Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.(5 класс)
УМК: Виленкин Н.Я.Математика.5 класс:учеб. для уч-ся общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.-34-е изд., стер.-М.:Мнемозина, 2015.-280 с.: ил.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, здоровьесберегающее обучение, критическое мышление, ИКТ.
Форма: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная (самостоятельная работа).
Методы и приёмы обучения:
1. Репродуктивный.
2. Эвристический.
3. Проблемный.
4. Практический.
5. Объяснительно – иллюстративный.
Оборудование и материалы: интерактивная доска ,компьютер, презентация Power Point, кластер «Дроби», раздаточные карточки с заданиями и ключ к заданиям (приложение 1) .
Цели урока:
1. Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
2. Формировать способность практического применения алгоритма.
3. Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.
Задачи:
1. образовательные: подвести учащихся к пониманию того, что сложение и вычитание десятичных дробей выполняется поразрядно, учить складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;
2. развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь;
3. воспитательные: воспитывать умение слушать другого, уважение к мнению одноклассников, самостоятельность.
Планируемые результаты:
предметные: сформировал умение складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;
метапредметные:
- регулятивные: ставить цели и планировать пути их достижения с помощью учителя, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
- коммуникативные: слушать собеседника, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера;
- познавательные: анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы),понимать информацию;
- личностные: самоопределение, осознание ответственности за общее дело.
личностные: проявлять познавательный интерес к предмету, давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
План урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3. Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление. Формирование практических навыков при решении задач.
6. Самостоятельная работа. Самопроверка.
7. Домашнее задание.
8. Итог. Рефлексия.
Эпиграф: Лучший способ изучить что-либо — это открыть самому. Джордж Пойа
Технологическая карта урока
1. Вводно-мотивационная часть урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент. Цель – создать положительный эмоционально-психологический настрой, проверить готовность к уроку, включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. - Добрый день. Ребята я надеюсь, что вы пришли на урок в хорошем настроении, будете мне помогать, а я буду помогать вам. Значит, будем работать одной дружной командой, и у нас все получится. Проверьте, все ли учебные принадлежности у вас на парте. - В начале нашей работы, я хочу предложить вам несколько слов, давайте их прочитаем: внимательность аккуратность терпеливость настойчивость целеустремленность ответственность - Скажите, что объединяет все эти слова? (Все слова, являются чертами характера, этими качествами должны обладать люди, чтобы правильно решать жизненные задачи, быть успешными.) - Мне хочется обратить ваше внимание на последнее качество. Что такое ответственность и перед кем вы ее чувствуете? (Ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои поступки, действия, это слово означает то, что человек должен выполнять свои обязанности и обещания. Ответственность перед родителями, одноклассниками, учителем и т. д.) - Я прошу вас об этом помнить в ходе работы на уроке. Открываем тетради, записываем число, классная работа. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел.
- Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. А вот что это за знания, вы определите, составив и проанализировав кластер «Дробные числа». Найдите соответствующую карточку в файле. (Работа парами). - С какими дробными числами вы знакомы? - Какие приобрели умения и навыки при изучении дробей?
- Как вы думаете, какая дорога подходит к нашей деятельности на этом уроке? Почему? (правая) - Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание) - Какова тема урока? (Сложение и вычитание десятичных дробей) - Молодцы! Сформулируйте цели урока. (научиться складывать и вычитать десятичные дроби, построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, применить данный алгоритм при решении различных заданий и т.д.) - Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока.
|
Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей.
Отвечают на вопросы.
Делают записи в тетради.
Отвечают на наводящие вопросы учителя, составляя кластер.
Анализируя составленный кластер, дети формулируют тему и цели урока.
Отвечают на вопросы.
Записывают тему урока.
|
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: планирование, целеполагание,
Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Основная часть урока (операционная) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения. Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения. - Дома вы должны были измерить свой рост. В каких единицах удобнее измерять свой рост? (в метрах) - Вы выяснили, кто в классе самый высокий, а кто ниже всех? Задание 1. - Смогут ли дотянуться эти ребята до нижних веток яблони, встав друг на друга, если от земли до нижних веток яблони 3,5 м? На сколько выше (ниже)…? - Что нужно сделать для решения задачи? - Проблема: как сложить и вычесть десятичные дроби? - Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы справиться с затруднением? (Перевести в обыкновенные дроби, сложить или вычесть, а затем снова перевести в десятичные, перевести м в см вычислить и снова перевести результат в м). - Выполните действия в тетради. 1 ряд переводит десятичные дроби в обыкновенные и отвечает на вопрос задачи, а второй ряд переводит м в см и отвечает на вопрос задачи. (по одному учащемуся у доски)
1 ряд 2 ряд 1,64м+1,27м=164см+127см=291см=2,91(м) – общий рост ребят - Ответьте на вопрос задачи. - А нельзя ли проще выполнить вычисление? (ответы детей) - Проанализируйте результат; сформулируйте выводы. (Сложение десятичных дробей, так же как и сложение натуральных чисел, выполняется поразрядно). - Что отличает действия с натуральными числами от действий с десятичными дробями? (В десятичной записи числа есть запятая, отделяющая целую часть от дробной). - Попробуйте сложить десятичные дроби 1,58+1,3 столбиком, работая в парах с соседом по парте, записывая решения и ответы на листах, заранее разложенных на столах. Записи выполняются фломастерами, лежащими на столах. - Покажите полученные результаты. Ученики поднимают листы с ответами. Некоторые из листов с разными решениями учитель закрепляет на доске. - Как пробовали выполнить сложение и вычитание десятичных дробей? Учащиеся реконструируют свои действия при выполнении пробного задания. Например: 1. Я записал дроби так, чтобы последние (первые) цифры оказались друг под другом. Потом сложил их. 2. Я сложил дроби, записывая запятую под запятой. - Почему возникли затруднения и разные способы вычислений? - Мы не знаем, как правильно складывать и вычитать десятичные дроби. - Что же дальше будем делать? (составим алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей) - Алгоритм составлять вы будете, работая в группах. - Какие правила необходимо соблюдать, работая в группе?
Каждая группа получает по три листочка с текстом для составления алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. На работу отводится 3 минуты.
По окончании работы каждая группа представляет свою работу, озвучивает свои действия, обосновывая их.
- Где можно проверить правильность своих выводов? (В учебнике, страница 191) - Откройте учебник и прочитайте правило. Сравните с вашим результатом. - Похожи. - Что теперь вам надо сделать? (Потренироваться в решении примеров на новый способ сложения и вычитания десятичных дробей). 4. Физкультминутка. - Да. Но перед столь ответственным заданием надо немного отдохнуть и выполнить математическую физкультминутку: «Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуть, разогнуться, Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть». Ребята закройте глаза, представьте себе голубое, яркое солнце, искрящийся снег. Потрите свои ладошки, чувствуете как они теплеют. Откройте глаза, поделитесь своим теплом с соседом по парте, а теперь руки в стороны с соседом по ряду. Повернитесь поделитесь теплом с соседом сзади. 5. Закрепление. Формирование практических навыков решения задач. Цель – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи. - Как вы знаете, совсем недавно 8 февраля мы отметили Новый год - год Огненной обезьяны по восточному календарю. И в этот день принято накрывать столы для встречи Нового года, и к этому надо подходить серьезно. К этому дню каждая группа готовила проект «Продуктовая корзина к празднику». Задание 2. У вас группах есть таблица продуктовой корзины. Данные материалы я частично взяла из ваших проектов. Вам представлены основные продукты и их стоимость в различных торговых точках. Ваша задача, используя алгоритм вычислить стоимость предложенного набора продуктов в разных магазинах. Работа в группах. - А сейчас я попрошу вас занять свои места.
Задание 3. - Ребята, посмотрите на алгоритм, который представлен на доске. - Вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.
6. Самостоятельная работа. Самопроверка. Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
- Ребята, сейчас каждый проверит себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Выполняем следующее задание на карточке. Посмотрите внимательно. Нужно заполнить таблицы самостоятельно. - Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки. У кого возникнут затруднения при выполнении задания, так же поднимает руку, я подойду.
Вариант 1
Вариант 2
Дополнительное задание:
Три неразлучных друга Винни-Пух, Кролик и Пятачок решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20 кг была повреждена и показания по ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому Винни-Пух взвесился сначала с Кроликом: получилось 22,9 кг; затем с Пятачком, получилось 23,8 кг, а затем они взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Поставь разумные вопросы и ответь на них.
После того, как все выполнят задание, учитель предлагает детям оценить себя.
7. Домашнее задание. Цель – записать и обсудить домашнее задание. - Домашнее задание П. 32 (выучить алгоритм), Разгадать шифровку и найти определение разгаданного слова.
- А ещё будет творческое задание: Составить шифровку на сложение и вычитание десятичных дробей, зашифровав еще одно качество личности необходимое человеку, чтобы быть успешным.
|
Отвечают на вопросы.
Высказывают свои предположения.
Выполняют действия. Отвечают на вопросы.
Высказывают свои предположения.
Обсуждают, складывают десятичные дроби.
Отвечают на вопросы.
Работают в группах.
Каждая группа представляет свою работу - алгоритм, озвучивает действия, обосновывая их.
Читают правило, отвечают на вопросы.
Выполняют зарядку.
Работают в группах. Представляют ответы. Сравнивают результаты.
Выполняют задание учителя.
Выполняют задание на карточке. Задают возникшие вопросы.
Проверяют свои ответы по ключу, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки.
Оценивают себя.
Записывают задание в дневник.
|
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.
Личностные: осознание ответственности за общее дело
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Итог урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия. Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. - Какова была цель сегодняшнего урока? (Научиться складывать и вычитать десятичные дроби. Построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей). - Достигли цели? Докажите. Учащиеся повторяют алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. - У кого были трудности при открытии нового способа? В чем? - У кого были трудности при выполнении самостоятельной работы? В чем? - Справились ли вы с трудностями? - Что мы должны помнить? (Преодолевая трудности, мы учимся). - Где можно применить полученные знания в жизни? - Проанализируйте свою работу. (заполняются карточки рефлексии) Фамилия имя_________________________________________________
- Молодцы, сегодня мы очень хорошо поработали и вы действительно были ответственными. Спасибо за урок. |
Отвечают на вопросы учителя. Заполняют карточки рефлексии. Задают вопросы.
|
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: аргументация своего мнения |
39,48 + 4,58 |
Б |
|
916,27 |
|
7,6 + 908,67 |
О |
|
44,06 |
|
23,84 + 0,267 |
Ь |
|
15,259 |
|
128 + 34,5498 |
Т |
|
0,32 |
|
0,59 – 0,27 |
Е |
|
13,88 |
|
3,1 – 0,09 |
В |
|
162,5498 |
|
18,2 – 2,941 |
Ъ |
|
54,66 |
|
15 – 1,12 |
К |
|
3,01 |
|
73,12 – (5,34 + 13,12) |
И |
|
67,3 |
|
101,3 – (84,7 + 1,11) |
С |
|
916,27 |
|
(47,28 – 34,98) + 55 |
Н |
|
15,49 |
|
|
|
162,5498 |
|
|
|
24,107 |
|
Значение слова ___________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
39,48 + 4,58 |
Б |
|
916,27 |
|
7,6 + 908,67 |
О |
|
44,06 |
|
23,84 + 0,267 |
Ь |
|
15,259 |
|
128 + 34,5498 |
Т |
|
0,32 |
|
0,59 – 0,27 |
Е |
|
13,88 |
|
3,1 – 0,09 |
В |
|
162,5498 |
|
18,2 – 2,941 |
Ъ |
|
54,66 |
|
15 – 1,12 |
К |
|
3,01 |
|
73,12 – (5,34 + 13,12) |
И |
|
67,3 |
|
101,3 – (84,7 + 1,11) |
С |
|
916,27 |
|
(47,28 – 34,98) + 55 |
Н |
|
15,49 |
|
|
|
162,5498 |
|
|
|
24,107 |
|
Значение слова ___________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.