Интеллектуально-познавательная игра «Правовой лабиринт»
Цель: формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения, правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у школьников.
Задачи:
1. Закрепление знаний о нормах, отраженных в Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав человека.
2. Развитие умения отстаивать свои права и воспитание чувства ответственности.
3. Воспитание сознательного отношения к своим правам и обязанностям.
4. Развитие умения называть свои права и анализировать поступки других.
Форма проведения: игра-конкурс
Оборудование: два больших стола, стулья; техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор; карточки с заданиями, бумага, ручки, «черный ящик» с мелкими игрушками и т.п.
Ход мероприятия:
Ведущий: Всё лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь,
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной;
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.
Могу я погостить за рубежом
Потом вернуться в свой любимый дом,
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
А подрасту - поможет мне держава
Работу выбрать – я имею право.
Ну а пока я – ученик:
Учу уроки, подаю дневник…
Досугу - час,
А школе - всё внимание. Использую я право,
На образование.
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек.
10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвященный принятию в 1989 году очень важного документа – Конвенции о правах ребёнка. В этих документах записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять свои права и не нарушить права другого.
Чтобы вы смогли лучше разобраться в своих правах и обязанностях, мы проведём интеллектуально-познавательную программу «Правовой лабиринт».
Упражнение «Кто пойдёт со мной в поход» (Выбор участников команд). Вызываются два добровольца. Ведущий задаёт им вопрос « Кого бы Вы взяли с собой в поход?». Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задаётся следующий вопрос «Кому бы, вы доверили нести рюкзак?». Тем, кого выбрали, задаётся следующий вопрос «Кому бы, вы доверили свой секрет?». Так участники игры делятся на команды (в команде по 7 чел.).
1 КОНКУРС: «АЗБУКА ПРАВА».
Сейчас я буду читать вопросы. Ответы размещены на экране. Отвечать надо будет по очереди, исходя из результатов жеребьевки. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1. Обязательный для исполнения нормативный акт, принятый высшим представительным органом власти. (Закон)
2. Бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. В уголовном праве – вид преступления, выражающийся в осквернении общественных сооружений надписями, грубо оскорбляющими общественную нравственность, порче имущества на общественном транспорте или иных общественных местах. (Вандализм)
3. Основной закон государства. (Конституция)
4. Совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения. (Право)
5. Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие. (Преступление)
6. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор)
7. Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами, которые его подписали. (Конвенция)
8. Политическая и правовая принадлежность человека к гражданам того или иного государства. (Гражданство)
2 КОНКУРС: «РАЗГАДАЙ» (команды разгадывают кроссворд)
Кроссворд (6 минут)
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Одно из главных прав детей.
2. Кто несёт ответственность за детей?
3. Её оказывают в трудных ситуациях.
4. Хобби, интерес, любимые занятия на досуге
5. Она нужна, чтобы учить стихи.
6. Наравне с правами, ещё есть и ….
7. Кто реализует право на образование?
8. Кто главный судья, что внутри себя?
Погоризонтали: |
Повертикали: |
2. родители 4.увлечения 5.память 8. совесть |
1. образование 3. помощь 6.обязанности 7.учитель 9.судья |
9. Кто признаёт виновность подсудимого?
Игра со зрителями «ШИФРОВКИ» (пока команды разгадывают кроссворд)
(из предложенных анаграмм составить слова)
1. НОКЕВНИЦЯ (конвенция)
2. ГОУСАРДТСОВ (государство)
3. ИЖЗНЬ (жизнь)
4. РБОАЗОАВИНЕ (образование)
5. КЗАОН (закон)
6. ЕТУПЕЛРИНЕПС (преступление)
7. АВНАШЕПОРИНЕРУ (правонарушение)
8. СТУЦИКОНЯИТ (конституция)
9. СКОКДЕ (кодекс)
10. СТЕВТНСТЕОНВОТЬ (ответственность)
3 КОНКУРС: «ШИФРОВКИ»
(определения делятся на части, командам необходимо подобрать нужное определение к словам, собрав его целиком) 1 балл
1 команда:
Конституция - основной закон государства
Право - совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения.
Конвенция– о правах ребёнка это международный правовой документ, определяющий права детей в государствах- участниках.
2 команда:
Преступление– общественно опасное деяние, запрещённое кодексом РФ под угрозой наказания.
Закон – юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права.
Конвенция - о правах ребёнка это международный правовой документ, определяющий права детей в государствах - участниках.
4 КОНКУРС «ПОМОЖЕМ СКАЗОЧНЫМ ГЕРОЯМ ОТСТОЯТЬ СВОИ ПРАВА», пользуясь Конвенцией о правах ребёнка. Ответ должен начинаться со слов: «Согласно Конвенции о правах ребёнка». Рассмотрите иллюстрации к сказкам. Ваша задача: определить, каким правом воспользовались герои. 1 балл
1 команда: «Красная шапочка» - каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
«Буратино идёт в школу» - каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное – общедоступными.
«Гадкий утёнок»- все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
2 команда:
«Доктор Айболит»- право на получение медицинской помощи и лечения.
«Золушка» - право на труд, но эксплуатация чужого труда преследуется законом.
«Ледяная избушка» - право на неприкосновенность жилища.
5 КОНКУРС «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» («Я знаю Конвенцию…»). Необходимо, вынуть из «Черного ящика» (мешка) любой предмет и глядя на него сказать, какое право Конвенции ООН можно применить для данной игрушки. 1 балл
№ п/п |
Предмет |
Статьи Конвенции… |
1 |
Сердце (мягкая игрушка)
|
ст.6. Право на жизнь… |
2 |
Бейдж, паспорт ит.д.
|
ст.7. Право на имя… |
3 |
Блокнот, телефон, фотоаппарат и т.д. |
ст. 13. Право свободно выражать своё мнение, получать и передавать информацию… |
4
|
Календарь |
ст. 14. Право на свободу мысли, совести и религии ст. 30. Право пользоваться своей культурой… |
5 |
Флакон с настойкой травы
|
ст.24. Право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения… |
6
|
Нож (игрушка)
|
ст. 19. Защита от всех форм насилия, оскорбления, грубого обращения… |
7
|
Кисточка для рисования, карандаши, ручка т. д. |
ст.28. Право на образования |
Ведущий: Каждый имеет не только права, но и обязанности перед обществом.
Что такое обязанность? Это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. В Конституции РФ записаны не только права, но и обязанности, которые имеют непосредственное отношение к вам, детям.
- Подумайте, какие обязанности есть у каждого ребёнка?
(Обязанности: уважать старших и друг друга, уважать взгляды, свободу и интересы других людей, культурно вести себя на уроках и на переменах, т.е. соблюдать правила поведения в школе, а также и за её пределами, ходить опрятным, аккуратным, выполнять устав школы, выполнять все поручения, в том числе и домашнее задание без всяких отговорок, беречь школьное имущество и все принадлежности.)
6 КОНКУРС: «Ваши права и обязанности».
Заполните таблицу и проверьте (за каждый правильный ответ – 1 балл):
Перечень прав и обязанностей |
право |
обязанность |
Помощь родителям по дому |
|
+ |
Посещение школьных занятий |
|
+ |
Выражение своего мнения |
+ |
|
Культурное поведение в общественных местах |
|
+ |
Жить и воспитываться в семье |
+ |
|
Уважение старших |
|
+ |
Отдых в летнее время |
+ |
|
Соблюдение законов |
|
+ |
Личная неприкосновенность |
+ |
|
Соблюдение правил дорожного движения |
|
+ |
Неприкосновенность жилища |
+ |
|
Получение медицинской помощи |
+ |
|
Слушаться родителей |
|
+ |
Не посягать на чужое имущество |
|
+ |
Иметь имя и фамилию |
+ |
|
Игра «Закончи предложение» (игра со зрителями)
- В школе я должен.................. ( прилежно учиться, внимательно слушать учителя на
уроках)
- Дома я должен................... (помогать родителям по хозяйству, уважать старших и
слушаться их, выполнять дом. задания)
-На улице я должен,…................. (здороваться со старшими, уступать им в транспорте
место, быть вежливым с окружающими людьми)
Беседа о домашних обязанностях
7 КОНКУРС: «ОПРЕДЕЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ».
Команды получают листы с таблицей, в первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором столбце необходимо вписать юридические названия этих преступлений. За правильный ответ – 1 балл.
№ |
Преступления |
Юридическое название |
1. |
Иван исписал стены дома надписями «3а – самый лучший класс!» |
Вандализм |
2. |
Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете |
Кража |
3. |
Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» |
Угон |
4. |
Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба |
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма |
5. |
Коля заставил малыша дать 10 рублей |
Вымогательство |
6. |
Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения |
Хулиганство |
7. |
Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала её на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания |
Оскорбление |
8. |
Витя отобрал у Кости плейер |
Грабеж |
Пока наши команды выполняют задание, проведём ИГРУ СО ЗРИТЕЛЯМИ «ЭТО РАЗРЕШАЕТСЯ – ЭТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ».
1. Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это …(разрешается)
2. Рисовать и петь, учиться.
Если заболел – лечиться.
Это … (разрешается)
3. Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
4. Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет надрывается.
Бить, наказывать ребёнка строго …(запрещается)
5. С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это …(разрешается)
6. Трудится маленький ребёнок,
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Тоже … (запрещается)
7. Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Теперь помощники подводят итоги конкурсов.
Итоги. Ведущий проводит оглашение победителей и их награждение.
Ведущий: Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам законов, которые мы должны не только знать, но и соблюдать. В жизни, как и в нашей игре, побеждает тот, кто знает свои права. Этому вас учат в школе, учит сама жизнь. Пока мы не поймём этой истины, нам будет трудно жить среди людей. Надеемся, что на вашем жизненном пути всегда будут соблюдаться ваши права, а вы сами будете всегда исполнять свои обязанности. Хотелось бы закончить нашу встречу притчей.
Восточная притча.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый
способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не
смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и
спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику
было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение
сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику?
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках.
· Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
· Какой путь выбрали бы вы, ребята?
Вывод: Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный во благо – это и есть «моральный выбор».
Рефлексия. Расскажите о своих впечатлениях от сегодняшнего мероприятия.
1.Какой конкурс был самым сложным для вас?
2. Какой конкурс был самым интересным для вас?
3. Согласны ли вы с мастером из притчи?
4. Что вы нового узнали?
Благодарю за внимание, знайте свои права и выполняйте обязанности!
Приложения
КРОССВОРД
1. Одно из главных прав детей.
2. Кто несёт ответственность за детей.
3. Её оказывают в трудных ситуациях.
4. Хобби, интерес, любимые занятия на досуге
5. Она нужна, чтобы учить стихи.
6. Наравне с правами, ещё есть и ………..
7. Кто реализует право на образование.
8. Кто главный судья, что внутри себя.
9. Он признаёт виновен или не виновен человек.
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 КОМАНДА:
КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА
ПРАВО - СОВОКУПНОСТЬ УСТАНАВЛИВАЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ ПРАВИЛ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА - ЭТО МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПРАВА ДЕТЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ.
2 КОМАНДА:
ПРЕСТУПЛЕНИЕ– ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОЕ ДЕЯНИЕ, ЗАПРЕЩЁННОЕ КОДЕКСОМ РФ ПОД УГРОЗОЙ НАКАЗАНИЯ.
ЗАКОН – ЮРИДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ, В КОТОРОМ СИСТЕМАТИЗИРОВАНЫ И ОБЪЕДИНЕНЫ НОРМЫ ПРАВА.
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА - ЭТО МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПРАВА ДЕТЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ.
№ |
Преступления |
Юридическое название |
1. |
Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!» |
|
2. |
Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете |
|
3. |
Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» |
|
4. |
Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба |
|
5. |
Коля заставил малыша дать 10 рублей |
|
6. |
Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения |
|
7. |
Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания |
|
8. |
Витя отобрал у Кости плейер |
|
Юридическое название:
Грабеж Вандализм Оскорбление Кража Вымогательство Хулиганство Заведомо ложное сообщение об акте терроризма Угон |
Перечень прав и обязанностей |
право |
обязанность |
Помощь родителям по дому |
|
|
Посещение школьных занятий |
|
|
Выражение своего мнения |
|
|
Культурное поведение в общественных местах |
|
|
Жить и воспитываться в семье |
|
|
Уважение старших |
|
|
Отдых в летнее время |
|
|
Соблюдение законов |
|
|
Личная неприкосновенность |
|
|
Соблюдение правил дорожного движения |
|
|
Неприкосновенность жилища |
|
|
Получение медицинской помощи |
|
|
Слушаться родителей |
|
|
Не посягать на чужое имущество |
|
|
Иметь имя и фамилию |
|
|
Ваши права и обязанности
Название команды
|
Название команды
|
||
1 |
|
1 |
|
2 |
|
2 |
|
3 |
|
3 |
|
4 |
|
4 |
|
5 |
|
5 |
|
6 |
|
6 |
|
7 |
|
7 |
|
Баллы |
|
Баллы |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.