II Всероссийский дистанционный конкурс
среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление: Духовно – нравственное воспитание.
Тема: «Нам без друга не прожить».
Автор: Фархутдинова Ангелина Сергеевна, учитель начальных классов,
Образовательная организация:
МБОУ «ООШ №8 города Кировска».
1. Пояснительная записка.
1.1. Направление воспитательной работы: духовно-нравственное воспитание
1.2. Тема: «Нам без друга не прожить».
Человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми. Дети бывают разные. Одни грубы, невежливы и нимало не смущаются этим. Другие хотели бы быть культурными, да не знают иногда, как надо поступить.
На сегодняшний день проблема дружеских отношений между детьми очень актуальна. Она приобретает межличностный характер и в этом его острота
Задачей учителя является формирование детского коллектива, товарищеских взаимоотношений. Поэтому в план воспитательной работы уже с 1 класса необходимо включать темы по формированию детского коллектива и межличностных отношений. В связи с этим возникла необходимость подготовки и проведения данного мероприятия.
1.3. Целевая аудитория: ученики второго класса. (8 – 9 лет)
1.4. Классный час разработан для учащихся вторых классов. Преемственность данного мероприятия — это воспитание у учащихся умение дружить, сплочение классного коллектива. В любом учебном коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы класса, а также психологический комфорт каждого его члена. Отношения в коллективе влияют на все стороны: общение, поведение, учебная деятельность. Затруднения в общении с одноклассниками могут стать одной из причин низкой успеваемости, отсутствия инициативы на уроке, невыполнения домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны как для развития класса, так и для успешной учебной деятельности.
1.5. Цель мероприятия: помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба».
Задачи:
· учить определить ценность дружбы, слушать, понимать и помогать друг другу, высказывать свое мнение о проблеме, учить рассуждать, доказывать;
· развивать связную речь учащихся;
· создавать условия для сплочения коллектива учащихся;
· формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам и своим друзьям.
· расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
Планируемые результаты: в результате проведенного мероприятия дети должны научиться понимать, что они живут на свете не одни, а среди людей, что соблюдение определенных норм и правил поведения делает отношения между людьми необременительными, а приятными. Ученики должны понять, что чем дружнее они будут и сплочённее, тем успешней будет их учебная деятельность.
1.6. Формы деятельности: беседа, игровые упражнения.
1.7. Использованы словесные (беседа), практические (тренинги), игровые методы обучения.
1.8. Оборудование: картинки «Жителя» (сказочный человечек) с улыбкой и с грустной мимикой, картинка «друга» (сказочный человечек), карточки с хорошими и плохими качествами человека, клубок ниток, коврик или ткань, игрушка.
1.9. Лучше всего проводить данное мероприятие в начале года, для сплочения коллектива. Но также в рамках этого классного часа можно нормализовать дружескую атмосферу в детском коллективе, если это требуется.
2. Основная часть.
Учитель зачитывает стихотворение.
Хорошо
быть одиноким,
Если ты не одинок,
Хорошо, когда под боком
Есть и север, и восток,
Есть и запад осторожный,
Есть и теплый, тихий юг,
Когда рядом есть надёжный,
Бескорыстный, верный друг.
- Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня разговаривать?
Ответы детей…
- Всё верно, сегодня мы будем разговаривать о дружбе и о том, кто такой друг.
- Ребята как вы считаете, можно ли наш класс назвать небольшим государством? Почему?
Ответы детей…
- Обратите внимание на доску.
Появляется житель нашей классной страны, которого окружает всё, что только можно. Это Дом, игрушки сладости, велосипед, и т. д..
- Что вы видите? Ответы детей…
- Что окружает нашего жителя? Ответы детей…
- Почему он такой грустный? Ответы детей…
- Правильно, у нашего жителя есть всё, что только можно пожелать. Но это всё его не радует, потому, что он один. У него нет друга.
Давайте попробуем его порадовать и развеселить… Приведём ему друга.
- А кто такой друг, как вы думаете? Ответы детей…
Настоящий друг – это тот, кто тебя понимает, с кем интересно общаться, кто никогда не предаст тебя, кто поможет и поддержит в разных ситуациях. ...
Давайте наделим нашего друга хорошими качествами, какими должны обладать настоящие друзья.
На доске появляется друг и карточки с различными положительными и отрицательными качествами человека. Ребята должны поставить карточки с хорошими качествами к новому другу жителя.
- Давайте прочитаем какой замечательный друг у нас получился.
Дети читают…
- Скажите, а всегда ли люди наделены только хорошими качествами? Всегда ли они совершают только хорошие поступки? Поднимите руку те, кто хотя бы раз совершал плохой поступок.
- Давайте посмотрим, что будет, если люди будут совершать только плохие поступки и позабудут обо всём хорошем.
Игра клубок.
Учитель достаёт клубок и говорит, что это «Клубок плохих мыслей и поступков». Дети по очереди называют плохие поступки, которые они совершали или которые можно совершить. Тем временем учитель обматывает ниткой одного из учеников.
- Давайте узнаем у вашего одноклассника, как он себя чувствует. Приятно ли ему было и в каком настроении он прибывает сейчас.
Ответ ученика…
- А ведь в такой ситуации может оказаться каждый…
- Что можно сделать, чтобы поднять ему настроение, что бы на его лице появилась улыбка?
Ответы детей…
- Конечно окутать его хорошими добрыми словами и комплементами…
Дети начинают говорить в адрес ученика комплементы, а учитель тем временем снимает нить.
- Скажите, приятно было говорить хорошие слова человеку? Ответы детей…
- А тебе стало хорошо, после всего услышанного? Ответ ученика…
- Тогда давайте вернёмся к нашему жителю и отправим к нему такого хорошего друга, которого мы с вами сделали.
Учитель отправляет друга к жителю и в этот момент совершает подмену грустного жителя на весёлого.
- Посмотрите ребята, теперь наш житель стал весёлым и на его лице появилась улыбка.
- Мы с вами поговорили о том, что друзья должны быть наделены хорошими качествами. Но бывают ли такие ситуации, что они друг друга недопонимают? Бывает ли такое, что самые хорошие друзья ссорятся?
Ответы детей…
- А вы ругались, когда ни будь со своим другом?
Ответы детей…
- А как у вас получалось разрешить конфликт?
Ответы детей…
- Я вам предлагаю один из вариантов решения спора и недопонимания.
Игра «Коврик мира».
Учитель достаёт небольшой коврик или ткань и расстилает на пол.
- Сегодня я принесла для нас вот такую вещь. Это наш с вами «коврик мира». Давайте договоримся, если возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится (в центре постелить коврик или ткань, а на нее – красивую игрушку).
- Представьте себе, что Маша и Лера хотят взять эту игрушку поиграть, но она – одна, а их – двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так (Дети занимают место на ковре). - Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию? Ответы детей…
- Вместо того, чтобы ругаться, мы сядем и спокойно поговорим. Решим эту проблему мирным путём.
- Давайте с вами подведём итог и напишем ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
Учитель записывает на доске, а дети могут оформить их на листочках.
1. Не обзывай и не унижай своего друга.
2. Помогай другу в беде.
3. Не обманывай друга, будь с ним честен.
4. Не предавай своего друга.
5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
6. Будь внимателен к своему другу.
7. Умей уступать своему другу.
-Все вы сегодня молодцы. Вы хорошо и дружно работали. Мне очень бы хотелось, чтобы вы стали одной дружной семьей и всегда помогали друг другу. И помните, что дружбой надо дорожить.
- И как говорил герой одного мультфильма «давайте жить дружно!!!».
Спасибо за внимание!
2.1. Подготовка к мероприятию.
Перед классным часом необходимо подготовить доску и необходимые элементы для игры.
На доске заранее прикрепить картинки с различными предметами (телевизор, игрушки, велосипед, сладости и т. д.).
В центре всего этого прикрепить картинку жителя с грустным выражением лица. На другой части доски прикрепить карточки с положительными и отрицательными качествами человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.