Методическая разработка
внеклассного мероприятия по математике
«Брейн-ринг»
«Решение занимательных задач»
для учащихся 5-6 класса
Автор разработки
Учитель математики
Сокович Татьяна Геннадьевна
2016/2017уч.год
Пояснительная записка
Для того чтобы повысить интерес учащихся к учебному предмету учителя часто проводят различные виды игр на которых предлагают учащимся занимательные задачи. Именно такое мероприятие представлено в данной разработке. Его можно также провести в своей школе в рамках предметной недели наук естественно- математического цикла.
В игре принимают участие учащиеся школ района или учащиеся своей школы.
К игре учитель с помощниками готовит порядка 20 задач, направленных на развитие математического мышления, эрудицию, логику, смекалку. Это могут быть задачи на систематизацию и классификацию, задачи на разрезание, переливание и взвешивание без гирь, головоломки со спичками, на внимание и проверку вычислительных навыков, на комбинаторику, применение принципа Дерихле и из разряда правдоподобных рассуждений, шарады, геометрические головоломки и т.п. Все команды одновременно выполняют одинаковое задание первого тура. Если команд много , то они размещаются по 4-5 в разные кабинеты. Победитель первого тура переходит во второй тур. В игре побеждает команда , набравшая наибольшее количество баллов. Они получают приз и грамоту за победу в игре. Остальные команды получают грамоты «За активное участие в игре». Также члены жюри награждают отдельных учащихся по следующим номинациям: «Самый быстрый Ум», «Самый активный игрок», «Лучший математик», «Мистер эрудиция», «Самый внимательный», «Мистер находчивость» и т.д.
За ходом игры следит жюри, в состав которого входят обучающиеся старших классов в первом туре и учителя математики, которые привезли команды, во втором туре. В их обязанности входит следить за временем, отпущенным на обсуждение вопроса, решение задачи, за очередностью подготовки ответов каждой командой, а самое главное за правильностью ответов на поставленный вопрос. Продолжительность игры 1-1,5 ч.
Цели:
1. повышение у учащихся интереса к предмету математики через решение задач на сообразительность, смекалку, логику, находчивость;
2. выявление нестандартного мышления учащихся;
3. обучение квалифицированным коммуникативным навыкам через групповую форму работы;
4. снятие психо-эмоционального напряжения учащихся и учителя;
5. повышение мотивации к изучению предмета;
6. изменение отношения к учебному предмету и учебному материалу;
7. развитие навыков самоконтроля;
8. развитие познавательной активности;
9. развитие культуры учебной деятельности;
10. развитие осмысленного отношения к своей деятельности;
11. воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов;
12. воспитывать культуру общения.
Ход игры
4 кабинета по___ команд в каждой - 4 обучающихся (2 пятиклассника и 2 шестиклассника).
Ведущие: 2 ученика - старшеклассника
- Добрый день дорогие участники, гости!
- Мы рады приветствовать вас сегодня на математическом турнире.
- Почему
торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сейчас турнир.
Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобой молодёжь
Развивать и волю и смекалку .
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Приглашаем капитанов для жеребьёвки
Капитаны вытягивают картинку и ведущие , имеющие такую же картинку разводят команды по кабинетам.
Первый тур – (Проводят старшеклассники)
1 конкурс «Разминка». (ведущий задаёт чётко вопросы, ассистент смотрит, кто первый поднял руку и спрашивает. Верный ответ – смайлик. Если первая команда отвечает неверно, то отвечает вторая, поднявшая руку команда. Внимательнее.)
Вопросы:
1. За одну минуту рабочий отпиливает метровый чурбачок от пятиметрового бревна. За сколько минут он распилит бревно на части?
Ответ: За 4 минуты
2. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков пришлось ему сделать?
Ответ: 12 подков
3. Химик обнаружил, что некоторая реакция протекает в течение 80 минут, если он в пиджаке. Если же он без пиджака, то та же самая реакция протекает за 1 час 20 минут. Как вы это объясните?
Ответ: 80 минут равны 1 часу 20 минутам.
4. Как правильно сказать: "9 и 7 будет 15" или "9 плюс 7 равно 15"?
Ответ: 9+7=16
5.
Товарный
поезд вышел из Москвы в Санкт-Петербург и шёл без остановок со скоростью 60 км
в час. Другой поезд вышел ему навстречу из Санкт-Петербурга и тоже шёл без
остановок, но со скоростью 40 километров в час. На каком расстоянии друг от
друга будут поезда за час до встречи?
Ответ: На расстоянии ста
километров друг от друга.
6. Магазин при 10-часовом рабочем дне открывается в 8 часов утра и закрывается в 7 часов вечера. Закрывается ли магазин на обеденный перерыв?
Ответ: Закрывается. От открытия до закрытия проходит 11, а не 10 часов.
7. В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?
Ответ: Независимо от распределения жильцов по этажам, кнопка "1".
8. Собака была
привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось?
Ответ: Она ходила внутри круга с радиусом 10м, причём не обязательно
по кругу.
9. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз смотрело на репку?
Ответ: 12 глаз
10. Вдоль улицы стоят 100 домов. Мастера попросили изготовить номера для всех домов от 1 до 100. Чтобы выполнить заказ, он должен запастись цифрами. Не пользуясь карандашом и бумагой, подсчитайте в уме, сколько девяток потребуется мастеру?
Ответ: двадцать
2 конкурс «Геометрия» А теперь немного трудней (2 мин. 2 балла)
Разделить фигуру на 6 частей, проведя два отрезка, (могут быть другие варианты)
для команды |
для ведущих |
Карточка у каждой команды
|
|
3 конкурс «Шифровка» (за каждый 1 балл.3 мин) записать на карточке. Первому, сделавшему досрочно плюс 1 балл
периметр знаменатель диаметр
4 конкурс «Мысли логически» (Если 1 ответ неверно. Второму на 0,5 б меньше и т.д)
1.(1б) На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? Ответ: 4.
2.(2б) На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать? Ответ: Надо достать лист бумаги.
3.(3б) Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10?
Ответ: когда смотрим на часы, минутная стрелка на 2 , а 10 мин
4. (4б) Угол в 12градусов 30 минут рассматривают в лупу, дающую четырехкратное увеличение. Какой величины покажется угол?
Ответ. Те же 12градусов 30 минут.
5. (5б) Что становится больше, если его поставить вверх ногами?
Ответ: Цифра 6. Как альтернатива Уровень песка в песочных часах.
Запасной конкурс для выявления победителя или если останется время
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ
Он грызун не очень мелкий, Ибо чуть побольше белки. А заменишь «У» на «О» - Будет круглое число. (Сурок - сорок)
С буквой «Р» - с овцы стригут, В нити прочные прядут. А без «Р» - нужна для счёта, Цифрой быть - её работа. (Шерсть - шесть)
Рождаюсь на мебельной фабрике я И в каждом хозяйстве нельзя без меня. Отбросишь последнюю букву мою - Названье большому числу я даю. (Стол - сто)
С «К» - для продуктов годна, С «М» - для сложенья нужна. (Сумка - сумма)
С «Ш» - для счёта я нужна, С «М» - обидчикам страшна! (Шесть - месть)
С «К» - фигура без углов, С «Д» - дружить с тобой готов. (Круг - друг)
|
Я приношу с собою боль, В лице большое искаженье. А «Ф» на «П» заменишь коль, То сразу превращусь я в знак сложенья. (Флюс - плюс)
Число я меньше десяти. Меня тебе легко найти. Но если букве «Я» прикажешь рядом встать, Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать. (Семь- семья)
Я с «Л» смягчённым - под землёй, Бываю каменный и бурый. А с твёрдым - в комнате твоей И в геометрии фигура. (Уголь - угол)
С «Д» - давно я мерой слала, С «Т» - уж нету выше балла. (Пядь - пять)
С глухим шипящим - Кругл, как мячик. Со звонким - Как огонь, горячий. (Шар - жар)
|
Команда – победитель в каждой группе выходит во второй тур, остальные болельщики
II тур (Проводит учитель)
Для жюри
№ |
Название школы |
Карта (2б) |
Голуби(4б) |
Дети(5б) |
Велосипед(6б) |
Кот(8б) |
Итог |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
1. (2 балла-2 мин.) На острове Буяне четыре королевства, причем каждое граничит с тремя остальными. Нарисуйте карту острова так, как вы ее себе представляете.
Ответ. Пример показан на рисунке, возможны другие варианты.
.
2. (4балла- 3 минуты) Разместить 20 белых и 20 сизых голубей, не смешивая масти, в семи клетках так, чтобы число белых голубей в каждой клетке было нечётным, а число сизых- чётным и не было двух клеток с равным числом птиц
1 |
4 |
3 |
6 |
7 |
10 |
9 |
Ответ: возможны другие варианты
3. (5 балов-4 минуты) В семье четверо детей. Им 5, 8, 13 и 15 лет, а зовут их Аня, Юра, Света и Лена. Сколько лет каждому из них, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше, чем Юра, а сумма лет Ани и Светы делится на три?
Ответ. Свете - 5, Юре - 8, Ане - 13, Лене - 15. Так как в детский сад ходит девочка, то Юре не 5 лет. Аня старше Юры, значит, Ане не может быть 8 лет: ей или 13, или 15 лет. Сумма возрастов Ани и Светы делится на 3. Но на 3 делится или сумма 5 и 13, или сумма 8 и 13. Значит, Ане не может быть 15 лет, тогда ей 13 лет. Остальное очевидно.
4. (6 баллов 5минут) У Буратино и Пьеро был велосипед, на котором они отправились в соседнюю деревню. Ехали по очереди, но всякий раз, когда один ехал, другой шёл пешком, а не бежал. При этом они ухитрились прибыть в деревню почти в 2 раза быстрее, чем если бы оба шли пешком. Как им это удалось?
Ответ. Буратино проехал полдороги на велосипеде, и, оставив его, дальше пошёл пешком. Пьеро дошёл до велосипеда, сел на него и проехал вторую половину пути.
5. (8 баллов- 6 минут) С полудня до полуночи Кот Учёный сидит под дубом, а с полуночи до полудня рассказывает сказки. На дубе он повесил плакат: «Через час я буду делать то же самое, что делал два часа назад». Сколько часов в сутки эта запись верна?»
Ответ: надпись будет неверна с 23-00 до 2-00 и с 11-00 до14-00- всего 6 часов остальные 18 часов надпись верна.
Пока идёт подведение итогов ведущие читают стихи
К. Анкундинов
У кошки маленький котеночек подрос. — Как дальше быть? — возник вопрос. Ловить мышей — такая штука, Что тут нужна теперь наука. Решила мать, что впору Послать котенка в школу, И вот за партой в классе Сидит пушистый Вася... С усердием большим, как наказала мать, Принялся кот науку постигать. Он изучил до тонкости по темам Строение мышей (по графикам и схемам). Их чучела изготовлял из тряпок В кружке «умелых лапок». Решал, едва не плача, Он про бассейн задачу. (Сколь выльется сметаны, когда открыты краны.) Был в геометрии как дома, Знал доказательств остроту; Тригонометрия знакома Была прилежному коту.
|
И через десять лет, науками богат, Понес домой наш кот из школы аттестат... В то время у какой-то горки Мышонок вылезал из норки, Хоть Васька изучал мышиный род по книгам, Исконного врага узнал он все же мигом. Но как его схватить? Нельзя же прыгнуть сразу! Тут надо применить Научных знаний базу... Вот неизвестного мышонка За икс он принял очень тонко. Затем в системе CGS Нашел его удельный вес. v — скорость, ускоренье — а. (А брызги сыплются с пера!) По теореме Пифагора Он путь нашел довольно скоро; Привел ответы, глядя в книгу, К логарифмическому виду; Вписал последнюю строку И приготовился к прыжку... Пока ученый кот над уравненьем бился, Мышонок-неуч в норке скрылся.
Запомните, друзья, соль истины такой: Теория мертва без практики живой.
|
Грамота
Награждается
команда
___________________________________________________
За участие в районной игре «Математический брейн-ринг» для 5-6 кл.
Методист МКОУ
«Информационно-методический центр» ______________
Руководитель МО учителей математики
МБОУ «Сельцовская СОШ» Т.Г.Сокович
06.04.2017
Раздаточный материал
1.На острове Буяне четыре королевства, причем каждое граничит с тремя остальными. Нарисуйте карту острова так, как вы ее себе представляете. |
1.На острове Буяне четыре королевства, причем каждое граничит с тремя остальными. Нарисуйте карту острова так, как вы ее себе представляете.
|
2. Разместить 20 белых и 20 сизых голубей, не смешивая масти, в семи клетках так, чтобы число белых голубей в каждой клетке было нечётным, а число сизых- чётным и не было двух клеток с равным числом птиц |
3. В семье четверо детей. Им 5, 8, 13 и 15 лет, а зовут их Аня, Юра, Света и Лена. Сколько лет каждому из них, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше, чем Юра, а сумма лет Ани и Светы делится на три? |
4. У Буратино и Пьеро был велосипед, на котором они отправились в соседнюю деревню. Ехали по очереди, но всякий раз, когда один ехал, другой шёл пешком, а не бежал. При этом они ухитрились прибыть в деревню почти в 2 раза быстрее, чем если бы оба шли пешком. Как им это удалось? |
5. С полудня до полуночи Кот Учёный сидит под дубом, а с полуночи до полудня рассказывает сказки. На дубе он повесил плакат: «Через час я буду делать то же самое, что делал два часа назад». Сколько часов в сутки эта запись верна?»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.