Внеклассное мероприятие культурологического направления по теме: «Степень с целым показателем»
Оценка 5

Внеклассное мероприятие культурологического направления по теме: «Степень с целым показателем»

Оценка 5
Мероприятия
docx
математика
8 кл
03.01.2023
Внеклассное мероприятие культурологического направления по теме: «Степень с целым показателем»
Образовательная цель данного мероприятия подчинена закреплению введенного ранее понятия. Развивающие и воспитательные цели продиктованы индивидуальными особенностями класса и особенностями педагогического поиска школы в построении социокультурного стержня в образовательной области «математика». По структуре данный урок относится к типу совершенствования знаний, умений и навыков учащихся и оптимально способствует достижению поставленных целей. В течение мероприятия преобладают два основных метода обучения: словесный и практический. На этапе знакомства с историческим материалом используется комбинация рассказа, эвристической беседы и практического решения задач. Материал мероприятия носит преимущественно теоретико-информационный характер и требует высокого уровня мастерства в его реализации. На этапе подведения итогов использовался диалоговый метод. Выбор метода продиктован и подчинен достижению воспитательной цели: сформировать позитивное отношение сопричастности к процессу открытия. По моему мнению, ребята осознали, что понятие «степень с целым показателем» еще будет развиваться и радость открытия им будет доступна. Учебный материал, подобранный для данного урока соответствует стандарту школьного образования, программе и целям мероприятия. На мероприятии использован исторический материал, выдержан высокий научный уровень излагаемого материала. Данный материал позволяет показать идею единства мира через диалог культур различных стран и эпох.
Внеклассное мероприятие «Степень с целым показателем».docx

Внеклассное мероприятие культурологического направления «Машина времени» по теме: «Степень с целым показателем»

Классы: 8 класс

Тема урока: «Степень с целым показателем»

Образовательная цель данного мероприятия подчинена закреплению введенного ранее понятия. Развивающие и воспитательные цели продиктованы индивидуальными особенностями класса и особенностями педагогического поиска школы в построении социокультурного стержня в образовательной области «математика».
По структуре данный урок относится к типу совершенствования знаний, умений и навыков учащихся и оптимально способствует достижению поставленных целей.
В течение мероприятия преобладают два основных метода обучения: словесный и практический. На этапе знакомства с историческим материалом используется комбинация рассказа, эвристической беседы и практического решения задач. Материал мероприятия носит преимущественно теоретико-информационный характер и требует высокого уровня мастерства в его реализации.
На этапе подведения итогов использовался диалоговый метод. Выбор метода продиктован и подчинен достижению воспитательной цели: сформировать позитивное отношение сопричастности к процессу открытия. По моему мнению, ребята осознали, что понятие «степень с целым показателем» еще будет развиваться и радость открытия им будет доступна.
Учебный материал, подобранный для данного урока соответствует стандарту школьного образования, программе и целям мероприятия. На мероприятии использован исторический материал, выдержан высокий научный уровень излагаемого материала. Данный материал позволяет показать идею единства мира через диалог культур различных стран и эпох.

 

Цель мероприятия:

1. закрепление понятия «степень с целым показателем» и с помощью исторического материала демонстрация развития этого понятия;

2. показ идеи единства мира через связь культур;

3. формирование позитивного отношения сопричастности к процессу открытия;

4. развитие умения задавать вопросы.

Задачи мероприятия:

1. Воспитательные: формирование позитивного отношения сопричастности к процессу открытия.

2. Развивающие: развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации; развитие навыков реализации теоретических навыков в практической деятельности; развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли; развитие интереса к предмету через содержание учебного материала; развитие умений самостоятельно оценивать и принимать решения; развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; расширение кругозора.

3. Образовательные: закрепление введенного ранее понятия «степень с целым показателем».

Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков обучающихся.

Методы обучения: словесный и практический.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование урока: компьютер, приложение Skype, презентация Microsoft Office PowerPoint.

План мероприятия.

1. Организация начала мероприятия.
2. Проверка домашнего задания, постановка цели мероприятия.
3. Знакомство с историческим материалом, связь его с ранее изученным понятием.
4. Закрепление изученного материала в процессе решения задач.
5. Подведение итогов и результатов мероприятия.

Ход мероприятия.

Эпиграф

Ты видишь: время старит все, что нам казалось новым,
Но время также молодит деяния былые.
Рудаки

Кто

Речь

Примечания

Учитель

  • Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
  • Сегодня у нас с вами необычное мероприятие по теме «Степень с целым показателем». Называется оно «Машина времени».

 

Учитель

  • Давайте обратимся к эпиграфу нашего мероприятия (зачитывают вслух).
  • Что обозначают эти слова? На этот вопрос, возможно мы ответим в конце занятия. А сейчас ответьте: как вы думаете, когда люди изобрели степень с целым показателем?

 

Ученик

Высказывают несколько версий, обсуждается наиболее возможная.

 

Учитель

  • Действительно, люди открыли, или лучше сказать – придумали степень с целым показателем очень давно. Поэтому мы с вами сегодня отправимся в путешествие по времени, вдоль вот этой временной прямой.

Демонстрируется слайд презентации, на котором изображена временная шкала, на которой отмечены особенные точки в истории развития понятия «степень».

Учитель

  • Первый пункт нашего назначения «Древняя Греция». Древнегреческий ученый Пифагор. У него была целая школа, и всех его учеников называли пифагорейцами. Они придумали, что каждое число можно представить в виде фигур. Например, числа 4, 9 и 16 они представляли в виде квадратов.

 

 

1. А можете ли вы продолжить мысль пифагорейцев и нарисовать еще какое-нибудь число в виде квадрата? А как мы с вами будем называть эти числа?

 

Ученик

  • Можно изобразить числа 25, 36 и т.д. Мы эти числа называем 22, 32, 42, 52

 

Учитель

  • Оказывается, древние греки умели возводить числа в квадрат и куб. А как вы думаете, как появились названия «квадрат» и «куб»?

 

Ученик

  • Может быть при вычислении площади квадрата и объема куба?

 

Учитель

  • Вы совершенно правы. Названия для второй и третьей степени чисел древнегреческого происхождения. «Дюнамис» – квадрат, «кюбос» - куб.

 

Решаются задания

2. Найдите объем куба, если длина его ребра равна

Ответ:

Учитель

  • Следующая остановка «Древний Вавилон». Вавилоняне пошли дальше: составляли и пользовались таблицами квадратов и кубов чисел. Давайте и мы с вами составим таблицу квадратов для первых 20-ти натуральных чисел и таблицу кубов для первых 10-ти натуральных чисел.

Обучающиеся демонстрируют заранее заготовленные таблицы (домашнее задание).

Учитель

  • А теперь мы отправимся в Древнюю Индию. Индийские ученые независимо от всех остальных открыли и оперировали степенями с натуральными показателями до 9 включительно, называя их с помощью комбинации трех слов: «ва» (2-я степень, от слова «варга» – квадрат), «гха» (3-я степень, от «гхана» - куб) и «гхата» (слово, указывающее на сложение показателей). Например, 4 степень – «ва-ва», 5-ая – «ва-гха-гхата», 6-ая – «ва-гха». Составьте сами древнеиндийские названия для 7-ой, 8-ой и 9-ой степеней.

7 – «ва-ва-гха-гхата»,

8 – «ва-ва-ва»,

9 – «гха-гха».

Учитель

  • А теперь сразу переместимся из древнего мира в XVI век. В этом веке понятие степени расширилось: его стали относить не только к конкретному числу, но и к переменной. Как тогда говорили «к числам вообще».

 

Учитель

  • Английский математик С. Стевин придумал запись для обозначения степени: запись 3(3)+5(2)–4 обозначала такую современную запись
    33 + 52 – 4.

 

Задание

3. Переведите на современный язык пример Стевина и найдите его значение: 2,5(2)–7,8(2)·2+2(3).

2,52–7,82·2+23=
= –107,43

Учитель

  • Перемещаемся в XVII век. Что произошло с понятием степени в этом веке мы с вами можем предсказать сами. Для этого попробуйте ответить на вопрос: а можно ли число возвести в отрицательную или дробную степень? (пытаются дать свою версию, привести аргументы). Со степенью с целым отрицательным показателем мы уже знакомы. Но возведение чисел в дробную степень – это предмет нашего будущего изучения. Тогда же, в XVII веке, были придуманы английским ученым Джоном Валленсом современные обозначения. А вот заслуга в их признании и распространении принадлежит И.Ньютону. Он стал эти обозначения использовать в своих работах, и таким образом они прижились.

  

Ученик

  • =1.
  • Степень с целым отрицательным показателем n можно представить в виде дроби . Таким образом, =  при условии а 0 и n – любое натуральное число.

 

Учитель

  • Упрощение вычислений.

Таблица1 будет хорошим подспорьем при проведении операций со степенями. Применяется для быстрого проведения простых квадратичных вычислений.

 

Задание

4. Найдите значение: (  ; ( .

512;

.

Учитель

  • Необходимо помнить также о приставках, обозначающих степень в физических и химических расчетах.

 

Задание

5. Найдите величину: 1 нанометра; 1 наносекунды.

10−9 метра; Наносекунда (НС) - это единица времени Си, равная одной миллиардной секунды, то есть   секунды, или10⁻⁹ секунд.

Учитель

  • Пришло время подведения итогов. Мы с вами на этой временной шкале находимся дальше всех тех, о ком мы сегодня говорили. И мы только вчера открыли для себя степень с натуральным показателем. Можем ли мы объяснить сейчас слова эпиграфа?

 

 

Два–три объяснения учеников. Беседа по этой проблеме.

 

Учитель

  • Вы совершенно правы: все, что мы только что для себя открыли известно давным-давно, но от этого радость открытия не уходит.

 

Учитель

  • Итак, подведем итоги.
  • Спасибо за внимание!

 

 

Использованная литература:

1. Рыбников К.А. Возникновение и развитие математической науки. - 1987.
2. Рыбников К.А. История математики. - 1994.
3. Юшкевич А.П., Фогель К.Т. История математики без границ. - 1987.
4. Юшкевич А.П. Математика в ее истории. -1996.


 

Скачано с www.znanio.ru

Внеклассное мероприятие культурологического направления «Машина времени» по теме: «Степень с целым показателем»

Внеклассное мероприятие культурологического направления «Машина времени» по теме: «Степень с целым показателем»

Организация начала мероприятия

Организация начала мероприятия

Они придумали, что каждое число можно представить в виде фигур

Они придумали, что каждое число можно представить в виде фигур

Например, 4 степень – «ва-ва», 5-ая – «ва-гха-гхата», 6-ая – «ва-гха»

Например, 4 степень – «ва-ва», 5-ая – «ва-гха-гхата», 6-ая – «ва-гха»

Таблица1 будет хорошим подспорьем при проведении операций со степенями

Таблица1 будет хорошим подспорьем при проведении операций со степенями

Задание 5. Найдите величину: 1 нано метра; 1 наносекунды

Задание 5. Найдите величину: 1 нано метра; 1 наносекунды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2023