Внеклассное мероприятие по теме:
«Православный храм»
для 4 класса
2014 г.
Тема мероприятия: «Православный храм»
Цель мероприятия: расширить представление детей о предназначении и устройстве православного храма, способствовать расширению их кругозора, продолжить знакомство с культурой родной страны.
Задачи мероприятия:
1. Познакомить с понятием «православный храм».
2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оснащение мероприятия: компьютерная презентация.
Основные термины и понятия: икона, иконостас, алтарь, канун, церковный этикет, паперть, притвор.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент:
а) Приветствие.
Добрый день, дорогие ребята! Мы с вами встретились, чтобы поговорить на очень интересную тему, вы узнаете много нового, полезного и интересного на сегодняшнем мероприятии.
б) Сообщение темы занятия:
Как вы уже, наверное, догадались, мы сегодня поговорим о православном храме. В каждом городе, да и во многих селах и деревнях мы встречаем прекрасные здания, предназначенные для встречи Бога и человека. Для такой особенной, необыкновенной встречи и место должно быть особо устроено. И то, что люди, приходящие в храм, там совершают, наполнено особым смыслом.
2. Актуализация знаний учащихся:
Давайте, ребята, подумаем, а что мы знаем о храме.
Чем отличается храм от других зданий в городе или деревне?
Как выглядит храм?
Для чего люди приходят туда?
Посещали ли вы сами храм?
(Ответы учеников).
3. Предъявление нового материала:
а) Разговор с учащимися
В нашей стране повсюду испокон веков возводились прекраснейшие храмы. Они строятся и сейчас. Посмотрите на многообразие храмовой архитектуры.
(Ученики смотрят на изображения храмов Слайд 2-6)
Слово храм от слова хоромы, Божий дом, здание, построенное для молитвенных собраний.
Храм - это место встречи человека и Бога.
Не правда ли, красота и величие храмов просто поражают воображение?
Давайте же внимательно посмотрим на храм, который есть в нашем городе.
(Слайд 7).
Узнаете эту церковь? Где она находится?
(Ответы учеников)
Посмотрите внимательно: в чем же главное отличие храма от любого другого здания?
Правильно, у храма есть купол, который увенчивается крестом.
(Слайд 8).
Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.
Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.
Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа.
Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.
Храм в форме корабля. Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.
Существовали и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. Все эти формы храмостроительства Церковь сохранила до наших дней.
(Слайд 9)
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
(Слайд 10)
Колокольный звон созывает верующих людей на молитву, возвещает им о начале церковной службы.
б) Прослушивание фрагментов колокольного звона.
(Звучит аудиозапись).
Ребята, какие чувства у вас вызывает прослушивание колокольного звона?
(Ответы учащихся).
в) Знакомство с внутренним устройством храма.
Посмотрите, ребята, как великолепно внутреннее убранство храма!
(Слайд 11)
Православный храм включает в себя три части: притвор, средняя часть, алтарь.
Площадка перед входом в храм называется папертью. В первые века христианства на ней стояли плачущие и кающиеся.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Вторая самая большая часть - место для тех, кто пришел на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – канун, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.
Самая главная часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.
Ребята, а что такое икона?
Есть ли иконы у вас дома?
(Ответы учащихся).
Икона - это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории (определение А. В. Кураева).
(Слайд 12)
Целая стена из икон называется иконостас, в центре которого находятся двери, называемые Царские врата.
4. Совместная работа учеников.
Давайте поговорим о том, как нужно вести себя в храме? Ведь для этого существуют особые правила поведения, которые называются церковный этикет.
Правила для мальчиков
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Правила для девочек
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Правила для мальчиков и девочек:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам...
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Воспитатель:
И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи.
6. Подведение итогов:
Ребята, что мы сегодня узнали нового?
Почему для верующих так важно приходить в храм?
Спасибо всем за работу на занятии!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.