следующие виды имущества:
1. Автомобильный транспорт
2. Водный транспорт
3. Воздушный транспорт
4. Недвижимое имущество, включающее: дома, дачи (бунгало, ранчо), виллы, коттеджи, особняки, квартиры, пентхаусы.
Определение налоговой базы необходимо определять, в сумме средней рыночной стоимости имущества физических лиц в налоговом периоде.
Налоговым периодом для налогообложения дорогостоящего имущества логично признать календарный год. Но платежи в бюджет должны периодично поступать в бюджет, например, ежемесячно после определения суммы налога к уплате.
Согласно мировому опыту наиболее удачным способом реализации социально-распределительной функции налогов является использование прогрессивной шкалы налогообложения. При этом введение прогрессивной шкалы налогообложения должно быть направлено не только на реализацию социальной справедливости в обществе, но и на обеспечение фискального эффекта, с одновременным сохранением стимулов для развития и роста благосостояния граждан. В связи с этим предлагается введение следующих налоговых ставок.
Таблица 1 – Налоговые ставки
Размер облагаемой стоимости имущества (в рублях) |
Налоговая ставка (в процентах) |
Максимальная сумма налога к уплате (в рублях) |
20 000 000 – 40 000 000 |
0,5 % |
200 000 |
40 000 001 – 80 000 000 |
200 000 + 0,75 % от суммы, превышающей 40 млн.руб. |
500 000 |
80 000 001 – 150 000 000 |
500 000 + 1 % от суммы, превышающей 80 млн.руб. |
1 200 000 |
От 150 000 001 |
1 200 000 + 1,5 % от суммы, превышающей 150 млн.руб. |
– |
Сумма налога исчисляется по сложной прогрессивной ставке. Объект обложения делится на части, и каждая последующая часть облагается по более высокой ставке налога.
К примеру, если гражданин, являющийся резидентом, имеет в собственности имущество, общая стоимость которого составляет 70 миллионов рублей, то налог к уплате составит 200 000 + 0,75 % от 30 000 000 рублей и будет равен сумме 425 000 рублей.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиками по общей стоимости имущества во владении по истечении налогового периода на основании сведений, предоставленных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по каждому объекту имущества.
Налог рассчитывается по каждому объекту по соответствующей прогрессивной налоговой ставке, таким образом, реализуется принцип социальной справедливости.
Исчисление и уплата налога будет производиться физическими лицами — исходя из рыночной стоимости имущества, находящееся в собственности у данного физического лица.
Общая сумма налога по имуществу, подлежит уплате в федеральный бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Право на налоговую льготу необходимо предоставить особо обеспеченным физическим лицам, которые занимаются благотворительной и инвестиционной деятельностью. К примеру, вкладывают инвестиции в систему развития микро-, малого, среднего бизнеса. Право предоставляется в форме уменьшения налогооблагаемой базы в размере 10 % от суммы, направленной на благотворительные цели и 10 % от суммы инвестиций, в том числе в развитие малого бизнеса в целях поддержки программы развития малого бизнеса.
По статистике в нашей стране более 500 тысяч семей обладают имуществом в 1 миллион долларов и больше, по курсу ЦБ РФ на декабрь 2016 года эта сумма составляет свыше 64 миллионов рублей. Значит, данные семьи уже являются потенциальными налогоплательщиками и могут принести в бюджет страны около 5,5 миллиардов долларов или 357,5 миллиардов рублей ежегодно.
По данным финансово-экономического журнала Forbes [9] и ФНС России [4] можно выделить 4 категории богатых людей России, исходя из размера их финансового состояния.
Таблица 2 – Категории самых богатых людей России
Показатели категории |
4 кат |
3 кат |
2 кат |
1 кат |
Состояние физ. Лиц (млн. долларов) |
От 50 |
25 – 49 |
10 – 24 |
5 – 9 |
Количество предполагаемых налогоплательщиков |
6 000 |
13 500 |
40 500 |
121 500 |
Предполагаемая сумма поступлений в бюджет (млрд. руб.) |
179 |
13,6 |
15,9 |
229 |
Исходя из данных таблицы, количество потенциальных налогоплательщиков составляет 181 500 человек. Предполагаемая сумма поступлений в бюджет с данного налога — 437,5 миллиардов рублей. Сумма налога составляет 1,5 % от суммы чистой прибыли за вычетом 20 % от суммы инвестирования в малый и средний бизнес и участия в благотворительной деятельности.
Таким образом, поступления от налогов на крупное состояние в полном объеме смогут покрыть расходы на культуру, спорт, ЖКХ, СМИ и охрану окружающей среды в размере 380 миллиардов рублей.
Налог на крупное состояние может обеспечить реализацию социальной справедливости в обществе, пополнить бюджет на значительную сумму и покрыть определенные статьи расходов бюджета. Использование полученных средств является достаточно большим вопросом, который необходимо рассматривать отдельно, но большая вариативность говорит лишь о крупных проблемах в различных областях экономики нашей страны.
К сожалению, Правительством Российской Федерации, в направлениях по осуществлению налоговой политики, было принято решение о недопущении какихлибо увеличений налоговой нагрузки на экономические субъекты в период 20152018 года [2]. Поэтому, предложения о повышении налоговых ставок или введение новых налогов не будут вноситься Правительством РФ в Государственную думу, а так же не будут поддерживаться в тех случаях, если подобные предложения будут поступать от иных субъектов права законодательной инициативы. Предполагается, что неизменяемая система налогообложения обеспечит стабильность экономики в неизменности налоговой системы и повысит привлекательность российской экономики для инвесторов, особенно в период кризиса и введенных санкций.
Однако, хотелось бы отметить, что существуют и противоположные мнения по применению моратория на введение новых налогов. Многие эксперты опасаются, в частности, что отсутствие новых налогов или повышения ставок уже существующих в данный период времени, может сказаться на резком повышении налоговой нагрузки после 2018 года. Часть экспертов, обращая внимание на то, что выдвинутая политика направлена на снижение рисков в период кризиса, совершенно расходится с реальным положением дел, так как, риски крупных предприятий и предприятий малого бизнеса в сложной экономической ситуации будут кардинально различаться. У крупного бизнеса гораздо больше шансов выйти из кризиса за счет своих мощностей и накопленных резервов, чего нельзя сказать о большинстве малых предприятий. Исходя из этого, многие допускают, что если и не повышение налогов должно происходить, то вполне возможно их снижение по отношению к малому бизнесу, а для покрытия образовавшихся расходов бюджета как раз и понадобиться введение нового налога. Поэтому предложение новых налогов является реальной мерой для наполнения бюджета.
Однако, не стоит забывать и том, что, с внедрением новых налогов необходимо продумать и варианты реализации социальной функции системы налогообложения. Иначе очень сложно рассуждать о стабильности и реализации справедливости, когда одни продолжают получать прибыль или даже наращивать ее, а другие попросту закрываются.
Налог на крупное состояние же мог бы помочь в достижении не просто социальной справедливости по отношению ко всем субъектам налогообложения, но и добиться реальной стабильности экономической сферы страны. Необязательно распылять полученные средства на конкретные социальные нужды, так как предполагаемая сумма не сможет существенно повлиять на существующую ситуацию.
Эффективным же способом вложения этих средств, может стать поддержка малого бизнеса. По этому направлению может быть несколько вариантов. Например, во многих субъектах нашей страны зачастую не хватает продукции сельского хозяйства собственного производства, в таком случае, становится возможным направить средства на программы по субсидированию малых предприятий востребованной отрасли, причем каждый регион мог бы сам выбирать эту отрасль. Другой способ социального вложения — это поддержка предпринимателей в период кризиса, через понижение налоговой нагрузки, чтобы снизить риски и сохранить бизнес для его дальнейшего развития, что принесет с собой активность бизнеса на рынке и наполнение бюджета в том числе.
Современная ситуация в налогообложении не может быть охарактеризована как социально-справедливая, но формирование справедливой системы налогообложения даст возможности формирования обновленного общества в России
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации : [Федер. закон: часть первая от
31.07.1998 № 146-ФЗ ; часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.11.2016)] URL: http://www.nalkod.ru/ (Дата обращения: 8.12.2016).
2. Основные направления налоговой политики российской федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 гг [Электронный
ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=18374
8#0. (Дата обращения: 8.12.2016).
3. О налогообложении престижного потребления : [Письмо Минфина России от 04.02.2016 N 03-01-11/5533]: [Электронный ресурс] : СПС Консультант Плюс, 2016,
4. Федеральная налоговая служба: О новых правилах, льготах и сроках уплаты имущественных налогов в программе «Налоги»
рассказала Светлана Бондарчук [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn7 7/news/smi/5628451/. (Дата обращения 08.12.2016).
5. Витте, С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу
Александровичу в 1900-19002 гг /С. Ю. Витте: предисл. Мст. П. Афанасьева. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 629с. — серия: Антология мысли
6. Кашин, В.А. О налоговых системах Ирландии и Швеции / В.А.Кашин, М.Д. Абрамов / «Налоги и налогообложение», 2008, № 12 : [Электронный ресурс] : СПС Консультант Плюс, 2016 г.
7. Николаева, Е. В. Налогообложение сверхдохода в рамках применения прогрессивной шкалы подоходного налога // Молодой ученый. 2016. №5: URL: http://moluch.ru/archive/109/26560/. Дата обращения 08.12.2016.
8. Паничкин В.Б. Налогообложение при наследовании в США // Налоги. 2016. № 1. С. 44 - 48.
9. Forbes: Рейтинг богатейших бизнесменов России 2016: [Электронный ресурс] : URL: http://www.forbes.ru/. Дата обращения: 08.12.2016.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.