Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Такие разные словари».
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Такие разные словари».

Оценка 4.6
docx
15.02.2022
Внеклассное мероприятие по русскому языку  на тему: «Такие разные словари».
Словарный урок.docx

Пояснительная записка

Внеклассное мероприятие по русскому языку

 на тему: «Такие разные словари».

         Данная тема всегда была, есть и останется актуальной, поскольку словари – наши помощники по обогащению словарного запаса человека. Очень важные задачи всегда стоят перед учителем-словесником: обогащение словарного запаса школьников, развитие у них связной речи, а также развитие орфографической зоркости и повышение грамотности. Ежедневно в русский язык входят все новые и новые слова, толкование, правописание и произношение  которых просто необходимо знать. Именно с этими задачами в полной степени поможет справиться словарь.

         Данная разработка предназначена для обучающихся 7-9 классов (13- 15 лет). В качестве ведущего мероприятия  необходимо привлечь  обучающегося из 10 или 11 класса. Все этапы подготовки к мероприятию должны проходить под пристальным контролем учителя, поскольку само мероприятие проводят сами обучающиеся, а учитель просто наблюдает и потом дает свою оценку, вносит критику, если таковая необходима.

         Абсолютно каждый учитель русского языка и литературы должен организовать работу на уроках так, чтобы подросток  учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. И здесь важным помощником для ученика является словарь.

         Цели: расширить знания обучающихся о словарях, показать их многообразие и назначение каждого, закрепить навыки практической работы со справочными изданиями, воспитывать культуру работы с книгой, расширять кругозор обучающихся.

 

         Планируемые результаты.

         Предметные: искать и выбирать необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос; развивать интерес к учебной деятельности и интеллектуальному уровню учащихся; ориентироваться в беседе, позитивно относиться к правильной устной и письменной речи показателям общей культуры гражданской позиции человека; уметь выступать перед аудиторией.

         Метапредметные: самостоятельно разрабатывать задания по предложенной теме; самостоятельно формулировать ответы на предложенные вопросы; уметь высказать свое предположение (версию); проявлять сообразительность, смекалку; ориентироваться в своей системе знаний; развивать доброжелательность и отзывчивость; испытывать любовь к родному языку.

         Личностные: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий; проявление доброжелательности, доверия, внимательности, помощи сверстникам; формирование интереса (мотивации) к учению; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

         Форма проведения: лингвистическая беседа с элементами игры.

         При подготовке данного мероприятия была применена информационно-коммуникативная и личностно - ориентированная технология. Форма педагогической деятельности: внеклассное мероприятие. Методы и приемы: исследовательский, деятельностный.

 

 

 

Сценарий внеклассного мероприятия «Такие разные словари»

         Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья, любители русского языка. 22 ноября празднуется День Словаря. И сегодня мы с вами проводим внеклассное мероприятие, которое позволит нам окунуться в увлекательный и загадочный мир слов.

         - Как вы думаете, что помогает нам найти информацию о словах?  (Словари, Интернет)

         - Наука о языке, занимающаяся составлением словарей и их изучением, называется… (Лексикография).

         - А какие виды словарей вам известны? (Толковый, орфоэпический, фразеологический,  словарь омонимов,  орфографический, словарь крылатых слов и выражений, этимологический, словарь иностранных слов, словарь синонимов, словарь антонимов, терминологический словарь, биографический словарь и многие другие).

         Давайте с вами познакомимся с различными видами словарей немного детальнее. Для этого некоторым из вас заранее были  даны задания для подробного анализа того или иного словаря. Сегодня каждый из них принес свой словарь  на наше мероприятие.

         Итак,  сейчас каждый обучающийся по очереди представит свой словарь. Первый ученик представит нам анализ толкового словаря. Пожалуйста.

Ученик 1: Толковый словарь объясняет, разъясняет значения слов, иллюстрирует их употребление, т.е. толкует.

         Я рассматривал «Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. В нем собрано около 53 000 слов. Словари подобного типа постоянно переиздаются, пополняются, изменяются. Все слова в словаре даны в алфавитном порядке. В начале словаря дано предисловие от автора, в котором рассказывается, как этот словарь делали, как отбирали материал, кому предназначается данный словарь. Далее идут условные сокращения, например, ирон. – ироническое;  книжн. – книжное, книжного стиля; межд. – междометие; обл. – областное; однокр. – однократный вид глагола; шутл. – шутливое  и так далее.  Затем следует для удобства использования словаря  русский алфавит с указанием правильного названия букв. И следом даются словарные статьи. В каждом слове стоит ударение, у существительных можно увидеть окончание родительного падежа, род,  как будет образовано множественное число, к какому стилю речи можно отнести то или иное слово, есть ли специальные пометы у слова. В конце словарной статьи можно увидеть прилагательное от данного слова.

  Пример словарной статьи:

         Анфилáда, -ы, ж. Длинный сквозной ряд комнат в общественных зданиях, дворцах.

         Слова также могут быть многозначными. В этом случае в словарной статье дается под цифрами каждое значение слова. Например:

Бéшенство, -а, ср. 1. Заразная болезнь, поражающая нервную систему, водобоязнь. 2. перен. Крайняя степень раздражения. Прийти в б.

         Омонимы снабжаются цифровым указателем и даются в разных словарных статьях; например:

         КЛЮЧ 1, , м. 1. Металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка. Запереть на к. 2. Приспособление для отвинчивания или завинчивания гаек, откупоривания, завода чего-н. К. для часов. Гаечный к. 3. перен. То, что служит для разгадки, понимания чего-н., овладения чем-н. К. к шифру. К. местности (господствующая позиция; спец.). 4. Знак в начале нотной строки, определяющий значение нот (спец.). Скрипичный к. 5. Верхний камень, замыкающий свод сооружения (спец.). || уменьш. ключик, -а, м. (к 1, 2 знач.). || прил. ключевой, -ая, -ое (к 1, 2, 3, 5 знач.). Ключевая позиция.

          КЛЮЧ 2, -а, м. Бьющий из земли источник, родник. Вода бьет ключом (стремительной струёй). Жизнь бьет ключом (перен.). || прил. ключевой, -ая, -ое. Ключевая вода.

         А теперь у меня для всех присутствующих несколько заданий.

         1) Угадайте слово по его лексическому значению.

А) Помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами. (Лаборатория).

Б) Человек, позирующий  перед художником за плату. (Натурщик)

В) Поступь, манера ходить. (Походка).

Г) Рубашка для младенцев без пуговиц, с разрезом на спине или на груди. (Распашонка).

         2) Ребята, у слова «рука» в толковом словаре С.И. Ожегова 6 значений. Конечно же, это далеко не предел, бывает и больше. Ваша задача — сочинить несколько предложений с использованием слова «рука» в различных значениях. Каждый выполнит это задание самостоятельно на листочке. (Ребята выполняют задание).

         3) Объясните значение слова «плавать» в каждом предложении, которое я назову.

1) Все ребята давно плавали в речке.

2)  Пловец хорошо плавает в бассейне.

3) Дерево плавает по пруду.

4) Плавать на экзамене по русскому языку. (Ребята отвечают.)

Ученик 2: В моих руках находится «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией Александра Ивановича Молоткова. Здесь собрано свыше 4 000 словарных статей.

- Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов, производимые в речи в качестве готовой единицы).

         В этом словаре мы найдем выражения типа: попасть впросак, как зеницу ока, темна вода во облацех, никаких гвоздей, перемывать косточки, плясать под чужую дудку, делать из мухи слона, остановят только танки и т.п. В нем поясняются значения фразеологизмов, приведены различные формы их употребления. Также представлены синонимы и антонимы, а в некоторых случаях – сведения о происхождении фразеологизмов. Словарь представляет интерес для широкой аудитории.

       Фразеологизмы – душа каждой культуры. Они переходят из уст в уста, от поколения к поколению. В лексическом составе языка фразеологизмы занимают значительное место, так как они образно и точно передают мысль, отражают различные стороны действительности.

Фразеология необыкновенно богата и разнообразна по своему составу, обладает большими стилистическими возможностями, обусловленными ее внутренними свойствами, которые и составляют специфику фразеологизмов.

         В словаре даны объяснения, как пользоваться словарем. Дан список сокращений и русский алфавит. Словарные статьи располагаются в алфавитном порядке по ключевым словам фразеологизма. Например:

         Заблудиться в трех соснах. Не суметь разобраться в чем-то простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения. А помните ли, как в старые годы пошехонцы счастий искали, да в трех соснах заблудились? Как бы и теперь того же не случилось. Салтыков-Щедрин, Пошехонские рассказы. - Ну, наши-то совсем еще ничего не понимают, - говорила попадья. – Да оно и лучше. – Куда им, - смеялась Анна. – В трех соснах заблудятся! Мамин-Сибиряк, Хлеб.

         Сейчас я буду называть вам устойчивые выражения, а вы должны объяснить их значение.

1. Работать спустя рукава (Лениться)

2. Ставить палки в колеса (Мешать, препятствовать)

3. Положа руку на сердце (Откровенно)

4. До белых мух (До снега)

5. Водить за нос (Обманывать)

6.Фирма веников не вяжет (Кто-либо не занимается пустяками)

7. Заячья душа (Трус)

8. Раздача слонов (О критике в адрес каждого из присутствующих)

9. Седьмая вода на киселе (О дальнем родстве)

10. Ничтоже сумняшеся (Ничуть не сомневаясь)

11. Во весь опор (Очень быстро)

 (Ребята отвечают.)

         Ученик 3: Орфоэпический словарь русского языка – это словарь ударений или правильного произношения слов. Я рассматривала словарь С.Н. Боруновой, В.Л. Воронцовой, Н. А. Еськовой, под редакцией Р.И. Аванесова. В этом словаре около 63 500 слов. В этом словаре, как и в предыдущих, есть статья «Как пользоваться словарем», условные сокращения и русский алфавит.

         Сейчас я раздам задания, вы должны правильно расставить ударение в словах.

Вариант 1.

Досуха, докрасна, хозяева, ободрен, свекла, черпать, тубдиспансер, намерение, христианин, углубить.

Вариант 2.

Жалюзи, дешевизна, баловать, торты, защемит, эксперт, местностей, клеить, оптовый, звоним.

 Вариант 3.

Вручишь, дозвониться,  водопровод, диспансер, опломбировать, проживший, столяр, сорит, ненадолго, подчас.

Вариант 4.

Мозаичный, включенный, принял, каталог, торты, отрочество, баловать, загнутый, квартал, равны, вероисповедание, гражданство.
(Ребята выполняют задание.) 

         Ученик 4:  Я рассматривала «Орфографический словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и А.Б. Шапиро. В этом словаре 110 000 слов.  В этом словаре также есть статья «Как пользоваться словарём», в которой отражается состав словаря, структура словаря, список сокращений. Орфографический словарь помогает нам определить правильную форму написания слова.  В каждом слове стоит ударение. В самом конце словаря есть правила русской орфографии.

         Сейчас я покажу вам различные слова, в которых пропущены буквы. Вам нужно вставить недостающие буквы.

Вариант 1. А..ликата, сп..сибо,  а..естация, ш..в, кал..лиграфия, аф..икс, л..биринт, медвеж..нок,  п..раш..т.

Вариант 2. А..ревиатура, м..тафора, ат..раксия, пр..странство,  глос…арий, кр..пива, св..бода,  вин..грет, в..сторг.

Вариант 3. Ап..плексия, хр..зантема, бал..истика, гал..ерея, экспрес..ивный, драм..а, бал..он, об..зьяна.

         Ученик 5: Я анализировала словарь синонимов русского языка Александровой Зинаиды Евгеньевны.  В этом словаре около 9 000 синонимических рядов, во многих из которых даются краткие указания на имеющиеся особенности употребления синонимов в речи, а также стилистическая характеристика синонимов. Например: дорога, путь, мостовая, стезя, тропа, тропинка, шоссе; улица, тротуар, просека, аллея, полотно (железнодорожное).

         Я подготовила следующее задание. Я буду называть синонимический ряд, а вы попробуйте угадать главное слово, к которому этот ряд можно отнести.

1) Неученый, непросвещенный, необразованный, малообразованный, неразвитой, темный, серый (невежественный).

2) Шаржированный, гротесковый, гротескный (карикатурный).

3) Бездомный, босяк, люмпен, золоторотец (бродяга).

4) Гордый, надменный, важный, спесивый, кичливый, чванный, напыщенный, заносчивый (Высокомерный).

5) Потеряться, смешаться, оторопеть, опешить, стать в тупик, потерять голову, потерять почву под ногами.

         Ведущий:  Итак, мы с вами поговорили только о малой части существующих словарей. Их намного больше. Причем в русском языке со временем появляются абсолютно новые словари. Например,  «Словарь русского арго» Елистратова Владимира Станиславовича или же «Большой словарь молодежного сленга» Левиковой Светланы Игоревны. Также постоянно пополняются словари иностранных слов, поскольку основная часть пополнения лексики современного русского языка происходит через заимствования из других языков, и при этом важно понимать, что значит то или иное слово.         Сейчас в моду входят электронные словари, которые до безумия просты в эксплуатации, стоит лишь написать нужно слово в поисковую строку и словарная статья этого слова уже готова.

         Словари — очень полезная вещь, и без них не обойтись человеку, который хочет хорошо знать свой родной язык. Словарь – это неистощимый кладезь информации. Как сказал однажды французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

 Спасибо за работу!

 

 

 

 

Заключение

         Считаю, что данное мероприятие прошло успешно. Цели достигнуты. Задачи решены  в полном объеме. Надеюсь, что данная разработка будет полезна в практике других педагогов.

 

 

Список использованной литературы:

1) Ожегов Сергей Иванович «Словарь русского языка». М.: Издательство «Советская Энциклопедия». - 1964, 900 стр.

2) Фразеологический словарь русского языка: Свыше 4000 словарных статей / Сост. Л.А. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотков, А.И. Федоров; Под ред. А.И. Молоткова. – 3-е стереотип. изд. – М.: Русский язык. - 1978. – 543 стр.

3) Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Русский язык. - 1985. – 704 стр.

4) Орфографический словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова и А.Б. Шапиро. – 2-е изд., стереотип.- М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. - 1957. – 1259 стр.

5) Александрова Зинаида Евгеньевна «Словарь синонимов русского языка». Около 9 000 синонимических рядов / Под ред. Л.А. Чешко. М.: Издательство «Советская Энциклопедия». - 1968. – 600 стр.

 


 

Пояснительная записка Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Такие разные словари»

Пояснительная записка Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Такие разные словари»

Планируемые результаты.

Планируемые результаты.

Сценарий внеклассного мероприятия «Такие разные словари»

Сценарий внеклассного мероприятия «Такие разные словари»

В начале словаря дано предисловие от автора, в котором рассказывается, как этот словарь делали, как отбирали материал, кому предназначается данный словарь

В начале словаря дано предисловие от автора, в котором рассказывается, как этот словарь делали, как отбирали материал, кому предназначается данный словарь

Скрипичный к. 5. Верхний камень, замыкающий свод сооружения (спец

Скрипичный к. 5. Верхний камень, замыкающий свод сооружения (спец

Дерево плавает по пруду. 4) Плавать на экзамене по русскому языку

Дерево плавает по пруду. 4) Плавать на экзамене по русскому языку

Заблудиться в трех соснах . Не суметь разобраться в чем-то простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения

Заблудиться в трех соснах . Не суметь разобраться в чем-то простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения

Ученик 3: Орфоэпический словарь русского языка – это словарь ударений или правильного произношения слов

Ученик 3: Орфоэпический словарь русского языка – это словарь ударений или правильного произношения слов

Орфографический словарь помогает нам определить правильную форму написания слова

Орфографический словарь помогает нам определить правильную форму написания слова

Бездомный, босяк, люмпен, золоторотец (бродяга)

Бездомный, босяк, люмпен, золоторотец (бродяга)

Заключение Считаю, что данное мероприятие прошло успешно

Заключение Считаю, что данное мероприятие прошло успешно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2022