Внеклассное мероприятие на тему :"Семья и семейные отношения"

  • Мероприятия
  • docx
  • 14.06.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; 2. объяснить, зачем люди создают семьи; 3. охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; 4. раскрыть значение понятий семья, счастливая семья.
Иконка файла материала 3кл.-Семья и семейные отношения.docx

                                                        Внеклассное мероприятие.

Тема занятия: Семья и семейные отношения.

Цели:

  1. дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека;
  2. объяснить, зачем люди создают семьи;
  3.  охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье;
  4. раскрыть значение понятий семьясчастливая семья.

Задачи  урока:  

 Предметные: давать характеристику семейных отношений

 Метапредметные: - сформировать  навыки сотрудничества, аргументированно выражать свое мнение;

 Личностные: способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.  

                                       Ход мероприятия

  1. Вводная часть        

Учитель. Что за цветок у меня в руке?(ромашка)

Сейчас вы будете отрывать лепесточек и  читать слово. Остальные запоминают все слова.

СЛОВА НА ЛЕПЕСТКАХ: Любовь, дети, очаг, брак, родители, родственники, дом

Итак, к каким словом мы можем обобщить все сказанное? Сегодня наше занятие о семье, о семейных отношениях, о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас.

Тема нашего сегодняшнего урока: Семья и семейные отношения.

  1. Основная часть

 Учитель. Кто-нибудь догадался, почему мы имели дело именно с ромашкой?( Потому что ромашка является символом дня семьи, любви и верности).

- А когда отмечается этот праздник в нашей стране?( С 2008 года этот праздник отмечается в нашей стране  с 8 июля.)  

Учитель. Семья – это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.

Раньше считалось, что семья состояла из 7 человек. 

-Как вы думаете, кто входил в прежнюю семью? (Мама, папа, бабушка, дедушка, три ребенка.

А в наши дни, в среднем, сколько человек в одной семье?

Давайте составим статистическую табличку. Посмотрим, какие в вашем классе семьи.

Поднимите руку, у кого 2 человека в семье, 3,4,5,6…

А скажите, плохо или хорошо, когда в семье мало детей? (Плохо, потому что мы должны оставлять кого-то после себя. Чтобы население нашей страны постоянно росло).

Итак, мы с вами выяснили, что в нашем классе преобладают семьи в количестве 3 человек.

Давайте почитаем притчу и определим о чем идет речь?

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:

— Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.

В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» - думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

— Ну что ты так долго? Посмотрел?

— Да!

— Ну и как там у них?

— У них все виноваты, а у нас все правы.

В чем смысл этой притчи?

Итак, мы с вами выяснили, что семья, в которой присутствуют взаимоуважение и взаимопомощь – это, безусловно, счастливая семья.

Как вы думаете, какая самая главная функция семьи? Рождение детей и их воспитание.

А государство каким-нибудь образом помогает родителям в этом? (Строит детские сады, школы, больницы, стадионы. А семьи, которых двое или более детей, имеют право на дополнительное пособие – материнский капитал. Это пособие может быть использовано на оплату образования ребенка, улучшение жилищных условий семьи или в качестве прибавки  к пенсии матери.)

Итак, еще раз назовите мне, какая функция семьи является главной?

На чём должны строиться  взаимоотношения в семье?(на доброте, заботе, любви, уважение и т.д)

 

А теперь давайте отгадаем загадки

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

 

А одним словом папу и маму мы как называем? Родители

А для чего нужны родители?

Но существуют семьи, которые не выполняют свои обязанности. Дети в таких семьях находятся без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание и образование. Это значит, что они нарушают основной закон нашей страны. А помните, мы говорили, что является основным законом нашей страны?

Именно в Конституции и прописано, что родители обязаны заботиться о воспитании детей.

Как вы думаете, только ли Конституция регулирует семейные отношения?

Существуют еще один документ, называется он Семейный кодекс РФ.

 Какие права закреплены в этом документе.

Как вы думаете, а что бывает тем родителям, которые не выполняют свои обязанности? Суд может лишить их родительских прав. Тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

Итак, мы с вами делаем вывод, что каждая семья обязана выполнять свои обязанности, чтобы не приносить страданий своему ребенку.  

Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.

Посмотрите на картинки .

Что общего на этих картинках и чем они отличаются?

Итак, если в семье живут только дети и родители, то такую семью называют двухпоколенной (то есть в семье два поколения – старшее – родители, и младшее – дети)

Если в семье живет три поколения, т.е. дети, родители, бабушки и дедушки, то такие семьи называются трехпоколенные.

А теперь подумайте и скажите, а какая семья называется четырехпоколенной? Дети, родители, бабушки, дедушки и прабабушки, прадедушки.

 Семьи, в которых по какой-то причине отсутствует один из родителей называются неполными        

Итак, с какими типами семей мы сегодня познакомились?

.

— Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
-Как вы понимаете значение  слова «семейные традиции»?.

 

    Учитель. 1Традиция «Родословное древо».Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумывается: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память — это то, что связывает нас со своими корнями».

 

— Я думаю, что мало, у кого дома составлено генеалогическое дерево. Попробуйте вместе с родителями и родственниками составить его, чтобы можно было сохранить его для ваших потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.

— Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Игра «А ты мне кто?

Учитель.

Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.

Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?

2 .Традиция «Гордость за своих предков»

     Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

— Еще одной славной традицией было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

— И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, вы можете ими гордиться !

— Назовите их сейчас и расскажите о них.

Ученики  рассказывают о близких, которыми они гордятся.

3. Традиция «Трудовые династия»

           Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

— Так рождались династии: гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей…

— Ребята, а в нашей классе есть семьи, где сформировались династии? (Рассказывают о династиях в их семье.)

 

4. Традиция «Называть детей в честь кого-то из членов семьи»

       Существует традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

Ученики, названные в честь кого-либо из родственников, рассказывают о них.

Игра «Продолжи цепочку»

      Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют… »

Физкультминутка

Учитель: Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.

·         Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.

·         У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.

·         Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.

·         У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.

·         Хлопните те, кто очень любит свою семью.

5. Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»

        Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Ученики рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

 

6. Традиция «Составление семейного альбома В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

— Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были — загляните в семейный альбом», — поется в одной из песен.

Звучит песня «Семейный альбом».

 

7. Традиция «Хранение старинных вещей» 

       У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

— Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи — история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это — замечательная традиция многих семей.

8. Традиция «Застолье и фирменное блюдо»

       Одна из распространённых русских традиций — традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким-либо кушаньем.

— Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод — клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков — пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется — меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

— Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье.

9. Традиция «Семейные праздники»

          Отмечать семейные праздники – тоже традиция.

— Какие праздники отмечают в вашей семье?

Ученики рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

          -Для чего нужны «Семейные праздники»?

— Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться — не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки — сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

— Наш класс — тоже семья. И все, что происходит в нем, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой  класс как за одну большую семью.
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

 

3.Заключительная часть

  Учитель. Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!

·         Это близкие и родные люди.

·         Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

·         Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

·         Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.

— Мы много говорили о семье, о взаимоотношениях в семье, о разных семейных традициях.

- Назовите главную функцию семьи? (Главная функция семьи рождение и воспитание детей).

- Для чего нужны семейные традиции? (Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной)

 Звучит фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов