Тема: Познавательно-развлекательная программа «Юный натуралист»
Цель: расширение и углубление знаний детей о животном и растительном мире природы родного края.
Задачи: создать условия для развития познавательной активности и любознательности учащихся;
содействовать воспитанию бережного отношения учащихся к природе.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас познавательно-развлекательная программа «Юный натуралист».
- А вы знаете, кто такие натуралисты? (Высказывания учащихся).
-Юный натуралист (сокращённо юннат) — участник детского кружка по изучению природы и естественных наук. В СССР существовал целый ряд внешкольных детских учреждений, известных как станции юных натуралистов.
Ученик. Натуралистами зовут
Всех, кто природу любит,
Кто любит птиц, жуков и рыб,
И жизнь зверей не губит.
Учитель: - А можете ли вы назвать себя юннатами? Почему?
-В ходе мероприятия вам будут предложены задания, в которых вы продемонстрируете свои знания о природе, а также умения рассуждать, делать вывод. Самым активным ребятам будет присвоено звание «Юный натуралист".
I. Игра-разминка «Правда ли что…».
- Начинаем с разминки. Вы должны отвечать «Да» или «Нет».
1.
Крокодилы могу взбираться на деревья? (Да)
2. Змеи могут совершать прыжки до метра в высоту. (Да)
3. Стрижи даже спят на лету? (Да)
4. Голубые розы растут только в Китае? (Нет, их вообще не существует).
5. Зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (Да)
6. Народная молва нарекла аиста сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Нет. Сова)
7.
Кукушка считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и
предсказывала начало гроз и дождей. (Да)
8. Бабочки живут всего один день? (Нет)
9.Правда ли, что из ландыша делают лекарство, что бы лечить сердце? (Да)
10. Правда ли, что шиповник богат витамином С? (Да)
11. Правда ли, что подорожник лечит' ссадины и раны? (Да)
12. Змея может проглотить добычу крупнее своей головы? (Да)
13. Шипение у змей возникает благодаря трению чешуй друг о друга? (Да)
14. У птиц роль руля выполняет хвост? (Да)
II. Конкурс загадок
Учитель: “Белобокая сорока, прилетела из далёка,
Не сказала, где была.
Но зато, она, ребятки, интересные загадки
На хвосте нам принесла” (сорока)
ü На поляне возле ёлок дом построен из иголок.
За травой не виден он, а жильцов в нём миллион (муравейник)
ü Ягода, не сладость, зато глазу – радость.
И лесам – украшение, и снегирям – угощение (рябина)
ü Он в берете ярко-красном,
В чёрной курточке атласной.
Он на дереве сидит и стучит, стучит, стучит (дятел)
ü Он большой и неуклюжий, спит зимой, не любит стужи.
Он живёт в лесах, горах, на людей наводит страх.
Но уж мимо не пройдёт, если где увидит мёд (медведь)
ü За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя,
Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара (лиса)
ü Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув высоко (лось, олень)
ü У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я росту в высоту,
Если я не на опушке – ветки только на макушке (сосна)
ü Красногрудый, черноклювый любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине, он появится опять (снегирь)
III. Конкурс художников “Нарисуй рыбу”.
Стой плотва и
караси!
И пощады не проси!
Я хозяйка здесь в пруду –
На охоту я иду (щука).
- О ком загадка? Какие рыбы упоминаются?
- На земле около 200 тысяч видов разных рыб. Какие рыбы водятся в водоёмах Беларуси?
- Предлагаю нарисовать рыбу с завязанными глазами. Для этого внимательно меня слушаете и выполняете инструкции:
Нарисуй глаз рыбы
– сделай поворот кругом.
Нарисуй плавник – присядь 2 раза.
Нарисуй тело рыбы – два шага назад, 2 шага вперед.
Нарисуй хвост – развяжи косынку на глазах.
- Молодцы, все постарались, рыбы получились замечательные, как живые.
Благодаря юным, талантливым художникам, у нас поднялось настроение и мы готовы к новому конкурсу”.
IV. Конкурс “Кто больше назовет птиц”.
- Назовите одним словом «Воробей, дятел, утка – это … (птицы)».
- Разделите на две группы.
-Как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?
-Действительно, для птиц зимой страшнее голод, т.к. ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек, которые живут в нашем краю, выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
- Что вы можете сделать для птиц? (Ответы детей.)
-А что мы с вами уже сделали? (Ответы детей.)
-Не забывайте о птицах, ребята, зимой. А весной какую помощь можно оказывать птицам?
- Каждой участнику необходимо назвать как можно больше птиц.
V. Конкурс «Деревья родного края»
Игра «Кто быстрее соберет картинку”.
- Что изображено? (Растения)
- По очереди я буду давать по четыре подсказки. Если учащийся ответил с 1 подсказки получает 4 бала, если со 2 – 3, если с 3 — 2, если с 4 – 1 бал.
1.
Оно может жить до 2000 тыс. лет.
2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
3. Из него делают бочки и паркет.
4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)
1. Из
него делают струнные музыкальные инструменты.
2. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
3. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников.
4. Оно всегда зеленое или голубое. (Ель)
1.
Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2. Из его коры делают много полезных вещей.
3. Из него самые лучшие дрова.
4. Это самое любимое русское дерево. (Береза)
1. У
него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
2. Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под
ним стоять.
3. Бобры его любят и заготавливают на зиму.
4.Его листья дрожат даже в безветренную погоду. (Осина)
1.
Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
2. Про нее сложено много песен.
3. Кора целебней ягоды.
4. У нее есть родственница с блестящими черными плодами – городовика. (Калина)
1.
Цветет летом и очень душистое.
2. Отвар цветков не заменим при простуде.
3. С его цветков лучший мед.
4. Из него делают ложки и лапти. (Липа)
-
Поиграет в «Путаницу». В стихотворениях перепутаны понятия. Надо
распутать стихотворение, правильно вставить слова.
1. Я гулял по зоопарку.
Мимо клеток проходил.
Вдруг, смотрю, сидит на ветке
Весь зеленый... крокодил. Попугай.
2. Поздно ночью не усну, –
Кто-то воет на луну!
У него ужасный нрав,
А зовут его ... жираф. Волк.
3. Сладко пахнет спелой земляникой,
Па траве играют солнечные блики.
Верхушки деревьев задевают облака –
Это место называется ... река. Лес.
4. То на дереве сидит,
То, как самолет, летит.
Черный, каркает – сюрприз,
Дружно скажем: это ... лис. Ворон.
5. У него большая грива,
Он, ребята, зверь красивый.
У него большая миска,
Осторожно: это ... киска. Лев.
- Какие животные упоминаются? Какие водятся в лесах Беларуси?
- Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расти. А вы знаете, что некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой?
Если их не охранять, не помогать им, то они тоже могут погибнуть. Например, волк, лось, которые обитают в наших лесах.
VI. Конкурс “Пантомима”.
- Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю вам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО? Задание: представить мимикой, походкой, жестами, изобразить звуками.
- Сейчас каждый участник получит карточку с изображением животного. (Детям предлагаются карточки с изображением животных: встревоженного кота; грустного пингвина; восторженного кролика; разгневанного поросенка; хмурого орла; сонную собаку).
VII. Конкурс «Народные приметы»
1. Ворона прячет нос под крыло — (к морозу).
2. Когда возникает две или три радуги, (бывает продолжительный теплый дождь).
3. Если цветок белок кувшинки совсем не поднимается из воды, (будет затяжной ливень или наступит похолодание).
4. Если клевер складывает листочки, (то это признак надвигающейся бури).
5. Если поздно вечером долго слышна звонкая песня зеленого кузнечика, (утро будет тихим, солнечным).
6.Вороны, ходящие по земле – (к теплу).
7.Вечером расквакались лягушки – (на весь день «запланирована» ясная погода).
8.Если идет дождь, а домашняя птица не прячется – (скоро распогодится).
9.Воробьи сбились в стайки и летают меж деревьев – (к засушливым дням).
10. Кукушка с самого утра кукует без умолку – (к потеплению).
11.Утром вороны каркают (к дождю).
12.У зайцев шерсть побелела – (зима близко).
Поведение в лесу
-Предлагаю отгадать загадку:
Есть у ребят зеленый друг
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек! (Лес)
-Все вы любите отдыхать в лесу, с родителями, друзьями. Но в лес ребята, мы приходим в гости и чтобы быть вежливыми гостями, нам не следует нарушать правила поведения в лесу. Сейчас мы проверим, а знаете ли вы, что можно взять с собой в лес, чтоб там мы могли использовать это по назначению, а не просто носить лишний груз. (На доске написаны слова- предметы, вы отбираете только то, что необходимы вам для похода в лес: компас, рюкзак, магнитофон, палатка, спички, котелок, веревка, фонарик, чашка, ложка, термос, ружье, удочка, рогатка).
-Чтоб не заблудиться в лесу, нужно правильно ориентироваться. Если нет компаса, что и как нам поможет не потеряться?
ü У отдельно стоящих деревьев более развитые сучья находятся на южной стороне.
ü А вот лишайники и мхи растут на деревьях с северной стороны.
ü Муравьи почти всегда строят свои домики к югу от дерева, южная сторона муравейника более пологая.
ü Ягоды брусники, земляники и шиповника покрываются румянцем с южной стороны.
ü Подорожник растет ближе к лесным тропинкам.
ü Деревья с северной стороны имеют грубую кору, покрытую лишайником и мхом у основания.
ü Береза с северной стороны имеет более темную кору, а на поверхности ствола обращенной к югу кора светлее и мягче.
Решение «Проблемных ситуаций»
- Лес дарит нам здоровье. Это легкие планеты. Это тот завод, что выпускает кислород. Всегда ли мы платим ему благодарностью за это? Знаете ли вы как вести себя в лесу?
1. Находясь в лесу ты пойдешь по тропинке или по траве, или пробираясь через кусты и ломая ветви? Почему?
2. Если в лесу тебе встретится цветочная поляна. Как ты поступишь: нарвешь букет или нет? Почему?
3. Как поступить если на пути обнаружишь птичье гнездо?
4. Стоит ли брать с собой собаку? Почему?
Правила поведения в лесу
- Вы должны хором отвечать «да» и хлопать в ладоши.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
VIII. Конкурс «Блиц-опрос»
- В этом конкурсе участвуют все присутствующие. Если вы затрудняетесь или не знаете правильный ответ, говорите “дальше”.
1. Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса.)
2. Птичий домик. (Гнездо.)
3. Дерево – символ нашей Родины. (Береза.)
4. Ночная птица. (Сова.)
5. Нос птицы. (Клюв.)
6. Ребенок кошки. (Котенок.)
7. Курица мужского рода. (Петух.)
8. Кто спит под своими ушами? (Заяц.)
9. Какую траву даже слепые знают? (Крапива.)
10. Зимнее логово медведя. (Берлога.)
11. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. Что это за птица? (Сорока.)
12. Колобок, обросший иголками. (Еж.)
13. Кто из обителей болота стал женой Ивана-царевича? (Лягушка.)
14. Из какого дерева делают спички? (Осина.)
15. Что снесла курица? (Яйцо.)
16. В воде купался, сухим остался. (Гусь.)
17. Какая рыба в праздники надевает шубу? (Сельдь.)
18. Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц.)
19. У кого уши на ногах? (Кузнечик.)
20. Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
21. Что случается с пчелой после того, как ужалит? (Умирает.)
22. Двоюродные братья зайцев. (Кролики.)
23. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
24. Какая рыба к старости становится горбатой? (Горбуша.)
25. Кто может пить ногой? (Лягушка.)
26. Чем больше колец, тем старше жилец. (Дерево.)
27. Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь. (Ящерица.)
28. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)
29. У кого самый чуткий “нос”? (Бабочка.)
30. Узнаете по следу, кто я? Подсказка: я самый крупный зверь наших лесов. (Лось.)
31. Я большой и косолапый, сплю в берлоге зимой, люблю малину и мед. (Медведь).
32. У меня прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье: считают, что оно сильнее обоняния человека в миллион раз. А еще про меня говорят, что меня “ноги кормят”. Кто я? (Волк.)
Итог мероприятия
-Ребята, сегодня, я думаю, вы убедились, что природа и человек – это одно целое. Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных, ведь не зря говорят, что природа – это наш дом. И очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить, ценить и охранять природу. И тогда жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.
- Я могу с уверенностью сказать, что вы - настоящие друзья природы, т.е. юннаты.
- Ребята, кто готов стать другом природе, прошу встать и после того, как я прочту утверждение, сказать слово «обещаю».
Каждый юннат обязан:
- Беречь и охранять природу; (обещаю)
- Заботиться о братьях наших меньших; (обещаю)
- Уметь вырастить дерево; (обещаю)
- Знать правила поведения в природе; (обещаю)
- Рассказать родственникам и друзьям об охране природы; (обещаю)
(Вручение детям удостоверения «Юный натуралист»).
Учитель:
Берегите
Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листья повилики,
На тропинке солнечные блики,
Ястреба парящего на поле,
Полумесяц над речным простором,
Ласточку мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите!
Игра – путешествие «Юные натуралисты»
Ведущий:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.