Тема: «Естественные науки у нас на кухне».
Цель: Активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие познавательного интереса к естественным наукам.
Задачи:
· поддерживать инициативу и творчество учащихся;
· показать значение естественных наук в формировании идей материальности мира;
· развивать интеллект и познавательные интересы через межпредметные связи;
· развивать умения логически излагать свои мысли.
Форма: Интегрированное внеклассное мероприятие.
Оборудование, оформление:
- набор химических реактивов и оборудования
- образцы овощей и фруктов
- СD «Виртуальная химическая лаборатория»
- карта «Центры происхождения растений»
Подготовительная работа:
Подготовка сценария, подбор материалов и оборудования для выступлений.
Участники:
1. Учащиеся 5кл,ведущие 8 класс.
2. Учителя предметники.
План проведения:
I. Вступительное слово учителя.
II. Ролевая игра.
III. Заключение и краткие итоги проведения ролевой игры.
Сценарий проведения внеклассного мероприятия :
I. Вступительное слово учителя.
Учитель сообщает тему и цель , и предлагает учащимся внимательно слушать выступления и быть готовыми ответить на вопросы. Был ли полезен наш разговор на эту тему? Что учащиеся узнали нового и интересного?
II. Ролевая игра.
Действующие лица: Учащиеся в роли биолога , химика , географа, физика, ведущие.
Ведущий 1: Учащийся читает стихотворение Ю. Тувки «Овощи»
Овощи.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу
Ох!
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?
Петрушка и свекла?
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох!
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке;
Картошка, капуста, морковка, горок, петрушка и свёкла.
Ок!
И суп овощной оказался не плох.
Загорелось весёлое пламя плиты, зашипела сковородка, забурлила кастрюля, заплясал чайник. Небольшой ком теста вдруг ожил, начал расти и подниматься. Картошка, которая только что была крепкой и твердой, стала мягкой и рассыпчатой. Обычная кухня вдруг превратилась в химическую лабораторию. И одни вещества стали превращаться в другие, что же произошло? Почему наша пища должна быть разнообразной? Почему так полезны овощи и фрукты? На эти и другие вопросы сегодня ответят естественные науки, которые у нас в гостях. Это химия, биология, география, физика и их представители.
Но раз мы заговорили о еде, у меня возник вопрос. Знаете ли вы, какой овощ был основным продуктом питания в России до картофеля? Если нет, то слушайте. Этот вопрос выяснил биолог и географ. Представляем ему слово.
Биолог, географ (приложение 1)
Ведущий 2: B настоящее время без преувеличения можно сказать, что любимая пища всего человечества это картофель. В современном мировом сельскохозяйственном производстве продуктов питания картофель занимает одно из первых мест. А из чего состоит картофель? Наверно лучше всего об этом нам расскажет химик.
Химик (приложение 2)
Ведущий 1: А дополнит рассказ биолог.
Биолог (приложение 3)
Ведущий 2: Однако всему голова хлеб.
Биолог (приложение 4)
Ведущий 1: Определять крахмал мы теперь умеем. Капнем раствор йода на булку, мы увидим тоже синее окрашивание. Следовательно, в зёрнах пшеницы, ржи тоже есть крахмал. А вот почему при выпечке хлеб становится такой пышный?
Химик: (приложение 5)
Ведущий 2: Раньше отправляясь в дальние страны, путешественники брали с собой хлеб, картошку, солонину. Но страшная болезнь цинга останавливала мореплавателей. A вот путешественник Кук спас свою команду, тем, что при каждом удобном случае приставал к берегу и пополнял запасы свежей зеленью. Лук, капуста, лимоны помогли Куку объехать вокруг света. Что же в них
Особенного?
Биолог: (приложение б)
Химик: (приложение 7)
Физик: Вот здесь все - географ, биолог, химик выступали, а про меня забыли. А ведь без знания физики вам не обойтись.
Физик используя диск «Виртуальная химическая лаборатория» демонстрирует процессы растворения, осмоса, диффузии и задаёт учащимся проблемные вопросы.
1. Почему при варке супа необходимо его помешивать?
2. Где в домашних условиях вы можете наблюдать процессы осмоса и диффузии?
3. Почему перед употреблением необходимо мыть овощи?
Ведущий 1: В заключение можно сказать, что все естественные науки нужны и важны. Они помогают нам лучше ориентироваться в окружающем мире.
III. Заключение и краткие итоги проведения ролевой игры.
Рефлексия
Учитель; A теперь мы ответим на вопросы, которые были поставлены в начале. Учащиеся по очереди высказывают свои мнения.
Приложение1
Репа
Дед, бабка, внучка, жучка, кошка и мышка знали что делают: они вытаскивали пропитание на
всю зиму. Долгое время в России и в Европе, репа была главным овощем. После пшеницы и
винограда ей отводилась 3 место. Родина её, Юго-Западноазиатский центр проискождения растений, где умеренное тепло, достаточно осадков. В культуру её ввели 40 веков назад. Сначала она была пищей рабов и бедноты, а в древнем Риме стали её есть все сословия. На Руси она пионер среди растений. Русские огородники передали её в северное, скороспелое растение. И простой народ, и богатые люди употребляли репу в пищу - свежей, печеной, вареной, пареной, квашенной. Обладала она и целительными свойствами. В те времена корнеплод репы был большим, с поля её возили большими возами, ведь о картошке тогда еще не знали.
Калорий в репе немного, но добротный набор минеральных веществ, умеренное количество сахара, но главное большое количество витамина «С» (Аскорбиновая кислота), в 2 раза больше, чем в лимоне, в 12 раз больше, чем в моркови. У нее своеобразный вкус и запах. Она обладает свойством уничтожать бактерии. Наши предки знали толк во вкусной и здоровой пище, полезно и сейчас её включать в рацион питания, а то будем знать об этом овоще только по сказкам.
Приложение 2
Определение крахмала в картофеле
Проделаем такой опыт. Разотрем сырую картошку в кашицу, смешаем в баночке с водой, процедим через тряпочку и дадим жидкости отстояться. На дне баночки получится слой белого вещества. Если слить воду и высушить вещество получится белый порошок. Это крахмал, его в картофеле много. Но мы его не видим, так как в картошке зерна крахмала спрятаны, как на складе, в маленькие кладовые клеточки. Обнаружить его можно с помощью йода. Капнем немного его на свежий срез картошки. Увидим синее окрашивание. Эта реакция помогает обнаружить крахмал.
Когда картошку варят, стенки клеточек от нагревания лопаются, и вода проникает в крахмальные зерна, от этого крахмальные зерна разбухают, становятся мягкими. А когда картошку жарят, крахмал на поверхности превращается в клей, который склеивает отдельные крахмальные зерна в румяную корочку.
Приложение 3
Картофель
Далеко в противоположной части света, протянулась вдоль берега гористая страна, где жили и трудились индейцы, инки, ныне это государство Перу. Умели они выращивать картофель. Отсюда он попал в Европу, а затем в Россию. За сходство с грибами трюфелями, итальянцы назвали его «тартуфолью», а в России это слово превратилось в слово «картофель». Разводили вначале как лекарственное растение, потом поняли, что есть надо клубни, но не в сыром виде, а в варёном и жареном. Подавали его в России как редкое и лакомое блюдо к столу на пирах и банкетах. Русские крестьяне быстро оценили его достоинства, и он нашел здесь вторую Родину. Почвы и климат Центральной России оказался подходящим для этой культуры. Он быстро вытеснил с полей репу, т.к. был более питательным, хорошо утолял голод, занял после хлеба второе место. В распространение этой культуре в Росси сыграл большую роль агроном Андрей Тимофеевич Болотов, которому исполнится 250 лет со дня рождения в 2008 году.
Картофель - культура разностороннего использования. Благодаря содержанию в клубнях крахмала и белка высокого качества и витаминов, он является исключительным продуктом питания человека. Европейской кухне известно более 200 блюд из картофеля. Его перерабатывают в пищевые продукты и полуфабрикаты, а это открывает новые возможности в его использовании. Это материал для пищевой и технической промышленности. Так эта культура из Южной Америки, с побережий Чили и Перу; завоевала Старый и Новый свет.
Приложение 4
Пшеница
Хлеб - основной продукт питания человека, сырье для многих отраслей промышленности, корм для животных. Пшеница относится к наиболее древним культурам земного шара. Свыше 6500 лет назад её возделывали на территории современного Ирака, Египта, Китая, давно она получила распространение в Африке, Европе. На территории нашей страны она была известна в эпоху каменного века, примерно 3-4 тыс. лет до нашей эры. Пшеница - это ценная культура. Зерновка содержит качественные белки, которые хорошо усваиваются. Пшеничный хлеб отличается не только высоким содержанием белка (14%), но и крахмала (80%). Качество муки зависит от количества белков и их качества. Северные пшеницы имеют меньше белков, чем южные, потому что их зерно идет больше для выпечки хлеба, а южные – для изготовления макаронных изделий. Сначала люди собирали зерна и ели их свежими, но были они слишком тверды. Разбивали камнями, смешивали с водой и ели кашу, вначале сырую, а потом вареную. Затем растирали зерна и получали муку, смешивали с водой, и клейкая масса превратилась в тесто. Тесто варили, как теперь варим лапшу, пекли лепешки на горячих камнях. Лепешки были твердые и вязкие. Таким тесто было пока в него не попали дрожжи. В хлебе есть все необходимые для питания человека вещества: белки, крахмал и жиры. Растение под руками человека очень сильно изменилось, пшеница современная совсем не похожа на дикую. Какой громадный труд проделали бесчисленные поколения людей в течение многих веков, чтобы получить такой хлеб, кокой мы употребляем ежедневно.
Приложение 5
Почему тесто поднимается, когда в него кладут дрожжи?
Когда у вас дома мама будет ставить тесто на булки, возьмите кусочек и положите в банку, а банку чем-нибудь накройте. На следующий день откроите банку и опустите в неё зажженную спичку. Она сразу погаснет, Отчего? Оттого, что в банке скопился углекислый газ. Откуда он берётся? Его вырабатывают из теста дрожжи. Каждый дрожжевой грибок - это маленький химический завод, добывающий углекислый газ, а пузырьки газа раздувают тесто.
Можно вместо дрожжей для разрыхления теста использовать питьевую соду и уксусную кислоту. Проделаем этот опыт и получим углекислый газ.
Приложение 6
Капуста
Большие кочаны капусты напоминают голову. Название «капуста» происходит от латинского «капут», что означает «голова». Родина этого растения побережье Средиземного моря, там тепло, выпадает много осадков, вот почему она требует, чтоб её хорошо поливали. В старину так и говорили: «капуста пьет воду как лошадь». Капуста была известна еще жителям древнего Египта. Отварную капусту подавали к столу как сладкое. Известный математик древней Греции Пифагор писал, что она поддерживает бодрость и спокойное настроение духа. Наши предки возделывали капусту с 11 века. Это основа русских национальных блюд. Подавали ее, к столу квашенную, пекли пироги с капустой в простых избах, но и в царских палатах «подавали курицу в щах богатых». Капуста имеет целебные свойства: заживляет раны и язвы. Сок улучшает пищеваренье. В листьях капусты много витамина «С», он особенно хорошо сохраняется в квашеной капусте. У капусты едят не только листья, но и стебель, а также цветки, «Цветная капуста». Селекционеры вывели множество сортов белокочанной капусты с разными сроками созревания. Её едят в свежем виде, маринуют, квасят, тушат, жарят. Это поистине удивительное растение, в течение многих столетий русские оценили полезные свойства капусты, её возделывают на юге и на севере, даже на Кольском полуострове.
Приложение7
Определение витамина С
Одно из самых больших достоинств капусты способность в течение 7 - месяцев сохранить имеющиеся в ней витамин С (це) или аскорбиновую кислоту. Таким свойством не обладает ни один овощ, а из фруктов витамин С сохраняют только цитрусовые (апельсины, мандарины, ЛИМОНЫ) это особенно важно для человека - в трудные зимние - весенний период, когда в рационе мало зелени, овощей, фруктов. Кислый вкус аскорбиновой кислоты вам знаком по витаминам. Мы же определили наличие кислоты с помощью иодной настойки. Приведу результаты исследовательской работы. Мы выяснили, что аскорбиновой кислоты в 100 граммах свежих продуктов содержится:
Морковь -5 мг,
Свёкла – 10 мг,
Репчатый лук – 10 мг,
Картофель – 20 мг,
Лимон – 40 мг,
Капуста – 60 мг.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.