лучшедома
внеклассное мероприятие "Хлеб на столе"

внеклассное мероприятие "Хлеб на столе"

docx
24.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

хлеб.docx

Берегите хлеб!

Задачи:

формировать культуру взаимоотношений учащихся;

умение работать в парах, группах; 

развивать коммуникативные навыки учащихся;

развивать логическое мышление, внимательность и наблюдательность обучающихся,;

создать условия для положительной мотивации к учению путем применения игровых форм обучения;

способствовать развитию памяти обучающихся путем заучивания стихотворений;

дать возможность читать стихотворения наизусть эмоционально, с артистизмом, используя мимику и жесты;

воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;

способствовать достижению образовательной цели по многим учебным предметам (расширение кругозора);

дать возможность детям увидеть, какой долгий и трудоемкий путь проходит хлеб о зернышка, упавшего в землю до нашего стола;

воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих этот хлеб.

Оформление: на центральной стене плакат с изображением каравая, плакат «Слава миру на Земле!», колосья, картины с изображением хлеба. Пословицы, правила пользования хлебом. На столе, накрытом скатертью, каравай, солонка, изделия из муки.

Оборудование: проектор, презентация, каравай, выпечка, видеоматериалы по теме.

В данном мероприятии задействованы практически все обучающиеся класса.

Ход мероприятия

 «Хлеб» Григорий Виеру (читает ученик)

Положит в землю человек зерно,

Прольется дождь – зерно орошено.

Крутая борозда и мягкий снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною солнце выплывет в зенит

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И человек их с поля уберет.

И золотые руки пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

- Здравствуйте, ребята! Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем беседовать?! Конечно, о хлебе! Ребята, а вы знаете, что это такое? (Еда, без которой мы не сможем долго прожить, еда, которая требует очень много хлопот и забот, времени и сил, прежде чем он придет к нам на стол.)

- Вот  сейчас мы и посмотрим, и внимательно послушаем, как же достается хлеб.

Вдруг выходит ученик в костюме ученого (очки, галстук, папка).

 

                    Хлеб? Вот невидаль, какая! Я по вкусу покупаю

                      Белый, серый и ржаной!

                      По дороге, между прочим, хлеб горячий вкусен очень.

                      Я пока пройду свой путь, не могу не отщипнуть

                      А потом его не ем – не люблю его совсем!

                      Мне о хлебе все известно!

                      Больше знать неинтересно.

Выходит группа из 8 человек и читает стихи.

1. Нет, товарищ наш ученый, ты послушай хоть бы раз,

2. Про обычный хлеб печеный немудреный наш рассказ.

3. Ведь обед нам не обед, если к супу хлеба нет.

4. И не та на вкус картошка,

Если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше!

5. Гусь без хлеба ерунда!

6. Хлеб – кормилец -  пища наша,

Все: Хлеб насущный – сила наша,

7. Молодецкая еда, -

Говорит народ всегда.

8. На работе и в походе у народа хлеб в почете!

Все: С хлебом русский человек –

Богатырь из века в век!

 (Слова учителя к мальчику, рассказавшему стихотворение «Хлеб? Вот невидаль, какая!»

-  Мой читатель, мой дружище, человек немногих лет, видишь –

Хлеб не только пища, без которой жизни нет.

Он – мерило дружбы верной, службы воинской примерной

У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!»

- А теперь давайте посмотрим сценку про хлеб!

Инсценировка литовской сказки

Косил мужик траву на лугу. Уморился, присел пол кустом отдохнуть. Достал узелок, развязал и принялся за еду. Выходит из лесу голодный волк. Видит, мужик под кустом сидит и что-то ест. Подошел к нему волк и спрашивает:

—Ты что ешь?

—Хлеб!

—А вкусный он?

—Страсть какой вкусный!

— Дай мне попробовать!

—Милости прошу!

Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:

— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!

— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…

— А когда вспашешь, можно уж есть?

— Ещё нет.  Потом землю надо пробороновать.

— Тогда и хлеб будет?!

 —Ишь какой скорый! Надо рожь посеять.

— А когда посеешь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет: взойдет, холодную зиму перезимует, весною вырастет, потом уж заколосится, потом наливаться начнет, потом зреть!

— А когда вырастет, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо её сжать. Потом снопы связать, а уж снопы в крестцы поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, вот тогда вези на ток.

— И есть можно хлеб?

— Какой нетерпеливый! Первым делом надо снопы обмолотить, зерно в мешки собрать, мешки на мельницу отвезти да муку помолоть.

— А когда смолотишь, можно уж есть?

— Ещё нет. Из муки надо тесто замесить и ждать, покуда тесто взойдет(поднимется). Тогда в горячую печь сажать..

— А когда испечёшь, можно есть?

— Ага, вот тогда и наешься вволю!

Подумал волк, подумал и говорит:

— Нет! Не по мне эта работа – и долго, и хлопотно, и трудно… Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

- Ну, что ребята! Долгая дорогая хлеба к нашему столу?!(Да!)

- А какой бывает хлеб?(ответы детей)

Ученики читают стихотворение.

Хлеб не только белый, серый,

Сдобный, докторский, ржаной.

Он еще сказать к примеру,

Трудовой и даровой.

Легкий – тяжкий,

Горький – сладкий,

Хлеб различен меж собой.

У него свой повадки,

У него характер свой.

Горький хлеб тебе неведом –

Подневольного труда.

Он знаком лишь нашим дедам

В те минувшие года,

Той порою, когда босые

Шли пешком и ночь и день

По своей земле – России –

Люди нищих деревень!

Шли – искали место, где бы

Заработать в мире хлеба.

Хлеб слепой судьбы бедняцкой

Горек был и тяжек был…

Шел народ в огне сражений за свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Хлеб – всей жизни голова!

Пышный, мягкий,

Пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой,

Шел к тебе издалека.

И пора мой друг взглянуть

На нелегкий этот путь.

- Сейчас, конечно, поля убирают машины – комбайны. А люди, которые управляют этими машинами, называются – комбайнерами. А в целом те люди, которые делают хлеб, называются – хлеборобы!

(видео №1, №2, №3 – в зависимости от целевой аудитории)

- Ну, вот, вы стали настоящими свидетелями, как делается хлеб! А кто сможет пересказать путь хлеба к нам на стол?!

- Молодцы! А теперь с помощью загадок мы проверим, насколько хорошо и внимательно вы все слушали и за всем наблюдали!

1. Белая беляна по полю гуляла,

Домой пришла, в сусек легла.

МУКА

2. Стоят столбы точеные, головки золоченые.

КОЛОСЬЯ В ПОЛЕ     

3. Сидела баба на пече, на коленом кирпиче,

Не могла стерпеть, начала пыхтеть.

КВАШНЯ  

4. Возьму пыльно, сделано жидко.

Брошу в пламень, будет как камень.

ХЛЕБ ПЕКУТ

5. Мешен, квашен, вялен на стол поставлен.

Всем нужен, да не всякий сделает.

ХЛЕБ   

6. Загадаю загадку, закину за грядку;

Моя загадка в год пойдет, колосом взойдет.

ЗЕРНЫШКО 

7. И комковато, и ноздревато,

И мягко, и ломко, а всех милей…

ХЛЕБ  

8. Две недели зеленится, две недели колосится,

Две недели отцветает, две недели поливает,

Две недели подсыхает.

КОЛОСЬЯ  

9. Вырос в поле колоском,

 На столе лежит куском

ХЛЕБ  

10. Вырос в поле дом

Полон дом зерном.

Стены позолочены

Ставни заколочены!

Золотист он и усат

В ста карманах сто ребят

Ходит дом ходуном на столе золотом.

КОЛОС 

    - Молодцы, ребята! А теперь предлагаю вашему вниманию случаи из нашей повседневной жизни. Каждый из вас отвечает самостоятельно, доказывает свое мнение (или работа в группах).

 

1) Ты обедал за столом. Твой приятель выхватил у тебя хлеб и сунул в чай. Твои действия:

Ударишь его;

Сделаешь ему замечание;

Не скажешь ничего;

Пожалуешься учителю;

Примешь свои меры.

 

2) Вышла из магазина женщина и уронила булку хлеба. Ты:

Сделаешь замечание;

Не скажешь ничего;

Примешь свои меры.

 

3) Как ты поступишь, если кто-то из одноклассников кинул в тебя хлебом:

Ударишь его;

Сделаешь ему замечание;

Не скажешь ничего;

Пожалуешься учителю;

Примешь свои меры.

 

4) После завтрака у вас осталось полкусочка хлеба. Как вы с ним поступите:

Выбросите;

Оставите и доедите после;

Свои меры.

 

 

- Молодцы, ребята! Я вижу, что каждый из вас уже осознал значение хлеба на земле и изменил свое отношение к нему в лучшую сторону! Но давайте посмотрим историю из Ералаша с тем, кто неправильно относился к хлебу! Что же из этого вышло – смотрим внимательно!

 

Видео №4 «Однажды в булочной»

 

(Обсуждение видео: мальчик берет хлеб руками, а не специальными щипцами; играет с ним; небрежно смотрит его, откидывает)

 

- Нет ничего горше и обиднее, чем боль и обида, нанесенная хлебу. Кто не ценит хлеб, тот не уважает людей и уже только потому не достоин уважения сам, кем бы он ни был.

 

- А теперь предлагаем прослушать рассказ М.Глинской «Бережем хлеб»!

 

Читают ученики.

 

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.

Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.

Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»

-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».

Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:

«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».

Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»

- Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.

Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».

- Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.

— Куда же теперь хлеб девать?

В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.

— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

 

- А в годы Великой Отечественной Войны хлеба не было. Его получали примерно один раз в неделю по 200 граммов на одного человека. И кто как не ветераны лучше знают ценность хлеба, и как он им дорог.

 

         - Да, ребята! Горькая правда того времени. А теперь задания для вас в группах: соберите правильно разрезанные пословицы о хлебе! ( Без соли, без хлеба – половина обеда. Хлеб – всему голова. Из одной муки хлеба не испечешь.) Объясните значение пословиц!

 

        - Итак, ребята! О чем же мы говорили сегодня, что вы узнали нового о хлебе? (Ответы детей) Какую ценность несло для вас данное мероприятие? (Ответы детей) Какие правила пользования хлебом ты открыл для себя и возьмешь с собою в жизнь?!

 

Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.

 

Не играй с хлебом.

 

С уважением относись к тем, кто выращивает хлеб.

 

Из черствого хлеба умей приготовить вкусное блюдо.

 

(Свои правила!)

 

        - Ну, что ж, ребята! Вот и подошло к концу наша встреча! Хотелось бы, что все, что мы сегодня здесь узнали и чему научились, осталось в ваших сердцах!

 

Дороже злата и серебра

Он – всем и всему голова.

У хлеба значенье особое

Державные держит права.

И так повелось это исстари:

Изба пирогами красна

Хлеб – наиглавная исповедь

Пред жизнью во все времена.


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)