Внеклассное мероприятие "Вклад математиков в Победу над фашизмом"
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие "Вклад математиков в Победу над фашизмом"

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
математика
5 кл—9 кл
15.11.2023
Внеклассное мероприятие "Вклад математиков в Победу над фашизмом"
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5 - 9 классов в рамках предметной недели по математике
Вклад математиков в Победу над фашизмом.doc

 

Филиал МБОУ «СОШ им. М.М.Рудченко с.Перелюб  Перелюбского муниципального района Саратовской области» в с.Кучумбетово Перелюбского муниципального района Саратовской области

 

 

 

 

Внеклассное мероприятия по математике для учащихся 5 – 9 классов

«Вклад  математиков в Победу над фашизмом»

 

Автор работы:

Корсикова Светлана Алексеевна

учитель математики I категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

В последние десятилетия современное общество претерпело большие изме­нения в различных сферах, что, несомненно, повлияло на формирование личности человека. Произошла утрата многих человеческих ценностей. Серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. В этих условиях очевидна необходимость решения проблем патриотического воспитания школьников. Ведь именно в школьные годы формируются активная гражданская позиция, верность своей стране и солидарность с ее народом, готовность к служе­нию Отечеству, - все то, что составляет основу понятия «патриотизм». В Законе РФ «Об образовании», государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2025 годы», федеральном государствен­ном образовательном стандарте подчеркнуты значимость и актуальность патри­отического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у рос­сийских граждан. Таким образом, воспитание патриотизма в настоящее время стало одним из приоритетных направлений в системе образования России.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своему Отечеству, неразрывности с его историей, культурой, достижениями, потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопо­жертвования, служении Родине.

   Главной  особенностью патриотического воспитания является то, что оно позволяет   этот  сложнейший и ответственный  процесс вывести из узких и, весьма жёстких, рамок стихийности. Нужно ли говорить с детьми  о войне? Если  да, то, как это делать? На каком материале основываться, из каких предпосылок исходить? Вопросы непростые и, к сожалению, своевременные. Их можно объединить в один, звучащий так: «Как сформировать у подрастающего поколения  должное отношение  к войне? ». И непременно согласиться  с тем,  что   говорить  с детьми  о войнах как исторических событиях, необходимо. И просто жизненно  важно проводить  работу, связанную с разъяснением появления  военных конфликтов на территориях отдельных государств,  а также войн современности, возникающих в разных  уголках мира. При этом необходимо использовать  все доступные средства : литературу, живопись, видеофильмы, музыку,  интернет - ресурсы, компьютерные технологии. Разговор  с  учащимися  надо вести так, чтобы в их душах  надолго остался след памятных воспоминаний. Память истории, сочетающаяся с чувством гордости за свою историю,- основа достоинств нации,  её  способности  в реализации  национальных интересов, ценностей, идеалов. И сегодня в учебно-воспитательном процессе следует  сделать продуктивной  не только  тему  Великой  Отечественной  войны 1941-1945гг, но и  современных локальных войн, а также  тему  малой Родины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    II. Содержательная часть                                                    

Ход мероприятия.

I этап: «Вклад  математиков в Победу над фашизмом» 

Учитель:
22 июня 1941года…. Пройдут десятилетия и века, но человечество будет помнить эту горькую дату начала самой страшной из войн. Она унесла 20млн. жизней советских людей. 1710 наших городов, полностью разрушенных, оставили, уходя, фашисты. 1418 военных дней и ночей продолжалась жестокая война.
Хотя прошло 75 лет со дня Победы, но наш народ помнит грозные годы войны, чтит память павших героев. Время не властно над памятью людей разных поколений. Вот поэтому мы собрались, сегодня вспомнить о людях, которые помогали в борьбе с фашизмом. Ребята, наше внеклассное мероприятие  посвящено математикам, которые внесли свой определенный вклад в Победу. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее. Тема нашего мероприятия «Вклад математиков в Победу над фашизмом». Будьте внимательны, так как в конце мероприятия будет викторина. Ответы вы найдёте в выступлении своих товарищей.

Ведущий1. 
22 июня 1941 года мирный ритм жизни нашего народа был нарушен предательским нападением на нашу страну фашистской Германии. Германия без объявления войны напала на Советский Союз.

Ведущий 2. 

Если мы посмотрим на соотношение сил Советского Союза и Германии, то увидим. что Германия имела преимущество в личном составе, в автоматах и автомашинах. Самолетов в Красной Армии было больше, но их разбомбили сразу на аэродромах, не дав им даже взлететь. 75% танков, стоящих на вооружении Красной Армии в Советском Союзе требовали списания.

Ведущий 1.

Поэтому чтобы остановить врага, нужны были новые, более совершенные виды оружия для нашей Красной Армии. А для создания новых видов оружия нужны были знания наших ученых и прежде всего ученых – математиков.

 Учёные заявили, что «отдадут все свои знания, силы, энергию и свою жизнь за победу над врагом».

Ведущий 2.

1.     Авиация и математические задачи

Война поставила перед советскими учеными - математиками сложнейшие задачи. От авиации война требовала больших скоростей самолетов. Большим вкладом в развитие скоростной авиации стали исследования академика Николая Евграфовича Кочина - советского математика и физика.  Он получил важные результаты в аэродинамической теории крыла конечного размаха, что позволило впервые решить задачу «теории круглого крыла» и рассчитать силы, действующие на крыло, и обтекающие его потоки. 

Ведущий 1.

Овладевая большими скоростями, авиаконструкторы столкнулись с неизвестными ранее явлениями в поведении самолетов. В определенных режимах работы моторов в конструкциях возникали самовозбуждающие вибрации (флаттер), они часто вызывали мгновенное разрушение вибрируемых конструкций – катастрофы самолетов в воздухе.

Ведущий 2.

 Опасности подстерегали скоростные машины и на земле. При взлете и посадке самолета колеса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление, названное шимми, нередко вызывало катастрофы самолетов на аэродромах.

Ведущий 1.

Выдающийся советский математик М.В. Келдыш и возглавляемый им коллектив ученых исследовали причины флаттера и шимми. Созданная учеными математическая теория этих опасных явлений позволила советской авиационной науке своевременно защитить конструкции скоростных самолетов от появления таких вибраций. В результате наша авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетов по причине неточного расчета их конструкций. Тем самым были спасены жизни многих летчиков и боевые машины.

Ведущий 2.

    Исследования в комплексе с достижениями ученых из других областей науки и техники позволили А.С. Яковлеву и С. А. Лавочнику создать грозные истребители, С.В. Ильюшину - неуязвимые штурмовики, А.Н. Туполеву, Н.Н. Поликарпову и В. М. Петлякову - мощные бомбардировщики.

2.Артиллеристы и математические теории

Ведущий 2

Математические знания были нужны и непосредственно в бою. Известно, что такой род войск  как  артиллерия без расчетов не мог бы существовать. Нашим солдатам артиллеристам нужно было стрелять быстро и точно. Используя свои работы в области теории вероятностей, Андрей Николаевич Колмогоров  дал определение наиболее выгодного рассеяния артиллеристских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым увеличить эффектность действия артиллерии, которую заслуженно называли Богом войны.

Ведущий 1

Профессор С.В. Бахвалов, известный геометр, доработал теорию  управления артиллерийским огнем

Ведущий 2

Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как обеспечение кучности боя и устойчивости снарядов при полете. Проблему обеспечения кучности боя и устойчивости артиллерийских снарядов при полете успешно решил член-корреспондент Академии наук СССР Четаев Николай Гурьевич. Он предложил наивыгоднейшую крутизну нарезки ствола орудия, что позволило обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при полете.

3.Флот и математические таблицы

Ведущий 1

Видная роль в деле  обороны нашей Родины принадлежит     выдающемуся      математику академику   А. Н. Крылову, чьи труды по теории непотопляемости   и    качки    корабля  были использованы   нашими   Военно- Морскими  силами. Он создал таблицы непотопляемости,
в которых   было   рассчитано,  как    повлияет на  корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков нужно затопить и  насколько   затопление может  улучшить  состояние   корабля.       Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности.

Ведущий 2

Математическая теория вероятностей использовалась  для определения наилучших методов местонахождения самолётов и подводных лодок противника, для указания путей, позволяющих избежать встречи с подводными лодками врага. Например, встал такой вопрос: как лучше провести караван торговых судов при наличии вражеских подводных лодок? Если составить караван из большого количества судов, то вероятность встречи с подводными лодками противника будет меньшей. Это с одной стороны. Но нельзя забывать и другое: увеличатся потери, если встреча большого каравана осуществиться с подводными лодками противника.

             Тут математика пришла на помощь. Ее методами были определены размеры судов и частота их отправления, при которых потери были бы наименьшими. Во всём этом большая заслуга академика А.Н.Колмогорова.

Ведущий 1

Анатолий Петрович Александров нашел эффективный способ размагничивания кораблей с целью защиты от вражеских мин. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной» обработке. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков.

Математические знания были нужны непосредственно в бою.  В апреле 1942 года коллектив математиков под руководством  академика Сергея Натановича Бернштейна разработал  и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз.

4. Создание новых видов оружия

Ведущий 2

Победа над фашизмом требовала не только усовершенствования прежних видов вооружения, но и создания новых видов оружия. Оставшиеся в тылу учёные и конструкторы создавали новые образцы вооружения.  Ребята, послушайте и ответите затем: о каком оружии говорится в  строках стихотворения, которое я вам сейчас прочту?

                Говорит пехота: Чистая работа!
Где ударит “Катя”, фрицу не пролезть.
Воевать охота – говорит пехота –
Раз у нас такая пушка есть!
Влево и направо, бьет врагов на славу.
Впереди – горячий бой.
Огненную лаву на врагов ораву
Сыплет “Катя” щедрою рукой.

(Заслушать ответ, а затем зачитать)

Оружие – “катюша” - реактивные артиллерийские установки, выпускающие реактивные снаряды. Созданию этого оружия предшествовала большая работа группы ученых и конструкторов.

Ведущий 1

В начале войны молодые учёные механико-математического факультета МГУ молодые ученые А. А. Космодемьянский  и Л. П. Смирнов выполнили исследования, имеющие прямое отношение к этим первым образцам пороховых ракет, получивших название «катюш».

Ведущий 2

Героический труд  ученых – математиков  Ивана Гвая, Костикова Андрея Григорьевича  и В.Аборенкова  уже летом 1941 года позволил начать оснащение Вооруженных Сил новыми, более совершенными  видами боевой техники – самоходными артиллерийскими установками, реактивными минометами, вселяющие  в противника дикий ужас. Эту артиллерийскую минометную установку солдаты ласково назвали «Катюша».

Из текста донесения в немецкий генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно – зажигательные, но необычного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют – огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях огромные».

 5. Математики на фронте

Ведущий 1

 C первых же дней войны огромное число математиков были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Например, добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся член-корреспондент, математик и педагог Александр Андреевич Ляпунов (1911 – 1973). Он храбро воевал и внес много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы. Вместе с другими слушателями Академии имени Жуковского не раз принимал участие в боевых операциях нашей авиации выдающийся геометр академик АН А. А. Погорелов.

В частях тяжёлой артиллерии на Пулковских высотах в осажденном Ленинграде  воевал выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей академик Юрий Владимирович Линник.

Ведущий 2

Не остались в стороне и учителя математики Перелюбского района, которые с оружием в руках сражались с фашистами. Александр Ермолаевич Гоцев – фронтовик, учитель математик, директор средней школы с.Перелюб.

         22 июня 1941 г., в первый день Великой Отечественной войны, студент третьего курса дневного  отделения физико-математического факультета Немецкого государственного педагогического института АССР НП г. Энгельс Александр Гоцев подал заявление в Энгельсский военкомат о добровольной отправке на фронт. В ноябре 1941 г. его направили на Волховский фронт, в 939 стрелковый полк 252 стрелковой дивизии 52 Армии. Служил по февраль 1942 г. в должности адъютанта командира полка. Был ранен осколками в ногу. Но с передовой не ушёл. Затем в начале февраля 1942 г. выбыл из строя: в боях под селом Кобцы Ленинградской области получил тяжёлое ранение осколками в грудную клетку с повреждением лёгких. После длительного лечения в эвакогоспиталях был направлен на Сталинградский фронт, где воевал с сентября 1942 г. по ноябрь 1942 г. в составе 61 механизированной бригады 13 танкового корпуса 57 Армии в должности офицера связи. 22 ноября 1942 г. в боях под станцией Тундутово Сталинградской области получил тяжёлую контузию. Находился на излечении после ранения Александр Ермолаевич до 15 февраля 1943 года. После излечения в действующую армию уже не направлялся. С1 сентября 1947 года А. Е. Гоцев начал работать в Перелюбской средней школе, при этом поступив на заочное отделение физико-математического факультета Саратовского Педагогического института. Сначала был учителем математики, потом заведующим учебной частью, директором Перелюбской средней школы. Пост директора школы оставил после перенесённого в марте 1960 г. инфаркта и отдал себя всего преподаванию математики, чему посвятил 40 лет своей жизни.

Ведущий 1

 Не всем посчастливилось вернуться с фронта живыми.

Лейба Гершович (Лев Григорьевич) Нудель 1896 года рождения родился в Одесской области. Он, человек уже не молодой, прибыл в Перелюбский район по эвакуации в начале войны. Сначала преподавал физику и математику в Перелюбской школе, а затем был переведен в Нижнепокровскую школу. Отсюда его в феврале 1944 года призвали в Красную Армию. 28 июня 1944 года Лейба Гершович (Лев Григорьевич) Нудель погиб в бою в Карелии.

Ведущий 2

А на этом слайде находится список  всех учителей Перелюбского района, погибших в Великую Отечественную войну. Давайте почтим память всех павших на полях сражений Великой Отечественной войны   ученых и учителей минутой молчания.

Ведущий 1

Ребята, на а теперь давайте проверим, насколько внимательно вы слушали нас. И вместе еще раз выясним так, что же  сделали ученые математики для приближения Великой Победы?

II этап:  Викторина «Все для фронта, все для Победы»

III этап: Решение задач «Оружие Победы»  

IV этап: Домашнее задание «Кроссворд на тему «Вклад математиков в победу над фашизмом»»

 

Учитель:  Наше внеклассное мероприятие я хочу закончить стихотворением

Весь под  ногами шар     земной,

 Живу. Дышу. Пою.

 Но в памяти всегда со мной

 Погибшие в бою.

 Пусть всех имен не назову.

 Нет кровнее родни.

 Не потому ли я живу,

 Что умерли они?                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Большая советская энциклопедия.

2. Советская энциклопедия, 1985 г, главный редактор генерал Армии профессор М. М. Козлов.

3. Что значит быть Математиком? «Смена», 1978 г.,

4. Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны,-М.: 1978

5. Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны -1983

  6. Газета «Целинник» от 8 февраля  1998 года, №5 «Отечества достойные сыны»

   7. Газета «Целинник» от 21.09.2018 « Фронтовик. Учитель. Директор»


Скачано с www.znanio.ru

Филиал МБОУ «СОШ им. М.М.Рудченко с

Филиал МБОУ «СОШ им. М.М.Рудченко с

Пояснительная записка В последние десятилетия современное общество претерпело большие изме­нения в различных сферах, что, несомненно, повлияло на формирование личности человека

Пояснительная записка В последние десятилетия современное общество претерпело большие изме­нения в различных сферах, что, несомненно, повлияло на формирование личности человека

При этом необходимо использовать все доступные средства : литературу, живопись, видеофильмы, музыку, интернет - ресурсы, компьютерные технологии

При этом необходимо использовать все доступные средства : литературу, живопись, видеофильмы, музыку, интернет - ресурсы, компьютерные технологии

II. Содержательная часть

II. Содержательная часть

Учёные заявили, что «отдадут все свои знания, силы, энергию и свою жизнь за победу над врагом»

Учёные заявили, что «отдадут все свои знания, силы, энергию и свою жизнь за победу над врагом»

Тем самым были спасены жизни многих летчиков и боевые машины

Тем самым были спасены жизни многих летчиков и боевые машины

Военно- Морскими силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков нужно затопить…

Военно- Морскими силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков нужно затопить…

Победа над фашизмом требовала не только усовершенствования прежних видов вооружения, но и создания новых видов оружия

Победа над фашизмом требовала не только усовершенствования прежних видов вооружения, но и создания новых видов оружия

Снаряды разрываются одновременно

Снаряды разрываются одновременно

После длительного лечения в эвакогоспиталях был направлен на

После длительного лечения в эвакогоспиталях был направлен на

II этап: Викторина «Все для фронта, все для

II этап: Викторина «Все для фронта, все для

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2023