Внедрение нейропсихологического подхода в дошкольную логопедию
Оценка 4.8

Внедрение нейропсихологического подхода в дошкольную логопедию

Оценка 4.8
docx
20.05.2024
Внедрение нейропсихологического подхода в дошкольную логопедию
ВНЕДРЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНУЮ ЛОГОПЕДИЮ.docx

Внедрение нейропсихологического подхода в дошкольную логопедию

Нейропсихология – наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.

Нейропсихология является одной из научных дисциплин, исследующих соотношение мозга и психики. В связи с этим она может быть причислена к ряду нейронаук – дисциплин, ориентированных на изучение мозга (таких как нейробиология, неврология, нейрофизиология и другие) и базирующихся на естественнонаучной парадигме. Основным здесь является исследование фундаментальной проблемы: как работает мозг, если его рассматривать в качестве аппарата, продуцирующего психику.

Нейропсихология детского возраста - изучает особенности мозговых механизмов ВПФ у детей, закономерности их развития и особенности нарушения (здесь зачастую речь идет не только о локальном поражении мозга, но и о локальной функциональной слабости тех или иных его отделов, которые имеют возможности активизации и/или компенсации в детском возрасте); в практической сфере ведется разработка методов нейропсихологической диагностики детей и методов нейропсихологической коррекции отклонений развития психических функций.

Нейропсихологическая  коррекция  актуальна  для  детей  любого  возраста,  её применение  дает  положительную  динамику  при  дизонтогенезе  различного  вида (ЗПР, УО, ТНР). Обучая  детей  со  сложным  дефектом  необходимо  опираться  на  методики  и технологии  многих  научных  областей.  Необходимо  обобщить  опыт  различных специалистов, либо освоить все соприкасающиеся профессий. Нейропсихологический  подход  является  отличным  дополнением  к  коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже  взглянуть  на  проблему,  выявить  причину  этого  нарушения  и  выстроить грамотную  стратегию  сопровождения.  У  детей,  имеющих  сложности  в  освоении программ,  прослеживается  недостаточность  высших  психических  функций  и межсистемного  взаимодействия,  нейропсихология  же  помогает  сформировать  эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

Развитие общей и мелкой моторики с помощью нейропсихологических игр.

Нейропсихологические игры развивают моторику, внимание, память, а также межполушарные связи и пространственное мышление. 

Четкость речи ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от состояния органов артикуляции. Для правильного звукопроизношения необходимы сильные, упругие и подвижные органы речевого аппарата – язык и губы.

Для того, чтобы подготовить эти органы к постановке правильного уклада какого-либо звука речи необходимо прежде всего сконцентрироваться на выполнении специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц речевого аппарата. Совокупность таких упражнений принято называть артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

«Артикуляционная гимнастика с элементами кинезиологии» поможет вам овладеть приемами эффективного комплексного развития артикуляционной и мелкой моторики ребенка.

В ходе своей профессиональной деятельности, я заметила, что артикуляционная гимнастика дает бо́льшую эффективность именно в совокупности с кинезиологическими упражениями.

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга человека посредством выполнения определенных двигательных упражнений. Все упражнения направлены на формирование новых нейронных связей, а также на активизацию и развитие межполушарного взаимодействия. Практическая значимость внедрения кинезиологии состоит в том, что система оригинальных кинезиологических упражнений способствует качественному развитию всех сторон речи.

Все ученые, изучавшие деятельность головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

По мнению доктора медицинских наук М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи.

По наблюдениям исследователя, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

В ходе коррекционно-развивающих занятий я совмещаю артикуляционные и кинезиологические упражнения на этапе подготовки речевого аппарата дошкольника к постановке отсутствующего звука.

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА

Нейродорожки для развития речи и межполушарного взаимодействия

Нейропсихологическая игра “Муха”. Игра может применяться и для автоматизации звука на уровне слога.

 «В центре поля сидит муха. Она пытается выбраться из клетки. На каждый ход она может пролететь только одну клетку. Я буду говорить тебе, куда полетела муха, а ты внимательно следи за её передвижениями. Как только муха вылетит за пределы поля, сразу же хлопай в ладоши, чтобы её поймать». Задача взрослого – диктовать ребёнку траекторию передвижения мухи. Например: «Муха полетела вверх, вправо, вниз, вправо (если ребёнок внимательно следил за перемещением мухи, то в этот момент он должен хлопнуть в ладоши).
Если ребёнку пока сложно уследить за полётом мухи только глазами, то в первое время предложите ему помогать себе пальцем или пуговицей (палец или пуговица перемещается в клетку, в которой находится муха).
Чтобы увлечь ребёнка игрой, можно добавить: «Если ты успеешь хлопнуть до того, как я назову следующий ход, то пойманную муху мы сажаем тебе в мешок, а если муха сможет обхитрить тебя и вылететь из клетки незаметно, то мы выпускаем её в окно. Всего будет 5 мух. Каждая муха начинает свой полёт из центра. Если в конце игры мух будет больше в твоём мешке – ты победил, если мух в окне окажется больше – значит им удалось тебя запутать».
На мешок или окно, изображённые на листе бумаге, можно класть небольшие пуговицы или делать отметки карандашом – по количеству «пойманных» и «упущенных» мух.

Игру можно усложнить. Расскажите ребёнку, что муха стала очень непослушной и всё делает наоборот. Когда ей говорят вверх, она летит вниз, налево – она летит направо и т.д. Задача остаётся прежней: вовремя поймать муху, не дав ей вылететь за пределы поля.

Нейропсихологическое упражнение “Кнопочки”

Нейропсихологическая игра “Зимняя прогулка”

Нейропсихологическое упражнение “Слог-жест” Нейропсихологическое упражнение “Переключалки”

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА НА УРОВНЕ СЛОВА

Нейропсихологическое упражнение “Слово-жест”……

Фразовый конструктор – это самый эффективный инструмент для формирования и развития фразовой речи, поскольку он обеспечивает визуальную опору, необходимую для правильного построения предложений детьми, имеющими не только речевые, но и интеллектуальные нарушения.

Таким образом, фразовый конструктор выполняет поддерживающую функцию вербальной коммуникации детей с ОВЗ.

Фразовый конструктор представляет из себя цветное поле с ладошкой. В центре ладошки размещены карточки с действующим лицом и пиктограммой, изображающей действие лица. Каждому пальцу соответствует определенный цвет и предмет. Над ладошкой размещен цветовой код. Задача ребенка не только составить фразы, ориентируясь на цветовой код, но и поднять или загнуть соответствующие пальцы.

В начале ноября мной был проведен мастер-класс по изготовлению фразового конструктора своими руками. В мастер-классе приняли участие педагоги из нескольких детских садов объединения «Солнечный круг». Фотографии получившихся фразовых конструкторов вы видите на экране.

Кроме того, мной совместно с воспитанниками группы компенсирующей направленности был создан многофункциональный фразовый конструктор веерного типа, который мы назвали «Говорящие ладошки».Фотографии этого пособия вы видите на экране.

Дидактическая игра «Гном и Великан». Цель: научить воспитанников образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Большая ладошка – одежда Великана. Маленькая ладошка – одежда Гнома.

Дидактическая игра «1-2-5». Цель: научить воспитанников согласовывать количественные числительные с существительными.

Дидактическая игра «Яркая одежда». Цель: научить воспитанников согласовывать прилагательные с существительными

 


 

Внедрение нейропсихологического подхода в дошкольную логопедию

Внедрение нейропсихологического подхода в дошкольную логопедию

По наблюдениям исследователя, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости

По наблюдениям исследователя, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости

Дидактическая игра «1-2-5». Цель: научить воспитанников согласовывать количественные числительные с существительными

Дидактическая игра «1-2-5». Цель: научить воспитанников согласовывать количественные числительные с существительными
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2024