Тема: «Что такое дружба?».
Цели: - образовательные: узнать, что такое дружба; какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях; вывести правила дружбы;
- развивающие: развивать внимание, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), речь;
- воспитательные: формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.
Оборудование: пословицы на доске: «Друга иметь – себя не жалеть», «Друга ищи, а найдешь – береги», «Друг за друга держаться – ничего не бояться», «Друг познается в беде», «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает»; альбомные листы и краски.
Ход мероприятия.
1. Приветствие.
Звучит музыка («Голубой вагон» - сл. Э.Успенского, муз. В. Шаинского).
- Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.
2. Сообщение темы мероприятия.
Д (эпиграф):
Дружба
– главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
- Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить о том, что такое дружба, узнать, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будет учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях и в конце мероприятия мы должны будем вывести правила дружбы.
3. Наш класс.
- Начинаем со стихотворений, подготовленных вами:
1 чтец:
А
еще моя семья –
Класс! Ведь это ясно же!
А учительница наша –
Наша “мама классная”!
2 чтец:
Крепко-накрепко
дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
3 чтец:
Там,
где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Разберем с друзьями!
Что мне снег, что мне зной,
Когда мои друзья со мной!
- Как мы учимся? (Трудимся, помогаем друг другу, уважаем друг друга)
- Какие взаимоотношения у нас сложились в классе, как вы себя чувствуете в нашем классе? (высказывания детей).
- Что, по вашему мнению, лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?
4. Тренинг.
- А сейчас, мы с вами потренируемся. (Работа в парах).
- Выразите одобрение по поводу успеха одноклассника в какой-то области (учебе, спорте, изучении языков…)
- Утешьте в связи с какой-то неудачей. Поддержите.
- Закончить тренировку можно словами С.Михалкова:
Когда
живется дружно,
Что может лучше быть?
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
5. Анализ ситуаций.
- Послушайте ситуации и выскажите свое мнение.
1. Рассказ «Друзья».
Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеры. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.
2. Рассказ «Одинаковые».
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.
3. Рассказ «До первого дождя»
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
· Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?
· Почему обе девочки густо покраснели?
4. Рассказ «Так или не так?»
Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями.
В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.
Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:
- Ты еще ни с кем не дружишь?
- Нет, - ответила Нюра.
- И я ни с кем не дружу, - вздохнула Галя. – Плохие у нас классе девочки: Ленка – задавака, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ира – задира.
Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.
- Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!
- Не волнуйся, - ответила Нюра. – С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.
- Так или не так!
· Какой в рассказе изображена Нюра? А Галя?
· Какие качества в одноклассниках отмечала Галя?
· Как Нюра догадалась, с кем ей не надо дружить?
6. Мимическая гимнастика.
- Улыбнитесь друг другу.
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
- А какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека?
7. Могут ли руки подружиться?
- Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)
- Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать?
- Пожмите дружески руки друг другу. Говорят: рука друга, локоть друга – как вы это понимаете? (поддержка друга)
8. На что похожа дружба? (ваши ощущения)
- Какая дружба на ощупь?
- На вкус?
- С какой погодой вы бы сравнили дружбу?
- С какими животными можно связать слово дружба?
- Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?
9. Рисунки дружбы.
10. Правила дружбы.
– Знаете ли вы книгу (мультфильм), в которой действительно один герой написал объявление о том, что хочет завести себе друзей? (да)
- Кто этот герой? (Крокодил Гена)
- Что помогло всем подружиться? (Желание дружить)
- А кто им мешал? (Старуха Шапокляк)
- Но ведь у героев этой книги была замечательная мысль: построить Дом Дружбы. Хотели бы вы жить в таком доме?
- Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить в Доме Дружбы.
А) работа в микрогруппах
- Постарайтесь продолжить перечень качеств, которые характеризуют людей.
Друзья должны быть: добрыми, справедливыми, …
Друзья не должны быть: злыми, лживыми, …
Б) Игра «Волшебный стул»
Цель: развивать интерес к человеку, формировать положительные качества личности; учить видеть в человеке хорошее.
На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садиться, «высвечиваются» и становятся очевидными только все его достоинства: присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза; называют качества (умный, добрый, внимательный..); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой…); говорят о внешних достоинствах (красивые волосы..).
В) Выработаем правила дружбы, повесим в классе и постараемся их соблюдать.
· Не выдавать чужие секреты;
· Всегда быть откровенным с другом;
· Не бойся попросить прощения;
· Не груби;
· Не надо менять друзей;
· Надо быть постоянным в дружбе;
· Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом; останови, если он занимается чем-то плохим;
· Не злись! Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду.
· Не жадничай! Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему.
· Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).
1. Подведение итогов мероприятия.
Толкование пословиц о дружбе
- Как вы понимаете пословицы, расположенные на доске?
Самоанализ
- Кого мы называем другом?
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
- А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)
- Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?
Звучит песня “Как здорово!” (сл. и муз. О.Митяева).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.