Литературно-музыкальный вечер
(Включается композиция П.И.Чайковский" Времена года" /"Октябрь"/)
1 ведущий: (зажигает свечу) Свеча - символ жизни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая; а ее пламя, как человеческая душа. Она трепетна и робка, а свет её беззащитен и нежен. Одаривая нас своим светом, свеча сгорает дотла. Но пока она горит, нам хорошо рядом с ней: она разделяет нашу боль и нашу радость.
2 ведущий: Говорят, что от свечи мало света и использовать её нерационально. То ли дело электрический светильник! Его свет проникает во все уголки.
1 ведущий: Но когда все вокруг освещено одинаково ярко, как отличить главное от второстепенного? Великое от малого? Ведь любая незначительная вещь на близком расстоянии и ярко высвеченная может показаться неимоверно важной и затмить собою то, что ещё величественнее и выше.
2 ведущий: А что же ещё выше?
1 ведущий: Да сам человек! Человек зажигает свечу! слушая музыку и стихи, приходя в храм. И тогда все вторичное уходит во тьму, и остается он один на один со своей душой, со своим внутренним миром, и тогда...
2 ведущий: (под музыку Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель")
«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное...Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из 50 тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился... Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то вёдер выпито, столько-то погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других...»
1 ведущий: Эти слова были написаны более 100 лет назад, но звучат, словно они родились только и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них - весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым "человеком с молоточком", который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что "в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли..."
2 ведущий: Чтобы понять Чехова-человека, взгляните на портрет А.П. Чехова. Искренний, смелый взгляд, устремленный на мир. Именно бесстрашный, ибо смело и бесстрашно рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг. Это был человек, который открыл для себя и предложил людям особый образ жизни и мышления. Это был настоящий человек и художник слова.
«Легенда о розе» П.И.Чайковский.
1 чтец:
Вежливый доктор в старинном пенсе и бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы –
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.
2 чтец:
Грустная желтая лампа в окне мезонина.
Чай на веранде, вечерних теней мешанина
Белые бабочки вьются над желтым огнем
Дом заколочен, и все позабыли о нем?
3 чтец:
Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
Это ружье еще выстрелит—
О, непременно!
Съедутся гости, покинутый дом оживет
Маятник медный качнется, струна запоет...
4 чтец:
Дышит в саду запустелом ночная прохлада.
Мы старомодны, как запах вишневого сада.
Нет ни гостей, ни хозяев, покинутый дом...
Мы уже были, но мы еще будем потом.
2 ведущий: Таганрог, Москва, Сахалин, Мелихово, Ялта - эти памятные места связаны с именем Чехова. Это вехи на его короткой, но яркой, как пламя свечи, жизни. Каждое из них достойно отдельного разговора.Устремленность Чехова к перу была поразительной. Его рассказы, повести, пьесы – не только свидетельство уникального таланта. Определение Л.Н. Толстого – «Чехов – это Пушкин в прозе» – помогает осознать место писателя в мировой литературе.
1 ведущий. Таганрог – родина Чехова. Здесь 29 января 1860 года появился на свет великий русский писатель. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.
2 ведущий: Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году
1 ведущий: В 1876 году Павел Егорович вынужден был признать себя банкротом и бежать от кредиторов в Москву. Вскоре туда переехала вся семья. В семье Чеховых было семеро детей. (Слайд №5: Семья А.П.Чехова)
2 ведущий:16-летний Антон остался в Таганроге один. В 1879 году Антон Павлович окончил таганрогскую гимназию. Чехов вовсе не собирался быть писателем, а поступил на медицинский факультет Московского университета. Но уже в университете у него появилось увлечение,- в свободное время он писал коротенькие смешные рассказы, печатался в юмористических журналах и подписывал их тоже очень смешно, выбирая различные псевдонимы: Антоша Чехонте, Макар Балдастов, Брат моего брата, Гайка №9, Дяденька, Вспыльчивый, Крапива, Шампанский, Человек без селезенки, Василий Спиридонов, Сволочаев и другие забавные псевдонимы были в духе Чехова, соответствовали юмористической направленности его рассказов. Своим именем писатель стал подписывать произведения спустя 6 лет после появления в печати его первых рассказов, когда он уже завоевал прочный авторитет как писатель. Чтобы добыть средства для жизни, он занимался репетиторством – давал уроки купеческим сынкам. От матери из Москвы шли тревожные письма с просьбой о поддержке. Как мог, он помогал семье. (Слайд №6: Псевдонимы А.П. Чехова)
1 ведущий: И так до конца дней своих он будет главной опорой и материальной и духовной поддержкой многочисленной семьи Чеховых. «Отец и мать, – говорил Чехов, – единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всех похвал”.
2 ведущий: И это притом, что отец был крайне деспотичен. “Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать”. Безрадостные картины детства послужили поводом для написания рассказов о несчастной судьбе детей.
1 ведущий: Рассказ «Толстый и тонкий» был впервые опубликован в 1883 году на страницах юмористического литературно-художественного еженедельника «Осколки». Сатирические рассказы А.П.Чехова беспощадно высмеивают чинопочитание, лакейство, приспособленчество, утрату чувства собственного достоинства. В рассказе "Толстый и тонкий" главный объект осмеяния - маленький чиновник, который подличает и пресмыкается, когда его никто к этому не вынуждает.
«Толстый и тонкий»
Толстый (Михаил), тайный советник
Тонкий (Порфирий), коллежский асессор
Луиза, жена Тонкого
Нафанаил, сын Тонкого
Продавец газет
Продавец пирожков
Действие происходит на вокзале Николаевской железной дороги.
Звуки вокзала: разговоры людей, гудок
Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
Тонкий только что вышел из вагона, навьючен чемоданами, узлами и картонками. Из-за его спины выглядывает худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.
Толстый (удивленно, радостно восклицает). Порфирий! Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
Тонкий (изумляясь). Батюшки! Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
(Приятели троекратно целуются и устремляют друг на друга глаза, полные слез. Оба приятно ошеломлены)
Тонкий. Милый мой! Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! (рассматривает Толстого с разных сторон) Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь...(с гордостью показывает на жену) Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, (выставляет вперед сына) Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, (показывает на Толстого, радостно) друг моего детства! В гимназии вместе учились!
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
Тонкий. В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! (обращается к сыну) Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе (выставляет вперед сына)... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
Толстый (восторженно глядя на друга) Ну, как живешь, друг? Служишь где? Дослужился?
Тонкий. (с гордостью) Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. (с сожалением) Жалованье плохое... ну, да бог с ним! (рассказывает увлеченно) Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? (Заигрывая с Толстым) Небось, уже статский? А?
Толстый. (просто, не хвастаясь) Нет, милый мой, поднимай повыше. Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
Тонкий окаменевает, но скоро лицо его искривляется во все стороны широчайшей улыбкой; кажется, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...
Жена тоже меняется в лице, ее длинный подбородок становится еще длиннее.
Нафанаил вытягивается во фрунт и застегивает все пуговки своего мундира...
Тонкий. (заискивая, наклоняясь вперед как бы кланяясь) Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
Толстый. (морщится, возмущенно) Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!
Тонкий (еще больше съеживается, хихикает). Помилуйте... Что вы-с… Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
Толстый хочет возразить что-то, но видит на лице у тонкого столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайному советнику стало неприятно. Он отворачивается от тонкого и подает ему на прощанье руку.
Тонкий пожимает три пальца, кланяется всем туловищем и хихикает, как китаец: «хи-хи-хи».
Жена улыбается.
Нафанаил шаркает ногой и роняет фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
2
1 ведущий: Но было ещё одно дело, которое он считал, наряду с литературой, главным в своей жизни. На входной двери двухэтажного дома на Садовом кольце в Москве, где несколько лет жил Антон Павлович Чехов со своими родными (сейчас там музей), висит металлическая табличка “Доктор Чехов”. А в одном из писем он так описывает свою жизнь: “Пишу и лечу” (слайд №9: доктор А.П. Чехов).
2 ведущий: Да, Чехов – доктор. И где бы он ни жил, он занимался врачебной практикой. Ночные вызовы, больные бабы, мужики, дети, грязь, бездорожье, отсутствие медикаментов, холерная эпидемия – это его судьба. Бедных людей принимал и лечил бесплатно.
1 ведущий: "Желание служить общему благу должно быть непременно потребностью души, условием личного счастья..." - говорил писатель. И слова его находили воплощение: Чехов построил 3 школы, хлопотал об открытии почтового отделения при станции Лопасня, проведения шоссе. Остаётся только удивляться, когда Чехов находил время для литературы.
Сценка Дура, или Капитан в отставке
Свадебный сезон. Отставной капитан Соусов
(сидит на клеенчатом диване, поджав под себя одну ногу и держась обеими руками
за другую. Говорит и покачивается). Сваха Лукинишна (расплывшаяся старуха с
глупым, но добродушным лицом, помещается в стороне на табурете. На лице
выражение ужаса, смешанного с удивлением. Говорит с подобострастием и после
каждого слова икает).
Капитан. Впрочем, ежели взглянуть
на это с точки зрения, то Иван Николаич поступил весьма существенно. Он хорошо
сделал, что женился. Будь ты хоть профессор, хоть гений, а ежели ты не женат,
то ты и гроша медного не стоишь. Ни ценза в тебе, ни общественного мнения… Кто
не женат, тот не может иметь в обществе настоящий вес. Возьмем хоть меня для
примера… Я человек образованного класса, домовладелец, при деньгах… Чин тоже
вот… и орден, а что с меня толку? Кто я, ежели взглянуть на меня с точки
зрения? Бобыль… Синоним какой-то, и больше ничего (задумывается). Все женаты, у
всех есть деточки, один только я… как в романсе этом… (поет тенором печальный
романс). Так вот и в моей жизни… Хоть бы какую завалящую невесту!
Лукинишна. Зачем завалящую? За тебя, батюшка, и не завалящая пойдет. При твоем
благородстве и, можно сказать, при твоих таких качествах за тебя любая пойдет,
и с деньгами…
Капитан. С деньгами мне не нужно. Я не позволю себе сделать такой подлости, чтоб
на деньгах жениться. Я сам имею деньги и желаю, чтоб не я женин хлеб ел, а чтоб
она мой. Ежели бедную возьмешь, то она будет чувствовать, понимать… Во мне нет
настолько эгоизма, чтоб я из-за интереса…
Лукинишна. Оно действительно, батюшка… Иная бедная покрасивей богачки будет…
Капитан. И красоты мне тоже не надо. К чему она? С лица воды не пить. Красота
должна быть не в естестве, а в душе… Мне нужны доброта, кротость, невинность
этакая… Я желаю, чтоб жена меня уважала, почитала…
Лукинишна. Гм… Как же ей тебя не почитать, ежели ты для нее законный супруг есть?
Образования в ней нет, что ли?
Капитан. Постой, не перебивай. И образованной мне тоже не нужно. Без
образования нынче нельзя, это конечно, но образование разное бывает. Приятно,
ежели жена по-французски и по-немецки, на разные голоса там, очень приятно; но
что из этого толку, ежели она не умеет тебе пуговки, положим, пришить? Я
образованного класса, принят везде, с князем Канителиным, могу сказать, все
одно, как вот с тобой теперь, но я имею простой характер. Мне нужна простая
девушка. Ума мне не нужно. Ум в мужчине имеет вес, а женское существо может и
без ума обойтись.
Лукинишна. Это верно, батюшка. Про умных нынче и в газетах писано, что они не
годятся.
Капитан. Дура и любить тебя будет, и почитать, и чувствовать, какого я звания
человек. Страх в ней будет. А умная будет хлеб твой кушать, но чувствовать она
не будет, чей это хлеб. Дуру мне и ищи… Так и знай: дуру. Есть у тебя такая на
примете?
Лукинишна. Разные есть на примете (задумывается). Какую же тебе? Дур-то много, да
все умные дуры… У кажинной дуры свой ум… Тебе совсем дуру? (Думает.) Есть у
меня одна дурочка, да не знаю, пондравится ли… Купеческого она звания и тысяч
пять приданого… Собой не то, чтобы не красива, а так – ни то, ни се… худенькая,
тонюсенькая… Ласковая, деликатная… Доброты страсть сколько! Последнее отдаст,
ежели кто попросит… Ну, и кроткая… Мать ее за волосья, а она хоть бы тебе
пискнула – ни словечка! И страх в ней от родителев вложен, и в церковь ее
водят, и в хозяйстве, ежели что… Но это самое (водит пальцем около лба)… Не
осуди ты меня, грешницу, за мои осуждения, а истинное мое тебе слово, как перед
богом: не в себе она! Дура… Молчит, молчит, как убитая молчит… Сидит, молчит,
да вдруг ни с того ни с сего – прыг! Словно ты ее кипятком ошпарил. Вскочит со
стула, как угорелая, и давай молоть… Мелет, мелет… Без конца-краю мелет… И
родители у нее дураки тогда выходят, и пища не такая, и слова не такие ей
говорят. И жить будто ей не с кем, и жизнь-то ее будто заели… «Понять, говорит,
вы меня не можете…» Дура девка! Сватался за нее купец Кашалотов – отказала
ведь! Засмеялась ему в лицо, и только… Богатый купец, красивый, алигантный,
словно молоденький офицерик. А то, бывает, возьмет какую ни на есть дурацкую
книжку, пойдет в чулан и давай читать…
Капитан. Ну, эта дура не подходит мне под категорию… Другую поищи (встает и
глядит на часы)… А пока бонжур! Мне идти пора… Пойду по своей холостой части…
Лукинишна. Иди, батюшка! Скатертью дорожка! (Встает.) В субботу ввечеру зайду
касательно невесты (идет к двери) … Ну, а тово… по холостой части тебе не
требуется?
Ведущий 1: Ещё в 24 обнаружил первые признаки смертельной (как врач, он это прекрасно понимал) “скверной и подлой” болезни. Понимал, что жизни ему отпущено немного. И он как будто боялся не успеть, торопился сделать как можно больше добра. Вспоминаются чеховские слова: “Веровать в Бога нетрудно, нет, вы в человека уверуйте”. Уверуйте в Чехова, перечитайте его рассказы, повести, пьесы, его письма. А он поможет вам обрести веру в Человека. Последние годы жизни Чехов из-за болезни прожил в Ялте (нужен был морской воздух). Подходила весна 1904 года. Здоровье Антона Павловича всё ухудшалось. Врачи посоветовали увезти его в Германию. Начались сборы за границу. Однако, несмотря на болезнь, жизнерадостность не покидала писателя. Он мечтал о новой пьесе, совершенно нового для него направления. Сохранились воспоминания жены О.Л.Книппер-Чеховой о последних часах жизни Антона Павловича.
Ведущий 2: «Даже за несколько часов до своей смерти он заставил меня смеяться, выдумывая один рассказ. Это было в Германии. После трёх тяжёлых, тревожных дней ему стало легче к вечеру... Антон Павлович тихо, спокойно отошёл в другой мир. В начале ночи он проснулся, и первый раз в жизни попросил послать за доктором... Пришёл доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давненько я не пил шампанского...», спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда». Он умер в 44 года.
Ведущий 1: В Москву тело А.П.Чехова было перевезено через несколько дней. Похороны состоялись в середине июля 1904 года. Могила писателя – на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могилы его отца.
Ведущий 2: Прошло 160 лет со дня рождения великого писателя и драматурга. Но годы не властны над его творениями. Гуманизм А.П.Чехова, его искромётный юмор, глубокая вера в возможности русского человека понятны и близки нам, людям 21 века.
Звучит «Песнь жаворонка» из «Времён года» П.И.Чайковского.
Чтец:
Тиснёный
том волнующих рассказов
Прочитан от начала до конца...
Метель свистит, поёт и плачет сразу.
Метель доносит звуки бубенца.
Никто об этом больше не расскажет!
Закрой глаза – и вновь перед тобой
Знакомые по книгам персонажи
Возникнут зримо длинной чередой.
Пройдут, как тени, через тихий город!
За Софьей Львовной – ведьма, почтальон
Миллионер – кутила Пятигоров,
Пришибеев и Хамелеон.
Профессоров усердных вереницы,
Храня и важность, и мундиров честь,
Пройдут со службы рядышком с больницей,
Где страшная палата №6.
За ними вслед, в мечтах и славной Варе,
Но скупо освещённый поворот,
До глаз укутан, человек в футляре
С сугубой осторожностью пройдёт.
А там, где площадь выметена чисто,
При фонарях в вечерней тишине
Увидишь на прогулке беллетриста –
Знакомую бородку и пенсне.
Благодари, встречай его с поклоном,
Ведь многое он людям рассказал.
1 ведущий: Так потихоньку сгорела ещё одна свеча, удивительный свет которой мы почти и не замечали. А может, мы всё-таки стали хоть чуточку светлей? Кто знает..
Чтец:
Тиснёный том
волнующих рассказов
Прочитан от начала до конца...
Метель свистит, поёт и плачет сразу.
Метель доносит звуки бубенца.
Никто об этом больше не расскажет!
Закрой глаза – и вновь перед тобой
Знакомые по книгам персонажи
Возникнут зримо длинной чередой.
Пройдут, как тени, через тихий город!
За Софьей Львовной – ведьма, почтальон
Миллионер – кутила Пятигоров,
Пришибеев и Хамелеон.
Профессоров усердных вереницы,
Храня и важность, и мундиров честь,
Пройдут со службы рядышком с больницей,
Где страшная палата №6.
За ними вслед, в мечтах и славной Варе,
Но скупо освещённый поворот,
До глаз укутан, человек в футляре
С сугубой осторожностью пройдёт.
А там, где площадь выметена чисто,
При фонарях в вечерней тишине
Увидишь на прогулке беллетриста –
Знакомую бородку и пенсне.
Благодари, встречай его с поклоном,
Ведь многое он людям рассказал.
Дура, или Капитан в отставке
Свадебный сезон. Отставной капитан Соусов
(сидит на клеенчатом диване, поджав под себя одну ногу и держась обеими руками
за другую. Говорит и покачивается). Сваха Лукинишна (расплывшаяся старуха с
глупым, но добродушным лицом, помещается в стороне на табурете. На лице
выражение ужаса, смешанного с удивлением. Говорит с подобострастием и после
каждого слова икает).
Капитан. Впрочем, ежели взглянуть
на это с точки зрения, то Иван Николаич поступил весьма существенно. Он хорошо
сделал, что женился. Будь ты хоть профессор, хоть гений, а ежели ты не женат,
то ты и гроша медного не стоишь. Ни ценза в тебе, ни общественного мнения… Кто
не женат, тот не может иметь в обществе настоящий вес. Возьмем хоть меня для
примера… Я человек образованного класса, домовладелец, при деньгах… Чин тоже
вот… и орден, а что с меня толку? Кто я, ежели взглянуть на меня с точки зрения?
Бобыль… Синоним какой-то, и больше ничего (задумывается). Все женаты, у всех
есть деточки, один только я… как в романсе этом… (поет тенором печальный
романс). Так вот и в моей жизни… Хоть бы какую завалящую невесту!
Лукинишна. Зачем завалящую? За тебя, батюшка,
и не завалящая пойдет. При твоем благородстве и, можно сказать, при твоих таких
качествах за тебя любая пойдет, и с деньгами…
Капитан. С деньгами мне не нужно. Я не
позволю себе сделать такой подлости, чтоб на деньгах жениться. Я сам имею деньги
и желаю, чтоб не я женин хлеб ел, а чтоб она мой. Ежели бедную возьмешь, то она
будет чувствовать, понимать… Во мне нет настолько эгоизма, чтоб я из-за
интереса…
Лукинишна. Оно действительно, батюшка… Иная
бедная покрасивей богачки будет…
Капитан. И красоты мне тоже не надо. К чему
она? С лица воды не пить. Красота должна быть не в естестве, а в душе… Мне
нужны доброта, кротость, невинность этакая… Я желаю, чтоб жена меня уважала,
почитала…
Лукинишна. Гм… Как же ей тебя не
почитать, ежели ты для нее законный супруг есть? Образования в ней нет, что ли?
Капитан. Постой, не перебивай. И
образованной мне тоже не нужно. Без образования нынче нельзя, это конечно, но
образование разное бывает. Приятно, ежели жена по-французски и по-немецки, на
разные голоса там, очень приятно; но что из этого толку, ежели она не умеет
тебе пуговки, положим, пришить? Я образованного класса, принят везде, с князем
Канителиным, могу сказать, все одно, как вот с тобой теперь, но я имею простой
характер. Мне нужна простая девушка. Ума мне не нужно. Ум в мужчине имеет вес,
а женское существо может и без ума обойтись.
Лукинишна. Это верно, батюшка. Про умных нынче
и в газетах писано, что они не годятся.
Капитан. Дура и любить тебя будет, и
почитать, и чувствовать, какого я звания человек. Страх в ней будет. А умная
будет хлеб твой кушать, но чувствовать она не будет, чей это хлеб. Дуру мне и
ищи… Так и знай: дуру. Есть у тебя такая на примете?
Лукинишна. Разные есть на примете
(задумывается). Какую же тебе? Дур-то много, да все умные дуры… У кажинной дуры
свой ум… Тебе совсем дуру? (Думает.) Есть у меня одна дурочка, да не знаю,
пондравится ли… Купеческого она звания и тысяч пять приданого… Собой не то,
чтобы не красива, а так – ни то, ни се… худенькая, тонюсенькая… Ласковая, деликатная…
Доброты страсть сколько! Последнее отдаст, ежели кто попросит… Ну, и кроткая…
Мать ее за волосья, а она хоть бы тебе пискнула – ни словечка! И страх в ней от
родителев вложен, и в церковь ее водят, и в хозяйстве, ежели что… Но это самое
(водит пальцем около лба)… Не осуди ты меня, грешницу, за мои осуждения, а
истинное мое тебе слово, как перед богом: не в себе она! Дура… Молчит, молчит,
как убитая молчит… Сидит, молчит, да вдруг ни с того ни с сего – прыг! Словно
ты ее кипятком ошпарил. Вскочит со стула, как угорелая, и давай молоть… Мелет,
мелет… Без конца-краю мелет… И родители у нее дураки тогда выходят, и пища не
такая, и слова не такие ей говорят. И жить будто ей не с кем, и жизнь-то ее
будто заели… «Понять, говорит, вы меня не можете…» Дура девка! Сватался за нее
купец Кашалотов – отказала ведь! Засмеялась ему в лицо, и только… Богатый
купец, красивый, алигантный, словно молоденький офицерик. А то, бывает, возьмет
какую ни на есть дурацкую книжку, пойдет в чулан и давай читать…
Капитан. Ну, эта дура не подходит мне под
категорию… Другую поищи (встает и глядит на часы)… А пока бонжур! Мне идти
пора… Пойду по своей холостой части…
Лукинишна. Иди, батюшка! Скатертью дорожка! (Встает.) В субботу ввечеру зайду касательно невесты (идет к двери)… Ну, а тово… по холостой части тебе не требуется?
«Толстый и тонкий»
Действующие лица:
Толстый (Михаил), тайный советник
Тонкий (Порфирий), коллежский асессор
Луиза, жена Тонкого
Нафанаил, сын Тонкого
Продавец газет
Продавец пирожков
Действие происходит на вокзале Николаевской железной дороги.
Звуки вокзала: разговоры людей, гудок
Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
Тонкий только что вышел из вагона, навьючен чемоданами, узлами и картонками. Из-за его спины выглядывает худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.
Толстый (удивленно, радостно восклицает). Порфирий! Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
Тонкий (изумляясь). Батюшки! Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
(Приятели троекратно целуются и устремляют друг на друга глаза, полные слез. Оба приятно ошеломлены)
Тонкий. Милый мой! Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! (рассматривает Толстого с разных сторон) Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь...(с гордостью показывает на жену) Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, (выставляет вперед сына) Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, (показывает на Толстого, радостно) друг моего детства! В гимназии вместе учились!
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
Тонкий. В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! (обращается к сыну) Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе (выставляет вперед сына)... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
Толстый (восторженно глядя на друга) Ну, как живешь, друг? Служишь где? Дослужился?
Тонкий. (с гордостью) Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. (с сожалением) Жалованье плохое... ну, да бог с ним! (рассказывает увлеченно) Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? (Заигрывая с Толстым) Небось, уже статский? А?
Толстый. (просто, не хвастаясь) Нет, милый мой, поднимай повыше. Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
Тонкий окаменевает, но скоро лицо его искривляется во все стороны широчайшей улыбкой; кажется, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...
Жена тоже меняется в лице, ее длинный подбородок становится еще длиннее.
Нафанаил вытягивается во фрунт и застегивает все пуговки своего мундира...
Тонкий. (заискивая, наклоняясь вперед как бы кланяясь) Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
Толстый. (морщится, возмущенно) Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!
Тонкий (еще больше съеживается, хихикает). Помилуйте... Что вы-с… Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
Толстый хочет возразить что-то, но видит на лице у тонкого столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайному советнику стало неприятно. Он отворачивается от тонкого и подает ему на прощанье руку.
Тонкий пожимает три пальца, кланяется всем туловищем и хихикает, как китаец: «хи-хи-хи».
Жена улыбается.
Нафанаил шаркает ногой и роняет фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
1 чтец:
Вежливый доктор в старинном пенсе и бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы –
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.
2 чтец:
Грустная желтая лампа в окне мезонина.
Чай на веранде, вечерних теней мешанина
Белые бабочки вьются над желтым огнем
Дом заколочен, и все позабыли о нем?
3 чтец:
Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
Это ружье еще выстрелит—
О, непременно!
Съедутся гости, покинутый дом оживет
Маятник медный качнется, струна запоет...
4 чтец:
Дышит в саду запустелом ночная прохлада.
Мы старомодны, как запах вишневого сада.
Нет ни гостей, ни хозяев, покинутый дом...
Мы уже были, но мы еще будем потом.
Литературно-музыкальный вечер А.П.Чехова 160 летие.
(Включается композиция П.И.Чайковский" Времена года" /"Октябрь"/)
1 ведущий: (зажигает свечу) Свеча - символ жизни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая; а ее пламя, как человеческая душа. Она трепетна и робка, а свет её беззащитен и нежен. Одаривая нас своим светом, свеча сгорает дотла. Но пока она горит, нам хорошо рядом с ней: она разделяет нашу боль и нашу радость.
2 ведущий: Говорят, что от свечи мало света и использовать её нерационально. То ли дело электрический светильник! Его свет проникает во все уголки.
1 ведущий: Но когда все вокруг освещено одинаково ярко, как отличить главное от второстепенного? Великое от малого? Ведь любая незначительная вещь на близком расстоянии и ярко высвеченная может показаться неимоверно важной и затмить собою то, что ещё величественнее и выше.
2 ведущий: А что же ещё выше?
1 ведущий: Да сам человек! Человек зажигает свечу! слушая музыку и стихи, приходя в храм. И тогда все вторичное уходит во тьму, и остается он один на один со своей душой, со своим внутренним миром, и тогда...
2 ведущий:
«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное...Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из 50 тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился... Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то вёдер выпито, столько-то погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других...»
1 ведущий: Эти слова были написаны более 100 лет назад, но звучат, словно они родились только и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них - весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым "человеком с молоточком", который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что "в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли..."
2 ведущий: Чтобы понять Чехова-человека, взгляните на портрет Антона Павловича Чехова. Искренний, смелый взгляд, устремленный на мир. Именно бесстрашный, ибо смело и бесстрашно рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг. Это был человек, который открыл для себя и предложил людям особый образ жизни и мышления. Это был настоящий человек и художник слова.
«Легенда о розе» П.И.Чайковский.
1 чтец:2 чтец:3 чтец:4 чтец:
2 ведущий: Таганрог, Москва, Сахалин, Мелихово, Ялта - эти памятные места связаны с именем Чехова. Это вехи на его короткой, но яркой, как пламя свечи, жизни. Каждое из них достойно отдельного разговора. Устремленность Чехова к перу была поразительной. Его рассказы, повести, пьесы – не только свидетельство уникального таланта. Определение Толстого – «Чехов – это Пушкин в прозе» – помогает осознать место писателя в мировой литературе.
1 ведущий. Таганрог – родина Чехова. Здесь 29 января 1860 года появился на свет великий русский писатель. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.
2 ведущий: Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году
1 ведущий: В 1876 году Павел Егорович вынужден был признать себя банкротом и бежать от кредиторов в Москву. Вскоре туда переехала вся семья. В семье Чеховых было семеро детей. (Слайд №5: Семья А.П.Чехова)
2 ведущий:16-летний Антон остался в Таганроге один. В 1879 году Антон Павлович окончил таганрогскую гимназию. Чехов вовсе не собирался быть писателем, а поступил на медицинский факультет Московского университета. Но уже в университете у него появилось увлечение,- в свободное время он писал коротенькие смешные рассказы, печатался в юмористических журналах и подписывал их тоже очень смешно, выбирая различные псевдонимы: Антоша Чехонте, Макар Балдастов, Брат моего брата, Гайка №9, Дяденька, Вспыльчивый, Крапива, Шампанский, Человек без селезенки, Василий Спиридонов, Сволочаев и другие забавные псевдонимы были в духе Чехова, соответствовали юмористической направленности его рассказов. Своим именем писатель стал подписывать произведения спустя 6 лет после появления в печати его первых рассказов, когда он уже завоевал прочный авторитет как писатель. Чтобы добыть средства для жизни, он занимался репетиторством – давал уроки купеческим сынкам. От матери из Москвы шли тревожные письма с просьбой о поддержке. Как мог, он помогал семье. (Слайд №6: Псевдонимы А.П. Чехова)
1 ведущий: И так до конца дней своих он будет главной опорой и материальной и духовной поддержкой многочисленной семьи Чеховых.“Отец и мать, – говорил Чехов, – единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всех похвал”.
2 ведущий: И это притом, что отец был крайне деспотичен. “Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать”. Безрадостные картины детства послужили поводом для написания рассказов о несчастной судьбе детей.
1 ведущий: Рассказ «Толстый и тонкий» был впервые опубликован в 1883 году на страницах юмористического литературно-художественного еженедельника «Осколки». Сатирические рассказы А.П.Чехова беспощадно высмеивают чинопочитание, лакейство, приспособленчество, утрату чувства собственного достоинства. В рассказе "Толстый и тонкий" главный объект осмеяния - маленький чиновник, который подличает и пресмыкается, когда его никто к этому не вынуждает.
1 ведущий: Но было ещё одно дело, которое он считал, наряду с литературой, главным в своей жизни. На входной двери двухэтажного дома на Садовом кольце в Москве, где несколько лет жил Антон Павлович Чехов со своими родными (сейчас там музей), висит металлическая табличка “Доктор Чехов”. А в одном из писем он так описывает свою жизнь: “Пишу и лечу” (слайд №9: доктор А.П. Чехов).
2 ведущий: Да, Чехов – доктор. И где бы он ни жил, он занимался врачебной практикой. Ночные вызовы, больные бабы, мужики, дети, грязь, бездорожье, отсутствие медикаментов, холерная эпидемия – это его судьба. Бедных людей принимал и лечил бесплатно.
1 ведущий: "Желание служить общему благу должно быть непременно потребностью души, условием личного счастья..." - говорил писатель. И слова его находили воплощение: Чехов построил 3 школы, хлопотал об открытии почтового отделения при станции Лопасня, проведения шоссе. Остаётся только удивляться, когда Чехов находил время для литературы.
Сценка Дура, или Капитан в отставке
Ведущий 1: Ещё в 24 обнаружил первые признаки смертельной (как врач, он это прекрасно понимал) “скверной и подлой” болезни. Понимал, что жизни ему отпущено немного. И он как будто боялся не успеть, торопился сделать как можно больше добра. Вспоминаются чеховские слова: “Веровать в Бога нетрудно, нет, вы в человека уверуйте”. Уверуйте в Чехова, перечитайте его рассказы, повести, пьесы, его письма. А он поможет вам обрести веру в Человека. Последние годы жизни Чехов из-за болезни прожил в Ялте (нужен был морской воздух). Подходила весна 1904 года. Здоровье Антона Павловича всё ухудшалось. Врачи посоветовали увезти его в Германию. Начались сборы за границу. Однако, несмотря на болезнь, жизнерадостность не покидала писателя. Он мечтал о новой пьесе, совершенно нового для него направления. Сохранились воспоминания жены О.Л.Книппер-Чеховой о последних часах жизни Антона Павловича.
Ведущий 2: «Даже за несколько часов до своей смерти он заставил меня смеяться, выдумывая один рассказ. Это было в Германии. После трёх тяжёлых, тревожных дней ему стало легче к вечеру... Антон Павлович тихо, спокойно отошёл в другой мир. В начале ночи он проснулся, и первый раз в жизни попросил послать за доктором... Пришёл доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давненько я не пил шампанского...», спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда». Он умер в 44 года.
Ведущий 1: В Москву тело А.П.Чехова было перевезено через несколько дней. Похороны состоялись в середине июля 1904 года. Могила писателя – на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могилы его отца.
Ведущий 2: Прошло 160 лет со дня рождения великого писателя и драматурга. Но годы не властны над его творениями. Гуманизм А.П.Чехова, его искромётный юмор, глубокая вера в возможности русского человека понятны и близки нам, людям 21 века.
Звучит «Песнь жаворонка» из «Времён года» П.И.Чайковского.
Чтец:
1 ведущий: Так потихоньку сгорела ещё одна свеча, удивительный свет которой мы почти и не замечали. А может, мы всё-таки стали хоть чуточку светлей? Кто знает..
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.