Внеклассное мероприятие.
Тема занятия: Семья и семейные отношения.
Цели:
Задачи урока:
Предметные: давать характеристику семейных отношений
Метапредметные: - сформировать навыки сотрудничества, аргументированно выражать свое мнение;
Личностные: способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.
Ход мероприятия
Учитель. Что за цветок у меня в руке?(ромашка)
Сейчас вы будете отрывать лепесточек и читать слово. Остальные запоминают все слова.
СЛОВА НА ЛЕПЕСТКАХ: Любовь, дети, очаг, брак, родители, родственники, дом
Итак, к каким словом мы можем обобщить все сказанное? Сегодня наше занятие о семье, о семейных отношениях, о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас.
Тема нашего сегодняшнего урока: Семья и семейные отношения.
Учитель. Кто-нибудь догадался, почему мы имели дело именно с ромашкой?( Потому что ромашка является символом дня семьи, любви и верности).
- А когда отмечается этот праздник в нашей стране?( С 2008 года этот праздник отмечается в нашей стране с 8 июля.)
Учитель. Семья – это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
Раньше считалось, что семья состояла из 7 человек.
-Как вы думаете, кто входил в прежнюю семью? (Мама, папа, бабушка, дедушка, три ребенка.
А в наши дни, в среднем, сколько человек в одной семье?
Давайте составим статистическую табличку. Посмотрим, какие в вашем классе семьи.
Поднимите руку, у кого 2 человека в семье, 3,4,5,6…
А скажите, плохо или хорошо, когда в семье мало детей? (Плохо, потому что мы должны оставлять кого-то после себя. Чтобы население нашей страны постоянно росло).
Итак, мы с вами выяснили, что в нашем классе преобладают семьи в количестве 3 человек.
Давайте почитаем притчу и определим о чем идет речь?
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:
— Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.
В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» - думает сосед.
Подошла
жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не
было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
— Ну что ты так долго? Посмотрел?
— Да!
— Ну и как там у них?
— У них все виноваты, а у нас все правы.
В чем смысл этой притчи?
Итак, мы с вами выяснили, что семья, в которой присутствуют взаимоуважение и взаимопомощь – это, безусловно, счастливая семья.
Как вы думаете, какая самая главная функция семьи? Рождение детей и их воспитание.
А государство каким-нибудь образом помогает родителям в этом? (Строит детские сады, школы, больницы, стадионы. А семьи, которых двое или более детей, имеют право на дополнительное пособие – материнский капитал. Это пособие может быть использовано на оплату образования ребенка, улучшение жилищных условий семьи или в качестве прибавки к пенсии матери.)
Итак, еще раз назовите мне, какая функция семьи является главной?
На чём должны строиться взаимоотношения в семье?(на доброте, заботе, любви, уважение и т.д)
А теперь давайте отгадаем загадки
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша... (мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
А одним словом папу и маму мы как называем? Родители
А для чего нужны родители?
Но существуют семьи, которые не выполняют свои обязанности. Дети в таких семьях находятся без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание и образование. Это значит, что они нарушают основной закон нашей страны. А помните, мы говорили, что является основным законом нашей страны?
Именно в Конституции и прописано, что родители обязаны заботиться о воспитании детей.
Как вы думаете, только ли Конституция регулирует семейные отношения?
Существуют еще один документ, называется он Семейный кодекс РФ.
Какие права закреплены в этом документе.
Как вы думаете, а что бывает тем родителям, которые не выполняют свои обязанности? Суд может лишить их родительских прав. Тогда заботу о ребенке берет на себя государство.
Итак, мы с вами делаем вывод, что каждая семья обязана выполнять свои обязанности, чтобы не приносить страданий своему ребенку.
Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.
Посмотрите на картинки .
Что общего на этих картинках и чем они отличаются?
Итак, если в семье живут только дети и родители, то такую семью называют двухпоколенной (то есть в семье два поколения – старшее – родители, и младшее – дети)
Если в семье живет три поколения, т.е. дети, родители, бабушки и дедушки, то такие семьи называются трехпоколенные.
А теперь подумайте и скажите, а какая семья называется четырехпоколенной? Дети, родители, бабушки, дедушки и прабабушки, прадедушки.
Семьи, в которых по какой-то причине отсутствует один из родителей называются неполными
Итак, с какими типами семей мы сегодня познакомились?
.
— Семьи все разные. А чем они
отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой,
традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
-Как вы понимаете значение слова «семейные традиции»?.
Учитель. 1Традиция «Родословное древо».Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумывается: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память — это то, что связывает нас со своими корнями».
— Я думаю, что мало, у кого дома составлено генеалогическое дерево. Попробуйте вместе с родителями и родственниками составить его, чтобы можно было сохранить его для ваших потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.
— Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
Игра «А ты мне кто?
Учитель.
Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.
Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?
2 .Традиция «Гордость за своих предков»
Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
— Еще одной славной традицией было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
— И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, вы можете ими гордиться !
— Назовите их сейчас и расскажите о них.
Ученики рассказывают о близких, которыми они гордятся.
3. Традиция «Трудовые династия»
Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
— Так рождались династии: гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей…
— Ребята, а в нашей классе есть семьи, где сформировались династии? (Рассказывают о династиях в их семье.)
4. Традиция «Называть детей в честь кого-то из членов семьи»
Существует традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
Ученики, названные в честь кого-либо из родственников, рассказывают о них.
Игра «Продолжи цепочку»
Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют… »
Физкультминутка
Учитель: Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.
· Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
· У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
· Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
· У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
· Хлопните те, кто очень любит свою семью.
5. Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»
Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
Ученики рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
6. Традиция «Составление семейного альбома В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
— Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были — загляните в семейный альбом», — поется в одной из песен.
Звучит песня «Семейный альбом».
7. Традиция «Хранение старинных вещей»
У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
— Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи — история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это — замечательная традиция многих семей.
8. Традиция «Застолье и фирменное блюдо»
Одна из распространённых русских традиций — традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким-либо кушаньем.
— Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод — клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков — пиво, квас.
Всё течёт, всё изменяется — меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.
— Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье.
9. Традиция «Семейные праздники»
Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
— Какие праздники отмечают в вашей семье?
Ученики рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
-Для чего нужны «Семейные праздники»?
— Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться — не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки — сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!
— Наш класс — тоже семья. И все, что происходит в нем, это
касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не
складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей
стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне
хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую
семью.
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из
поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас
был родной дом.
3.Заключительная часть
Учитель. Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!
· Это близкие и родные люди.
· Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
· Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
· Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
— Мы много говорили о семье, о взаимоотношениях в семье, о разных семейных традициях.
- Назовите главную функцию семьи? (Главная функция семьи рождение и воспитание детей).
- Для чего нужны семейные традиции? (Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной)
Звучит фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.