Внеклассная работа по русскому языку
Оценка 4.7

Внеклассная работа по русскому языку

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
30.05.2021
Внеклассная работа по русскому языку
Внеклассная работа по русскому языку
Внеклассная работа по русскому языку и литературе.doc

Введение

 

Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.

Учеников привлекают разнообразные формы этой работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, а иногда и дарования. Глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства, почерпнуть знания в области языкознания и лингвистики.

В школах обычно проводится в той или иной форме внеклассная работа по русскому языку и литературе, но учителям нередко приходится сталкиваться при этом с трудностями, которые мешают осуществить то, что задумано.

Много времени уходит у преподавателя на обдумывание и составление сценариев мероприятий, на подбор текстов для выставочных материалов, вопросов для проведения викторин, тестов, на просмотр и отбор литературы, рекомендуемой ученикам для докладов. Иногда нет и достаточного опыта в организации внеклассных мероприятий по данным предметам.

Цель данной работы – оказать коллегам практическую помощь в проведении внеклассной работы по русскому языку и литературе.

 

Задачи и принципы внеклассной работы в школе

 

Внеклассная работа делится на два основных вида. С одной стороны, – постоянно действующие виды деятельности во внеурочное время. Это кружки русского языка, литературные гостиные, клубы любителей русской словесности, драматические кружки, стенная печать, издание рукописных журналов.

С другой стороны, проводятся мероприятия, которые носят эпизодический характер: тематические вечера, конкурсы. Олимпиады, всевозможные путешествия, деловые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д.

Задачами внеклассной работы по русскому языку и литературе в школе являются:

1.   дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению предмета;

2.   развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в получении знаний;

3.   расширение запаса знаний школьников:

а) по русскому языку: в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка, культуры устной и письменной речи;

б) по литературе: в области литературоведения, библиографии, теоретического и фактического материала по изучаемому предмету;

4. воспитание у слабоуспевающих ребят веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку и литературе;

5. выявление особо одарённых детей и развитие их творческих индивидуальных способностей;

6. воспитание у школьников чувства ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.

Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение, спектакль, композиция, выпущенная газета. Всё это осуществляется под чутким руководством педагога. Известный писатель Василий Белов в своей книге «Лад» высказал очень близкую многим мысль: «Каждый ребёнок хочет играть, т.е. жить творчески». Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом?  Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом «не нашли себя, своего лица, своего таланта, либо не научились жить и трудиться».

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому стремятся многие на протяжении всей педагогической деятельности.

Среди общедидактических принципов, на которых основывается внеклассная деятельность, нужно, прежде всего, назвать принцип научности. Данный принцип состоит в требовании сообщать учащимся только те знания, которые полностью соответствуют установившимся в современной науке положениям. Это требование дидактики необходимо выполнять не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Внеклассные мероприятия требуют от учителя-словесника также соблюдения принципа последовательности и систематичности в изложении материала. Важно следить, чтобы между уроками и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определённая преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу удаётся лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учеников от известного к неизвестному, от простого к сложному, от лёгкого к трудному.

Организуя внеклассную работу, необходимо учитывать дидактический принцип связи теории с практикой. Эта связь предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной деятельности.

Весьма важным для нормальной организации внеурочных занятий с учениками является общедидактический принцип доступности преподносимого материала. Всегда надо помнить о том, что материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но он ни в коем случае не должен превышать возрастные особенности детей.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе предъявляет высокие требования к учителю, так как она подводит итог достижениям школьников в изучении предмета не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Специфика условий работы в нашей школе (отсутствие параллельных классов, малый количественный состав учащихся) накладывают некоторые ограничения в подготовке и проведении того или иного общего внеурочного дела. Необходимо помнить о ещё двух принципах:

1.   добровольное участие школьников в мероприятиях;

2.   комфортность (мероприятие должно проводиться в удобное для учащихся время и в удобной форме).

 

Формы реализации внеурочной деятельности учащихся по русскому языку и литературе

 

С учётом вышеуказанных требований к проведению внеклассных занятий и условий работы в нашем образовательном учреждении разрабатывается план мероприятий для проведения недели русского языка и литературы. Необходимо на протяжении всего учебного года проводить внеклассные мероприятия по изучаемому предмету. Ученики должны знать, что их ждут в любое время в кабинете литературы, что им рады, что с ними хотят сотрудничать, открывать новые страницы в литературоведении и языкознании.

Попробуем представить весь комплекс внеклассных мероприятий, возможных для проведения в школе:

Ø литературно-музыкальные композиции;

Ø литературно-музыкальные вечера, литературные гостиные;

Ø путешествия, заседания, спор-клубы;

Ø блиц-опросы, викторины, конкурсы, олимпиады, турниры, марафоны;

Ø стенная печать;

Ø экскурсии по литературным местам, в музеи, театры;

Ø встречи с интересными людьми;

Ø участие в научно-практических конференциях, конкурсах разных уровней.

Перед проведением любого внеклассного мероприятия необходимо осуществлять предварительную диагностику как психологических, так и учебных возможностей учащихся. Оценивать интерес детей к изучаемому предмету, конкретно к теме того или иного мероприятия, сопоставлять объём деятельности и учитывать возможности ребят.

К каждому мероприятию готовимся заранее, за 3–4 недели. Наблюдая за учениками, необходимо помнить, что процесс подготовки для ребят важен не менее, чем участие и проведение общего дела. Если ученики видят, что педагог заинтересован, любит свою работу и зажигает окружающих своим энтузиазмом, то можно быть уверенным в успехе своих начинаний и можно смело рассчитывать на поддержку детей.

Изучение любой науки – тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Проводя внеклассную работу по предмету, этот труд можно превратить для учеников в игру. Разумеется в серьёзную игру. Поэтому считаю, что внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе являются жизненно необходимыми в школе, так как:

1.     соблюдается принцип равного права всех учеников как хорошо успевающих, так и слабо подготовленных на участие в мероприятии;

2.     соблюдается принцип самодеятельности, который предполагает полную самостоятельность учащихся во время подготовки и осуществления того или иного внеурочного занятия;

3.     соблюдается принцип занимательности, так как он находит своё выражение в разнообразии и вариативности форм внеклассных дел, методов и приёмов работы.     

Во время проведения внеклассных мероприятий дети непринуждённы в работе, так как перед ними не стоит задача в обязательном порядке запомнить, о чём говорит учитель в ходе занятий. А эта непринуждённость, соединяемая с занимательными формами подачи материала, создаёт атмосферу большой заинтересованности школьников в работе. На внеклассных мероприятиях широко используются игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творчества ребят. Всё это способствует успешной реализации принципа занимательности, вызывает у моих учеников естественное желание узнать как можно больше нового из области русского языка и литературы.

 Нам, учителям, необходимо заинтересовывать учащихся, помогать им преодолевать трудности в изучении предмета, сплачивать их, чтобы дети знали, что их всегда ждут в школе для совместного творческого дела.

 

                                        


Введение Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий

Введение Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий

Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение, спектакль, композиция, выпущенная газета

Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение, спектакль, композиция, выпущенная газета

Организуя внеклассную работу, необходимо учитывать дидактический принцип связи теории с практикой

Организуя внеклассную работу, необходимо учитывать дидактический принцип связи теории с практикой

Перед проведением любого внеклассного мероприятия необходимо осуществлять предварительную диагностику как психологических, так и учебных возможностей учащихся

Перед проведением любого внеклассного мероприятия необходимо осуществлять предварительную диагностику как психологических, так и учебных возможностей учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021