Внеклассное мероприятие "Я - гражданин"

  • docx
  • 29.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Я-гражданин.DOCX

                                        

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:

1)      подвести детей к осознанию понятия «Родина», дать первоначальное представление о тождественности понятий «Родина» и «родной край».

2)      Познакомить с понятиями «гражданин», «государственные символы» (флаг, герб, гимн), познакомить с Конституцией РФ, правами человека – гражданина нашей страны.

3)      Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к государственным символам; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству как взрослыми, так и детьми; развивать чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

 

 

Оборудование: карта РФ, плакаты с государственной символикой, Конституция РФ, карточки-опоры, сказочные герои, репродукции художников, раздаточный материал

 

 

1. Сообщение темы и целей занятия

Учитель:

-Дорогие ребята! Сегодня мы проведём необычное, но очень важное занятие. Прочтём его тему.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

(показ свидетельства о рождении)

- У кого есть такой документ? Кто знает, что в нём записано?

- Этот важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и о том, что вы являетесь гражданином своей страны.

- Гражданином какой страны вы являетесь? Какие слова-синонимы можно подобрать к слову «страна»? ( Россия, Русь, Отечество, Отчизна, Держава, государство)

2. Работа по карте РФ

- Посмотрите, как велика Россия. Она протянулась с севера на юг, с запада на восток на тысячи километров. Чтобы совершить путешествие с севера на юг нашей страны, потребуется более 3 суток езды на поезде, а чтобы преодолеть расстояние с запада страны до самой восточной точки на карте России, потребуется 11 часов лететь на самолёте. Не зря сложены такие строки:

Широка страна моя родная.

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек!

- Человек, родившийся в любой точке нашей страны, является её гражданином.

- Кого же мы можем назвать гражданином РФ? (ответы детей)

- Гражданин – это житель страны, который признаёт её законы, любит её, гордится её успехами, переживает вместе с ней все горести и трудности.

- Прочитаем, как в Толковом словаре определено слово «Гражданин» (зачитывается определение из Толкового словаря)

- Настоящий гражданин должен уважать законы своей страны. Для чего нужны законы?

3. Конституция РФ. Государственная символика.

- Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить то, что ему хочется. А люди разные, и это может привести к катастрофам.

- Основным законом нашей страны является Конституция РФ.

- Когда она была принята? (12 декабря 1993 года)

- Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)

- Они утверждены Конституцией РФ.

- Что вы знаете о гербе? Что на нём изображено? ( герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл –

Символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны с запада и с востока. Три короны над ним – символ кровного братства и единой истории трёх восточнославянских народов – русских, украинцев, белорусов. Скипетр и держава – символы государственной власти. В центре изображён Святой Георгий Победоносец, который поражает копьём чёрного змея – символа зла.)

- Вот как о гербе пишет наша землячка Э. Пронина.

Герб

Российский герб – орёл двуглавый,

Расправив крылья для полёта,

Зажав и скипетр , и державу,

Сверкает ярко позолотой.

Просторы на две части света

В орле двуглавом единились

В короне, на орла надетой,

Три ветви власти воплотились.

В груди орла – столицы герб,

Где на коне святой Георгий,

Копьём ударив он поверг

Врагов, что заползли под ноги.

- Назовите цвета Государственного флага РФ. Что они означают?

(белый – мир, символ чистоты, синий – символ благородства, верности и правды, красный – символ мужества и храбрости)

- Закон о Государственном флаге был утверждён Государственной думой в декабре 2000 г., 21 августа – День Государственного флага РФ.

Практическая работа

- Раскрасьте символическое полотнище флага РФ.

- Что такое гимн? Когда он исполняется?

- Гимн принят 1 января 2001 года. Кто автор слов и музыки?

Гимн (Э. Пронина)

Лишь зазвучит российский гимн,

Я замолчу на полуслове, -

С ним связана России жизнь,

И с ним делю Отчизны долю.

Он – символ Родины моей,

Могучей, гордой и прекрасной,

В нём шум лесов и ширь полей,

Любовь и вера, что не гаснет.

- Конституция определяет форму правления в государстве. В нашей стране главой государства является президент РФ.

- Кто был 1 президентом РФ? Кто действующий президент? (работа с карточками)

- Конституция предполагает, что каждый субъект РФ вправе иметь свои символы: герб, флаг и гимн.

Не являются исключением Ульяновская область и Павловский район.

4. Права человека

- В конституции записаны права и обязанности каждого человека, гражданина РФ.

- Как вы считаете, только что родившийся человек является гражданином?

- Имеет ли он какие либо права? А кто их представляет?

- Главное право любого гражданина- право на жизнь( право жить в нашей стране, право на равенство, свободу, мед. Обслуживание и тд.)

- А когда человек подрастает, идёт в школу, какое у него появляется право?( право на образование и получение информации)

- Где в жизни вы пользуетесь правом на образование? Где вы получаете информацию?

- Когда вы окончите школу, какое право у вас будет? (право на труд и выбор профессии)

- А кем бы вы хотели стать?

- У вас у всех есть право выбора

- У каждого человека есть не только права, но и обязанности. Какая обязанность каждого гражданина? (соблюдать закон)

- А ваша сейчас основная обязанность? (хорошо учиться)

- Ребята, помните, перед законом все равны!

5. Практическая работа

- А теперь попробуем применить конституционные права к сказкам.

1.      В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища?

2.      Кто воспользовался правом на свободное передвижение?

3.      В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд и держал героев в рабстве?

4.      Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену?

5.      Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?

6.      У Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить право на….

- Молодцы! Вы неплохо разбираетесь в своих правах.

6. Практическая работа с карточками

- Ребята, к нам в класс пришли волшебные письма.

- Определите, какие права отстаивались или нарушались авторами писем.

7. Беседа о патриотизме и любви к Родине.

- Очень часто мы слышим: «Он патриот своей Родины!». Что по-вашему означает слово «патриот»? Давайте обратимся к Толковому словарю. Прочтём, что означает слово «патриотизм».

- Быть гражданином- это значит любить свою Родину во всех её проявлениях. Что это значит?

 

8. Художники поэты о Родине

- Посмотрите, как любовь к родине изобразили художники:

·         И. Шишкин «Рожь» - бескрайние поля

·         И. Шишкин «Корабельная роща» - вековые леса

·         Айвазовский – необузданная стихия

·         Дайнека «Оборона Севастополя» - борьба за независимость  Родины

·         «На стройке» - процветание нашей страны

 

Россия (С. Васильев)

 

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом «Русь!»

 

Россия (М. Ножкин)

 

Я люблю тебя, Россия,

Дорогая наша Русь,

Нерастраченная сила,

Неразгаданная грусть.

 

Ты размахом необъятна,

Нет ни в чём тебе конца,

Ты веками непонятна

Чужеземным мудрецам.

 

Много раз тебя пытали –

Быть России иль не быть.

Много раз в тебе пытались

Душу русскую убить.

 

Но нельзя тебя, я знаю,

Ни сломить, ни запугать.

Ты мне, Родина родная,

Вольной волей дорога.

 

Ты добром своим и лаской,

Ты душой своей сильна,

Нерассказанная сказка,

Синеокая страна.

 

Я вберёзовые ситцы

Нарядил бы белый свет,

Мне всю жизнь тобой гордиться,

Без тебя мне счастья нет!

 

- Как вы понимаете , что такое Родина? Выберите на карточках верное утверждение:

1)      Родина – это то место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди.

2)      Родина – это то место, где человеку хорошо жить.

3)      Родина – это то место, где человек живёт.

-  Ребята, а что вы представляете, когда слышите слово «Родина», «Россия»?

С чего начинается Родина?(М. Матусовского)

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

 

- А теперь послушаем, что думают об этом ваши сверстники.

1) В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне,

В которой люди счастливы всегда,

Друг друга не обидят никогда.

Где не слышны глухие взрывы,

И где закаты так красивы!

Я так люблю простор страны своей,

Хоть далека она от совершенства

Хочу, чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, радость и блаженство.

 

2) Я хотела б жить в стране,

Где зима и лето.

Я б хотела как Есенин

Быть её поэтом.

Я хочу, чтоб президент

Умным был и честным

Чтоб страну свою любил,

Был с народом вместе.

Чтобы жить в стране могли

Весело и дружно,

Чтоб спокойно спать могли,

И не было б оружья!

 

3)Невозможно без природы,

Без сияющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Всё почувствовать вокруг.

 

- Ребята, давайте узнаем у взрослых, в какой стране хотели бы жить они? Ведь они тоже граждане нашей страны.

- дети, мы такие разные, но хотим одного и того же: жить в мире и благополучии, быть счастливыми и успешными в стране, гражданами которой мы являемся. И страна эта – Россия!

 

10    Рефлексия

- Подумайте, кого можно назвать настоящим гражданином?

1) Горячо люблю свою Родину, уважаю и соблюдаю её законы, тружусь во благо Родины.

2) Живу в России, имею права и обязанности и поступаю в соответствии со здравым смыслом.

3) Наделён правами и обязанностями, живу там, где мне нравится.

 

 

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию –

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей жить!