Внеклассное мероприятие
для начальных классов,
посвящённое 75-летию Великой Победы
«Дорогами войны…»
Киселева Ольга Александровна,
учитель начальных классов
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №30 г. Химки»
Цель:
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за
свою страну, долга, любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего
Отечества и расширять знания детей о Великой Отечественной войне 1941 - 1945
гг.
Задачи:
Развивать нравственные чувства сопереживания,
чувства благодарности;
воспитывать бережное отношение к традициям
своего народа; содействовать воспитанию интереса к истории своего Отечества; показать,
какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории нашей
страны; развивать и воспитывать патриотические чувства на ярких примерах
героизма нашей армии, храбрости и мужества народа; способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения.
Ход мероприятия:
(Инсценировка. Учитель с детьми на сцене. Школьная перемена. Дети окружили его и наперебой задают вопросы о военном времени. Видео)
Учитель (обращаясь к зрителям):
- Самое страшное, когда вот так же дети наперебой спрашивают взрослого: «Почему?» «Зачем?» «Когда?» «За что?» Действительно, «за что?» За что им, детям довоенного, военного и послевоенного времени досталась такая доля? Детям, которые рождены в те опалённые огнём страшные времена? Как ответить им на этот вопрос? Что сказать? Вопрос без ответа…
- Как хорошо, что мы родились и выросли на мирной земле и никогда не слышали залпов орудий, не знали ночных бомбёжек, не видели крови, не слышали стонов… Мы мирно просыпаемся каждое утро, радуемся новому дню, обнимаем родных и любимых людей, которые всегда рядом с нами…
- Но так было не всегда…
(Звучит вальс. Выпускники школы довоенного времени танцуют в парах, затем идут встречать рассвет, уходят за кулисы)
Чтец:
Июнь. Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
(Звучит запись сообщения Левитана о начале войны. Слышится гул бомбардировщиков, звуки взрывов. Дети на сцене разбегаются, укрываясь от этого шума.)
Чтец:
Мирно страна проснулась,
В этот июньский день,
В скверах её развернулась
Солнечная сирень.
Радуясь
солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…
Ведущий.
- Вот так, внезапно, в обычный летний день 22 июня 1941 года началась самая страшная, самая кровавая из всех войн - Великая Отечественная. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война?
(На экране - плакат «Родина – мать зовёт». Звучит «Священная война». Видео - колонны солдат уходят на фронт, садятся в эшелоны. Их провожают родные)
Танцевальная композиция «На фронт»- исполняют мальчики в военной форме
Ведущий:
- Через несколько часов, после объявления войны, во всех уголках нашей необъятной Родины шла мобилизация в ряды Советской армии. Люди уходили на фронт. Первые дни, недели, месяцы были самые тяжелые, самые суровые… Вчерашние выпускники тоже уходили на фронт. Кто мог знать, что война продлится целых четыре года, долгих 1418 дней и ночей…
Чтец:
Сигнал тревоги
Над страной.
Подкрался враг,
Как вор ночной.
Фашистов черная орда
Не вступит в наши города.
И мы врага отбросим так,
Как наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.
(А. Барто)
Чтец:
Ликует утро… И ясны,
Прозрачны солнечные дали.
Сегодня – первый день войны...
Хоть мы о том ещё не знали.
Но скоро мир волшебных снов
Уйдёт в туман воспоминаний.
Уже приподнят тайный кров
Над бездной горя и страданий.
И мы пошли сквозь вихрь смертей,
Через огонь, разор и беды…
И много-много долгих дней
Нас отделяло от победы.
(Е. Груданов)
Ведущий
…Что
может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
Любимых
разлучает и друзей.
И счастье отбирает у детей.
(Инсценировка отрывка из стихотворения С. Маршака «Почта военная»)
В далеком южном городке
С утра пылает зной,
А снег на склонах вдалеке
Сияет белизной.
Под темной зеленью ветвей
В саду среди двора
Шумит ручей, а у детей
Весь день идет игра.
Какие игры у детей?
Они ведут войну,
Они форсируют ручей,
И враг у них в плену.
Во двор заходит почтальон,
Обходит все дома,
И слышит он со всех сторон:
- А нет ли нам письма?
- Вам не успели написать.
Сегодня письма есть
В квартиру номер двадцать пять
И номер двадцать шесть!
- Мы из квартиры двадцать шесть.
Письмо отдайте нам!
- А вы сумеете прочесть?
- Сумеем по складам!
Бегут с высокого крыльца
Ребята за письмом.
- Письмо Петровым от отца!
- Молва идет кругом.
Не рассказать, как был бы рад
Взглянуть издалека
На этот дом и этот сад Петров - герой полка.
Вот здесь во флигеле он жил,
Где тополь под окном.
Здесь во дворе он и служил –
На складе нефтяном.
Здесь на крыльце с детьми, с женой,
Усевшись на ступень,
Встречал он день свой выходной,
Последний мирный день...
Где он? Воюет, если жив.
А может, пал в бою,
За близких голову сложив,
За Родину свою. Кто знает!..
Письма говорят
О том, что был здоров
Недели три тому назад
Сержант Сергей Петров...
(На сцене почтальон. Двор. Бегают дети. Почтальон вручает письмо одному из них. Ребенок открывает и читает текст письма. Зачитывает вслух)
«Здравствуй, дорогой сынок мой, Петенька! Сегодня ровно год, как я тебя не видел. Я очень скучаю по тебе и с нетерпением жду нашей встречи. Как там твой младший братишка Ванечка? Всё так же проказничает? Слушает ли мамку? Люби его за меня. Учись хорошо и во всём помогай маме. Я вернусь, обязательно вернусь. Вот только прогоним фашистов…»
Ведущий:
- Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины. Солдатские письма… треугольники со штемпелями полевой почты… Каким спасением были они во время войны, долетевшие весточки до своих родных…
Писали письма в перерывах между боями, марш-бросками, в окопах, блиндажах и землянках. Одно такое письмо могло сделать счастливой - целую семью, стать праздником для любимых, жен, детей и матерей и подарить им силы верить и ждать - вплоть до следующей весточки с фронта.
Учащиеся исполняют песню «Закаты алые…»
Чтец:
Сын письмо писал отцу
И поставил точку.
Дочка тоже к письмецу
Приписала строчку.
Много дней письму идти,
Чтоб дойти до цели.
Будут горы па пути,
Гулкие туннели.
Будет ветер гнать песок
За стеклом вагона.
А потом мелькнет лесок,
Садик станционный.
А потом пойдут поля
И леса густые,
Пашен черная земля –
Средняя Россия.
Через всю пройдут страну
Два листка в конверте
И приедут на войну,
В край огня и смерти.
Привезет на фронт вагон
Этот груз почтовый.
Там получит почтальон
Свой мешок холщовый.
И помчит грузовичок
Этот серый, плотный,
Полный письмами мешок
В Энский полк пехотный.
(С. Маршак)
Чтец:
Письмо папе на фронт
Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился -
До чего ты прежний был во сне!
Прежний-прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Мама будто плачет и смеётся,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Я, конечно, одолел в борьбе.
А потом принёс те два осколка,
Что нашёл недавно у ворот,
И сказал тебе: «А скоро ёлка!
Ты приедешь к нам на Новый год?»
Я сказал да тут же и проснулся,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулся,
В удивленье поглядел на тьму.
Тьма такая - ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы...
Папа! Ты вернёшься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдёт?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю-прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днём и ночью был весёлый свет...
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев, как один...
...Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так... от радости... Твой сын.
(Елена Благинина)
Ведущий:
- Ждали письма с фронта, очень ждали... Но всё чаще приносили похоронки…
(Звучит мелодия «Он не вернулся из боя»)
Чтец:
Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете
Я не слышал разрыва
Я не видел той вспышки
Точно в пропасть с обрыва
И ни дна, ни покрышки
И во всем этом мире
До конца этих дней,
Ни петлички, ни лычки,
С гимнастерки моей.
(А. Твардовский)
Ведущий:
-Вместе с мужчинами бок о бок сражались женщины, порой, не уступая им в храбрости. Молодые девчонки под градом снарядов вытаскивали раненых бойцов с поля боя, испачканные в грязи и крови, они спасали солдатские жизни. Они бомбили врага из зенитных установок, и уничтожали его из кабин своих самолетов. Убивали его и в глубоком тылу, голодные, замёрзшие, стоя у станков, выпекая хлеб. Они истребляли ненавистного врага, отдавая все свои силы фронту
Чтец:
Баллада о зенитчицах
Как разглядеть за днями след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу этот след…
На батарее были сплошь – девчонки.
А старшей было восемнадцать лет.
Лихая чёлка над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне…
В то утро танки вышли прямо к Химкам.
Те самые. С крестами на броне.
И старшая, действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!.. Ой родная!..)
Огонь! – И – залп! И тут они заголосили, девчоночки.
Запричитали всласть. Как будто бы вся бабья боль России
в девчонках этих вдруг отозвалась.
Кружилось небо – снежное, рябое.
Был ветер обжигающе горяч.
Былинный плач висел над полем боя,
он был слышней разрывов, этот плач!
(Р. Рождественский)
Ведущий:
- В рядах Советской Армии против фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны сражалось более 800 тысяч женщин. А ведь было еще бессчетное количество партизанок, подпольщиц, разведчиц. Через какие не женские тяготы все они прошли, как неизмеримо много сделали для победы
Ведущий:
- Шла война, беспощадная, злая. Не щадила никого,
ни взрослых, ни стариков, ни детей. Дети войны…Они теряли
родителей, братьев и сестер.
Дети войны, хотя и привыкшие к бомбежкам и
свисту снарядов, но все равно напуганные, замёрзшие, оборванные и голодные.
Дети, попавшие в плен, в концлагеря… Дети блокадного Ленинграда...
Чтец:
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Ведущий:
- Вдумайтесь в эти цифры!
Каждый день теряли 9168 детей,
Каждый час - 382 ребенка,
Каждую минуту - 6 детей,
Каждые 10 секунд - 1 ребенок.
Детям, погибшим во время войны, создали много памятников, посвятили много песен.
Учащиеся исполняют песню «Белые панамки»
Ведущий:
- Дети войны и дети на войне…Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков. В боевых действиях во время Великой Отечественной войны принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. «Сыновья полка», пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - званий Героев СССР. Все - посмертно, оставшись в учебниках и книжках детьми и подростками.
(На экране видеоряд фото пионеров - героев. Транслируется под песню А. Пахмутовой «Песня о пионерах-героях»)
Ведущий:
- Сколько испытаний выпало на долю нашего многострадального народа в годы войны! Но твердой поступью, шаг за шагом шёл советский солдат к Великой Победе. Сколько крови пролито на полях сражений! История навеки сохранила на своих страницах имена защитников Брестской крепости, насмерть стоявших и грудью защищавших рубежи нашей страны. Мы всегда будем помнить о блокадном Ленинграде. Будим чтить память воинов великих сражений. Битва под Москвой, на Курской дуге, танковое сражение под Прохоровкой, битвы за Сталинград, Севастополь, Кавказ. Враг отступает. Твёрдой поступью шагает советский солдат.
(Инсценировка «Обращение матери к сыну». Изба, печь, у иконы мать.)
- Каждый день читаю твоё последнее письмо, сынок! А весточки от тебя всё нет и нет… Когда же кончится эта проклятущая война?! Храни тебя Бог, мой милый. Состарилась я, а всё жду и жду тебя…
Чтец:
Молитва матери
На
краю деревни старая избушка,
Там перед иконой молится старушка.
Молитва
старушки сына поминает,
Сын в краю далеком родину спасает.
Молится
старушка, утирает слезы,
А в глазах усталых расцветают грезы.
Видит
она поле, поле перед боем,
Где лежит убитым сын ее героем.
На
груди широкой брызжет кровь, что пламя,
А в руках застывших вражеское знамя.
И
от счастья с горем вся она застыла,
Голову седую на руки склонила.
И
закрыли брови редкие сединки,
А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.
(С. Есенин)
(На экране видео. Баллада о матери А. Дементьева. Песня С. Ротару)
Постарела
мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но
она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И
на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много
лет, как все пришли назад.
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько
их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло!
…Раз
в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все
пришли в кино — и стар и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед
горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно
было это вспоминать…
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать
узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик:
Алексей!
Алёшенька! Сынок!
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Словно сын её услышать мог.
Он
рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Все
боялась вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
-
Алексей! - кричали земляки,
- Алексей, - просили, - Добеги…
Кадр
сменился. сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
Просит
мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить…
И
опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.
Алексей,
Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Словно сын её услышать мог.
Дома
всё ей чудилось кино.
Всё ждала — вот-вот сейчас в окно,
Посреди
тревожной тишины
Постучится сын её с войны.
Ведущий:
- Не дождались своих родных с войны! Но всё же… теплится надежда. А вдруг? Вдруг скрипнет дверь, и на пороге…
А в поле ветер шумит… Везде, куда ни глянь - могильные холмики, безымянные солдаты лежат в сырой земле. Нет, не дождалась мать сына…
Сколько их, без вести пропавших, но нами не забытых!..
Танцевальная композиция «Журавли»
Ведущие:
1-й:
- Более 27 миллионов погибших, пропавших без вести, замученных в концлагерях. Такой нелёгкой ценой досталась нам победа.
2-й:
- Погиб каждый восьмой. А среди живых не осталось человека, который не ведал горечи потери. 27 миллионов ушли в бессмертие, чтобы жили мы.
3-й:
- Если по каждому погибшему и пропавшему без вести объявить минуту молчания, страна будет молчать 38 лет.
Чтец:
Сколько
звёзд раскалённых светит нам с высоты?
Двадцать семь миллионов - мне ответила ты.
Двадцать семь миллионов. Эта цифра точна.
Ровно столько влюблённых погубила война.
Плачут ивы, а клёны грустно так шелестят,
Двадцать семь миллионов крепко-накрепко спят.
Они храбро сражались за Отчизну свою,
В наших песнях остались, хоть погибли в бою.
Жизнь должна быть прекрасной в нашей вольной стране,
Верю я - не напрасны были жертвы в войне.
Плачут ивы, а клёны грустно так шелестят,
Двадцать семь миллионов крепко-накрепко спят...
(Звучит «Адажио» Альбинони)
(Дети возлагают цветы к импровизированному памятнику)
Ведущие:
1-й:
- Закроем глаза, остановим привычный бег мыслей своих, замрем сердцем, воссоздавая в памяти картины минувшей войны. Вспомним в эти святые и скорбные дни всех погибших на фронтах Великой Отечественной Войны, всех тех, кто прошел дорогами войны, сложил свои головы за наши жизни, кто ковал великую и славную победу.
2-й:
- Вечный почет и слава пограничникам, летчикам, морякам и пехотинцам, чьи знамена покрыты неувядаемой славой!
3-й:
- Вечная память и поклон танкистам, артиллеристам и зенитчикам, чей огонь заставлял гореть землю под ногами врага!
2-й:
- Вечная слава и память неутомимым, «двужильным» труженикам войны: поварам и снабженцам, связистам и саперам.
3-й:
- Вечный почет и память врачам и медсестрам, разведчикам и партизанам!
2-й:
- Вечная слава тем, кто был в застенках концлагерей, кто исчез как дым в газовых камерах и крематориях, и кто пропал без вести!
3-й:
- Вечная память всем тем, кто отдавал свои жизни в тылу, изготавливая патроны и снаряды, отправлял провизию на фронт!
1-й:
- Памяти всех павших на фронтах Великой Отечественной объявляется минута молчания.
(Звук метронома. Минута молчания)
Чтец:
Когда стою у вечного огня,
Когда читаю имена и даты,
Мне кажется - погибшие солдаты
Чего - то ожидают от меня.
Что я скажу им – слабый человек,
жизнь за меня отдавшим добровольно?
Что я в долгу у них на весь свой век?
Что мне пред ними совестно и больно?
Как надо стойко, мужественно жить,
Не поддаваясь злу ни на мгновенье,
Чтоб высшую награду заслужить -
Убитых молчаливое прощенье!
Чтец:
Мы прошли с тобою пол-Европы
Мы прошли с тобою пол-Европы,
Прошагали в битвах полземли
Кровью обагренные окопы
Нас хранили, в дружбе берегли.
Бок о бок сражаясь с мерзким гадом,
Погибали верные друзья,
И свистели в воздухе снаряды,
Содрогалась бедная земля.
Там, за нами Родина родная,
Отступать не смели ни на шаг,
Мы Отчизну грудью защищали,
Был повержен кровожадный враг.
Мы прошли от Волги до Берлина,
Гнали вон фашистскую чуму
Нашу землю, что непобедима
Не забрать во веки никому!
(В. Задорожный)
Ведущий:
- И вот он наступил. Долгожданный День Победы!
(Запись голоса Левитана – «Капитуляция Германии». Фонограмма мелодии «День Победы». Видео)
Ведущий:
- Как дорог нам этот день! 75 лет назад этот день стал самым счастливым в жизни советских людей! День Победы! Со слезами на глазах! Люди ликовали, обнимали друг друга, плакали от радости! Победа! Великая Победа советского народа в великой войне, которая стала для нас Отечественной!
- Мы должны помнить наших прадедушек и прабабушек, которые были лишены своего детства и юности, а многие здоровья и жизни, во имя того, чтобы у нас, у наших детей, у наших внуков и правнуков ... было все: и детство, и счастье, и жизнь...
- Любовь к нашему Отечеству, вера в Россию придает нам силы. И это позволяет нам быть единым народом. Каждый из россиян несёт личную ответственность за Отечество перед будущими поколениями.
- Мы помним подвиг наших предков, мы очень рады, что ещё сможем увидеть и услышать их рассказы о военном лихолетье. Сегодня у нас присутствуют почётные гости.
(Представление и поздравление ветеранов Великой Отечественной войны.)
(Ученики исполняют попурри песен - инсценировка - танцевальные композиции: «Три танкиста». «Катюша». «Смуглянка». «Синий платочек». «Эх, путь-дорожка фронтовая». «Ехал я из Берлина». «День Победы»)
Ведущий:
- О чем мечтают больше всего люди? Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле. Пусть всегда на Земле будет мир!
(На экране земной шар)
Исполняется песня и танцевальная композиция «Аист на крыше»
Список источников информации
http://www.stihomaniya.ru/
https://5music.online/
https://russian7.ru/
https://rustih.ru/
https://www.stihi.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.