Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования умений и навыков проектной деятельности обучающихся 5 класса.
Оценка 4.9

Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования умений и навыков проектной деятельности обучающихся 5 класса.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
математика
5 кл
05.12.2023
Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования умений и навыков проектной деятельности обучающихся 5 класса.
Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования умений и навыков проектной деятельности обучающихся 5 класса.
Урок.doc

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.(5 класс)

 

УМК: Виленкин Н.Я.Математика.5 класс:учеб. для уч-ся общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.-34-е изд., стер.-М.:Мнемозина, 2015.-280 с.: ил.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

 

Технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, здоровьесберегающее обучение, критическое мышление, ИКТ.

 

Форма: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная (самостоятельная работа).

Методы и приёмы обучения:

1.     Репродуктивный.

2.     Эвристический.

3.     Проблемный.

4.     Практический.

5.     Объяснительно – иллюстративный.

Оборудование и материалы:  интерактивная доска ,компьютер,  презентация Power Point, кластер  «Дроби», раздаточные карточки с заданиями и ключ к заданиям (приложение 1) .

 

Цели урока:

1.     Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.

2.     Формировать способность практического применения алгоритма.

3.     Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.

Задачи:

1.     образовательные: подвести учащихся к пониманию того, что сложение и вычитание десятичных дробей выполняется поразрядно, учить складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;

2.     развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь;

3.     воспитательные: воспитывать умение слушать другого, уважение к мнению одноклассников, самостоятельность.

Планируемые  результаты:

предметные: сформировал умение  складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;

метапредметные:

- регулятивные: ставить цели и планировать пути их достижения с помощью учителя, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;

- коммуникативные: слушать собеседника, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера;

- познавательные: анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы),понимать информацию;

- личностные: самоопределение, осознание ответственности за общее дело.

личностные: проявлять познавательный интерес к предмету, давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

План  урока:

1.     Организационный момент

2.     Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3.     Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения.

4.     Физкультминутка.

5.     Закрепление. Формирование практических навыков при решении задач.

6.     Самостоятельная работа. Самопроверка.

7.     Домашнее задание.

8.     Итог. Рефлексия.

 

Эпиграф: Лучший способ изучить что-либо — это открыть самому. Джордж Пойа 

 

 

 

Технологическая карта урока

 

1.     Вводно-мотивационная часть урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.      Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент.

Цель – создать положительный  эмоционально-психологический  настрой, проверить  готовность к уроку,  включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Добрый день. Ребята я надеюсь, что вы пришли на урок в хорошем настроении, будете мне помогать, а я буду помогать вам. Значит, будем работать одной дружной командой, и у нас все получится.  

Проверьте, все ли учебные принадлежности у вас на парте.

- В начале нашей работы, я хочу предложить вам несколько слов, давайте их прочитаем:

 внимательность

 аккуратность

 терпеливость

 настойчивость

 целеустремленность

 ответственность

- Скажите, что объединяет все эти слова? (Все слова, являются чертами характера, этими качествами должны обладать люди, чтобы правильно решать жизненные задачи, быть успешными.)

- Мне хочется обратить ваше внимание на последнее качество. Что такое ответственность и перед кем вы ее чувствуете? (Ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои поступки, действия, это слово означает то, что человек должен выполнять свои обязанности и обещания. Ответственность перед родителями, одноклассниками, учителем и т. д.)

- Я прошу вас об этом помнить в ходе работы на уроке.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

2.      Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число  и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел.

 

- Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. А вот что это за знания, вы определите, составив и проанализировав  кластер «Дробные числа». Найдите соответствующую карточку в файле. (Работа парами).

- С какими дробными числами вы знакомы?

- Какие приобрели умения и навыки при изучении дробей?    

                    ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

 

 


Знаем                                                            

 

 

Умеем                    

 

 

- Как вы думаете, какая дорога подходит к нашей деятельности на этом уроке? Почему? (правая)

- Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание)

- Какова тема урока? (Сложение и вычитание десятичных дробей)

- Молодцы! Сформулируйте цели урока. (научиться складывать и вычитать десятичные дроби, построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, применить данный алгоритм при решении различных заданий и т.д.)

- Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

Приветствуют учителя,  проверяют наличие учебных принадлежностей.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают записи в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают  на наводящие вопросы учителя, составляя кластер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируя составленный кластер, дети формулируют тему и цели урока.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Записывают тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

 

Регулятивные: планирование,  целеполагание,

 

Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

 

2.      Основная часть урока (операционная)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

3.      Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.

- Дома вы должны были измерить свой рост. В каких единицах удобнее измерять свой рост? (в метрах)

- Вы выяснили, кто в классе самый высокий, а кто ниже всех?

Задание 1.

- Смогут ли дотянуться эти ребята до нижних веток яблони, встав друг на друга, если от земли до нижних веток яблони 3,5 м? На сколько  выше (ниже)…?

- Что нужно сделать для решения задачи? 

- Проблема: как сложить и вычесть десятичные дроби?

- Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы справиться с затруднением? (Перевести в обыкновенные дроби, сложить или вычесть, а затем снова перевести в десятичные, перевести м в см вычислить и снова перевести результат в м).

- Выполните действия в тетради. 1 ряд переводит десятичные дроби в обыкновенные и отвечает на вопрос задачи, а второй ряд переводит м в см и отвечает на вопрос задачи. (по одному учащемуся у доски)

 

1 ряд

2 ряд 1,64м+1,27м=164см+127см=291см=2,91(м) – общий рост ребят

- Ответьте на вопрос задачи.

- А нельзя ли проще выполнить вычисление? (ответы детей)

-  Проанализируйте результат; сформулируйте выводы. (Сложение десятичных дробей, так же как и сложение натуральных чисел, выполняется поразрядно).

- Что отличает действия с натуральными числами от действий с десятичными дробями? (В десятичной записи числа есть запятая, отделяющая целую часть от дробной).

- Попробуйте сложить десятичные дроби 1,58+1,3 столбиком, работая в парах с соседом по парте, записывая решения и  ответы на листах, заранее разложенных на столах. Записи выполняются фломастерами, лежащими на столах.

- Покажите полученные результаты.

  Ученики поднимают листы с ответами. Некоторые из листов с разными решениями учитель закрепляет на доске.

- Как пробовали выполнить сложение и вычитание десятичных  дробей?

Учащиеся реконструируют свои действия при выполнении пробного задания.

Например: 1. Я записал дроби так, чтобы последние (первые) цифры оказались друг под другом.  Потом сложил их.

2. Я сложил дроби, записывая запятую под запятой.

- Почему возникли затруднения и разные способы вычислений?

- Мы не знаем, как правильно складывать и вычитать десятичные  дроби.

- Что же дальше будем делать? (составим алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей)

- Алгоритм составлять вы будете, работая в группах.

- Какие правила необходимо соблюдать, работая в группе?

Правила работы в группе.

- В группе должен быть организатор обсуждения.

- Каждый может высказать свою версию решения.

- Один говорит, остальные слушают и пытаются понять.

- Каждая версия обсуждается в группе.

- В группе согласуется общее решение.

- Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Каждая группа получает по три листочка с текстом для составления алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. На работу отводится 3 минуты.

Текст на листочках:

Если не хватает в десятичной части разрядных единиц, дописываются нули.

Десятичные дроби записываются так, чтобы запятая находилась под запятой.

Выполняется сложение или вычитание десятичных дробей так же, как сложение и вычитание натуральных чисел, не обращая внимания на запятую.

Запятая в ответе ставится под запятой.

 

Используя составленный алгоритм, вычислите: 3,89 + 7,651 и 34,57 – 1,246

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По окончании работы каждая группа представляет свою работу, озвучивает свои действия, обосновывая их.

Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей.

Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

1. Уравнять количество знаков после запятой.

2. Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.

3. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую.

4. Поставить в ответе запятую под запятой.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 


- Где можно проверить правильность своих выводов? (В учебнике, страница 191)

- Откройте учебник и прочитайте правило. Сравните с вашим результатом.

- Похожи.

- Что теперь вам надо сделать? (Потренироваться в решении примеров на новый способ сложения и вычитания десятичных дробей).

4.      Физкультминутка.

- Да. Но перед столь ответственным заданием надо немного отдохнуть и выполнить математическую физкультминутку:

«Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть».

Ребята закройте глаза, представьте себе голубое, яркое солнце, искрящийся снег. Потрите свои ладошки, чувствуете как они теплеют. Откройте глаза, поделитесь своим теплом с соседом по парте, а теперь руки в стороны с соседом по ряду. Повернитесь поделитесь теплом с соседом сзади.

5.      Закрепление. Формирование практических навыков решения задач.

Цель – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.

- Как вы знаете, совсем недавно 8 февраля мы отметили Новый год - год Огненной обезьяны по восточному календарю. И в этот день принято накрывать столы для встречи Нового года, и к этому надо подходить серьезно. К этому дню каждая группа готовила проект «Продуктовая корзина к празднику».

Задание 2.

У вас группах есть таблица продуктовой корзины. Данные материалы я частично взяла из ваших проектов. Вам представлены основные продукты и их стоимость в различных торговых точках. Ваша задача, используя алгоритм вычислить стоимость предложенного набора продуктов в разных магазинах. Работа в группах.

- А сейчас я попрошу вас занять свои места.

 

Задание 3.

- Ребята, посмотрите на алгоритм, который представлен на доске.

- Вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.

 

Алгоритм

А.  Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую

Б.  Уравнять количество знаков после запятой.

В.  Поставить в ответе запятую под запятой

Г.   Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.

 

 

1

2

3

4

Б

Г

А

В

 

6.      Самостоятельная работа. Самопроверка.

Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

 

- Ребята, сейчас каждый проверит себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Выполняем следующее задание на карточке. Посмотрите внимательно. Нужно заполнить таблицы самостоятельно.

- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки. У кого возникнут затруднения при выполнении задания, так же поднимает руку, я подойду.

 

 

 

 

 

 

Вариант 1

 

+

0,8

1,2

0,45

 

-

0,2

1,5

0,04

1,2

 

 

 

 

1,8

 

 

 

0,6

 

 

 

 

2,2

 

 

 

 

Вариант 2

+

0,3

1,6

0,05

 

-

0,6

1,1

0,14

1,4

 

 

 

 

1,9

 

 

 

0,6

 

 

 

 

2,7

 

 

 

 Дополнительное задание:

http://festival.1september.ru/articles/525691/img3.gif

http://festival.1september.ru/articles/525691/img4.gif

http://festival.1september.ru/articles/525691/img5.gif

22,9 кг

23,8 кг

26,7 кг

Три неразлучных друга Винни-Пух, Кролик и Пятачок решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20 кг была повреждена и показания по ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому Винни-Пух взвесился сначала с Кроликом: получилось 22,9 кг; затем с Пятачком, получилось 23,8 кг, а затем они взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Поставь разумные вопросы и ответь на них.

 

После того, как все выполнят задание, учитель предлагает детям оценить себя.

 

7.      Домашнее задание.

Цель – записать и обсудить  домашнее задание.

- Домашнее задание

П. 32 (выучить алгоритм),

Разгадать шифровку и найти определение разгаданного слова.

 

- А ещё будет творческое задание:

Составить шифровку на сложение и вычитание десятичных дробей, зашифровав еще одно качество личности необходимое человеку, чтобы быть успешным.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

 

Выполняют действия.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения.

 

 

Обсуждают, складывают десятичные дроби.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа представляет свою работу - алгоритм, озвучивает действия, обосновывая их.

 

 

 

Читают правило, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют зарядку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах. Представляют ответы. Сравнивают результаты.

 

 

 

 

Выполняют задание учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание на карточке. Задают возникшие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют свои ответы по ключу, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают задание в дневник.

 

 

 

 

 

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

 

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

 

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование  своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.

 

 

 

 

Личностные: осознание ответственности за общее дело

 

 

 

 

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

 

 

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

 

 

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму.

3.      Итог урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

8. Рефлексия.

Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

- Какова была цель сегодняшнего урока?

(Научиться складывать и вычитать десятичные дроби. Построить алгоритм сложения и  вычитания десятичных дробей).  

- Достигли цели? Докажите.

Учащиеся повторяют алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

- У кого были трудности при открытии нового способа? В чем?

- У кого были трудности при выполнении самостоятельной работы? В чем?

- Справились ли вы с трудностями?

- Что мы должны помнить? (Преодолевая трудности, мы учимся).

- Где можно применить полученные знания в жизни?

- Проанализируйте свою работу.

(заполняются карточки рефлексии)

Фамилия имя_________________________________________________

Утверждения

Поставь знак «+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

 

2) Я достиг цели урока.

 

3) Я умею складывать вычитать десятичные дроби.

 

4) Мне необходимо поработать над… (перечисли темы для доработки)

 

- Молодцы, сегодня мы очень хорошо поработали и вы действительно были ответственными. Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Заполняют карточки рефлексии. Задают вопросы.

 

 

 

 

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

Коммуникативные: аргументация своего мнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 


39,48 + 4,58

Б

 

916,27

 

7,6 + 908,67

О

 

44,06

 

23,84 + 0,267

Ь

 

15,259

 

128 + 34,5498

Т

 

0,32

 

0,59 – 0,27

Е

 

13,88

 

3,1 – 0,09

В

 

162,5498

 

18,2 – 2,941

Ъ

 

54,66

 

15 – 1,12

К

 

3,01

 

73,12 – (5,34 + 13,12)

И

 

67,3

 

101,3 – (84,7 + 1,11)

С

 

916,27

 

(47,28 – 34,98) + 55

Н

 

15,49

 

 

 

162,5498

 

 

24,107

 

 

Значение слова ___________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

 

39,48 + 4,58

Б

 

916,27

 

7,6 + 908,67

О

 

44,06

 

23,84 + 0,267

Ь

 

15,259

 

128 + 34,5498

Т

 

0,32

 

0,59 – 0,27

Е

 

13,88

 

3,1 – 0,09

В

 

162,5498

 

18,2 – 2,941

Ъ

 

54,66

 

15 – 1,12

К

 

3,01

 

73,12 – (5,34 + 13,12)

И

 

67,3

 

101,3 – (84,7 + 1,11)

С

 

916,27

 

(47,28 – 34,98) + 55

Н

 

15,49

 

 

 

162,5498

 

 

24,107

 

 

Значение слова ___________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________


 


Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей

Планируемые результаты: предметные : сформировал умение складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму; метапредметные: - регулятивные : ставить цели и планировать пути их достижения с…

Планируемые результаты: предметные : сформировал умение складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму; метапредметные: - регулятивные : ставить цели и планировать пути их достижения с…

Технологическая карта урока 1

Технологическая карта урока 1

Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания

Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания

Основная часть урока (операционная)

Основная часть урока (операционная)

Ученики поднимают листы с ответами

Ученики поднимают листы с ответами

По окончании работы каждая группа представляет свою работу, озвучивает свои действия, обосновывая их

По окончании работы каждая группа представляет свою работу, озвучивает свои действия, обосновывая их

У вас группах есть таблица продуктовой корзины

У вас группах есть таблица продуктовой корзины

Вариант 1 + 0,8 1,2 0,45 - 0,2 1,5 0,04 1,2 1,8 0,6 2,2

Вариант 1 + 0,8 1,2 0,45 - 0,2 1,5 0,04 1,2 1,8 0,6 2,2

После того, как все выполнят задание, учитель предлагает детям оценить себя

После того, как все выполнят задание, учитель предлагает детям оценить себя

Рефлексия. Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

Рефлексия. Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

Б 916,27 7,6 + 908,67

Б 916,27 7,6 + 908,67
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2023