Внеклассное мероприятие по математике "Умницы и умники"
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие по математике "Умницы и умники"

Оценка 4.6
Игры
docx
математика
Взрослым
22.12.2020
Внеклассное мероприятие по математике "Умницы и умники"
умники и умницы (1).docx

Филиал МОУ «Тереньгульская СОШ» «Тумкинская ООШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие по математике

Интеллектуальная игра  «Умники и умницы»

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела

Учитель математики

ЛямаеваГ.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

2017г

 

Ход игры

Цели и задачи: 

1.     Развивать математические способности одаренных детей

2.     Воспитывать интерес к изучению математики

3.     Познакомить с известными учеными-математиками древности, расширить кругозор учащихся

Эпиграф: «Твой ум без числа ничего не постигает» (Н. Кузанский)

Оборудование:

  • ручки, карандаши, листы бумаги для решения задач
  • грамоты
  • презентация
  • медальки в форме буквы «У»

Вступительное слово ведущего:

Учите, дети, математику!

Вникайте тщательнее в суть…

Гоните лень, освойте тактику

- Учить предмет не как-нибудь.

Прилежно слушайте учителя,

Следя за тем, что на доске,

Заданья делайте усидчиво

И, не шушукаясь ни с кем.

Учите, дети, математику!

По цифрам, взглядами скользя,

Считайте вдумчиво, внимательно,

Причём, ворон считать нельзя.

Возьмите на вооружение

Привычку - темы повторять

Ведь, как известно, повторение

Ученья ласковая мать.

Учите, дети, математику!

Она поможет в жизни вам

Достичь высот, познать галактику,

Летать к загадочным мирам.

С годами, выработав практику,

Решать, просчитывать с умом: «Учите, дети, математику!»

- Вы детям скажете потом.

Ребята, сегодня мы проводим интересную игру «Умники и умницы». Игра состоит из 5 этапов. Первый этап предварительный. В нем участвуют все участники игры: участники и болельщики. 3 участника, набравшие наибольшее количество медалей переходят в следующий тур. Болельщики, заработавшие медали могут передать их, выбранному участнику.

Предварительный этап:

Ведущий:

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело,
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям,
Никогда не давались легко!

 

I. Логика.

1.Для Вани, Коли и Миши испекли пороги: один с капустой, другой с яблоками и третий – с рисом. Миша не любит пироги с яблоками и не ест с капустой. Ваня не любит пироги с капустой. Кто какой пирог ест?

Ответ: Миша – с рисом; Коля – с капустой; Ваня – с яблоками.

2. Записать число 12 с помощью четырех единиц.

Ответ: 1 + 11 : 1 = 12

3. Сколько раз к наибольшему однозначному числу нужно прибавить наибольшее двузначное, чтобы получить наибольшее трехзначное?

Ответ: 10 раз.

4.Петух , стоя на одной ноге,весит 3кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах. (3кг.)

5.Сколько концов у 3,5 палок? (8).

6. Разгадайте ребус: К/2. (полка).

 

 

II. Геометрия.

1. В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Француа Виет, в переводе с латинского он означает “спица колеса”. Что это?

Ответ: Радиус.

2.Чью теорему называют “теоремой невесты”?

Ответ: Теорему Пифагора.

3.Формула периметра квадрата (4а).

4.Какие прямые пересекаются под прямым углом?(перпендикулярные)

5.Два угла в треугольнике 100 и 40 градусов. Определите вид треугольника. (равнобедренный).

6.Как называется параллелограмм, у которого все стороны равны, а углы прямые?(квадрат)

7.. У людей какой профессии постоянно перед глазами пять параллельных прямых?

Ответ: Музыканты.

III. Смесь.

1. Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимется с первого на пятый?

Ответ: За 12 сек.

2.На одной из старинных улиц Москвы стоят два дома, на фасаде которых обозначена дата их постройки:

МCМV. В каком году построен дом?

Ответ: 1905.

3. Сын спросил отца, сколько ему лет. Отец ответил: “Если к половине моих лет прибавить 12, то узнаешь, сколько мне было 12 лет назад”. Сколько лет отцу?

Ответ: 48 лет.

4. Кого из великих русских математиков называют победителем простых чисел?

Ответ: П.Л. Чебышев.

5. Из семи человек нужно выбрать трёх делегатов на конференцию. Сколькими способами это можно сделать?

Ответ: 35.

6. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?

Ответ: 8 часов

7.Как называется верхняя часть дроби? )числитель)

8.Полторы рыбы стоят полторы рубля. Сколько рублей стоят пять рыб?(5 руб)

9.50 разделите на половину. (100)

(Подведение итогов этапа. Трое учащихся становятся участниками игры.)

Чтец. (Махотлова Карина)

Давайте, ребята, учиться считать.
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света
Без счета не сможет подняться ракета
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Летит выше звезд арифметика наша
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.
Считайте ребята, точнее считайте
Хорошее дело смелей прибавляйте
Плохие дела поскорей вычитайте
Учебник научит вас точному счету
Скорей за работу, скорей за работу!

Ведущий: Математика - одна из древнейших наук. История ее богата именами, идеями, событиями, замечательными, а иногда и великими открытиями. Она интересна, а порой увлекательна, знать историю математики важно особенно тем, кто интересуется ею. Она помогает глубже понять идеи, заложенные в самой математике. Но кто стоял у истоков математики?

Интересно сможете ли вы узнать великих математиков?

1 АГОН. История математики.

Ведущий: В этом агоне нужно по «портрету», по научному наследию ученого, присущему только ему, назвать фамилию математика.

  • (Демонстрируется  1 слайд  (решето и Это ученый, живший в 3 веке до н.э.
  • Занимался историей, астрономией, филологией, музыкой, и конечно, математикой . Кто он (из 9 букв)
  •  сначала игроку на зеленой дорожке – если он не знает ответа, то отвечают ребята из зала, затем игроку на желтой дорожке и так далее. Время на обдумывание не более 1 минуты.)

Зеленая дорожка – (Эратосфен).

Желтая дорожка – (Фалес).

Красная дорожка – (Пифагор).

 

Ведущий

  • 1. Это Эратосфен, живший в 3 веке до н.э.
    Занимался историей, астрономией, филологией, музыкой, и конечно, математикой.
    На портрете изображено решето – намек на знаменитое открытие Эратосфена. Интересно в связи с этим заметить, что изобретение «решета» не требовало значительного напряжения ума; примечательно же, что после Эратосфена до самого XIX века не было достигнуто никаких новых результатов, относящихся к способу отыскания простых чисел. А почему «решето»? Потому что числа писали на восковой дощечке, а затем протыкая все составные числа по определенным правилам, оставляли на ней только простые.

Демонстрируется 2 слайд. (портрет Фалеса и т.Фалеса)

Ведущий

  • Следующий портрет – один из первых геометров, родоначальник греческой стихийной материалистической философии – Фалес Милетский). Политик, физик, крупнейший астроном своего времени. Ему принадлежит открытие продолжительности года и разделение его на 365 дней. Он – (Фалес) первым назвал последний месяца тридесятым, открыл «Малую медведицу» и Полярную звезду, по которой моряки ориентировались в море. Его геометрические знания были обширными. Он доказал: равенство вертикальных углов; теорему о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника; теорему о том, что вписанный угол, опирающийся на диаметр, прямой; наконец, всем известную теорему, носящую его имя.

Демонстрируется 3 слайд (прямоугольный треугольник)

Ведущий

  • Пифагор, жившего в 6 веке до н. э.
  • Кроме знаменитой теоремы (Пифагора), ему принадлежит доказательство теоремы о сумме внутренних углов треугольника. Основал (Пифагорейскую школу) – школу философов и математиков. Излюбленной геометрической фигурой была пентаграмма – (пифагорейская) звезда. Она служила им паролем, была символом здоровья и счастья. Чтобы приветствовать, друг друга, они вычерчивали ее на песке. Однако фундаментом всякого учения считали число. Бог, учили они, положил числа в основу мирового порядка. Гармония, утверждали, является божественной и заключается в числовых отношениях. Сумма n чисел натурального ряда. «Всё есть число!» - ( Пифагор.)

(Подводятся итоги первого этапа игры)

 Ведущий: Математика. Что это такое? Может быть, некоторые скажут – это арифметика, алгебра и геометрия, конечно, нет, так как всё это лишь азбука математики, которая изучается в школе. Математика как наука это обширная область знаний, включающая в себя десятки дисциплин. Я перечислю лишь некоторые геометрии:

  • аналитическая
  • дифференциальная
  • проективная
  • начертательная
  • многомерные
  • не евклидовы  (в частности, геометрии: Римана, Лобачевского, сферическая).

Потребовалось бы много времени для того, чтобы только перечислить новые для вас разделы математики. Можно сказать, что математика стала необъятной, накопление её знаний растет, как снежный ком. Но азбуку математики надо знать.

 2 АГОН. Математика.

 (Предлагаются задания учебного материала, задания даются одновременно, время на выполнение до 10 минут.)

Слайд 4

Вариант 1

1. Сколько корней имеет уравнение:

а) –2х = 18;          б) 0 · х = –6;        в) 0 · х = 0?

2. Найдите корень уравнения.

а) 26х = –52;                 б) 0,6х = 5,4;        в) x = 30;    г) –2x = 4/7.

Зеленая дорожка: правильное решение всех заданий.

Желтая дорожка: Какие из заданий не изучают учащиеся 5 класса?

Красная дорожка: Сформулируйте правило умножения чисел с разными знаками.

(И снова подведение итогов Если игрок на красной дорожке ответил неверно, то он покидает игру – становится теоретиком, иначе – он выигрывает и игра считается законченной, а остальные вопросы и задания предлагаются теоретикам. Если ошибается игрок на желтой дорожке второй раз, то он становится теоретиком, а игрок на зеленой дорожке продолжает игру. Если игрок на желтой дорожке не ошибается, то игру продолжают оба игрока. Если игрок на желтой дорожке не ошибся ни разу, то он может дальше не играть, так как он выиграл, т.е. отвечают на следующие вопросы теоретики))

Ведущий: Математика не только одна из древнейших и необходимых для прогресса естественных дисциплин, но красивая и занимательная наука.

Учиться надо весело.
Учиться будем весело.
Чтоб хорошо учиться.

3 АГОН. Нестандартная математика.

(олимпиадные задания, время на решение до 5 минут)

Зеленая дорожка: Вставьте пропущенное слово:

БАГОР (РОСА) ТЕСАК
ГАРАЖ ( ) ТАБАК

Желтая дорожка: (это задание предлагается при условии, что игрок продолжает игру) Составьте слова и исключите лишнее слово:

Разделить фигуру на четыре равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам квадратов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (Подведение итогов третьего этапа игры. Если игрок на желтой дорожке не ошибся, то он выиграл. Игра продолжается с теоретиками. Если игрок

на желтой дорожке ошибся второй раз, то он становится теоретиком. Игру продолжает игрок на зеленой дорожке. Если игрок на зеленой дорожке до этого ни разу не ошибся, то он – победитель и может не отвечать на вопрос четвертого агона, т.е. отдать его теоретикам)

Подведение итогов. Награждение.

Подводятся итоги игры, награждаются участники и победитель игры и подводятся итоги работы теоретиков – у кого есть ордена шелковых умников – тоже награждаются.


 

Филиал МОУ «Тереньгульская СОШ» «Тумкинская

Филиал МОУ «Тереньгульская СОШ» «Тумкинская

Ход игры Цели и задачи: 1

Ход игры Цели и задачи: 1

В мир загадок и сложных задач

В мир загадок и сложных задач

Ответ: П.Л. Чебышев. 5. Из семи человек нужно выбрать трёх делегатов на конференцию

Ответ: П.Л. Чебышев. 5. Из семи человек нужно выбрать трёх делегатов на конференцию

Ведущий 1. Это Эратосфен, живший в 3 веке до н

Ведущий 1. Это Эратосфен, живший в 3 веке до н

Потребовалось бы много времени для того, чтобы только перечислить новые для вас разделы математики

Потребовалось бы много времени для того, чтобы только перечислить новые для вас разделы математики

Подведение итогов третьего этапа игры

Подведение итогов третьего этапа игры
Скачать файл