Внеклассное занятие
Оценка 5

Внеклассное занятие

Оценка 5
Занимательные материалы +3
docx
Междисциплинарный 6
8 кл—11 кл
31.05.2022
Внеклассное занятие
Путешествие на поезде Победы Внеклассное занятие. III-IV класс
16.01.22 Компаниец Валерия Игоревна конспект в журнал внесла правку (1).docx

Путешествие на поезде Победы

Внеклассное занятие. III-IV класс

 В.И. Компаниец, учитель начальных классов, № 3 имени Е. И. Гришко, станица Старощербиновская, Щербиновский район, Краснодарский край

Цели: закрепить и углубить знания учащихся о событиях 1941 -1945 гг., познакомить с историей своей школы и района, способствовать воспитанию патриотических чувств, содействовать  развитию речи, способности чувствовать, сопереживать.

Задачи: актуализировать знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., способствовать расширению знаний о событиях 1941-1945 гг., познакомить с историей своей станицы и родной школы, пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины через игровые приемы (образовательные); способствовать развитию интереса к изучению истории (развивающие); продолжать воспитывать чувства патриотизма, уважения к отечественной истории и культуре (воспитательные); формировать умение  самостоятельно выделять и формировать познавательные цели, делать умозаключения и выводы в словесной форме, анализировать и делать выводы, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на  основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение, удерживать внимание на определенном виде деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, отвечать на вопросы учителя, участвовать в коллективном обсуждении и диалоге (метапредметные).

Планируемые результаты: повышение интереса обучающихся к истории своей страны и родного края, расширение словарного        запаса           учеников,   развитие     желания      участвовать          в мероприятиях, посвященных памяти о событиях 1941-1945 гг., содействие развитию творческих и интеллектуальных возможностей школьников, создание условий для сплочения детского коллектива.

Форма проведения: игра-путешествие.

Материально-технические ресурсы: ноутбук, колонки, проектор, таблицы с номерами столов, черный ящик для проведения игры «Что?  Где? Когда?», письмо-треугольник, результаты выполнения проекта на тему «В моей семье хранят память о войне», георгиевская лошадь, изображения нот, ребус, саженцы сирени, грамоты, бинокль, карта, почтовый ящик.

Подготовка к проведению занятия: класс заранее делится на команды по 5 человек. Столы (воображаемые вагончики) расставлены в классе полукругом. На каждом столе стоит таблица с номером. Родители вместе с детьми заранее выращивают к 9 мая саженцы сирени и на школьной аллее делают ямки. В течение года учащиеся работают над написанием проекта «В моей семье хранят память о войне», посещают памятники, расположенные в районе, просматривают вместе с учителем фильмы о войне.

Ход проведения занятия

- Сегодня вы вместе с нашими гостями совершите путешествие на необычном поезде. Посмотрите на экран. Что на нем изображено?

Учитель показывает слайд 1, на котором изображен поезд времен Великой Отечественной войны.

- Мы прибыли  на станцию «Школьная».  Чье имя носит наша школа? (Екатерины Ивановны Гришко.) Что вы знаете о ней?

Учитель обобщает ответы школьников.

- Когда началась Великая Отечественная война, Е.И. Гришко и вместе с жителями района активно боролась вместе с фашистскими захватчиками. С августа 1942 по февраль 1943 гг. ст. Старощербиновская была оккупирована немцами. В период оккупации Екатерина Ивановна вместе с сыном Аркадием, которому исполнилось на тот момент 17 лет, стала подпольщицей. Она поддерживала связь с партизанами, сообщала добытые разведывательные данные, помогала продовольствием. Анатолий Афанасьевич Герман был командиром разведгруппы. Немцы много раз пытались разгромить партизанские соединения, окружая и обстреливая их, но отряды продолжали существовать. В октябре 1942 г. группа партизан под руководством А. А. Германа предотвратила уничтожение 2000 жителей станицы Старощербиновской.  В ноябре 1943 г. предатель выдал оккупационным властям подпольщицу Е.И. Гришко, ее сына Аркадия и А.А. Германа. Их жестоко пытали в гестапо, которое располагалось в станице Староминской  в здании школы № 8. Но ни мать, ни сын не назвали имен своих товарищей. Из акта о зверствах фашистов в станице Старощербиновской, составленного 9 февраля 1943 года: «Мы, нижеподписавшиеся… составили настоящий акт о том, что немцы за время  шестимесячного пребывания в станице учинили зверскую расправу над местным населением… Гришко Екатерина Ивановна, учительница, и ее восемнадцатилетний сын Аркадий зверски замучены в застенках гестапо. У Гришко срывали ногти с пальцев и после этого заставляли мыть полы. После двухмесячных пыток и издевательств мать и сын 6 января были расстреляны» [1]. На здании нашей школы в 2019 г. была установлена памятная доска с именем Е. И. Гришко. Стараниями отряда «Поиск», которым руководила учительница школы № 3 Л. Ф. Арашкевич, еще в 70-е годы прошлого века, улице, на которой стоит наша школа, было присвоено имя А. А. Германа.

Прах Екатерины Ивановны, ее сына  А. Гришко и А. А. Германа покоится у обелиска и Вечного огня в районном парке станицы Старощербиновской. Тяжело было жителям района в период войны. Около 400 мирных жителей были расстреляны при оккупации Щербиновского района, многие погибли на фронте, в ожесточенной борьбе с неприятелем. Станица гордится своими земляками, сражавшимися с фашизмом. Некоторые из них были удостоены наград за особые отличия, на государственном уровне [3]. Все дальше и дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны, но мы должны помнить о ней и знать наших героев. Ведь пока память о войне жива, она не повторится. В течение года каждый из вас проводил исследовательскую работу на тему: «В моей семье хранят память о войне». Расскажите о своих близких, родственниках, которые воевали на фронте, о тех, кто жил и трудился в тылу, восстанавливал послевоенное хозяйство нашего района.

Ученики  рассказывают о своих прапрадедах, показывают фотографии.

- Наш поезд прибыл на станцию «Историческая».

Учитель  проводит игру «Что? Где? Когда?».

Вопрос 1. С 3 по 9 мая 1995 г. из Нижнего Новгорода в Москву и обратно прошел автопробег, посвященный победе в Великой Отечественной войне, в котором приняли участие автомобили только одной марки. Назовите ее. («Победа»).

Вопрос 2. Какую годовщину Великой Отечественной войны отмечает наша страна в 2022 г.? (77.)

Вопрос 3. Сколько лет длилась Великая Отечественная война? (4 года.)

Вопрос 4. Как называлась пограничная застава, которая первой 22 июня 1941 г. приняла на себя удар фашистов?  (Брестская крепость.)

Вопрос 5. Просмотрите фрагмент мультфильма и вспомните его название.

Учитель демонстрирует фрагмент мультфильма «Теплый хлеб» (режиссер И.Б. Гурвич), ученики называют его.

 - Мультфильм «Теплый хлеб» был создан в 1973 г. по мотивам одноименной сказки К. Паустовского. События настоящего и прошлого в нем связаны единой нитью, автор пишет о людях и животных, о вине и искуплении. Он подчеркивает, что человека красит душевная щедрость, сострадание и отзывчивость. Когда человек поступает по-доброму, то добро возвращается к нему, а равнодушное отношение к другим влечет за собой беды и зло. Кроме того, если человек вовремя осознает свою ошибку и готов исправиться, это обязательно изменит положение и найдет отклик в сердцах окружающих.

Вопрос 6.  В черном ящике лежит лента, цвета которой символизируют дым и пламя. Как она называется? (Георгиевская лента.)

- Вы подъезжаете к станции «Музыкальная».

Учитель проводит игру «Угадай мелодию»

- Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердца на привалах, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты, слова песен пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались  из уст в уста. Музыка помогла нашему народу выжить в годы Великой Отечественной войны, выстоять и, несмотря ни на что, победить. Музыка своего рода стала духовным оружием фронта и тыла [3].

К доске прикреплены изображения пяти нот. Участник каждой команды выходит к доске и выбирает ноту. Звучит мелодия. Ученик должен или назвать песню или спеть ее фрагмент. За правильный ответ учащийся забирает ноту. Если он затрудняется ответить, то ему помогает команда или гости внеклассного занятия.

Звучат мелодии песен «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедев-Кумача), «На безымянной высоте» (муз. В. Баснер, сл. М. Матусовского), «Катюша» (муз. М. Блантер, сл. М. Исаковского),  «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова), «Синий платочек» (муз. Е. Петерсбурского, сл. Я. Галицкого).

- На уроках музыки мы вместе с вами разучивали песню «Служить России» (муз. Э. Ханка, сл. И. Резника).  Предлагаю вам спеть ее.

- Вы подъехали к станции «Полевая почта».

В класс входит почтальон (переодетый родитель), который приносит третьеклассникам письмо-треугольник.

- Посмотрите какое необычное письмо вы получили! 77 лет назад такое письмо никого не удивило бы. В годы войны они были самым ценным, что мог принести почтальон, ведь такие письма-треугольники были весточкой с фронта от родного человека. На одной стороне бумаги писали текст, листок складывали в треугольник, на другой стороне которого писали  адрес. Вы хотите узнать, что в этом письме написано?

Учитель открывает конверт, и ученики выполняют задание: сделать из заранее написанных писем в прошлое своим прадедам солдатские треугольники и положить их в почтовый ящик.

- Война нарушила привычный ход жизни, разбросала близких людей, надолго оторвала их друг от друга и поставила в тяжелейшие условия. В этих условиях письма были единственным средством связи, общения. В период войны работала полевая почта, которая  действовала согласно боевой обстановке: отправляла письма с фронта, доставляла ответные на огневые позиции и в блиндажи. Разносили аккуратные конвертики, хранившие запах домашнего тепла и уюта, и собирали пропахшие пороховой гарью треугольники - свидетельства бессмертных подвигов наших солдат, прошедших самую кровопролитную войну, какую когда-либо знало человечество.

 Четыре трудных года шла война, гибли солдаты от вражеских снарядов и пуль. Кто победил в Великой Отечественной войне? Вы подъезжаете к станции  «Аллея Победы». В мае 1945 г. советских воинов-освободителей, возвращавшихся домой с войны, везде встречали ветками сирени. Уже много лет сирень считается символом победы и весны. Ежегодно учащиеся нашей школы высаживают сирень в День Победы. Сегодня мы с вами станем частью истории и высадим молодые саженцы сирени на нашей  школьной аллее.  

   Ученики  вместе с родителями сажают сирень.  

 

Использованные интернет-ресурсы

1. Дьякова. В.С. Урок Мужества. «Щербиновское подполье в годы Великой Отечественной войны». URL: http://st-sh3.narod.ru (дата обращения: 07.05.2021).

2. История создания военных песен.  URL: https://живаяистория-россии.рф (дата обращения: 20.05.2021).

3.Старощербиновская-живописная станица на пути в Ейск. URL: https://yugarf.ru/stanica-staroshcherbinovskaya/ (дата обращения: 20.05.2021).


 

Скачано с www.znanio.ru

Путешествие на поезде Победы

Путешествие на поезде Победы

Подготовка к проведению занятия: класс заранее делится на команды по 5 человек

Подготовка к проведению занятия: класс заранее делится на команды по 5 человек

Гришко срывали ногти с пальцев и после этого заставляли мыть полы

Гришко срывали ногти с пальцев и после этого заставляли мыть полы

Мультфильм «Теплый хлеб» был создан в 1973 г

Мультфильм «Теплый хлеб» был создан в 1973 г

Посмотрите какое необычное письмо вы получили! 77 лет назад такое письмо никого не удивило бы

Посмотрите какое необычное письмо вы получили! 77 лет назад такое письмо никого не удивило бы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2022