Внеклассное занятие по русскому языку "Весёлый урок русского языка"

  • docx
  • 23.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Веселый урок русского языка.docx

МБОУ Николо- Березовская СОШ

 

 

 

Внеклассное занятие по русскому языку

 

«Веселый урок

 русского языка»

 

 

 

 

х.Николовка

 

 

 

 

 

Учитель: Очень важно, изучая русский язык, научиться правильно и грамотно писать слова и предложения. Как известно, слова состоят из звуков, звуки на письме обозначаются значками – буквами. А что может случиться, если перепутать буквы в словах, вы узнаете, когда прослушаете стихотворение  Александра Шибаева «Грустные вести».

(Выделенные жирным шрифтом предложения написаны на доске, чтобы дети могли исправить ошибки.)

1 ученик:

Пришло письмишко мне,

Гляжу –

Из лагеря от Мишки…

Здесь чудный лук, и я лижу.

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше:

Здесь – лиса, красивый длинный прут.

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…

На днях в лесу нашел я грусть и очень был доволен…

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить.

Учитель: Ребята! Кто может исправить ошибки в письме, а затем прочитать, что же все таки хотел сообщить мальчишка?

2 ученик:

Прапрадедовской порой

Встали буквы в четкий строй

(показывает на плакат с алфавитом)

Строй как строй

Да не простой-

Он зовется «Алфавит»,

Всюду путь ему открыт.

Буквы разуму верны.

И за это им даны

 Высочайшие права

Образовывать слова.

Учитель:

А сколько букв русского алфавита помогают перенести на бумагу все, чему человек дал название?

- Гласные, сколько вас?

- Согласные, сколько вас?

- Буквы, которые не обозначают звуков, отзовитесь!

3 ученик:

Эта буква – твердый знак,

Знак – отшельник, знак – бедняк.

4 ученик:

Нарасхват другие буквы,

Хоть у них попроще вид.

Этот в азбуке, как бука,

В одиночестве стоит.

5 ученик:

Редко, робок и не смел,

Встанет в предложение.

Словом взъём, взъярился, съел,

Въяве, объявление.

И опять сидит скучает,

Никого незамечает.

Учитель:

А сколько слов люди могут сложить из 33 букв. Возьмем слово «просто». А сколько в нем спряталось других слов. Назовите спрятавшиеся слова. (Топор, просо, порт, рост, пост, пот, сорт, осот, торос, спорт, трос, стоп, ропот, Сопот, сто, сор, и т.д.)

    В русском языке очень много слов, и чем больше вы их будете знать, тем богаче будет ваша речь. Чем больше знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли. Чтобы речь ваша была красивой, чтобы каждое слово в ней стояло на своем месте, надо знать много слов. Кто из вас знает, в какой книге собраны все слова русского языка? (Показать словари Даля и Ожегова)

6 ученик:

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами.

Как людьми населена.

7 ученик:

Правит ими государь

По прозванию словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим

8 ученик:

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать..

9 ученик:

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию словарь!

Учитель:

А сейчас предлагаю вам отгадать кроссворд. Перед вами  изображен перекресток из дорог. В клетки мы запишем слова, которые заменят несколько слов одним.

Сверху вниз:

 1 Сумка школьника, которую носят на спине.(Ранец)

2 Занавеска на окне. (Штора)

Слева направо:

3 Рабочий стол ученика в школе (Парта)

4 Дикая полосатая лошадка (Зебра)

Учитель:

 Обмоталась зебра черными и белыми лентами и принялась всех спрашивать: «Ну отгадайте, какая я: черная или белая, белая или черная?» Каким одним словом можно назвать ее окраску? (Полосатая)

 Отгадайте загадки и затем ответите на вопрос, что объединяет все эти слова и каким образом это связано с «Толковым словарем русского языка» (Все отгадки начинаются при описании с буквы А, поэтому в словаре ищем на «А»)

 

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом.

Он прозрачный, он стеклянный.

Нет лишь номера на нем.(Аквариум)

 

В детский сад с бахчи

Привезли мячи.

Подали к обеду мяч,

И как кумач. (Арбуз)

 

Что за чудо синий дом?

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.(Автобус)

 

(Вывешиваются рисунки аиста, волка, голубя, утки, слона, теленка)

 

Если по первой букве возьмете

У нарисованных птиц и зверей,

Месяц хороший вы нам назовете.

Какой это месяц? Скажите скорей!(Август)

Учитель:

В русском языке встречаются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, а значение имеют разное. Как называются такие слова? (Омонимы)

- Определите слова омонимы в стихотворениях

10 ученик:

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

- Где вы были? – У лисички!

- Что вы ели там? – Лисички!

11 ученик:

Веснушкам нету сноса.

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла, -

Нос терпеливо мыла,

Зависело б от мыла.

Веснушки б я отмыла.

12 ученик:

День вступил в свои права,

Постучались в дверь слова.

Я открыл им. Что за чудо?!

Предо мною близнецы.

Я спросил:

- Вы откуда

Появились, молодцы?

Отвечали мне слова:

13 ученик:

- Заверяем, голова,

Что и раньше с нами встречи

Ты имел наверняка.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

14 ученик:

Но важна не только внешность,

Потому не торопись;

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

15 ученик:

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки

Мы до смысла далеки.

Учитель:

Дайте краткое объяснение значению второго слова в парах:

Овсянка – каша, овсянка - ….

Норка – животное, норка - …

Бокс – стрижка, бокс- ….

Коса – для скашивания травы, коса- ….

Ключ – родник, ключ- ….

16 ученик:

Буква А и буква О

Обижаются давно:

- Нас, ни в чем не виноватых,

Часто путают ребята.

Больше всех Петруша Лямин

Издевается над нами:

Изуродует он слово,

Пишет через а – «карова»

Букве а стоять здесь стыдно.

Вдруг у Лямина Петра

Выползут из под пера

То какая –то «трова»,

То какие-то «драва»,

Ведь завянет травка даже,

Коль при ней такое скажут!

Буква «А» и буква «О»

Обижаются давно:

- Скачем мы без всяких правил,

Как Петруша нас заставил,

Будто мы ему враги,

Хоть из азбуки беги.

(Инсценирование стихотворения Сергея Михалкова «Словечки-калечки»)

Учитель

Грустный, сонный, невеселый

Ежи наш пришел из школы

(Входит ученик с ранцем)

Сел к столу. Разок зевнул

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:

«Апельсин», «сосна», «колечко».

(Входят три девочки. На груди прикреплены рисунки апельсина, сосны и кольца.)

Вместе:

Что ты, Ежи, сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!

Апельсин:

Я не какой не «опельсын»!

Колечко(плачет):

Я – никакая ни «калечка»!

Я до слез возмущена!

Сосна:

Можно только лишь со сна

Написать, что я «сасна»!

Апельсин:

Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены!

Ежи! Ежи! Брось лениться!

Так учиться не годиться!

Колечко:

Невозможно без вниманья

Получить образованье.

Будет поздно! Так и знай:

Станет неучем лентяй!

Сосна:

Если ты еще хоть раз

Искалечишь, мальчик, нас-

Мы с тобой поступим круто:

Нашей честью дорожа

Имя Ежи в полминуты

Переделаем в ежа.

Вместе:

Будешь ты ежом колючим!

Вот как мы тебя проучим!

Учитель:

Ежи вздрогнул, ужаснулся,

Потянулся и проснулся.

Подавил зевоту

Взялся за работу.

Учитель:

Какое правило правописания не знал Ежи? В каких словах он допустил ошибки? Подберите к ним проверочные слова. Написание орфограммы в каком из этих слов вы не смогли проверить? Почему?

17 ученик:

Это очень интересно –

Знать, как сделаны слова,

Вот Федоту неизвестно,

Как же пишется «трава»,

Он не знает, например,

Что за буква после Р.

А ведь это, как забава.

Измени лишь слово «травы»-

Вмиг получиться ответ:

«А» писать, сомненья нет!

Учитель:

Ребята! Русский язык очень красив и выразителен. Но если мы не будем соблюдать нормы грамотного письма, то будем выглядеть очень глупо и смешно перед другими людьми. Ведь не зря в народе говорят: «Что написано пером, не вырубишь топором»