Цели:
1) подвести детей к осознанию понятия «Родина», дать первоначальное представление о тождественности понятий «Родина» и «родной край».
2) Познакомить с понятиями «гражданин», «государственные символы» (флаг, герб, гимн), познакомить с Конституцией РФ, правами человека – гражданина нашей страны.
3) Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к государственным символам; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству как взрослыми, так и детьми; развивать чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Оборудование: карта РФ, плакаты с государственной символикой, Конституция РФ, карточки-опоры, сказочные герои, репродукции художников, раздаточный материал
1. Сообщение темы и целей занятия
Учитель:
-Дорогие ребята! Сегодня мы проведём необычное, но очень важное занятие. Прочтём его тему.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить?
(показ свидетельства о рождении)
- У кого есть такой документ? Кто знает, что в нём записано?
- Этот важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и о том, что вы являетесь гражданином своей страны.
- Гражданином какой страны вы являетесь? Какие слова-синонимы можно подобрать к слову «страна»? ( Россия, Русь, Отечество, Отчизна, Держава, государство)
2. Работа по карте РФ
- Посмотрите, как велика Россия. Она протянулась с севера на юг, с запада на восток на тысячи километров. Чтобы совершить путешествие с севера на юг нашей страны, потребуется более 3 суток езды на поезде, а чтобы преодолеть расстояние с запада страны до самой восточной точки на карте России, потребуется 11 часов лететь на самолёте. Не зря сложены такие строки:
Широка страна моя родная.
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
- Человек, родившийся в любой точке нашей страны, является её гражданином.
- Кого же мы можем назвать гражданином РФ? (ответы детей)
- Гражданин – это житель страны, который признаёт её законы, любит её, гордится её успехами, переживает вместе с ней все горести и трудности.
- Прочитаем, как в Толковом словаре определено слово «Гражданин» (зачитывается определение из Толкового словаря)
- Настоящий гражданин должен уважать законы своей страны. Для чего нужны законы?
3. Конституция РФ. Государственная символика.
- Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить то, что ему хочется. А люди разные, и это может привести к катастрофам.
- Основным законом нашей страны является Конституция РФ.
- Когда она была принята? (12 декабря 1993 года)
- Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)
- Они утверждены Конституцией РФ.
- Что вы знаете о гербе? Что на нём изображено? ( герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл –
Символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны с запада и с востока. Три короны над ним – символ кровного братства и единой истории трёх восточнославянских народов – русских, украинцев, белорусов. Скипетр и держава – символы государственной власти. В центре изображён Святой Георгий Победоносец, который поражает копьём чёрного змея – символа зла.)
- Вот как о гербе пишет наша землячка Э. Пронина.
Герб
Российский герб – орёл двуглавый,
Расправив крылья для полёта,
Зажав и скипетр , и державу,
Сверкает ярко позолотой.
Просторы на две части света
В орле двуглавом единились
В короне, на орла надетой,
Три ветви власти воплотились.
В груди орла – столицы герб,
Где на коне святой Георгий,
Копьём ударив он поверг
Врагов, что заползли под ноги.
- Назовите цвета Государственного флага РФ. Что они означают?
(белый – мир, символ чистоты, синий – символ благородства, верности и правды, красный – символ мужества и храбрости)
- Закон о Государственном флаге был утверждён Государственной думой в декабре 2000 г., 21 августа – День Государственного флага РФ.
Практическая работа
- Раскрасьте символическое полотнище флага РФ.
- Что такое гимн? Когда он исполняется?
- Гимн принят 1 января 2001 года. Кто автор слов и музыки?
Гимн (Э. Пронина)
Лишь зазвучит российский гимн,
Я замолчу на полуслове, -
С ним связана России жизнь,
И с ним делю Отчизны долю.
Он – символ Родины моей,
Могучей, гордой и прекрасной,
В нём шум лесов и ширь полей,
Любовь и вера, что не гаснет.
- Конституция определяет форму правления в государстве. В нашей стране главой государства является президент РФ.
- Кто был 1 президентом РФ? Кто действующий президент? (работа с карточками)
- Конституция предполагает, что каждый субъект РФ вправе иметь свои символы: герб, флаг и гимн.
Не являются исключением Ульяновская область и Павловский район.
4. Права человека
- В конституции записаны права и обязанности каждого человека, гражданина РФ.
- Как вы считаете, только что родившийся человек является гражданином?
- Имеет ли он какие либо права? А кто их представляет?
- Главное право любого гражданина- право на жизнь( право жить в нашей стране, право на равенство, свободу, мед. Обслуживание и тд.)
- А когда человек подрастает, идёт в школу, какое у него появляется право?( право на образование и получение информации)
- Где в жизни вы пользуетесь правом на образование? Где вы получаете информацию?
- Когда вы окончите школу, какое право у вас будет? (право на труд и выбор профессии)
- А кем бы вы хотели стать?
- У вас у всех есть право выбора
- У каждого человека есть не только права, но и обязанности. Какая обязанность каждого гражданина? (соблюдать закон)
- А ваша сейчас основная обязанность? (хорошо учиться)
- Ребята, помните, перед законом все равны!
5. Практическая работа
- А теперь попробуем применить конституционные права к сказкам.
1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища?
2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение?
3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд и держал героев в рабстве?
4. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену?
5. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?
6. У Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить право на….
- Молодцы! Вы неплохо разбираетесь в своих правах.
6. Практическая работа с карточками
- Ребята, к нам в класс пришли волшебные письма.
- Определите, какие права отстаивались или нарушались авторами писем.
7. Беседа о патриотизме и любви к Родине.
- Очень часто мы слышим: «Он патриот своей Родины!». Что по-вашему означает слово «патриот»? Давайте обратимся к Толковому словарю. Прочтём, что означает слово «патриотизм».
- Быть гражданином- это значит любить свою Родину во всех её проявлениях. Что это значит?
8. Художники поэты о Родине
- Посмотрите, как любовь к родине изобразили художники:
· И. Шишкин «Рожь» - бескрайние поля
· И. Шишкин «Корабельная роща» - вековые леса
· Айвазовский – необузданная стихия
· Дайнека «Оборона Севастополя» - борьба за независимость Родины
· «На стройке» - процветание нашей страны
Россия (С. Васильев)
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом «Русь!»
Россия (М. Ножкин)
Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь,
Нерастраченная сила,
Неразгаданная грусть.
Ты размахом необъятна,
Нет ни в чём тебе конца,
Ты веками непонятна
Чужеземным мудрецам.
Много раз тебя пытали –
Быть России иль не быть.
Много раз в тебе пытались
Душу русскую убить.
Но нельзя тебя, я знаю,
Ни сломить, ни запугать.
Ты мне, Родина родная,
Вольной волей дорога.
Ты добром своим и лаской,
Ты душой своей сильна,
Нерассказанная сказка,
Синеокая страна.
Я вберёзовые ситцы
Нарядил бы белый свет,
Мне всю жизнь тобой гордиться,
Без тебя мне счастья нет!
- Как вы понимаете , что такое Родина? Выберите на карточках верное утверждение:
1) Родина – это то место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди.
2) Родина – это то место, где человеку хорошо жить.
3) Родина – это то место, где человек живёт.
- Ребята, а что вы представляете, когда слышите слово «Родина», «Россия»?
С чего начинается Родина?(М. Матусовского)
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?
С чего начинается Родина?
- А теперь послушаем, что думают об этом ваши сверстники.
1) В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда.
Где не слышны глухие взрывы,
И где закаты так красивы!
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства
Хочу,
чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, радость и блаженство.
2) Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела как Есенин
Быть её поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли,
И не было б оружья!
3)Невозможно без природы,
Без сияющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
- Ребята, давайте узнаем у взрослых, в какой стране хотели бы жить они? Ведь они тоже граждане нашей страны.
- дети, мы такие разные, но хотим одного и того же: жить в мире и благополучии, быть счастливыми и успешными в стране, гражданами которой мы являемся. И страна эта – Россия!
10 Рефлексия
- Подумайте, кого можно назвать настоящим гражданином?
1) Горячо люблю свою Родину, уважаю и соблюдаю её законы, тружусь во благо Родины.
2) Живу в России, имею права и обязанности и поступаю в соответствии со здравым смыслом.
3) Наделён правами и обязанностями, живу там, где мне нравится.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей жить!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.