Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках химии, как один из ресурсов современного урока

  • Педсоветы
  • docx
  • 14.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Здоровьесберегающее обучение и воспитание детей предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующихся на психолого-педагогических и медико-экологических основах, направленных на сохранение духовного, интеллектуального и физического благополучия учащихся. Предмет химии неразрывно связан с жизнедеятельностью человека, Основная линия совершенствования процесса обучения учащихся на уроках химии – реализация идей направленной оптимизации, которая помогает комплексно решать задачи образования, воспитания и развития на основе реальных возможностей детей. Внедрение здоровьесберегающих технологий в курс химии, обусловлено необходимостью формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью. На уроках химии необходимо и очень важно формировать взгляды учащихся на здоровый образ жизни. Работа учителя должна быть направлена на отказ учащихся от разрушителей здоровья: курение, употребление спиртных напитков, психотропных и наркотических средств, а так же употребления продуктов питания средств бытовой химии содержащих токсины и яды. Нужно учить детей не только правильно питаться, но и правильно применять средства бытовой химии, косметику и парфюмерию, состав и влияние на организм зачастую нам бывают неизвестны. Таким образом, знакомство учащихся с веществами их химическими, физическими и биохимическими свойствами и составом, это необходимый и важный процесс в формировании у детей стремления к здоровому образу жизни. Немало важную роль в сбережении здоровья детей имеет процесс правильного использования на уроках химии применяемого для демонстрации опытов и анализов химической посуды и оборудования, наглядных пособий и образцов. Оптимальное их применение в учебном процессе дает возможность снизить учебную нагрузку и теоретический материал сделать более аргументированным и полезным в повседневной жизни. В здоровьесберегающих технологиях большое место отводится игровым урокам, которые способствуют повышению мотивации и активизации учебной деятельности учащихся. Одним из эффективных методов эдоровьесбережения и формирования знаний у учащихся по курсу химии, это решение задач направленных на здоровый образ жизни. Решая такие задачи, учащиеся невольно становятся сопричастны к проблеме формирования здорового образа жизни. В задачи по курсу химии целесообразно и необходимо включать следующие проблемы: - влияние некоторых неорганических веществ и органических соединений на здоровье человека и окружающую среду; - влияние отходов промышленной переработки и химической промышленности на все живое; - состав пищевых продуктов и влияние ингредиентов пищи на здоровье людей; - применение бытовых химических средств в повседневной жизни, их влияние на природу и здоровье человека. Например: при изучении тем «Спирты и фенолы» и «Ароматические углеводороды» в разделе органической химии, я подробно рассматриваю вопросы о влиянии спиртов, фенолов и других веществ этой группы на здоровье человека и природу. Особенно важно показать учащимся действие алкоголя и наркотиков на подрастающий, развивающийся, молодой организм. Алкогольная и наркотическая эйфория особенно вредна тем, что требует постоянного повторения, у человека вырабатывается болезненная привычка испытывать это состояние вновь и вновь. А ведь эти вещества – яды. При изучении данной темы более рационально использовать нетрадиционную форму обучения: урок – суд над спиртами, урок – практикум, конференцию. Хорошие результаты по данной теме дает показ фильмов по антитабачной, антинаркотической и антиалкогольной пропаганде. В ходе уроков в разделе «Общая химия» я предлагаю решить задачи со здоровьесберегающим направлением. Например: Решить задачу и сделать вывод о вреде курения, если известно, что в дыме сигареты содержатся ядовитые вещества. «Определить % содержание ядовитых веществ: табачного дегтя, синильной кислоты и оксида углерода, если никотин составляет 2% от всего табачного дыма, а синильная кислота 1\2 часть никотина, а табачного дегтя в 7, 5 раз больше чем никотина. Оксид углерода составляет 3\5 от табачного дегтя». Можно придумать другие задачи и для решения подобной задачи учащимся предлагается воспользоваться таблицей, в которой указано содержание веществ в дыме 1 сигареты. Состав дыма сигареты: Вещества Количество Никотин 3 мг Фенол 120мкг Цианистый водород 400 мкг Оксид углерода 10мг Формальдегид 100 мкг Бензол 40 мкг Изучая данные таблицы и решая задачи, учащиеся могут ответить на вопросы о вреде курения и влиянии сигаретного дыма на природу, а также задуматься о том, стоит ли курить или стоит отказаться от этого порока. При ознакомлении учащихся со свойствами и применением альдегидов и кетонов особое внимание уделяю вопросу о вредном воздействии на природу и организм человека нитрокрасок, ацетона и других растворителей, рассказываю об их кумулятивном свойстве и последующих рецидивах, о влиянии этих соединений на озоновый слой. Изучая органическую химию практически во всех темах можно и нужно говорить о влиянии органических соединений на здоровье человека и все живое в целом. Например: в теме «Бытовая химия», учащимся предлагаю описать состав любого моющего или чистящего средства или освежителя воздуха или дезодоранта и т.п. Они должны не только списать состав выбранного средства, но и написать химические формулы данных компонентов, определить к какому классу они относятся, и каково их влияние на организм и природу. А так же предложить свои способы и мероприятия по уменьшению вредного воздействия средств бытовой химии на здоровье человека и экологию. В последние годы очень много внимания уделяется вопросам рационального и полноценного питания детей. Как известно наиболее распространенными «загрязнителями» пищи являются: нитраты, фенолы, пестициды, токсические микроэлементы, тяжелые металлы. К опасным веществам глобального значения относятся свинец и ртуть. О влиянии ртути учащиеся должны иметь не только представление, но и уметь пользоваться теоретическими знаниями по предотвращению отравления ртутью и ее парами в жизни. Растения, выращенные вблизи автомагистральных путей, химических и перерабатывающих предприятий, содержат тяжелые металлы свыше предельно допустимых норм. При употреблении в пищу таких продуктов в организме человека и животных накапливаются эти металлы и могут привести к отравлению организма. Много свинца накапливается в чае и зерне. Об этой и другой информации я говорю на уроках, провожу дискуссии на темы «Товары массового потребления китайского и российского производства из полимеров» (посуда, игрушки, упаковочные материалы и т.д.). Особая роль на теоретических уроках химии отводится изучению химического состава пищи и влиянию компонентов пищи на здоровье человека. Учащиеся должны знать, что любимый сахар, вездесущая соль, масло к чаю тоже не являются безвредными. А также, что уважаемая многими детьми сублимированная лапша, сухие завтраки, супы из пакетиков содержат консервант - глютомат натрия, превышение допустимой нормы которого вызывает в организме ребенка изменения – боль в желудке, сонливость, тошноту. Допустимая суточная норма данного вещества для взрослого человека составляет 1, 5 грамма, а для детей в 2 раза меньше. При изучении данной темы можно предложить учащимся задачу на расчет количества глютомата натрия в сублимированном картофеле или другом продукте. Например: задача «Рассчитать количество консерванта в 3 тоннах сублимированного картофеля, если известно, что на 1 килограмм продукта добавили по 17 грамм глютомата натрия. Определить превышена норма или нет, сделать вывод». Большое внимание на уроках уделяю и пищевым красителям и их влиянию на человека. Их добавляют в сладости, шипучие напитки, колбасу, горошек, кукурузу и другие продукты. При изучении данного вопроса провожу практическую работу по определению красителей и консервантов в продуктах питания. Такой урок способствует более качественному изучению темы, и учащиеся могут сделать вывод не только о наличии красителей и консервантов в продуктах питания, но и о влиянии их на организм. Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии - это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопрос охраны здоровья детей в настоящее время является злободневным и актуальным. Человек, не знающий о возможности негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде технических, хозяйственных и бытовых препаратов, перестает быть хозяином своего здоровья. Знакомство с вредными воздействиями бытовых и производственных химических соединений на человека и природу – это необходимый обязательный компонент химического образования.обмен опытом
Иконка файла материала к педсовету.docx
Внедрение здоровьесберегающих технологий  на уроках химии, как один из ресурсов современного урока Жегульская В.В. Здоровьесберегающее обучение и воспитание детей предполагает  реализацию принципов здорового образа жизни, базирующихся на психолого­педагогических и медико­экологических основах,   направленных   на   сохранение   духовного,   интеллектуального   и   физического благополучия учащихся. Предмет химии неразрывно связан с жизнедеятельностью человека, Основная   линия   совершенствования   процесса   обучения   учащихся   на   уроках   химии   – реализация   идей   направленной   оптимизации,   которая   помогает   комплексно   решать   задачи образования,   воспитания   и   развития   на   основе   реальных   возможностей   детей.   Внедрение здоровьесберегающих технологий в курс химии, обусловлено необходимостью формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью. На уроках химии  необходимо и очень важно формировать взгляды учащихся на здоровый образ жизни. Работа учителя   должна быть направлена на отказ учащихся от разрушителей здоровья:  курение, употребление спиртных напитков, психотропных и наркотических средств, а так же употребления продуктов питания средств бытовой химии   содержащих   токсины и яды.   Нужно учить детей не только правильно питаться, но и правильно применять средства бытовой химии,  косметику и парфюмерию, состав и влияние на организм зачастую нам бывают неизвестны.   Таким   образом,   знакомство   учащихся     химическими, физическими и биохимическими свойствами и составом, это необходимый и важный процесс в формировании у детей стремления к здоровому образу жизни.   с   веществами   их   Немало   важную   роль   в   сбережении   здоровья     детей   имеет   процесс   правильного использования   на   уроках   химии   применяемого   для   демонстрации   опытов   и   анализов химической   посуды   и   оборудования,   наглядных   пособий   и   образцов.   Оптимальное   их применение в учебном процессе  дает возможность снизить учебную нагрузку и теоретический материал сделать более аргументированным и полезным в повседневной жизни. В здоровьесберегающих технологиях большое место отводится игровым урокам, которые способствуют повышению мотивации и активизации учебной деятельности учащихся. Одним из эффективных методов эдоровьесбережения и формирования знаний у учащихся по курсу химии, это решение   задач направленных на здоровый образ жизни. Решая такие задачи,   учащиеся   невольно   становятся     сопричастны   к   проблеме   формирования   здорового образа жизни. В задачи по курсу химии целесообразно и необходимо   включать следующие проблемы: ­ влияние некоторых неорганических   веществ и органических соединений   на здоровье человека и окружающую среду; ­ влияние отходов   промышленной переработки и химической промышленности на все живое; ­ состав пищевых продуктов и  влияние ингредиентов пищи на здоровье людей; ­ применение бытовых химических средств в повседневной жизни, их влияние на природу и здоровье человека.Например: при изучении тем «Спирты и фенолы»   и «Ароматические углеводороды» в разделе органической химии, я подробно рассматриваю вопросы о влиянии спиртов, фенолов и других   веществ   этой   группы   на   здоровье   человека   и   природу.   Особенно   важно   показать учащимся   действие   алкоголя     и   наркотиков   на   подрастающий,   развивающийся,     молодой организм.   Алкогольная   и   наркотическая     эйфория   особенно   вредна   тем,   что   требует постоянного повторения, у человека вырабатывается болезненная привычка испытывать это состояние   вновь   и   вновь.   А   ведь   эти   вещества   –   яды.   При   изучении   данной   темы   более рационально использовать нетрадиционную форму обучения: урок – суд над спиртами, урок – практикум,   конференцию.   Хорошие   результаты   по   данной   теме   дает     показ   фильмов   по антитабачной,  антинаркотической и антиалкогольной пропаганде.  В   ходе   уроков     в   разделе   «Общая   химия»     я   предлагаю   решить   задачи   со здоровьесберегающим   направлением.  Например:  Решить   задачу   и   сделать   вывод   о   вреде курения, если известно, что в дыме сигареты содержатся ядовитые вещества. «Определить % содержание ядовитых веществ: табачного дегтя, синильной кислоты и оксида углерода, если никотин составляет 2% от всего табачного дыма, а синильная кислота 1\2 часть никотина, а табачного дегтя в 7, 5 раз больше чем никотина. Оксид углерода составляет 3\5 от табачного дегтя».   Можно   придумать   другие   задачи   и     для   решения   подобной   задачи   учащимся предлагается   воспользоваться   таблицей,   в   которой   указано   содержание   веществ   в   дыме   1 сигареты. Состав дыма  сигареты: Вещества Количество Никотин Фенол Цианистый водород Оксид углерода Формальдегид Бензол  3 мг 120мкг 400 мкг 10мг 100 мкг 40 мкг Изучая данные таблицы и решая задачи, учащиеся могут ответить на вопросы о вреде курения и влиянии сигаретного дыма на природу, а также  задуматься о том, стоит ли курить или стоит отказаться от этого порока. При ознакомлении учащихся со свойствами и применением  альдегидов и кетонов особое внимание       уделяю     вопросу   о   вредном   воздействии     на   природу   и   организм   человека нитрокрасок, ацетона и других растворителей, рассказываю об их кумулятивном свойстве и последующих рецидивах, о влиянии этих соединений на озоновый слой.   Изучая   органическую   химию   практически   во   всех   темах   можно   и   нужно   говорить   о влиянии органических соединений на здоровье человека и все живое в целом. Например: в теме «Бытовая   химия»,   учащимся   предлагаю   описать   состав   любого   моющего   или   чистящего средства или освежителя воздуха или дезодоранта и т.п. Они должны не только списать состав выбранного средства, но и  написать химические формулы данных компонентов, определить к какому   классу     они   относятся,   и   каково   их   влияние   на   организм   и   природу.   А   так   же предложить   свои способы   и мероприятия   по уменьшению вредного воздействия   средств бытовой химии на здоровье человека и  экологию.В   последние   годы   очень   много   внимания   уделяется   вопросам   рационального   и полноценного питания детей. Как известно наиболее   распространенными «загрязнителями» пищи являются: нитраты, фенолы, пестициды, токсические микроэлементы, тяжелые металлы. К   опасным   веществам   глобального   значения   относятся   свинец   и   ртуть.   О   влиянии   ртути учащиеся должны иметь не только представление, но и   уметь пользоваться теоретическими знаниями по предотвращению отравления ртутью и ее парами в жизни.   Растения,   выращенные   вблизи   автомагистральных   путей,   химических   и перерабатывающих   предприятий,   содержат   тяжелые   металлы   свыше   предельно   допустимых норм.   При   употреблении   в   пищу   таких   продуктов   в   организме   человека   и   животных накапливаются   эти   металлы   и   могут   привести   к   отравлению   организма.     Много   свинца накапливается в чае и зерне. Об этой и другой информации я говорю на уроках, провожу дискуссии на темы «Товары массового потребления китайского и российского  производства из полимеров»       (посуда, игрушки, упаковочные материалы и т.д.).    Особая роль на теоретических уроках химии отводится изучению  химического состава пищи   и   влиянию   компонентов   пищи   на   здоровье   человека.   Учащиеся   должны   знать,   что любимый сахар, вездесущая соль, масло к чаю тоже не являются безвредными. А также, что уважаемая   многими   детьми   сублимированная   лапша,   сухие   завтраки,   супы   из   пакетиков содержат консервант  ­ глютомат натрия, превышение допустимой нормы которого вызывает в организме  ребенка  изменения – боль в желудке, сонливость, тошноту. Допустимая суточная норма  данного вещества для взрослого человека составляет 1, 5 грамма, а для детей  в 2 раза меньше.   При   изучении   данной   темы       можно   предложить     учащимся   задачу   на   расчет количества глютомата натрия в сублимированном картофеле или другом продукте. Например: задача   «Рассчитать количество консерванта в 3 тоннах сублимированного картофеля, если известно, что на 1 килограмм продукта добавили по 17 грамм глютомата натрия. Определить превышена норма или нет, сделать вывод». Большое внимание  на уроках уделяю  и пищевым красителям и их влиянию на человека. Их добавляют в сладости, шипучие напитки, колбасу, горошек,  кукурузу и другие продукты. При изучении данного вопроса провожу   практическую работу по определению красителей и консервантов в продуктах питания. Такой урок способствует более качественному изучению темы,  и  учащиеся  могут сделать  вывод  не  только  о наличии  красителей  и  консервантов  в продуктах питания, но и о влиянии  их на организм. Цель   здоровьесберегающих   технологий   в   обучении   химии   ­   это       формирование   из учащегося   здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со   своими   взглядами   и   принципами.   Вопрос   охраны   здоровья   детей     в   настоящее   время является   злободневным   и   актуальным.   Человек,   не   знающий     о   возможности   негативного влияния   на   него   химических   соединений,   поступающих   в   нашу   жизнь   в   виде   технических, хозяйственных и бытовых препаратов, перестает быть хозяином своего здоровья.  Знакомство с вредными  воздействиями бытовых и производственных химических соединений на человека и природу – это необходимый обязательный компонент химического образования.

Посмотрите также