Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса
(турнир посвящен великому и могучему русскому языку)
Цель: развитие интеллектуальных и умственных способностей у учащихся младших классов по русскому языку.
Задачи:
Метапредметные задачи:
- регулятивные: способствовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу;
- познавательные: обеспечивать развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать;
- коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, формулировать выводы, организовывать инициативное сотрудничество.
Предметные:
- способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости;
- содействовать воспитанию нравственности учащихся на уроках русского языка.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Ожидаемый результат деятельности учащихся:
· Повышенный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам в совместной творческой работе.
· Положительное воздействие на воспитание гуманного отношения к окружающим, выходящее за рамки ФГОС.
· Приобретение коммуникативных навыков в коллективной работе.
· Формирование общеучебных навыков.
· Развитие речи и обогащение словарного запаса у учащихся начальных классов.
Оборудование: карточки с заданиями для команд, ноутбук, проектор, орфографические словари, черновики для участников.
Ход мероприятия
Учитель 1. Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашего турнира! Сегодня турнир посвящен великому и могучему русскому языку. Оружие соперников не меч и стрелы, не кулаки и пистолеты, а светлый ум, быстрая реакция, хорошая память и командный дух.
Учащиеся читают стихотворение:
1. Жизнь
идет, словарь опережая.
Сколько новых дел, событий, чувств!
Мысль свою, на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
2. Наш
язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Учитель 1: Сегодня у нас в гостях – его величество русский язык. И мы проводим турнир знатоков русского языка.
Девиз урока: Грамоте учиться - всегда пригодится.
- А что такое турнир? (ответы детей)
Турнир - спортивное соревнование. В нашем турнире примут участие четыре команды:
1. Команда «Знатоки»
2. Команда «Умники»
Правила игры:
1. Участвуют 2 команды по 6 игроков.
2. Участникам каждой команды дается время на обсуждение ответов. Игроки могут попытаться дать аргументированный ответ досрочно.
3. В случае неправильного или неполного ответа передается право ответить на вопрос другой команде.
4. Жюри присуждают баллы: за правильный ответ - 5 баллов, за неполный ответ – 3 балла, за не правильный ответ - 0 баллов.
6. Сигнальную карточку поднимает только капитан, который назначает того, кто будет отвечать.
Учитель 2: А сейчас несколько советов всем участникам:
- Разум силу победит.
- Одна голова хорошо, а две – еще лучше.
- Каждой секундой в труде дорожи.
- Не спеши языком, торопись делом.
1. Конкурс «Разминка»
А) Я говорю вам существительное во множественном числе, а вы мне в единственном числе. Отвечайте в команде хором.
Б) Теперь вспомним существительные мужского и женского рода. Отвечайте в команде хором.
А. Ноги - нога Руки - рука Мука - сущ. мука не имеет множественного числа Ведра - ведро Бедра - бедро Метро - сущ. метро не имеет множественного числа Дни - день Леса - лес Лень - сущ. лень не имеет множественного числа Кофе - сущ. кофе не имеет множественного числа Шоссе - сущ. шоссе не имеет множественного числа |
Б. Бобер - бобриха Медведь - медведица Осел - ослица Оса - оса Стрекоза - стрекоза Волк - волчица Курица - петух Баран - овца Муха - муха Обезьяна - обезьяна Слон – слониха Корова - бык |
Учитель 1: А теперь приступим к серьезным испытаниям, где работа в команде будет залогом вашего успеха. Как говорят в народе: «У коллектива – большая сила».
2 Конкурс «Добавь букву»
- Нужно вставить гласную букву в словарные слова.
1 команда
К…пуста, к…ртина, к…ртофель, кв…ртира, м…г…зин, п…м…дор.
2 команда
Б…бл…отека, …рех, пш…ница, р…сунок, т…релка, сах…р.
3. Конкурс.
2) Для команды:
- Прочитай. Подчеркни в тексте фразеологизмы, заменяя их словами или словосочетаниями из слов для справок.
У меня есть друг Петька. Мы с ним просто не разлей вода! От Петиного дома до
моего дома рукой подать. Когда мы с ним строили будку для Шарика, я понял, что
у Пети золотые руки. Он отличник, у него светлая голова. Мой друг никогда не
закрывает глаза на чужую беду. Он первым приходит на помощь. Как хорошо, что у меня есть такой друг!
Слова для справок: очень умный, очень близко, лучшие друзья, всё умеет,
не остаётся равнодушным.
4. Конкурс «Отгадай слово»
Учитель 1: Слово, которое я задумала
1. Корень
такой, как в слове СКАЗКА,
Суффикс, такой , как в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка такая, как в слове РАСХОД,
Окончание, как в слове ДОМ.
Какое слово я задумала---------------------------------
Слово, которое я задумала
1. Корень
такой, как в слове СНЕЖИНКА,
Приставка такая, как в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс такой,как в слове ЛЕСНИК,
Окончание как в слове СТОЛ.
Какое слово я задумала-------------------------------------------
5 Конкурс «Антонимы»
Учитель 1: Вспомните и назовите слова противоположные по смыслу.
1. Добрый – ………………………………
2. Грустный – ---------
3. Узкий-------------------------------
4. Быстрый- -----------------------
2 команда
5. Чистый – --------------------------------
6. Здоровый – -----------------------------
7. Сытый – -------------------------------
8. Острый – -------------------------------
6. Конкурс
Сосчитай, сколько звуков и сколько букв в словах:
Юла - …зв, …б
Коньки - …зв, …б
Чайник - …зв, …б
2 команда
Ёж - …зв, …б
Деньги -…зв,…б.
Майка -…зв,…б
7.Конкурс « В гости к согласным»
Необходимо заменить одну согласную так, чтобы вместо одних слов были другие.
Фара - …… кочка -……… лев - ...........
2 команда
Необходимо заменить одну согласную так, чтобы вместо одних слов были другие.
Цвет -……… хата -…….. роща -……….
8 Конкурс
Исправь ошибки.
Молчю, шырокий, чищю, варабьи, марской, речьной, горот,
госьти,
снигирь, тетрать, чюлок, жыраф, ирочька, щюка, косьти.
2 команда
Молчю, шырокий, чищю, варабьи, марской, речьной, горот,
госьти,
снигирь, тетрать, чюлок, жыраф, ирочька, щюка, косьти.
9 Конкурс. Из букв слова составь как можно больше новых слов.
ОГНЕТУШИТЕЛЬ
огнетушитель
Учитель 2:
Подошло время подвести итоги нашего познавательного турнира, пока жюри
совещается, вспомним слова русских писателей о родном языке.
Великий писатель Максим Горький говорил: «Язык – инструмент, необходимо хорошо
знать его, хорошо им владеть».
Учитель 1: Ребята, любите и изучайте русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль! Слово предоставляется уважаемому жюри.
Вручение грамот, сертификатов.
Спасибо всем за игру!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.