Внеклассное мероприятие «День родного языка»
Идея. «Язык является наиболее мощным инструментом сохранения и развития нашего культурного наследия в его материальных и нематериальных формах. Любая деятельность по содействию распространению родного языка поможет не только лингвистическому разнообразию и многоязычию, но и более полному пониманию языковых и культурных традиций во всем мире, а также солидарности на основе понимания, терпимости и диалога» (ЮНЕСКО)
Цель: вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа.
Учитель
Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А. П. Чехов.
Тринадцать лет назад на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Это произошло в ноябре 1999 года, а отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления.
Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля. Сегодня важно изучать и любить родной язык. Ведь язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.
А как красиво сказал о языке русский писатель, историк Николай Михайлович Карамзин: «Да будет же честь и слава нашему языку, который течет, как гордая величественная река – шумит, гремит – вдруг, если надобно смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».
Согласитесь, друзья, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Ведь и в самом деле, человеческая речь напоминает журчание речки. Недаром, «речь» и «речка» - слова, возникшие из одного корня.
Сегодня мы с вами тоже, как и все мировое сообщество, празднуем День
родного языка.
Ученик.
Спросят меня: что похоже на море?
-Русский язык,- не замедлю с ответом.
Он словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом.
Русский язык – безграничное море!
В глуби морской я дождался улова,
Выловил ключ, открывающий радость,-
Этим ключом было русское слово…
Язык наш драгоценный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
(Музыкальное отступление)
Учитель.
Так сложилось, что мы должны изучать, беречь и любить ещё один язык. Он дан нам нашими предками. Это наш родной язык – балкарский.
Сегодня очень важный день. Ведь когда мы говорим на родном языке, мы сохраняем культуру и традиции своего народа.
1-я страница «Словари»
1-й ведущий: Словари помогают нам правильно написать слово, объяснить его значение, узнать, из какого языка оно пришло к нам, заменить его сходным по смыслу.
2-й ведущий: Сколько же слов в русском языке? А сколько в балкарском?
1-й ведущий: Если считать все слова, которые, постепенно накапливаясь, составили лексикон и русского, и балкарского языков, их окажется около миллиона. Это большое богатство, но мы сохранили его не полностью, потому что поздно стали записывать слова, составлять словари, первоначально старались записывать странные слова.
2-й ведущий: В первом печатном словаре, появившемся в 1596 году, было всего 1061 слово – это очень много по тем временам. В конце XVIII века составлен «Словарь Академии Российской» - в нем 42 257 слов.
1-й ведущий: Лишь в 1863 году, спустя 267 лет, вышел в свет « Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля» в 4-х томах, который насчитывал 200 000 слов.
2-й ведущий: 53 года Даль собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. Это необыкновенный словарь! Его можно читать, как книгу!
1-й ведущий: Создаются все новые и новые словари. Их берут в руки не для того лишь, чтобы отыскать нужное слово. Его открывают как величайшую сокровищницу языка, как богатейшее собрание пословиц – хранилище народной мудрости. Его читают как повесть, его изучают как энциклопедию жизни народа!
2-й ведущий. Мы обращаемся к нему, когда читаем сказки, мифы, былины, книги Пушкина, Шмелева, Ремизова, Некрасова, Тургенева, Кулиева, Зумакуловой, Мечиева.
Ученик. Презентация о В.И. Дале
Я вам расскажу о Владимире Ивановиче Дале, создателе знаменитого “Толкового словаря живого великорусского словаря”.
Родился В.И. Даль 1801 года в местечке Лугани, отсюда и псевдоним у него: Казак Луганский.
Отец его был датчанин, а мать – дочь петербургского чиновника. И отец, и мать знали несколько языков.
Когда В.И. Далю было 13 лет, отец его определил в Морской кадетский корпус, который Даль окончил в 17 лет.
После окончания Морского корпуса, в 1819 году, В.И. Даль был направлен на службу в Черноморский флот, в г. Николаев, а затем после 3 лет службы переведен в Кронштадт, и вскоре он совсем оставил морскую службу.
Интерес к русскому языку появился у Даля ещё в юности. В Морском корпусе он усиленно занимался литературой, писал стихи. 1819 год можно считать началом работы В.И. Даля над словарём.
Проезжая по Новгородской губернии, он записал заинтересовавшее его слово “замолаживать” (“иначе пасмурнеть, клониться к ненастью”). С тех пор, странствуя по огромным просторам России, В.И.Даль не расставался со своими записями, постоянно пополнял их новыми словами, меткими изречениями, пословицами, поговорками. Накопил и обработал к концу жизни 200 тысяч слов.
Портрет старого Даля оставил нам замечательный художник Перов. Владимир Иванович сидит в высоком, просторном кресле. На нем коричневый шерстяной халат, который он любит надевать дома. Крупные, сильные руки покоятся на красном шелковом платке, разложенном на коленях. Пальцы длинные и тонкие, а кисти крепкие, жесткие – руки мастера, знающего ремесла, привыкшие к работе.
Даль очень худощав, у него смолоду впалые щеки. Длинный тонкий нос подчеркивает худобу лица. Седая борода как бы стекает со щек и подбородка. Седые волосы обрамляют крутой, высокий лоб, к такому лбу подходит название “чело”. Под четко очерченными бровями ясные серо-голубые глаза – проницательные, всезнающие и вместе молодые, слегка удивленные глаза мудреца. Даль пристально смотрит куда-то: на зрителя и чуть мимо. То ли видит что-то за годами и верстами, то ли залетает взглядом в будущее, то ли в себя заглядывает. Удобно устроился в кресле. Руки спокойно сложены, но в них чувствуется готовность и способность к труду.
И не менее сильно, чем глаза, лоб, волосы, запечатлел художник на лице Даля то, что всего труднее передать, - глубину мысли. В кресле старый Даль не отдыхает – работает: он думает.
Более полувека прошло с того дня, когда негнущимися, замерзшими пальцами открыл юный мичман свою тетрадку, нацарапал в ней карандашиком первое слово: “замолаживает”. В эти полвека с лишним Владимир Иванович Даль, если вывести “среднюю цифру”, при двенадцатичасовом рабочем дне едва не каждый час записывал и объяснял одно слово...
«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово» (Н.В.Гоголь).
2-я страница «Буквы русского алфавита»
1-й ведущий. Мы расскажем о самых интересных буквах русского алфавита! В начале русских слов самой редкой является буква… А.
2-й ведущий. Да, русский язык почти совсем не терпит слов, начинающихся на а. Ананас – индейское; Абажур – французское.
1-й ведущий. Буква А почти не встречается в начале исконно русских слов, но в середине, в конце слова – сколько угодно!
2-й ведущий. Вот еще молодая буква! Буква Э! Она в азбуке появилась в 1735 году.
1-й ведущий. Встретили ее неприветливо! Ломоносов считал, что без нее вполне можно обойтись!
2-й ведущий. Вместе с Э в азбуку официально была введена и буква Й.
1-й ведущий. Эту букву начали употреблять еще в 16-17 веках, составлена она была из буквы И, над которой писал значок, называемый кратка – «и с краткой».
2-й ведущий. А есть буква алфавита, которой в русских словах нет вообще!
1-й ведущий. Если вы заглянете в словарь, то убедитесь, что любое слово с Ф пришло к нам из другого языка. Фонарь – слово из греческого языка, а кофе – из арабского.
2-й ведущий. Загляните в художественные тексты зарубежных писателей! Буква Ф здесь чувствует себя, как дома!
1-й ведущий. А редкость буквы Ф в нашей классической литературе – это лишь доказательство чистоты русского языка наших великих писателей!
2-й ведущий. Смотри-ка, здесь написано, что «Королева Виктория зачислена в штат посольства в должности секретаря» Сегодня что, первое апреля?
1-й ведущий нет
2-й ведущий. Королева не может быть секретарем!!!
1-й ведущий. Королева…не может, конечно. Дело в букве! В букве Ё.
2-й ведущий. Не «королева», а «королёва»?
1-й ведущий. Да, Королева Виктория
2-й ведущий. Ты пишешь букву Ё?
1-й ведущий. Нет
2-й ведущий. И в книгах ее не печатают. Дело в том, что буква Ё обязательна для всех граждан России в возрасте до 13 лет. По «Правилам русской орфографии и пунктуации». Букву Ё обязательно нужно ставить в детских книгах и учебниках для младших классов.
1-й ведущий. Вот отсюда и ошибки! Королева вместо Королёвой Виктории…
2-й ведущий. Удивительная буква Ё …
1-й ведущий. Ты знаешь, что в Ульяновске в сквере Карамзина памятник установили букве Ё. Единственный памятник букве Ё.
2-й ведущий. И как он выглядит?
1-й ведущий. Это прямоугольная плита из черного мрамора, на которой выбита «ё».
2-й ведущий. В ноябре в Санкт–Петербурге в Петропавловской крепости отмечают день рождения букве Ё.
1-й ведущий. Почему именно в Санкт–Петербурге?!
2-й ведущий. Она там родилась. 224 года назад. Екатерина Дашкова поинтересовалась, правильно ли изображать один звук двумя буквами и привела в качестве примера слово «ёлка». Раньше в слове «ёлка» писали 5 букв, вместо Ё было 2 буквы. В этот же день было принято решение ввести новую букву русского алфавита – «ё», а Дашкова стала «мамой» новой буквы.
1-й ведущий. Так у буквы Ё есть и папа?
2-й ведущий. Есть. Николай Карамзин!
1-й ведущий. Значит, инициатором появления «Ё» в русском языке является княгиня Дашкова, а воплотителем этой инициативы – Карамзин.
2-й ведущий. Какое место в алфавите занимает буква Ё?
1-й ведущий. Ё – седьмая буква алфавита!!!
2-й ведущий. В 1875 году в «Новой азбуке» Льва Толстого буква Ё стояла на 31 месте. Формально буква «Ё» вошла в алфавит только в 1942 году! За букву боролись, а сейчас многие забыли о ней. Название только магазинов: «Все для дома», «Все для дачи», «У нас все для вас».
1-й ведущий. Есть памятник букве! А памятник слову тоже есть?
2-й ведущий. Есть! Первый в мировой истории памятник, посвященный русскому слову, установили в этом году в Белгороде
1-й ведущий. А как он выглядит?
2-й ведущий. Представь себе четырехметровый монумент в виде бронзовой книги Библии, на раскрытой странице которой выпуклым шрифтом набран русский текст Священного Писания.
3-я страница «За чистоту устной речи, за правильность и красоту слова»
1-й ведущий. «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
2-й ведущий. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев!
1-й ведущий. Русский мыслитель, ученый, гражданин, жизнь которого стала подвигом за духовность нашего народа, за все доброе и прекрасное.
2-й ведущий. О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него на сердце. Скрыть свои мысли человек может молчанием. Приукрасить свои поступки человек может лестным о себе словом. Но при всем искусстве поведения языка не может скрыть того, чем живет сердце человека. Недаром так широко распространялись поговорка: «Язык мой – враг мой!» А он должен быть другом человека.
1-й ведущий. Вот почему Дмитрий Сергеевич утверждал, что по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем имеем дело.
2-й ведущий. Он считал, что учиться хорошей, спокойной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». . «Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она “затягивает”».
1-й ведущий. Дмитрий Сергеевич утверждал, что «в основе любых жаргонных, циничных, выражений и ругани лежит слабость. “По- настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».
2-й ведущий. Вот одно из мудрых высказываний ученого – современника XX века: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирайте достойное, а не легкое»
Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. А если его не учить?
Сценка «Наши падежи» в исполнении учеников
Учитель. Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.
Ученик выходит к доске и готовится писать.
Учитель(диктует): “Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.”
Ученик пишет под диктовку на доске.
Учитель. Прекрасно! Подчеркни в своём рассказе все имена существительные.
Ученик подчёркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».
Учитель. Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?
Ученик. Да!
Учитель. Начинай!
Ученик. “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.
Ругали кого, чего? Вову. “Вова” - это имя. Значит, падеж именительный.
Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный.
Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный.
Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал !
Вот и всё!
Учитель. Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?
Ученик. Какую? Конечно, пятёрку!
Учитель. Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - “пятёрку”?
Ученик. В предложном!
Учитель. В предложном? Почему же?
Ученик. Ну, я же её сам предложил!
А может быть и так!
Сценка «На уроке русского языка»
Учитель. Послушаем, как вы выучили домашнее задание. Кто пойдёт отвечать первым, тот получит на балл выше.
Ученик Иванов (тянет руку и кричит). Марь Иванна, я буду первым, ставьте мне сразу три!
Учитель. Твоё сочинение о собаке, Петров, слово в слово похоже на сочинение Иванова!
Ученик Петров. Марь Иванна, так мы же с Ивановым живём в одном дворе, а там у нас одна собака на всех!
Учитель. У тебя, Сидоров, замечательное сочинение, но почему оно не закончено?
Ученик Сидоров. А потому что папу срочно вызвали на работу!
Учитель. Кошкин, признайся, кто тебе написал сочинение?
Ученик Кошкин. Не знаю. Я рано лёг спать.
Учитель. Какого рода слово «яйцо», Синичкин?
Ученик Синичкин. Никакого.
Учитель. Почему же?
Ученик Синичкин. Потому что неизвестно, кто из него вылупится: петух или курица.
Учитель. Петушков, определи род слов: «стул», «стол», «носок», «чулок».
Ученик Петушков. «Стол», «стул» и «носок» - мужского рода, а «чулок» - женского.
Учитель. Почему?
Ученик Петушков. Потому что чулки носят только женщины!
Учитель. Мешков, какой частью речи является слово «суховатый»?
Ученик Мешков, встав, долго молчит.
Учитель. Ну, подумай, Мешков, на какой вопрос отвечает это слово?
Ученик Мешков. Каковатый? Суховатый!
Учитель. Сидоров, почему ты ешь яблоки на уроке?
Ученик Сидоров. Жаль терять время на переменке!
Учитель. Прекрати сейчас же! Кстати, почему тебя вчера не было в школе?
Ученик Сидоров. Мой старший брат заболел.
Учитель. А ты-то при чём?
Ученик Сидоров. А я катался на его велике!
Учитель. Сидоров! Моё терпение лопнуло! Завтра без отца в школу не приходи!
Ученик Сидоров. А послезавтра?
Учитель. Сушкина, придумай предложение с обращением.
Ученица Сушкина. Марь Иванна, звонок!
Учитель.
Балкарский поэт Кайсын Кулиев родился в семье скотовода и охотника. Талантливый ребенок с детства проявлял артистические и поэтические способности. В 18 лет приезжает в Москву, поступает в театральное училище. Будучи студентом, переводит на балкарский язык стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Затем он учится в Литературном институте. Является участником Великой Отечественной войны. Он писал: «Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа, – это целый мир, полный прелести и волшебства. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли. Я люблю русский язык, но также люблю и свой родной, балкарский, на котором я впервые сказал «мама», «хлеб», «дерево», «снег», «дождь», «звезды». Я хочу, чтобы мой язык – первое сокровище моего народа – жил и развивался. Уважение и любовь к русскому языку, на котором я говорю много лет и которым восхищаюсь, продолжая изучать его, совсем не мешает мне любить родную речь – язык моей матери. (К.Кулиев.)
Ученик.
Чтение стихотворения Т. Зумакуловой «Два языка» на балкарском языке, а затем на русском.
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нём впервые я сказала «мама»,
На нём клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нём ветра в предгорьях наших свищут,
На нём впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зелёною весной…
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства
Открылись мне,
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране.
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне…
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.
Т. Зумакулова, балкарская поэтесса.
Учитель.
Дорогие ребята! Любите и берегите родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.
Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!
Замечательный русский писатель Максим Горький написал о русском языке: «Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им».
Чтобы хорошо овладеть русской речью, нужно больше читать произведений таких мастеров слова, как И.А. Крылов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев. Чтение повышает грамотность, а, как говорит народная пословица, «Грамота – к мудрости ступенька».
Великим, могучим, правдивым и свободным называл наш язык И.С.Тургенев. Он призывал беречь «чистоту языка, как святыню»
Ученик.
Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили.
Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
Язык писателей нам служит образцом.
Он мудростью народною отмечен.
Овладевайте же литературным языком!
Боритесь за культуру речи!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.