Эрудит- это широкий кругозор.
Сила магнита. Цель занятия: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе коллективной учебно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Познавательные УУД.
- учить добывать новые знания в разных источниках, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании
- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы, способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать.
- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
Регулятивные УУД.
- создать условия для нахождения информации о понятии «магнит».
- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно
-направить детей к выделению главного и второстепенного из данной информации.
- актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Коммуникативные УУД
- создание благоприятной успешной ситуации на занятии;
- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника
-формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
- формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе;
-умение взаимодействовать в процессе работы.
Личностные УУД.
-способность к самооценке на основе критерия успешности исследовательской деятельности.
Оборудование:
Рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, пластмассовые пуговицы, булавки, крючки, шкатулки, удочки, таз с водой, пластмассовыми рыбками и металлическими предметами; карточки с правильными ответами; толковые словари С. Ожегова, В. Даля, советский энциклопедический словарь, книга «Все и обо всем»; ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Литература: 1. Толковые словари С. Ожегова, В. Даля.
2.Актуализация знаний.
Мы сегодня продолжаем проходить трек Орленок Эрудит. У нас сегодня на занятие гости, давайте с ними поздороваемся. Вспомните кто такой эрудит?
В мире много интересного
Нам порую неизвестнго
Миру знаний нет предела
Так скорей ,Орлята, за дело.
1. (На столе у учителя коробка с “волшебной” рукавицей).
У меня на столе красивая коробочка, а в ней что-то лежит. Отгадайте что лежит в этой коробке? А поможет вам в этом загадка.
Загадка про варежку
Чтоб зимой не мёрзли ручки
И у внука, и у внучки,
Вяжут детям бабушки
Шерстяные …
Ребята! Я приобрела варежку, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.
- Что это?
Уч-ся: Ложка деревянная, металлическая, вилка пластмассовая, резиновый ластик, открытка, болтик, стеклянный шарик .
В инструкции написано: «Наденьте рукавичку, возьмите поочерёдно каждый предметы».
- Что происходит с предметами?
Уч-ся: Металлическая ложка, болтик, гайка не падают при разжимании, остальные предметы падают.
Уч-ль: - Почему они не падают?
Уч-ся: Наверное, в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам.
Уч-ль: - Что же это?
Уч-ся: Мы думаем, что это магнит.
Тема нашего занятия «Сила магнита» (вывешиваю на доску)
Сегодня нам нужно выяснить, что такое магнит, какими способностями обладает.
А как мы с вами можем сейчас получить информацию?.
(Дети оставляют на доске нужные карточки).
- Подумать
- Посмотреть в книге
- Провести опыты
- Посмотреть по телевизору
- Получить информацию в интернете
- Спросить
- Понаблюдать
Вы будете работать в группах.
Помните о правилах работы в группе.
Работа в группах.
1 группа: Найти в словарях Ожегова, Даля точное значение слова «магнит»
2 группа: найти в книгах, энциклопедиях ответ на вопрос: «Что такое магнетизм и магнитное поле?»,
3 группа: найти с помощью нужного QR кода ответ на вопрос: «История открытия магнита» (Легенду)
Выступление групп.
1 группа. Толковый словарь Ожегова:
МАГНИТ- Кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы. Искусственный магнит (намагниченное тело, предмет из металла, сплава).
Толковый словарь Даля:
Магнит - магнитный камень, железняк, руда, со свойством притягивать
2 группа
Книга «Все и обо всем».
Магнетизм – это невидимая сила, которая действует на некоторые металлы, особенно на железо и сталь. Материалы, создающие эту силу, называются магнитными, или магнитами.
Магнитное поле - это район вокруг магнита, в котором действует его сила.
Земля тоже имеет магнитное поле. Оно действует как поле гигантского стержневого магнита, проходящего через середину Земли.
Показываю, что магнит действует только в определенном поле.
3 группа
История открытия магнита.
Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус.
Легенда о магните. Рассказ Л.Н.Толстого «Магнит»
-В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
6.
Уч-ль: - Ребята,а давайте посмотрим, как действует магнит?
- Что для этого надо сделать?
Уч-ся: Провести опыты.
Уч-ль: - Вспомните правила поведения во время опытов. Назовите их.
Уч-ся называют правила поведения.
1.Нельзя ничего пробовать на вкус.
2.Не все опыты можно проделывать самому. Обратись к взрослым.
3.Будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.
Проведение опытов и экспериментов
1 Опыт: Обследование предмета тактильным способом
Уч-ль: - Возьмите магнит в руки и определите, какой он на ощупь. Какой из этого следует вывод?
Уч-ся: На ощупь магнит твёрдый, холодный, тяжёлый.
2 Опыт: «Воздействие магнита на разные предметы»
Уч-ль: Разложите на столе предметы из дерева, пластмассы, резины, стекла, бумаги, металла, конфеты.
Поднесите к каждому предмету магнит. Что произошло?
Уч-ся: Магнит притянул только болтик, булавку.
Уч-ль: Какой следует вывод?
Уч-ся: Магнит притягивает только металлические предметы.
7. Поиск проблемы и ее решение.
Уч-ль: - Продолжим наши эксперименты.
3 Опыт «Способность намагничивать металлические предметы»
Ребята я сейчас вам покажу фокус.
Я беру ножницы, подношу к ним скрепку, отпускаю. Что произошло?
Уч-ся: Скрепка упала.
Уч-ль: - А теперь я приложу магнит к ножницам и немного подержу. Теперь, убираю магнит и подношу скрепку. Что вы видите?
Уч-ся: Скрепка не падает.
Уч-ль: А как вы думаете, почему?
Уч-ся:Ножницы намагнитились и стали магнитом.
Уч-ль: - Проделайте сами похожий эксперимент.
- Возьмите магнит и подносите к нему скрепку, к ней вторую, третью. Образовалась цепочка из скрепок. Аккуратно отсоедините первую скрепку от магнита. Что увидели? Уч-ся: Первая скрепка намагнитилась и стала магнитом.
- Какой мы сделаем вывод?
Уч-ся:- Магнит может намагничивать металлические предметы.
Опыт 4
-Ребята,а как вы считаете, если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, действут ли его сила через другие материалы?
Влияет ли преграда на притягивание предмета?
Сейчас мы это проверим.
У нас будет преградой лист картона. Что вы видите?
Сила магнита, проходит через картон, притягивает металлический скрепки и вынуждает их следовать за магнитом.
Посмотрите перед вами пустой стакан и скрепка. Подумайте и скажите- как достать скрепку из стакана не задевая стекло руками.
Если картон не является преградой для силы магнита, значит и стекло не препятствует его действию. Давайте проверим. Возьмите стакан в руки. Приложите магнит к стеклу.
Обратите внимание, если прислонить магнит к внешней стороне стакана и медленно двигать его по стенке вверх, можно достать скрепку. Видите скрепка двигается за магнитом и поднимается вверх до тех пор, пока полностью не примагнититься к магниту. Таким образом, ее можно легко достать из стакана. Стекло препятствует действию магнита?
А теперь попробуем достать скрепку из стакана с водой. Что у нас получилось?
Вода мешает действию магнита?
Сила магнита действует на металлические предметы сквозь стекло и сквозь воду.
Ребята, теперь давайте подведём итог нашей работы и вспомним, какими свойствами обладает магнит:
-Магнит притягивает металлические предметы
-Сила магнита действует через картон и на расстоянии.
-Вода и стекло не мешают действию магнита.
-Свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.
8. Где же используют магнит
А знаете ли вы где используют магнит?
1)На стройке для поднятия тяжелых металлических предметов.
2)В компасах,бытовой технике, магнитная полоска на банковской карте, магнитные замки,наушники, электрической зубной щетке, в игрушках.
3)В медицине.
9 «Рефлексия»
Уч-ль: Подведём итог нашим исследованиям:
Что же интересного вы узнали сегодня на занятии?
Что вас удивило?
(«Что такое магнит?» - это кусок железной руды, или это есть магнитное поле, или он притягивает к себе металлические предметы.
Учитель:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, др
Уч-ся: Будем активно работать, стараться, слушать внимательно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.