ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Приморский колледж лесных технологий, экономики и транспорта»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема «Ты и твоё имя».
Преподаватель русского языка и литературы: Юстратова Н.С.
Группа: БУ - 11
Лесозаводск, 2019
Согласованно Замдиректора по учебно-методической и научной работе________ Волохотюк Е.А. «____»__________ 2019
|
Рассмотрено и утверждено на заседании УМК ОГСЭ дисциплин протокол №_____ от «____» ____2019г. Председатель УМК _________
|
Пояснительная записка
Классный час «Ты и твоё имя» разработан для студентов 1 курса с целью знакомства юношей и девушек в группе. Так как на первый курс поступают подростки с разных районов и городов, то классному руководителю необходимо создать микроклимат в группе через различные виды деятельности. И первое знакомство в группе происходит 1 сентября на линейке, посвященной Дню знаний, где каждый не знает как - кого зовут. Проходит какой - то период времени и классный руководитель замечает, что в коллективе группы или класса не все знают друг друга по имени. Поэтому и возникла эта тематика классного часа, чтобы ближе познакомить ребят в группе.
Цель: дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества.
Задачи:
- познакомить студентов с историей появления имён;
- вызвать эмоциональное стремление к
поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;
- воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и наследию прошлого.
Форма проведения: нравственная беседа
Время проведения: 45минут
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.
План мероприятия:
1. Организационный момент.
2. История имён.
3. Имена XXI века.
4. Видео «Наши имена».
5. Викторина.
6. Подведение итогов.
"Назвать человека, дать ему имя,
преодолеть хаотическую текучесть жизни
– значит, сделать мир осмысленным"
(А. Ф. Лосев).
Ход классного часа
Вступительное слово классного руководителя: (слайд 2)
- Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении.
Мы сегодня с вами постараемся узнать как возникли ваши имена?
1 Ведущий
(3 слайд) (Проговаривает наизусть)
Имена. имена, имена…
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна!!!! (слайд 4)
(слайд 5)
До появления христианства на Руси для наречения младенцев использовались древнерусские самобытные имена. По традиции имена отражали черты характера и особенности человека, например, Умник, Хитр, Добр, Храбр, Молчан, Косой, Красава, Кудряш, Черняк, Хромой, Беляй. Иногда сыновей в семье называли в порядке очередности их появления на свет, к примеру: (слайд 6) Первый, Второй, Третьяк, Меньшак, Старшой и др. Некоторые имена обозначали род деятельности или профессию, например, Селянин, Кожемяка и др. В древности такие особенности в присвоении имен были у многих народов. Так, индейцы тоже подмечали особенности людей и отражали их в именах: Хитрая Лиса, Орлиный глаз и пр. С принятием христианства имена закреплялись в специальных церковных календарях. Но и в наши дни можно встретить фамилии, произошедшие от прозвищ: Жук, Кот, Воробей, Волк. (слайд 7)
2 ведущий
С XI по XVII век популярностью стали пользоваться византийско-греческие имена. Свое развитие получила также двух именная система, когда человеку при рождении давали одно имя, а называли по-другому. Широкое распространение в этот период получили имена, состоящие из двух корней, последний из который «–слав». (Сдайд 8). Так появились имена со славянскими корнями: Борислав, Святослав, Ярослав, Вячеслав и имена с византийско-греческими корнями: Мирослав, Станислав, Бронислав и др. Одно время у славян существовала интересная традиция, когда ребенка нарекали именем, которое знали только близкие родственники, а потом заворачивали ребенка в рогожку и выносили за порог. Таким образом, показывали нечистой силе, что ребенка им подкинули, и он не родной. Затем малышу давали второе имя, чья задача была отпугнуть злых духов. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Этот обряд означал, что человек будет носить неприглядное имя, чтобы никто не смог ему навредить. Свое истинное имя нельзя было говорить никому. В подростковом возрасте проводили второй обряд и тогда ребенку присваивали окончательное имя, которое должно было отражать его уже сформировавшийся характер. Эта традиция быстро сошла на нет, так как человека называли прозвищем, и его характер менялся соответственно. Смысла в имени-обереге в этой ситуации было мало, так как связи с этим именем человек не имел.
1 Ведущий
Привычное для нас именование людей по формуле - фамилия, имя, отчество - было введено в начале XVIII века до 1917 г. Тогда же были согласованы списки имен, которые можно выбрать для ребенка, так же появились псевдонимы. В советское время было популярно образовывать новые имена, отражающие события в стране. Это были очень необычные имена, которые носили в основном девочки. Согласитесь, не каждый день встретишь женщину с именем Идея, Октябрина или Искра. Иногда такие имена звучали довольно несуразно, как например девочка с именем Артиллерийская Академия. (Слайд 9) Регистрацию новорождённых стали вести отделы записи актов гражданского состояния. Родители могли выбрать любое понравившиеся имя или даже придумать своё (Индустрия, Берёза Сирень…..)
2 Ведущий
Однако некоторые имена настолько понравились, что они существуют и по сей день: Лилия, Нинель (Ленин только наоборот), Тимур, Спартак и т.д. В настоящее время список современных имен очень обширный, хотя исконно русских среди них осталось очень немного. Основная масса имен в этом именослове имеет происхождение от древних языков: греческого, германского, египетского (примером может служить имя Пахомий) и многих других. Вот самые популярные имена 21 века. (Слайд 10)
У нас имеется информация отдела ЗАГС ЛГО о регистрации актов гражданского состояния за последние 4 месяца 2019 года По статистике на 1октября 2019 года о самых распространённых и редких имён. Внимание на (Слайд 11).
Классный руководитель:
По имени можно узнать о человеке всё.
Скажите, пожалуйста, а что именно можно определить по имени? Конечно характер. Давайте посмотрим, что интересного вы узнали о своём имени: Демонстрируется презентация с видео студентов и характеристиками их имен.
Далее студент рассказывает стихотворение наизусть с выражением: (Слайд 12)
Классный руководитель:
А теперь Викторина: (слайды с 13 по 18), (19 слайд)
Классный руководитель: всем большое спасибо за ваше внимание, тем ребятам, которые готовили материал к классному часу. Думаю, что мы с вами узнали много интересного о себе, и о своих одногруппниках.
Интернет источники:
1. http://kakzovut.ru/names/alexander.html
2. Википедия
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.