МАОУ Стрехнинская СОШ
![]() |
Учитель математики:
Ю.В. Рогова
Пояснительная записка
Цели и задачи:
· Расширение кругозора учащихся в области культуры и науки
· Развитие творческих способности учащихся
· Развитие логического мышления, внимания
· Воспитание эстетической культуры, привитие интереса к математике, формирование навыков общения, умения работать в коллективе
Уровень усвоения учебного материала на уроке математики зависит от уровня интереса учащихся к данному предмету. Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что интерес увеличивает умственную активность, что способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.
Одним из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».
В современной сфере образования активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Эти методы способствуют развитию творческих способностей и нестандартности мышления, раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и реализации навыков самостоятельного умственного труда.
Для того, чтобы достичь успешности в обучении, перед преподавателем стоит основная задача – «пробудить» у учащихся интерес к математике. Но как?! Этот вопрос задает себе каждый педагог не зависимо от стажа и опыта работы, потому что каждая новая учебная группа – это коллектив личностей, которые обладают индивидуальными способностями и имеют не раскрытые интеллектуальные возможности.
Главная цель педагогической деятельности – создание условий для раскрытия интеллектуальных возможностей учащихся за счет активизации познавательной деятельности, формирование у них умений самостоятельно учиться, планировать, организовывать, корректировать, контролировать и оценивать свою учебно-познавательную деятельность. Из своего педагогического опыта хочу отметить, что для формирования у учащихся интереса к предмету необходима дополнительная информация, которая показывает практическую значимость математики и в тоже время притягательна по содержанию. Для этого можно использовать внеурочные мероприятия.
Как пример предлагаю методическую разработку внеурочного мероприятия «Математический капустник».
Содержание мероприятия должно носить творческий, научно-информационный характер.
Оформление кабинета и подготовка раздаточного материала, создание презентаций выполняется учащимися под руководством преподавателя.
«Математический капустник» объединяет в себе конкурсы, исторические факты, математические фокусы, стихи. Учащиеся знакомятся с историческими фактами, высказываниями великих ученых, поэтов, философов.
В заключение «Математического капустника», при подведении итогов командам вручить пироги с капустой. Классным руководителям рекомендуется организовать чаепитие, на которое приглашаются учащиеся группы и мастера производственного обучения.
Цель данного опыта – создание условий для расширения кругозора в сфере математики, формирование интереса к математике, развитие творческого потенциала личности ученика, как залог его успешной самореализации, воспитание гражданина, способного к активной жизненной позиции, формирование сплоченного коллектива группы.
Ожидаемый результат – активация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, повышение уровня знаний предмета.
Сценарий мероприятия
Загадка:
Вот на грядке новая загадка:
Сто листов, а вовсе не тетрадка. (Капуста)
Здравствуйте дорогие друзья!
Рада приветствовать вас на «Математическом капустнике»
(на подносе выносит кочан капусты): Это символ нашего мастер-класса.
Сегодня мы постараемся осветить как можно больше граней математики.
А все что нас сегодня ожидает, мы узнаем из нашего символа.
Срывает лист с капусты, лист . 1. Звучит классическая музыка.
Стихотворение о математике
Почему
торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы.
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что они в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов. (хлопаем в ладоши)
М. Борзаковский
Срывает лист капусты 2.
Звучит классическая музыка.
«Магия числа» презентация
В незапамятные времена, научившись считать, люди познали меру количества – число. Как только их не называли! «Я не знаю ничего более прекрасного в арифметике, чем эти числа, называемые некоторыми планетарными, а другими – магическими», - писал о них известный французский математик, один из создателей теории чисел Пьер де Ферма. В своей жизни каждый из нас стакивается с числами. Курс школьной программы, да и дальнейшую жизнь, трудно представить без них. К цифрам в древнем мире относились очень трепетно. Люди, познавшие их, считались великими, их приравнивали к божествам.
Вывод
Невозможно представить современную жизнь без чисел, они вокруг нас, мы живем среди них, они нам нужны, как солнце, воздух и вода.
Числа ведут нас по жизни изо дня в день, из года в год. Они с нами дома и в школе, до и после уроков
Срывает лист 3.
Этот капустный лист сообщает нам о существовании 2 творческие группы.
“Занимательные стаканы” (Задачи на переливание)
Перед вами ставятся 6 стаканов в следующем порядке: три с водой, затем три пустых. Нужно сделать так, чтобы пустой стакан и стакан с водой чередовались. При этом разрешается взять в руки только один стакан.
Ответ: Нужно взять второй стакан и вылить воду в пятый.
“Ловкие ножницы”
. Команды получают по квадрату из бумаги размером приблизительно 15 см на 15 см и одни ножницы. Необходимо квадрат разрезать на 4 равные части и составить из них два равных квадрата.
Ответ
«Мы Художников-Портретистов»
(1-10 баллов) Предлагается нарисовать портрет, используя математические символы и геометрические фигуры.
Срывается лист 4.
Вопрос про цирк
«Фокусы без обмана»
Арифметические фокусы – это честные фокусы. Весь секрет такого фокуса скрывается в любопытных свойствах чисел.
Угаданный день рождения
Содержание этого математического фокуса.
Объявите зрителям, что вы сможете угадать день рождения любого незнакомого человека, сидящего в зале.
Вызовите любого желающего и предложите ему умножить на 2 число дня своего рождения
Затем пусть зритель сложит получившееся произведение и число 5,
теперь пусть умножит на 50 полученную сумму.
К этому результату необходимо прибавить номер месяца рождения (июль — 7, январь — 1) вслух назвать полученное число.
Через секунду вы называете день и месяц рождения зрителя.
Секрет этого математического фокуса.
Все очень просто. В уме от того числа, которое назвал зритель, отнимите 250.
У вас должно выйти трехзначное или четырехзначное число. Первая и вторая цифры — день рождения, две последние — месяц.
Срывает лист 5.
«Патриот математики»
Группы восстанавливают фразы, чтобы угадать следующий лист-задания.
· Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе. (С. Ковалевская)
Срывает лист 6.
Математика и литература
Софья Ковалевская (1850 – 1891)
Известный математик Софья Васильевна Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом. Софья Васильевна писала прозаические произведения:
- роман «Сестры Раевские»;
- драма «Борьба за счастье» (написана в соавторстве со шведской писательницей А.Ш. Леффлер), в которой отражены политические идеалы С.В. Ковалевской. Заключительный аккорд ее пьесы: «Сила не в одиночестве – в единении» - созвучна идеям объединения революционных сил в борьбе с любыми формами народного угнетения;
- роман «Нигилистка» был запрещен в России вплоть до 1917г. В нем писательница верно поняла и хорошо изобразила новое в психологии русской женщины, готовой отдать жизнь за свою идею.
- «Воспоминания детства» интересны описанием нравов помещичьей усадьбы второй половины ХIХ в., методов воспитания детей; ценна в историческом отношении данная в
книге картина развития русской литературы того периода, когда творили А.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой. В стихотворении С.В. Ковалевской «Если ты в жизни...» с необыкновенной силой выражено стремление к познанию (Приложение 4, стихотворение3).
Стихотворения, которые писались ею с детских лет, но не публиковались при ее жизни, занимают особое место в ее творчестве. Вот одно из них (Приложение 4, стихотворение 4).
Пришлось ли?..
Пришлось ли раз вам безучастно,
Бесцельно средь толпы гулять
И вдруг какой-то песни страстной
Случайно звуки услыхать?
На вас нежданною волною
Пахнула память прежних лет,
И что-то милое, родное
В душе откликнулось в ответ.
Казалось вам, что эти звуки
Вы в детстве слышали не раз,
Так много счастья, неги, муки
В них вспоминалось для вас.
Спешили вы привычным слухом
Напев знакомый уловить,
Хотелось вам за каждым звуком,
За каждым словом уследить.
Внезапно песня замолчала
И голос замер без следа.
И без конца и без начала
Осталась песня навсегда.
Срывает лист 6.
«Музыка и математика»
Необходимо угадать мелодию и исполнить один куплет
· Дважды два четыре
· Миллион алых роз
· Фотография 9/12
· 33коровы
· Раз дощечка два дощечка будет песенка
· Жили у бабуси 2 веселых гуся
· 5 минут
Я вам докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться.
Итак, в году 365 дней, из них 52 воскресных и, по крайней мере, 10 других дней отдыха (праздники), поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней, следовательно, уже 162 дня. Ночью на занятия не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 183 дня отпадает. Остаются 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия, а не более четверти дня, поэтому отпадают еще 15 дней. Остается всего-навсего 5 учебных дней. Вот такая арифметика!
Продукт нашей совместной деятельности находится в «Черном ящике».
Загадка
В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место,
Внутри него не бывает пусто –
Есть мясо или капуста.
Что их дальше ожидает, они должны собрать высказывание.
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. (А. Франц)
Участники математического капустника получают в подарок пирог с капустой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.