Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов
Тема «Доброта,
отзывчивость и милосердие»
Выполнила Ливинская Т.А
Цель: -ознакомление обучающихся с понятиями «доброта», «отзывчивость», «милосердие»
Задачи:- воспитывать у школьников желание совершать добрые поступки, доброту, сочувствие, сопереживание;
- учить детей давать нравственную оценку жизненных явлений и поступков;
- воспитывать добрые чувства к самому близкому и дорогому человеку – матери.
Ход мероприятия:
1.Вступительная
часть. Чтение стихотворения. Знакомство с понятием «доброта».
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта,
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
- И откуда, - спросишь ты,-
В доме столько доброты?
2.Беседа
- О чем говорится в этом стихотворении? Как вы понимаете слова
«Добро, доброта, добрый человек»?
- Слова «доброта, добрый» произошли от слова « добро». А теперь послушайте, как объясняет это слово толковый словарь.
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Добрый – делающий добро другим, отзывчивый на чужую беду, просьбу, несущий благо, хороший, дружески близкий, милый человек
Стихотворение Л. Сорокиной « Помощник»
Вова плачет тонко – тонко и глаза трет кулаком:
- Я вам вовсе не девчонка, не пойду за молоком!
Мама смотрит без улыбки: -Что же сделаешь ошибку,
Мне не будешь помогать - не пущу тебя гулять.
Постоял, подумал он: - Ну давай уж твой бидон.
Вове грустно и обидно, он шагает стороной:
-Может так не будет видно всем бидона за спиной?
Дядя с длинными усами, высоченный, как отец,
Улыбнулся: «Видно, маме помогаешь? Молодец!
Тетя девочке в панаме говорит: «Бери пример,
Помогает мальчик маме – настоящий супермен!»
И уже не стороной Вова гордо шел домой.
Хоть по лестнице скакал, молоко не расплескал.
-Мама, что еще купить? Я могу сейчас сходить!
3.Обсуждение поступка Вовы
- Как откликнулся Вова на просьбу мамы вначале? Почему? ( Не хотел идти, стеснялся). Как шел Вова с бидоном? ( Прятал бидон за спину, стыдился.) Ребята, разве стыдно помогать маме или другим людям? Помощь взрослым - это добрый поступок? Почему изменилось отношение Вовы к маминому поручению? ( Его похвалили, понял, что это хороший, а не постыдный поступок.)
- Итак, Вова понял, что помогать другим – добрый поступок.
-А как вы помогаете своим близким? (ответы детей)
4.Игра « Да и нет ».
-А сейчас немного поиграем. Будьте внимательны и отвечайте на мой вопрос, если согласны 3 раза хором « да», если не согласны - 3 раза слово «нет» или в рифму.
Начинается игра - ра- ра ра!
Вы, ребята, хоть куда? (Да! Да!Да!)
Будут добрые дела? (Да! Да! Да!) А плохие никогда? ( Нет! Нет! Нет Будем маме помогать? ( Да! Да! Да!)
Младших будем обижать? ( Нет! Нет! Нет!)
Можем мы каток залить? ( Да! Да! Да!) А цветы в саду полить? ( Да! Да! Да!)
Парты росписью писать,
А потом по ним скакать? ( Нет! Нет! Нет!)
Лучше парты будем мыть,
И в порядке их хранить? ( Да! Да! Да!)
Место старшим уступать?
И старушкам помогать?
Улыбаться хмурым людям будем? ( Будем!
Будем! )
Если добрыми мы будем,
То, везде и навсегда,
Поселится доброта? Да! Да! Да!
5.Разговор на тему: « Каким должно быть добро?»
- А для чего нужно творить на земле добрые дела? ( Приносить пользу и радость себе и другим людям.) Есть еще одна мудрая пословица у русского народа: « Плохо тому, кто не делает добра никому».
- Нужно рассказывать о своих добрых делах. Как вы считаете? Почему?
Добро должно быть скромным! Добро во имя добра, а не ради похвалы!
-А теперь послушайте мнение по этому вопросу одного мальчика в стихотворении Е. Новичихиной « Помощники».
Мы с братишкою вдвоем маме помогали
Нас хвалили, а потом по конфете дали.
Помогать – такой пустяк! Больше дела нету?
Мы хорошее делали просто так, а не за конфету!
- Трудно было мальчикам помогать? Для них помогать маме – пустяк! Значит, совсем не трудно. А как вы считаете всегда ли легко совершить добрый поступок? Или нет? Смотря какой? Приведите свои примеры.
Помочь в каких – то делах по дому бывает не трудно. А вот, например, спасти своего друга из канализационного люка, как это сделал один курганский школьник, или спасти кого - нибудь от пожара, для этого нужна смелость. А чтобы ухаживать за тяжело – больным человеком?
Для многих добрых дел нужна смелость, терпение, милосердие и сила воли.
Если вам кто – то сделал доброе дело, как вы поступите? Конечно, нужно обязательно поблагодарить этого человека.
6. Просмотр презентации
7.Обобщение.
- О каком важном качестве людей мы сегодня столько говорили? ( О доброте). Какое должно быть добро? Скромное, не ради похвалы, награды; благодарное, несущее людям радость.
- Я хочу закончить наш разговор о добре и доброте словами Николая Добронравова.
Чтобы стало в этом мире Завтра лучше, чем вчера,
Есть на свете командиры
И волшебники добра.
Мы счастье всем добудем, Волшебники удачи…
Дарите радость людям,
Дарите радость людям! Чтоб стать самим богаче
8 Изготовление сувениров. Рефлексия « Букет добра».
(Во время процесса изготовления закладок звучит негромко фонограмма песенки Кота Леопольда на сл. М. Пляцковского и муз. Б. Савельева.
Работа в парах: один ученик вырезает полоску из картона, другой цветок по шаблонам. Потом вместе приклеивают).
Ребята сделайте выбор: из какой бумаги вы будете делать цветы?
красный цвет - нужны добрые дела,
синий - иногда нужны,
чёрный цвет – не нужны добрые дела.
В конце работы ребята выходят к доске и показывают получившийся букет из цветов –. По желанию дети дарят закладки гостям с пожеланиями добра!
Обязательно помните, что нужно нести добро другим и тогда оно обязательно вернется к вам!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.