Воспитательный час с родителями «Здоровые дети в здоровой семье». |
Цель: обеспечение физического и психологического формирование у родителей устойчивой мотивации к укреплению и сохранению здоровья своих детей;
Подготовительная работа:
- изготовление приглашений для родителей;
- изготовление валеологических газет « Мы выбираем здоровый образ жизни!»;
- изготовление памяток для родителей.
Старший воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители! Мы говорим, Вам здравствуйте, а это значит, мы всем Вам желаем здоровья. Слово «здравствуйте» - одно из главных, первых слов. Вы услышали его сразу, как только начали жить, говорить, ходить. На первый взгляд это обычное слово. Однако в нем содержится все: и тепло, и встречи, и рукопожатие друзей, и теплые пожелания здоровья. А задумывались ли вы, уважаемые родители, почему в приветствие людей друг друга заложено пожелание здоровья. А потому что здоровье-это самая главная ценность человека. А о здоровье, к сожалению, мы начинаем говорить с вами лишь тогда, когда его теряем. И нашу сегодняшнюю встречу, мы решили посвятить здоровью. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, низкий социально-экономический уровень жизни привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Этому, конечно, есть объяснение - неблагоприятная экологическая обстановка, снижение прожиточного минимума, низкий уровень валеологической культуры. Частые заболевания, вынужденные перерывы в посещении дошкольного учреждения отрицательно сказываются на продуктивности решения воспитательных и образовательных задач. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз. Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей - забота всех. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.
Ну, а каков он, по вашему мнению, здоровый ребенок?
(Высказывания родителей.)
Старший воспитатель: Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям - взрослыми детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных качеств, проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное!) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, т. к. он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована, поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела. Конечно, здесь дан «портрет» идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная. О том, как добиться этого, и пойдет речь дальше.
Разбор проблемных ситуаций «А я поступил бы так»
Рассмотрим несколько типичных ситуаций для анализа. Вам надо выполнить следующее задание: дать свой вариант поведения, прокомментировать, почему вы именно так поступите.
Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука отстранили от физических нагрузок, так как у него слабое сердце.
- Поддерживаете ли вы точку зрения бабушки? Почему?
Ситуация 2
Нередко родители говорят ребенку: «Ты не сможешь это сделать!», «Не бегай, упадешь!», «Не прыгай!», «У тебя ничего не получится!»
- Поделитесь своим мнением о подобных родительских высказываниях, оцените их педагогический эффект.
Ситуация 3
Мать 7-летней девочки жалуется врачу, что ее дочь часто болеет: «Чуть просквозит, она начинает кашлять. Зимой все дети катают на санках, лыжах. Румянец во всю щеку! А моя сидит дома с насморком. Почему одни дети не боятся простуды, а другие- то болеют? Наверное, дано природой? Все советуют: надо закаливать ребенка. А нам не до закаливания! Пусть здоровых закаливают!»
- Права ли мать?
- Можно ли укрепить здоровье ребенка?
- Закаливаете ли вы своего ребенка? Расскажите, как вы это делаете.
Старший воспитатель: Народная мудрость гласит: «Деньги потерял - ничего не потерял. Время потерял - много потерял. Здоровье потерял - все потерял». Движение для ребенка - не только жизненная необходимость, это сама жизнь. Без движения нет нормального роста и развития, условий для тренировки важнейших функций организма. Важную роль играет физическое воспитание семье. Всем родителям необходимо иметь представление об уровне физической подготовки своих детей. Для родителей важно понять следующее: в семейном физическом воспитании их роль не должна сводиться только к наблюдению. Личный пример родителей, совместные физические занятия, здоровый образ жизни - основа успеха физического воспитания ребенка в семье. Очень важно, чтобы дети в свободное время больше двигались, в выходные дни вместе с родителями совершали лыжные и пешие прогулки. На своем опыте нужно показать детям, как это важно. Приступать к оздоровлению никогда не рано и никогда не поздно. Лучше сделать этот шаг сегодня, чем завтра.
На сцену выходит спортсмен Крепыш и больные, закутанные в теплые вещи, с термометрами под мышкой.
Крепыш: Говорил я им зимой:
Закалялись бы со мной,
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.
Не послушались - болеют!
1-й больной: Поздно поняли мы, братцы,
Как полезно закаляться!
2-й больной: Кончим кашлять и чихать,
Станем душ мы принимать из водицы ледяной.
Крепыш: Погодите! Ой-ой-ой!
Крепким стать нельзя мгновенно,
Закаляйтесь постепенно.
Старший воспитатель: К чему призывает эта сценка? (Беседа с детьми.) Мы не только делаем зарядку каждое утро, но и любим различные игры и соревнования. И сегодня мы предлагаем вам принять участие в конкурсе «День здоровья».
Конкурсная программа.
Итак, начинаем наш конкурс. Предлагаем разделиться на две команды: «Радуга» и «Солнышко». Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево (показывает на макет дерева). И теперь, когда мы произносим это слово, желаем человеку быть здоровым, крепким, сильным.
Задание 1. Ответьте на вопрос: «Что же такое здоровье?»
Свои ответы родители записывают на листочках (команда «Радуга» пишет ответы на зеленых листочках, команда «Солнышко» — на желтых).
Один представитель от команды зачитывает варианты, вторая команда дополняет:
Здоровье - Сила и ум, настроение, эмоциональное состояние.
Здоровье — это красота.
Здоровье - самое большое богатство.
Здоровье — счастье.
Задание 2. Выбрать предметы, которые помогут сохранить и укрепить здоровье (гантели, массажный коврик, зубная паста, овощи, кола, сигареты, мячи, обруч и т.д.)
Учитель: Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле - здоровый дух». Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено русским народом.
Задание 3. Назовите пословицы и поговорки, в которые говорится о здоровье.
«Здоровье дороже золота».
«Здоровье ни за какие деньги не купишь».
«Береги нос в большой мороз».
«Болезнь входит пудами, а выходит золотниками».
«Кто не болел, тот здоровью цены не знает».
«Шуба елова, да к сердцу здорова». (Называют по очереди.) -
Старший воспитатель: Связь голоса со здоровьем была установлена еще в древности. В ту минуту, когда мы смеемся, из «зоны смеха» поступают нервные импульсы. Эти сигналы заставляют мозг вырабатывать вещества удовольствия. Минута смеха продлевает жизнь и очень полезна для наших малышей. Давайте продлим нашу жизнь, выполнив следующее задание.
Задание 4. Каждая команда рассказывает по одному смешному случаю из жизни семьи, ребенка.
Учитель: Одной из формул здоровья является эмоциональное состояние. Перед вами ваза эмоций – предлагаю выбрать из палитры красок выбрать тот цвет, который соответствует вашему настроению в настоящее время и заполнить вазу
Звучит спокойная музыка. На столе лежат листы цветы разных цветов. Родители делают свой выбор.
Старший воспитатель: Французский художник Жак Вьено утверждает: «Цвет способен на все. Он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение; от пего можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу».
Сказано очень верно. Ведь цвета влияют на организм человека, на его нервную систему и сферу эмоций. Они делятся на биологически активные, оказывающие возбуждающее действие на организм (красный, оранжевый, желтый) и биологически пассивные, угнетающего действия на нервную систему (синий, голубой, фиолетовый).
А сейчас я предлагаю ознакомиться со значением вашего цвета:
Красный - проникающий, увеличивает мускульное напряжение, а, следовательно, кровяное давление и ритм дыхания. Стимулирует мозг, активизирует все функции организма. Цвет жизни и действия.
Оранжевый — одновременно является и согревающим, и
стимулирующим, но может в разных случаях и успокаивать, и раздражать. Этот цвет улучшает пищеварение, ускоряет пульсацию крови.
Желтый - тонизирующий, способствует мускульной деятельности, стимулирует зрение, а следовательно, и нервы. Успокаивает слишком возбужденное состояние, стимулирует мозг, активизирует умственную работу. Цвет хорошего настроения и веселья.
Зеленый - уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, облегчает мигрени. Пробуждает в человеке терпение, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.
Голубой - снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и снижает ритм дыхания. Он наиболее успокаивающий, вызывает чувство свежести.
Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует затормаживанию функций физиологических систем организма.
Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов, угнетающее влияет на нервную систему, действует на сердце, легкие и кровеносное сосуды, увеличивая их органическую выносливость.
Коричневый - успокаивает, вызывает депрессию и печаль, усыпляет, притупляет эмоции. Чтобы коричневый цвет не вызывал депрессию, его нужно применять с добавлением желтого и оранжевого.
Старший воспитатель: Вот и подошел к концу наш конкурс «День здоровья». В заключение я предлагаю провести игру «Возьмемся за руки». (Все стоят в кругу. Каждый стоящий желает соседу справа что-либо и берет его руку. Действие происходит до тех пор, пока круг не замкнется.) Наша ниточка не порвалась, и я надеюсь, что все мы всегда буде вместе, будем вместе бороться за здоровье наших детей, будем так же крепко дружить, поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба - это тоже здоровье.
Подготовила старший воспитатель Медведева В.Г.
2022г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.