ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.7

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
docx
биология +2
9 кл—11 кл +1
26.02.2019
ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В представленном проекте рассматривается система образовательной деятельности, обуславливающая формирование экологической культуры обучающихся на основе их возрастной любознательности, восприимчивости к своему окружению и эмоционального отношения к окружающей природной среде. Авторы выражают надежду, что данная работа будет полезна педагогам учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодёжи, ведущих экологическую и природоохранную деятельность с учащимися в рамках образовательного процесса.
Конкурсная работа_экология.docx
Отдел образования, спорта и туризма Гомельского городского исполнительного комитета Государственное учреждение образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» Образовательный проект ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Авторы: Парачук Андрей Валентинович, Сергеенко Сергей Петрович методисты Гомель Содержание 2018 Аннотация...............................................................................................................3 Введение.................................................................................................................4 Актуальность проекта...........................................................................................6 Система работы в рамках проекта.....................................................................11 Планируемый результат реализации проекта:...................................................19 Заключение...........................................................................................................21 Список использованной литературы..................................................................22 2 Аннотация В   представленном   проекте   рассматривается   система   образовательной деятельности,   обуславливающая   формирование   экологической   культуры обучающихся   на   основе   их   возрастной   любознательности,   восприимчивости   к своему окружению и эмоционального отношения к окружающей природной среде. Авторы   выражают   надежду,   что   данная   работа   будет   полезна   педагогам учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодёжи, ведущих экологическую и природоохранную деятельность с учащимися в рамках образовательного процесса. 3 Введение Ребёнок по своей природе –  пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть  перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках. В.А. Сухомлинский Решение   экологических   проблем   неразрывно   связано   с   формированием экологического   менталитета   и   экологической   культуры.   Экологический менталитет   предполагает   необходимость   кардинального   поворота   в   переоценке ценностей в обществе на основе экологической парадигмы. Это будет означать формирование   экологической   этики,   морали,   нравственности,  сознания   во   всех сферах трудовой и общественной жизни. Принципиальной основой для формирования экологического менталитета и культуры   выступает   гуманитарная   познавательная   ориентировка   учащихся, перерастающая   в   экологическую   установку.   Её   можно   рассматривать   и   как личностное качество, и как социальное образование. В   данной   связи   актуальное   значение   приобретает   высказывание   доктора психологических   наук,   профессора   кафедры   социальной   психологии   Санкт­ Петербургского   государственного   университета  И.В. Цветковой   о   том,   что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества   в   результате   экологического   воспитания   может   способствовать установлению социального порядка [1]. Фундаментальные   основы   экологического   образования   были   разработаны С.Н.  Глазачевым,  И.Т. Суравегиной. Весомый  вклад  в развитие  экологического образования   также   внесли:   С.А.   Бронников,   М.С.   Черникова,   П.П.   Козлова, Т.К. Селевко. На   научно­методическом   уровне   актуальность   предложенного   проекта обусловлена   необходимостью   разработки   дидактического   сопровождения процесса   формирования   экологической   культуры   обучающихся   в   системе дополнительного образования детей и молодёжи. Анализ   научно­педагогической   литературы   и   собственный   педагогический опыт авторов позволяет выявить ряд противоречий между: – общественной   необходимостью   в   высоком   уровне   сформированности экологической   культуры   у   обучающихся   и   недооценкой   роли   учреждений дополнительного образования детей и молодёжи в решении данной задачи; – необходимостью   формирования   экологической   культуры   обучающихся   в процессе   проектной   деятельности   в   учреждениях   дополнительного   образования 4 детей и молодёжи и недостаточной научно­теоретической проработкой данного процесса; – потребностью   в   формировании   экологической   культуры   у   обучающихся   и недостаточным уровнем методического сопровождения этого процесса. Цель   проекта: Указанные   противоречия   и   актуальность   проблемы   экологического образования подрастающего поколения обусловили выбор авторами темы проекта.   спроектировать   и экспериментально   апробировать   комплекс   педагогических   условий   (форм, методов)   формирования   экологической   культуры   обучающихся   в   системе дополнительного образования детей и молодёжи.   теоретически   обосновать, Объект   исследования:   комплекс   педагогических   условий   формирования экологической   культуры   обучающихся   в   учреждениях   дополнительного образования. Гипотеза – экологическое образование обучающихся будет способствовать повышению их компетентности если: – создана система экологического просвещения образовательной направленности; – образовательный   процесс   организуется   на   основе   деятельностного   и компетентностного подхода; – система   экологического   образования   реализуется   через   все   формы   и   виды работы с обучающимися; – сформирована мотивация обучающихся и педагогов. Для   достижения   цели   проекта   и   подтверждения   выдвинутой   гипотезы, необходимо решить следующие задачи:  обосновать концептуальные основы регионального компонента экологического образования;  разработать   модель   последовательного   включения   обучающихся   в экологическую деятельность в образовательном процессе;  определить   структуру   модели   и   её   содержание,   определить   научно­ методические условия. Для решения поставленных задач авторы проекта предлагают использовать комплекс методов:  теоретические (анализ научно­методической литературы);  эмперические   (анкетирование, передового педагогического опыта).   собеседование,   наблюдение,   обобщение Сегодня   экологическая   грамотность   необходима   всем.   Ведь   будущее планеты Земля зависит от того, насколько грамотными будут наши дети.  Основным   ресурсом,   обеспечивающим   реализацию   концепции экологического   образования   в   интересах   устойчивого   развития,   является гуманитарно­технологическая, экологическая компетентность педагога. психолого­педагогическая,     В Национальной стратегии социально­экономического устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. намечено «повысить экологическую 5 подготовку   и   переподготовку   кадров   всех   уровней   обязательного   и дополнительного образования и просвещения» [2]. Экологическое   воспитание   должно   быть   систематическим   и   регулярным. Важным условием экологического образования является использование местного компонента.   Второе   условие   –   вовлечение   учащихся   в   посильные   для   них практические дела по охране природы. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы,   свидетельствующие   о   необходимости   перехода   экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологическое образование в системе воспитания имеет большое значение. Результативность такой деятельности даёт хороший   задел   для   всей   системы   в   рамках   экологического   образования. Экологическое воспитание должно опираться на изложенные ниже принципы. Принципы экологического воспитания: – междисциплинарный   подход   в   формировании   экологической   культуры учащихся; – систематичность, экологическому воспитанию; – связь с жизненной практикой; – доступность; – учёт возрастных и психофизических особенностей учащихся.   непрерывность   и   последовательность   в   работе   по Актуальность проекта Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате  будет зло – ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать! В.А. Сухомлинский Актуальность экологического образования и воспитания обусловлена: – низким уровнем экологической культуры людей; – необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле; – низким   уровнем   восприятия   человеком   экологических   проблем   как   лично значимых; – недостаточно   развитой   у   человека   потребностью   практического   участия   в природоохранной деятельности. Методы проекта:  научно­теоретические: 6 o изучение и анализ различных источников;  научно­эмпирические: o наблюдение; o анкетирование; o опрос; o беседа; o изучение продукта деятельности. Авторы считают, что разнообразные формы проведения занятий с учащимися способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов Важна разработка не только теоретических основ экологической культуры, но   и   эффективных   методов   её  формирования.  Проблема   состоит   в   том,  что   в рамках   школьного   обучения   реализовать   это   в  полной   мере   не   представляется возможным. Решению данного вопроса в полной мере способствует потенциал системы дополнительного образования детей и молодёжи. Через занятия в объединениях по интересам   соответствующего   профиля   можно   эффективно   организовать образовательный   процесс,   направленный   на   формирование   экологической культуры   обучающихся.   На   основе   ведущих   принципов,   анализа   интересов   и склонностей   учащихся,   авторами   были   разработаны   формы   экологического воспитания. Формы экологического воспитания Массовые Групповые Индивидуальные Экологические  фестивали, игры,  благоустройство  территории Центра,  учебных аудиторий Кружковые занятия по  охране природы и  основам экологии  («Энергосбережение»,  «Юный географ»,  «Юный биолог»),  кинолектории,  экскурсии,  туристические походы  по изучению природы  родного края,  экологический  практикум Деятельность  учащихся по  подготовке  докладов,  наблюдения за  животными и  растениями,  изготовление  кормушек,  скворечников,  фотографирование  («Мир вокруг  нас»), рисование 7 Рисунок 1: Формы экологического воспитания Актуальным   вопросом   в   системе   экологического   образования   учащихся является   выбор   методов,   средств   и   форм,   повышающих   эффективность образовательного процесса. Рисунок 2: Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования Предложенные авторами формы и методы работы с учащимися позволяют оценить   важность   и   значимость   экологической   культуры   и   экологического образования для формирования всесторонней гармонически развитой личности. Разработанная   модель   формирования   экологических   компетенций обучающихся   реализуется   в   несколько   логически   взаимосвязанных   этапов, последовательность   которых   определена   системой   образования.   Условием перехода   на   каждый   последующий   этап   служит   личная   заинтересованность обучающегося в занятиях экологией, индивидуальный уровень его подготовки и сформированность экологических компетенций. 1 этап «Базовый» – получение первичной экологической информации в ходе изучения соответствующей литературы. 2   этап   «Мотивационный»   –   формирование   мотивации   путём   участия   в массовых   экологических   мероприятиях.   Участниками   данного   этапа   являются обучающиеся, педагоги, специалисты. 3 этап «Практический» – формирование экологического  мировоззрения  и отдельных компетенций путём участия в коллективной деятельности. 4 этап «Исследовательский» – формирование комплекса компетенций в ходе выполнения исследовательских проектов актуальной экологической тематики. 8 Ознакомление детей с природой Организация и проведение выставок и конкурсов Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков живой природы Трудовая деятельность в природе Создание фонда методического и наглядно­иллюстративного материала Связь с образовательным процессом Наблюдение за живыми объектами Важное   значение   имеет   практическая   направленность   деятельности учащихся,   её   ориентация   на   общественно­полезные   дела,   а   также   участие подростков в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся. Оформление и выпуск стенгазет Встречи с родителями Анкетирование Сотрудничество с родителями Походы и экскурсии Дни открытых дверей Консультации, семинары­практикумы Совместные проекты, акцииСовместные экологические праздники Рисунок 3: Формы сотрудничества с родителями При   формировании   экологического   сознания   у   учащихся   социально психолого­педагогической   службой   ГУО   «Гомельский   городской   центр дополнительного   образования   детей   и   молодёжи»   проводятся   встречи   с родителями в рамках экологического воспитания подростков: «О братьях наших меньших», «Экологическое воспитание детей». При   организации   работы   с   подростками   в   объединениях   по   интересам   в рамках   экологического   воспитания   и   образования   применяются   системно­ деятельностный   подход,   проблемно­поисковые   и   личностно­ориентированные технологии, метод проектов и творческого самовыражения. безопасность объединение по интересам Экологический            проект творчество познание коммуникации труд Рисунок 4: Интеграция проекта с образовательными областями Система работы в рамках проекта Основной   целевой   установкой   является   непрерывность   и   системность экологического образования подрастающего поколения. Успех работы зависит от того, как  педагог сочетает деятельность учащихся с изучением природной среды. Таблица 1: Система экологического воспитания и образования Образовательный процесс Воспитательная работа Дополнительное образование   выставки, Конкурсы, викторины, видеолектории Системность   излагаемой информации. Интеграция предметных знаний Проектная деятельность Практическая   работа   на учебно­ территории опытного участка учреждения образования, трудовые десанты       научно   – Экскурсии, исследовательская деятельность,   занятия   в объединениях по интересам   11 Ежедневный уход за растениями Практическая исследовательская деятельность Праздники, выставки, развлечения, конкурсы, игры Природоохранные акции Занятия в объединениях по интересам соответствующего профиля Экологическое образование определяется такими понятиями, как «сознание» –   «мышление»   –   «знание»   –   «деятельность»,   а   экологическое   воспитание   – «ценности» – «отношение» – «поведение». Экологическое воспитание Система экологических знаний Экологическое мышление Культура поведения Культура чувств Рисунок 5: Экологическое воспитание Педагогика   работает   на   развитие сфер   личности   ребёнка:   эмоциональной, познавательной,   практической.   При   этом важно, что именно школа, учреждения дополнительного образования отвечают за «правильное включение» учащихся в отношения с окружающей средой всех общекультурная учебно ­ познавательная информационная Экологическая компетентность социально­гражданская личностного роста и развития коммуникативная Рисунок 6: Экологическая компетентность На   фоне   многообразных   преобразований   проблема   совершенствования системы   отношений   детей   к   природе   приобретает   еще   большую   актуальность. Формировать необходимо экологическое отношение к природе, под которым мы понимаем такой способ взаимодействия с природой, который гармонично сочетает интересы   природы   и   человека,   основан   на   понимании   законов   природы, определяющих   жизнь   человека,   проявляется   в   соблюдении   человеком нравственных   и   правовых   принципов   природопользования,   в   активной созидательной деятельности в отношении окружающей среды, в пропаганде идей рационального природопользования. Реализация идеи экологического образования Рисунок 7: Формы работы по экологическому воспитанию осуществляется во всех формах воспитания и образования. 14 Взаимодействие учащихся с природой организуется как в естественных, так и в "искусственных" условиях. К формам организации такого взаимодействия в естественных условиях традиционно относятся: экскурсии, экологические акции, работа   на   учебно­опытном   участке,   проектирование   и   создание   учебных экологических троп. Систематическое проведение экскурсий позволяет: – вырабатывать у учащихся навыки экологического образования; – прививать нравственные ценности; – пробудить любознательность; – обогащать интеллектуальное развитие; – формировать   основы   экологической   культуры   с   позиции   личностно­ ориентированного подхода; – формировать чувство патриотизма. При   проведении   экскурсий   в   рамках   экологического   воспитания   особое внимание   следует   уделить   посещениям   заповедников   и   заказников,   музеев природы. Деятельность ребят, организуемая в рамках экологического образования и воспитания, порождает и развивает личные впечатления и чувства, убеждения и интересы. Дополнительное экологическое образование Праздники, экологические акции    Массовые мероприятия Эколого ­просветительская и проектная деятельность Участие в городских, областных, республиканских мероприятиях Областной, республиканский слёт юных экологов Рисунок 8: Эколого ­ биологическая работа Практическое направление:  посадка растений и деревьев;  озеленение Центра и учебных кабинетов; 15  изготовление кормушек, скворечников;  подкормка птиц в зимний период времени. Формирование мировоззрения учащихся:     Только  окружающий мир многогранен, интересен и всё время изменяется – наблюдай и познавай его;  опыт человечества богат  природа жизненно об   этом   и   береги   её в с развитие Знания   о   природе определённое – изучай его; необходима и ранима – помни красоту и гармонию. гармоничном природой общества. детям системно даёт педагог, отношение ней но воспитывается в семье. Задача   педагога   показать   родителям   необходимость   воспитания   у   детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания и обучения. сосуществовании дальнейшее возможно   к           Система работы педагога по формированию экологического воспитания Творческие работы  Сюжетно­ролевые и  дидактические игры экологической тематики Экологические  Природные экскурсии Работа с обучающимися Обмен опытом с коллегами Работа с родителями и общественностью праздники живой природы Наблюдения в уголке  Дополнительное  образование Диагностика  экологической культуры Объединения по  интересам М а с т е р ­ к л а с с С е м и н а р ы Педагог О т к р ы т ы е   з а н я т и я Ребенок Беседы экологической  + тематики Сбор коллекций  природного материала  (гербарий) Опытная,  экспериментально­ поисковая  деятельность д е я т е л ь н о с т ь Р о д и т е л ь с к и е   с о б р а н и я С о в м е с т н а я   п р а к т и ч е с к а я   П о х о д ы ,   э к с к у р с и и 16 Рисунок 9: Модель совместной деятельности педагог ­ ребёнок Рисунок 10: Система работы педагога по экологическому воспитанию учащихся 17 Работа с родителями по экологическому воспитанию и обучению детей — одна из составляющих частей работы учреждений дошкольного, общего среднего и дополнительного образования. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, его привычки. Слова и дела родителей формируют мир ценностей у детей. Детям   младшего   возраста   свойственно   желание   экологизации   своей жизненной   среды.   Практически   каждый   ребёнок   просит   своих   родителей приобрести   ему   собаку,   аквариум,   птицу.   Это   желание   рекомендуется удовлетворить, так как, если ребёнок живёт в среде, лишённой мира природы, он привыкает к установке: «без всего этого можно обойтись». Родителям предлагается составить список всего, что им следует подготовить вместе с ребёнком прежде, чем животное или растение появится в их доме. Все   формы   работы   с   родителями   в   рамках   экологического   образования должны   основываться   на   педагогике   сотрудничества.   Схематически   данный процесс можно отобразить следующим образом: Педагог Родители Педагог Ребёнок Родители Рисунок 11: Схема сотрудничества Поскольку   занятие   —   это   основная   организационная   форма образовательного   процесса   в   учреждениях   образования,   то   профессиональная ориентация — составная её часть. Поэтому главным принципом, которым следует руководствоваться педагогу в данной работе, является формирование установки на приобретение профессий экологической направленности. Часть учащихся не мотивирована к получению знаний, умений и навыков, и как   следствие   они   не   владеют   спецификой   той   или   иной   профессии. Эффективность работы по профессиональной ориентации во многом зависит от постановки целей и задач трудового обучения и воспитания, от того как относятся педагоги к успехам учащихся, а также компонентов образовательного процесса. Таблица 2: Компоненты образовательного процесса Формы Методы Изучение экологии в системе  дополнительного  образования По выбору  педагога Педагогическое воздействие Педагоги  дополнительного  образования Педагогический результат Общие  представление об  отношениях в  социоприродных  18 Содержание  экологии  интегрировано в  программе  дополнительного  образования Реализуется в  учреждениях  дополнительного  образования в виде мероприятий,  акций Практический и  словесный Тематические  объединения по  интересам Исследовательская деятельность Педагоги  дополнительного  образования,  специалисты­ экологи Педагоги  дополнительного  образования,  специалисты­ экологи системах Формирование  экологической  грамотности Систематизация  знаний и  формирование  экологических  понятий.  Побуждение  обучающихся к  дальнейшему  изучению экологии Формирование  экологического  мировоззрения,  социальной  мотивации  экологической  деятельности.  Понимание  обучающимися  процессов  взаимодействия  компонентов  системы человек –  окружающая среда Планируемый результат реализации проекта: – вовлечение   родителей   в   образовательный   процесс   и   укрепление   их заинтересованности   в   сотрудничестве   с   учреждениями   дополнительного образования; – свободная творческая личность, означающая ответственность по отношению к среде   своего   обитания   –   нашему   общему   дому;   обладающая   знаниями   по экологической   культуре,   соблюдающая   нравственные   и   правовые   принципы природопользования, ведущая активную природоохранную деятельность; – освоение   обучающимися   трудовых   навыков   и   умений   по   уходу   за   объектами флоры и фауны. 19 Данный   проект   направлен   на   координацию   общего   среднего   и дополнительного   образования   в   организации   работы   с   учащимися   в   области экологического просвещения. Систему экологического воспитания составляют звенья: – экологическое воспитание в семье; – экологическое воспитание в школе; – экологическое образование в дополнительном образовании; – самообразование; – самовоспитание. Ресурсы, необходимые для реализации проекта: – обеспечение организационных условий (создание творческой группы, разработка содержания работы над проектом); – обеспечение   информационных   условий   (сбор,   обработка,   трансляция   опыта работы); – обеспечение кадровых условий; – обеспечение   нормативно­правовых   условий   регламентирующего характера); – обеспечение научно­методических условий; – обеспечение   материально­технических   условий   (кабинет   информатики, материалы и оборудование). (подготовка   документов 20 Заключение Ничто в природе не исчезает бесследно, кроме окружающей нас среды. Леонид Сухоруков Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом она становится всё глобальнее, так как людьми наносится   огромный   урон   живой   природе   –   по   нашему   незнанию,   а   порой   и нежеланию знать. Очевидно, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить лес, осушить реку) путь очень короток, и важно не перейти ту роковую черту, после которой не будет возврата. Экологическое   воспитание   и   экологическое   образование   –   два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определённый круг знаний, умений и навыков обучающихся, то стержнем программ экологического воспитания следует считать становление нравственно­экологической позиции личности, «объём» и «качество» её взаимодействия с окружающей средой. В то же время экологическое воспитание это не только воспитание любви к природе,  но   и  воспитание   человечности,  доброты,  ответственного   отношения   к людям, которые живут рядом, к своим предкам и потомкам. Не претендуя на полноту и энциклопедичность изложения рассматриваемого материала,   авторы   надеются,   что   данная   разработка   найдёт   свою   целевую аудиторию,   так   как   она   адресована   исследователям   в   области   экологического образования   и   воспитания:   педагогам   дополнительного   образования,   классным руководителям, учителям учреждений общего среднего образования, родителям учащихся и всем интересующимся вопросами развития экологической культуры личности. 21 Список использованной литературы 1. Цветкова,   И.В.   Экологическое   воспитание   младших   школьников:   теория   и методика внеурочной работы / И.В.Цветкова. – М.: Педагогическое общество Россия, 2000. – 176 с. 2. Национальная   стратегия   устойчивого   социально   –   экономического   развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Мн., 2004 3. Дзятковская,   Е. Н.   Ключевые   противоречия   экологического   сознания   как критерий отбора содержания экологического образования. / Е.Н.Дзятковская // Экологическое образование. – 2010. – № 2. с. 24 – 30. 4. Либеров,   А. Ю.   Экодидактика.   Экосистемная   методология   проектирования обучения:   Практико   ­   ориентир.   Монография   /   А.Ю.Либеров   –   М.:   Ин­т экономических стратегий, 2007. – 160 с. 5. Моисеев,   Н.   Н.   Экология   в   современном   мире   /   Н.Н.   Моисеев   //Энергия: экономика, техника, экология. – 1996. – № 5. – с. 8­18. 6. Дзятковская,   Е. Н.,   Захлебный,   А. Н.   Государственный   образовательный стандарт:   новая   функция   экологического   образования.   /   Е.Н.Дзятковская, А.Н. Захлебный //Экологическое образование. – 2009. № 4. с. 6 – 10. 22

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019