Внеклассное мероприятие
«Наша малая Родина»
(для детей 10-13 лет)
Тема: Культурное наследие народов России.
Цель: Приобщение обучающихся художественного отделения к культурно-историческому наследию своей малой Родины.
Задачи:
- создание условий для обогащения и активизации знаний обучающихся о родине;
- познакомить обучающихся с народными промыслами и традициями малой родины;
Сценарий мероприятия:
- Приветствую вас ребята! Предлагаю поговорить о России, о Родине. Это священное для русского человека слова. Вопрос: «Откуда же произошло слово родина?»
(Слово родина произошло от древнего слова «род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством»)
- От этого слово произошло и много других. Ребята, подберите как можно больше однокоренных слов к слову «Родина».
(Родня, родословная, народ, родина, родич, родители)
- Хорошо ли вы знакомы со своей родиной?
(Да)
- Тогда продолжим наше общение в виде викторины:
- Как сейчас называется наше государство?
(Российская Федерация)
- Назовите столицу нашей родины России?
(Москва)
- Кто был первым президентом России?
(Борис Николаевич Ельцин)
- Назовите президента России?
(Владимир Владимирович Путин)
- Какие самые древние города России вы знаете?
(Новгород, Ростов, Смоленск, Псков, Муром, Владимир)
- Какие национальности проживают на территории России?
(Мордва, чуваши, татары, карелы, калмыки, якуты, башкиры, ненцы, чукчи, немцы, ханты, манси…)
- Верно и все эти народы дружно проживают в одной стране, как одна семья.
- Молодцы! Вижу, что вы многое знаете о нашей родине!
- Что в вашем понимании означает словосочетание «моя малая Родина»?
(Это не страна, это что-то меньшее, например, город, село или даже улица)
- Что является для вас малой родиной?
(Город Чернушка, село …)
- А вы знаете малую родину ваших родителей?
(Ответы детей)
- Это очень замечательно, что вы знаете где родились ваши родители!
- Думаю настала пора немного подвигаться!
Задание: Предлагаю, встать в круг и посчитаться – будем считать по очереди, но не сговариваясь.
Правила:
• если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;
• разговаривать запрещено;
• допустимо использование мимики, жестов.
• задача усложняется – всех участников просят играть с закрытыми глазами.
Результат: во время упражнения, обучающиеся вынуждены предугадывать действия друг друга, обращать внимание на невербальные обращения, манеры друг друга. В конце задания игроки обсуждают итоги и основные проблемы, препятствующие выполнению задания.
- Второе задание сложнее!!
Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас предмет?» участник должен поднять руку. В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.
Пример: В первый раунд ведущий запускает один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участники у которого «кошка». В первый круг всегда проблем не возникает. И ведущий удостоверяется, что все поняли правила.
Два предмета. Начинается с запуска двух предметов (кошка и щенок) в разных направлениях и от разных участников.
(Самое интересное начинается, когда ведущий запускает несколько предметов в разных направлениях и от разных участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. После сигнала «стоп» в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.)
Узким местом оказывается участник, к
которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их раздать
соседям справа и слева.
Между раундами ведущий дает время на обсуждение группой взаимодействия по
передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы.
И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.
Результат: Как правило игра сопровождается смехом и юмором. В перерывах между раундами участники бурно обсуждают, каким образом им взаимодействовать, чтобы не терять очередность передачи и предметы. Ведущий оценивает вовлеченность участников в решении проблемы и выявляет лидеров в группе. По окончанию ведущий опрашивает участников об игре, сложностях и как вы их решали.
- Друзья, вы доверяете друг другу?
(Да!!)
Задание: участники делятся на команды по 5–6 человек. Каждый их группы должен отвернуться и упасть на руки ребятам.
Правила:
• члены команды должны удержать падающего человека;
• при падении необходимо скрестить руки на груди, чтобы никого не ударить;
• «принимать» друга следует не на ладони, а предплечья, держась за запястья
друг друга сцепленными руками.
Упражнение вызывает множество эмоций и впечатлений, которыми по завершении игры делятся все участники.
- Да!!Ваша дружба крепка!
- В России проживает множество различных национальностей, как вы думаете, дружны ли они как вы?
(Да)
-Верно, хоть они и очень разные, с различными традициями, верованиями и укладами жизни это не мешает им жить дружно! А иногда охотно делятся друг с другом своими знаниями и умениями.
- А вы очень различаетесь между собой? Предлагаю проверить!
Задание: дети встают в ряд по росту. По команде ведущего все перестраиваются в заданном порядке. Движения осуществляются молча.
Перестановка происходит по следующим параметрам:
• по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке);
• по цвету волос (от светлого оттенка к более темному);
• по месяцу рождения;
• по возрасту.
Результат: дети учатся взаимодействию и пониманию, больше узнают друг о друге, находят схожие черты, что способствует развитию личной симпатии.
- Способны ли вы поделиться своим опытом с товарищем? Умело выполнить работу вместе?
(Да!)
Задание: все участники делятся по двое и берутся за руки. Свободными руками (у одного из пары - это левая рука, а у другого – правая) необходимо соткать бумажный гобелен – небольшой коврик. Конкурс на скорость и качество исполнения.
Результат: для победы в игре пары должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.
- Отлично! Сразу видно Вы отличные ткачи! Одна команда! Как одна семья! Как-будто с раннего детства вас учили ткать, например, как в селе Ананьино, с детство учили девочек ткать половики. Это было традицией – передать ремесло подрастающему поколению.
- У каждой семьи есть любимое блюдо, есть традиция готовить их в определенные дни или на праздник. Вы слышали о такой традиции? А у вашей семьи есть подобные блюда, традиции
(Да, да)
- Расскажите о них.
(Примеры традиционных блюд)
- А узнаете ли вы что за традиционное блюдо загадано, если вы знаете из чего оно сделано?
Например, картофель, молоко, соль, мука, сливочное масло.
(Шаньга)
- Шаньгу традиционно пекут на все праздники, например, в селе Ананьино и Ермия.
- Предлагаю завершить наше мероприятие чаепитие с шаньгами!
(Да с удовольствием!)
- Во время чаепития я познакомлю вас с историей возникновения села Ананьино. Кто знает где оно находится?
(в Чернушинском районе, на берегах реки Сульмашка)
- У кого там проживают родственники?
(Ответы детей)
- Как вы думаете может это село быть чьей-то малой родиной?
(Да)
- Село Ананьино основано в 1851 году выходцем из Сивы Трофимом Ананьиным. Он срубил избу, в которой поселилсяч со своей семьёй.
Вскоре из Сивы приехали и другие семьи. Среди них Некрасовы. Они селились на левом берегу речки Сульмашки. Ананьины - на правом. Так образовалось две общины, которые возглавили Ананьин и Некрасов. По их фамилиям и были названы деревни, которые объединились в одну, но улицы так и назывались - Некрасовская и Ананьинская.
В селе было 3 купца
,остальные жили бедно.
История села:
В каждое время были свои герои.
В гражданскую войну -
Пухарев, Вахонин, Калашников (они были убиты за содействие красной армии).
Красный партизан - Оглезнев Петр Митрофанович был всеми уважаемым в селе.
Во время ВОВ из села ушли на фронт почти все мужики.57 из них не вернулось.
В селе проживали два Героя Советского Союза
—Маслов И. и Некрасов А.А.
Ветераны, вернувшиеся с войны - Ельшин,
Некрасов, Качин, Мочалов, Дурновцев и др. Их имена вы можете прочесть на мемориале
на площади герою ВОВ в г. Чернушка.
Анаьинская школа образовалась в 1891 году, за
ней в 1950 появился мед. пунк, а в 1955 клуб и библиотека, в которой можно узнать
много интересного из истории села Ананьино.
В селе любили работать, учиться и жить! Праздники отмечали всем селом, самым масштабным был праздник «Николай зимний». Проходил он 19 декабря, в честь святителя Николая (защитником оклеветанных, верили, что он может помочь невинно осужденным. Также его называют покровителем моряков, купцов и детей. Ему молились и земледельцы - о хорошей погоде, о добром урожае. «Второй после Бога заступник», - так говорили о святом Николае наши предки. Нищие, прося милостыню, тоже ссылались на небесного защитника: «Кто Николая любит, кто Николаю служит, тому святой Николай во всякий час помогает».
Давно крестьяне день Николы Зимнего устанавливали в качестве срока для различных сделок, хозяйственных договоров и платежей: «Цены на хлеб Никольский торг строит», «Никольский торг всему указ», «Для боярской казны Никольский обоз дороже золота». В местах (к этому числу мест относилось и село Ананьино), где праздновался престольный день, устраивали шумные Никольские ярмарки. На них обязательно торговали хлебным зерном. Именно на таких ярмарках устанавливали цену на зерно: «Никола на хлеб цену строит», «Николин день пирогами и пивом красен».
В деревнях в этот день справлялась Никольская братчина с пирогами, шаньгами и ячменным пивом. После ярмарки, выручив деньги за продажу товара, крестьяне организовывали праздничные гуляния. Совместные застолья и хождения в гости - были главными особенностями этих гуляний.
На столе обязательно присутствовал обрядовый каравай, который делили между всеми участниками застолья. Совместно съеденный каравай символизировал примирение.
Молодежь в день святого Николая собиралась в заранее обговоренной избе на посиделки, во время которых шла бурная подготовка к Святкам. Девушки и парни готовили маски, костюмы, учили и сочиняли песни-колядки. В некоторых местах это время называли Никольскими святками - за схожесть некоторых обычаев с Рождественскими. Девушки в этот день гадали - клали на образ Чудотворца пояс, веря, что во сне увидят своего суженого.
По вечерам, уставшие от повседневных дел женщины с удовольствием усаживались за ткацские станки, которые были выполнены вручную из дерева их мужьями и имелись в каждом доме, и ткали неимоверно красивые половики, создававшие непередаваемый уют в доме.
Подобные станки мы видели в нашем школьном музее, и в краеведческом музее. А сегодня даже попробовали соткать такой половик, только бумажный, но принцип выполнения мы воспроизвели.
- Вот такая интересная история села Ананьино, тоже чья-то малая родина.
- На этом наше мероприятие заканчивается. Хочется попросить вас расспросить ваших родителях о вашей малой родине, пусть они дополнят ваши знания.
Список источников информации:
1. Таушинский Дом культуры;
2. Краеведческий музей г. Чернушка;
3. Музей Чернушинской ДШИ;
4. Библиотека села Ананьино.
ПРИЛОЖЕНИЕ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.