Внеклассное мероприятие по биологии "История вакцинации"
Оценка 4.7

Внеклассное мероприятие по биологии "История вакцинации"

Оценка 4.7
doc
14.04.2021
Внеклассное мероприятие по биологии "История вакцинации"
Внеклассное мероприятие Вакцинация.doc

Внеклассное мероприятие по биологии в 9 и10 классах

«История вакцинации»

Сценка1 «Иммунная система»

 Сцена 1

Здоровый ученик1:

 Привет! Ты чего больной в школу пришел?

 

Больной ученик (чихает, кашляет):

 Так сегодня же контрольная по биологии по «иммунной системе»!

 

Здоровый ученик:

 Ну, давай, повторим немного.

 

Оба ученика сидят рядом, склонившись над книгой, при этом больной студент все время чихает, кашляет и сморкается.

В это время за их спинами появляются вирусы, хихикая и потирая руки, они склоняются над здоровым учеником.

Вирусы:

·       Новенький!

·       Здоровенький!

·       Сейчас подкрепимся!

 

Сцена 2

 

Здоровый /теперь уже больной/ ученик сидит на кушетке и причитает.

Ученик1:

 Ой, как болит голова! Ой, все тело ломает, нос заложило, в горле першит! (кашляет)  Неужели я заразился гриппом?

Ложится, съежившись, на кушетку, сотрясаемый ознобом, засыпает и ему снится СОН.

Появляется учитель

 

Ученик 1:

О, Мария Владимировна, я заразился гриппом, вероятно потому, что не был готов к зачету по «иммунной системе»!

 

М.В. (улыбаясь):

 Ну, не совсем поэтому, дорогой друг, хотя…

 

Ученик 1:

Мне кажется, выздоровление наступит быстрее, если я с Вашей помощью постигну тайны иммунной системы.

 

М.В.:

Отличная мысль! Я с удовольствием познакомлю тебя с этой загадочной и могущественной системой, но, прежде всего, о, болезненный, скажи мне,  что такое иммунитет.

 

Ученик (делая выпад вперед):

 Это способность защищаться!

 

М.В.:

Совершенно верно! Иммунитет – это способ защиты организма от генетически чужеродных веществ антигенов.

Армия этих антигенов разнообразная и многочисленна: это возбудители заболеваний (слайд №2 микроорганизмы, вирусы), это их яды и даже собственные генетически измененные структуры!

 

Ученик:

Это же наверное целая наука!

 

М.В.:

Конечно! И величают ее Иммунология!

 

Появляется Иммунология

 

Иммунология:

Да-да, это я! Я изучаю способы и механизмы защиты организма от антигенов.

 

И сегодня мы приветствуем команды 9а и 10 а классов, которые покажут свои знания об иммунной системе человека.  Боря, присоединяйся к своей команде.

 

М.В. Иммунология – это достаточно молодая наука, появляется только в середине 20 века. Но история ее начинается с конца XVIII века, когда  формируется такое важное направление, как вакцинация.

 

Иммунология. группы поддержки команд помогут нам совершить небольшой исторический экскурс, в котором расскажем об ученых, благодаря которым человечество победило такие болезни как чума, оспа, и обязательно справится с короновирусом.

 

М.В. А также, помогут ответить на вопрос: «Прививки: за или против?»

 

М.В.

1.     Понятие инфекционных заболеваний. Их классификация.

Инфекцио́нные заболева́ния — группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов и вирусов.

Существует большое количество классификаций инфекционных заболеваний. кишечные (холерадизентериясальмонеллёз, );

дыхательных путей (гриппаденовирусная инфекциякоклюшкорьветряная оспа);

«кровяные» (малярияВИЧ-инфекция);

наружных покровов (сибирская язвастолбняк);

с различными механизмами передачи (энтеровирусная инфекция).

 

Человечество победило почти все, благодаря вакцинации. Но в последнее время ведется очень много споров, о том нужно ли делать прививки от инфекционных заболеваний. Вы знаете, что в сети Интернет находится много полезной, но и много непроверенной, лживой информации, фейков, в том числе и о вреде вакцинации.

Давайте попробуем, разобраться пользу или вред несут прививки.

 

2.     Понятие эпидемии.

 

Кто из вас знает, что такое эпидемия?

Эпиде́мия — прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости, и способное стать источником чрезвычайной ситуации

Пандемия (или мировая эпидемия) — заболевание, которое поражает население обширной территории земного шара.

 

4.Выступление ученика: «Известные эпидемии, от которых пострадало человечество»

Вот самые известные эпидемии инфекционных заболеваний, известных человечеству:

·                    Юстинианова чума, с 541 по 750 годы, убила от 50% до 60% населения Европы.  (слайд 5)

Инфекционные болезни преследовали человека на протяжении всей его истории. Упадок античного мира связан не столько с войнами, сколько с чудовищными эпидемиями чумы, уничтожившими большую часть населения. В XIV веке чума погубила треть населения Европы.

(слайд 6)

·                    Чёрная смерть 1347-1352 годов убила 25 миллионов человек в Европе в течение 5 лет.

·                    Занос оспы, (слайд 7) кори и тифа на территорию Центральной и Южной Америки европейскими исследователями в 15 и 16 веках стали причиной пандемий среди аборигенного населения. Между 1518 и 1568 годами пандемии заболеваний привели к уменьшению населения Мексики с 20 до 3 миллионов человек.

·                    В 19 веке, туберкулез убил около одной четверти взрослого населения Европы. (слайд 9)

·                    Пандемия гриппа 1918 года (или испанка) (слайд 8 )убила 25-50 миллионов человек (около 2% населения мира). Это почти в пять раз больше, чем потери во время Первой мировой войны, где погибли 8 с половиной миллионов человек, а 17 миллионов были ранены.

Сегодня от гриппа ежегодно умирает от 250 000 до 500 000 человек во всем мире.

·                    21 век  пандемия коронавируса

 

Профилактические меры

М.В. Понятие вакцинации. История возникновения вакцинации. (слайд 11)

Итак, одним из самых эффективных методов профилактики является вакцинация

 

И первое задание командам (группа поддержки в это время оформляют плакат «История вакцинации»)

Задание № 1Сравните дифтерийную вакцину и противодифтерийную сыворотку

план

Дифтерийная вакцина

Противодифтерийная сыворотка

Что содержит

 

 

С какой целью вводится

 

 

Какой вид иммунитета формирует

 

 

 

Наш организм может приобрести устойчивость к инфекционным заболеваниям — иммунитет — двумя путями. Первый — заболеть и выздороветь. При этом организм выработает защитные факторы (антитела), которые в дальнейшем будут оберегать нас от этой инфекции. Этот путь тяжел и опасен, чреват высоким риском опасных осложнений, вплоть до инвалидности и смерти. Например, бактерия, вызывающая столбняк, выделяет в организме больного самый сильный на планете токсин. Этот яд действует на нервную систему человека, вызывая судороги и остановку дыхания-

Каждый четвертый, заболевший столбняком, умирает.

Второй путь — вакцинация. В этом случае в организм вводятся ослабленные микроорганизмы или их отдельные компоненты, которые стимулируют иммунный защитный ответ. При этом человек приобретает факторы защиты от тех заболеваний, от которых привился, не болея самим заболеванием.

 

Узнаем об истории ее возникновения.(выступление учащегося)

Опустошающие эпидемии инфекционных болезней порождали желание человечества найти защиту от них. Путь человечества к прививкам начался с черной оспы.

Еще в древности заметили: переболевшие оспой больше ее не подхватывают. Неизвестно, кому впервые пришла в голову идея втирать в ранку на руке здорового человека оспенный гной из созревшей пустулы.  Метод вариоляцию, или инокуляцию. Но додумались до этого в разных местах — Китае, Индии, на Кавказе. Инокуляция давала лишь два-три процента летальных исходов — вдесятеро меньше, чем при обычном течении болезни!

Но как этот метод попал в Европу? В 1716 году леди Мэри Монтегю, дочь герцога и звезда лондонского высшего света, заразилась оспой. Болезнь ее пощадила, но обезобразила лицо — леди покинула Лондон и отправилась в Стамбул, куда ее мужа назначили послом.

Узнав о вариоляции от местных женщин, в 1718 году Мэри Монтегю уговорила посольского врача привить от оспы ее пятилетнего сына.  Мальчик приобрел иммунитет  и о метод вариоляции стали использовать в Англии. В дальнейшем метод распространился на другие страны Европы и в США.

 

 В России оспа также затронула все слои российского общества, не щадя никого. В частности, в 1730 году от заражения оспой скончался 14-летний император Петр Второй. Переболел ею и Петр Третий, муж Екатерины II, который вплоть до своей трагической кончины страдал от сознания своего уродства, являющегося следствием оспы.

В  1768 году, во время эпидемии «черной оспы» в Европе, доктор И.Г. Ениш успешно провел вариоляцию 40 подросткам. Но должного понимания и отклика, среди населения этот факт не произвел.

Тогда Екатерина II решила собственным примером охранить подданных от страшного бедствия. Она привила себя и своего сына, будущего императора Павла I. В память об этом важном событии была выбита серебряная медаль с изображением Екатерины Великой , надписью «Собою подала пример» и датой знаменательного события. На лицевой стороне медали «За прививание оспы», которой в ХIХ веке награждали врачей, прививавших от оспы. Российская империя была одним из лидеров в Европе по борьбе с оспой. В то время как в России делали прививки, во Франции умер от оспы король Людовик Х. «Какое варварство, - сказала, узнав об этом Екатерина Великая , - ведь наука уже позволяет лечить эту болезнь».

 Но все же данный метод предотвращения натуральной оспы несовершенен.

 

Поэтому медицинские работники вынуждены были искать другие методы предупреждения натуральной оспы.

2 задание командам

Слайд 15. Английский врач Эдуард Дженнер обратил внимание на то, что что доярки, которые периодически заражаются коровьей оспой, никогда не заболевают «человеческой». Эдуард Дженнер выдвинул новую идею профилактики натуральной оспы путем прививки человеку не опасной для жизни коровьей оспы. Утвердившись в правоте своей идеи, 14 мая 1796 года он публично провел прививку коровьей оспы восьмилетнему Джемсу Фиппсу. После введения в надрезы на руке лимфы от доильщицы, перенесшей коровью оспу, мальчик заболел, а через несколько дней — поправился. Это был первый этап плана доктора. Для доказательства своей идеи ему предстояло сделать рискованный шаг — заразить ребенка человеческой натуральной оспой. Под угрозой находилась не только жизнь мальчика, но, в случае неудачи, авторитет и жизнь самого врача. Мальчик остался жив, и это была победа!

 Впервые было экспериментально доказано, что человек, иммунизированный коровьей оспой, не заболел при заражении натуральной.

Слайд 16. Л.Пастер назвал метод, разработанный Дженнером, вакцинацией. От латинского “vасса” — «корова» произошло и название «вакцина». Пастер писал: “Я придал слову «вакцинация» более широкий смысл в надежде, что наука сохранит это название в знак уважения к заслугам и огромным благодеяниям, которые оказал человечеству один из самых великих людей Англии –Дженнер”.

 

Слайд 17. Дальнейшее развитие иммунологии и вакцинопрофилактики связано с именем французского ученого Луи Пастера. Он первым доказал, что болезни, которые теперь называют инфекционными, могут возникать только в результате проникновения в организм микробов из внешней среды. Это гениальное открытие легло в основу принципов асептики и антисептики. Пастер открыл, что введение в организм ослабленных или убитых возбудителей болезней способно защитить от реального заболевания. Им были разработаны и стали успешно применяться вакцины против сибирской язвы, куриной холеры, бешенства.


3 задание командам

Задание № 3

 

  15 мая родились... . Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников             Луи                 Описание: Shutterstock : eduard сток фотографии, eduard сток-фотография, eduard сток-изображения

     Илья Ильич Мечников                  Луи Пастер                           Эдуард Дженнер  

          (1845 – 1916 гг)                         (1882 – 1895 гг)                         (1749 – 1823 гг)

                    Развитие представлений об иммунитете связано с именами большого коли-

         чества учёных. Каков вклад Эдуарда Дженнера, Луи Пастера, Ильи Мечникова

          в развитие науки об иммунитете?

 

Задание № 2

  Дайте определение следующим видам иммунитета:

1.     Клеточный.

2.     Гуморальный.

3.     Естественный (природный)  приобретённый пассивный.

4.     Естественный (природный) приобретённый активный.

5.     Искусственный  активный.

6.     Искусственный пассивный.    

 

М.В. Луи Пастером была создана мировая научная школа микробиологов, многие из его учеников впоследствии стали крупнейшими учеными. Им принадлежат 8 Нобелевских премий.

В XX веке были разработаны и стали успешно применяться прививки против полиомиелита, гепатита, дифтерии, кори, паротита, краснухи, туберкулеза, гриппа. (слайды) Благодаря чему эти болезни были побеждены.

 

Многие российские и советские ученые внесли вклад в эту победу. Предлагаю вашему вниманию фильм  о Николае Федоровиче Гамалее, ученом, имя которого носит

Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии (где создана вакцина Спутник V )

 

Фильм

 

Анкетирование и его анализ

 Прививка «За  или против» (выступление обучающихся)

 

Сценка 2  «Победа над вирусами»

На вирусы нападают с двух сторон:

·       фагоциты

·       лейкоциты с антителами

 

Подведение итогов


Скачано с www.znanio.ru

Внеклассное мероприятие по биологии в 9 и10 классах «История вакцинации»

Внеклассное мероприятие по биологии в 9 и10 классах «История вакцинации»

Ученик 1 : Мне кажется, выздоровление наступит быстрее, если я с

Ученик 1 : Мне кажется, выздоровление наступит быстрее, если я с

Иммунология. группы поддержки команд помогут нам совершить небольшой исторический экскурс, в котором расскажем об ученых, благодаря которым человечество победило такие болезни как чума, оспа, и…

Иммунология. группы поддержки команд помогут нам совершить небольшой исторический экскурс, в котором расскажем об ученых, благодаря которым человечество победило такие болезни как чума, оспа, и…

Выступление ученика: « Известные эпидемии, от которых пострадало человечество»

Выступление ученика: « Известные эпидемии, от которых пострадало человечество»

И первое задание командам (группа поддержки в это время оформляют плакат «История вакцинации»)

И первое задание командам (группа поддержки в это время оформляют плакат «История вакцинации»)

Китае, Индии, на Кавказе. Инокуляция давала лишь два-три процента летальных исходов — вдесятеро меньше, чем при обычном течении болезни!

Китае, Индии, на Кавказе. Инокуляция давала лишь два-три процента летальных исходов — вдесятеро меньше, чем при обычном течении болезни!

Эдуард Дженнер выдвинул новую идею профилактики натуральной оспы путем прививки человеку не опасной для жизни коровьей оспы

Эдуард Дженнер выдвинул новую идею профилактики натуральной оспы путем прививки человеку не опасной для жизни коровьей оспы

Задание № 3

Задание № 3

Анкетирование и его анализ

Анкетирование и его анализ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2021