МБОУ Николо- Березовская СОШ
Внеклассное занятие по русскому языку
«Веселый урок
русского языка»
х.Николовка
Учитель: Очень важно, изучая русский язык, научиться правильно и грамотно писать слова и предложения. Как известно, слова состоят из звуков, звуки на письме обозначаются значками – буквами. А что может случиться, если перепутать буквы в словах, вы узнаете, когда прослушаете стихотворение Александра Шибаева «Грустные вести».
(Выделенные жирным шрифтом предложения написаны на доске, чтобы дети могли исправить ошибки.)
1 ученик:
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…
На днях в лесу нашел я грусть и очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить.
Учитель: Ребята! Кто может исправить ошибки в письме, а затем прочитать, что же все таки хотел сообщить мальчишка?
2 ученик:
Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй
(показывает на плакат с алфавитом)
Строй как строй
Да не простой-
Он зовется «Алфавит»,
Всюду путь ему открыт.
Буквы разуму верны.
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
Учитель:
А сколько букв русского алфавита помогают перенести на бумагу все, чему человек дал название?
- Гласные, сколько вас?
- Согласные, сколько вас?
- Буквы, которые не обозначают звуков, отзовитесь!
3 ученик:
Эта буква – твердый знак,
Знак – отшельник, знак – бедняк.
4 ученик:
Нарасхват другие буквы,
Хоть у них попроще вид.
Этот в азбуке, как бука,
В одиночестве стоит.
5 ученик:
Редко, робок и не смел,
Встанет в предложение.
Словом взъём, взъярился, съел,
Въяве, объявление.
И опять сидит скучает,
Никого незамечает.
Учитель:
А сколько слов люди могут сложить из 33 букв. Возьмем слово «просто». А сколько в нем спряталось других слов. Назовите спрятавшиеся слова. (Топор, просо, порт, рост, пост, пот, сорт, осот, торос, спорт, трос, стоп, ропот, Сопот, сто, сор, и т.д.)
В русском языке очень много слов, и чем больше вы их будете знать, тем богаче будет ваша речь. Чем больше знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли. Чтобы речь ваша была красивой, чтобы каждое слово в ней стояло на своем месте, надо знать много слов. Кто из вас знает, в какой книге собраны все слова русского языка? (Показать словари Даля и Ожегова)
6 ученик:
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами.
Как людьми населена.
7 ученик:
Правит ими государь
По прозванию словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим
8 ученик:
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать..
9 ученик:
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию словарь!
Учитель:
А сейчас предлагаю вам отгадать кроссворд. Перед вами изображен перекресток из дорог. В клетки мы запишем слова, которые заменят несколько слов одним.
Сверху вниз:
1 Сумка школьника, которую носят на спине.(Ранец)
2 Занавеска на окне. (Штора)
Слева направо:
3 Рабочий стол ученика в школе (Парта)
4 Дикая полосатая лошадка (Зебра)
Учитель:
Обмоталась зебра черными и белыми лентами и принялась всех спрашивать: «Ну отгадайте, какая я: черная или белая, белая или черная?» Каким одним словом можно назвать ее окраску? (Полосатая)
Отгадайте загадки и затем ответите на вопрос, что объединяет все эти слова и каким образом это связано с «Толковым словарем русского языка» (Все отгадки начинаются при описании с буквы А, поэтому в словаре ищем на «А»)
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный, он стеклянный.
Нет лишь номера на нем.(Аквариум)
В детский сад с бахчи
Привезли мячи.
Подали к обеду мяч,
И как кумач. (Арбуз)
Что за чудо синий дом?
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.(Автобус)
(Вывешиваются рисунки аиста, волка, голубя, утки, слона, теленка)
Если по первой букве возьмете
У нарисованных птиц и зверей,
Месяц хороший вы нам назовете.
Какой это месяц? Скажите скорей!(Август)
Учитель:
В русском языке встречаются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, а значение имеют разное. Как называются такие слова? (Омонимы)
- Определите слова омонимы в стихотворениях
10 ученик:
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
- Где вы были? – У лисички!
- Что вы ели там? – Лисички!
11 ученик:
Веснушкам нету сноса.
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла, -
Нос терпеливо мыла,
Зависело б от мыла.
Веснушки б я отмыла.
12 ученик:
День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им. Что за чудо?!
Предо мною близнецы.
Я спросил:
- Вы откуда
Появились, молодцы?
Отвечали мне слова:
13 ученик:
- Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
14 ученик:
Но важна не только внешность,
Потому не торопись;
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
15 ученик:
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы до смысла далеки.
Учитель:
Дайте краткое объяснение значению второго слова в парах:
Овсянка – каша, овсянка - ….
Норка – животное, норка - …
Бокс – стрижка, бокс- ….
Коса – для скашивания травы, коса- ….
Ключ – родник, ключ- ….
16 ученик:
Буква А и буква О
Обижаются давно:
- Нас, ни в чем не виноватых,
Часто путают ребята.
Больше всех Петруша Лямин
Издевается над нами:
Изуродует он слово,
Пишет через а – «карова»
Букве а стоять здесь стыдно.
Вдруг у Лямина Петра
Выползут из под пера
То какая –то «трова»,
То какие-то «драва»,
Ведь завянет травка даже,
Коль при ней такое скажут!
Буква «А» и буква «О»
Обижаются давно:
- Скачем мы без всяких правил,
Как Петруша нас заставил,
Будто мы ему враги,
Хоть из азбуки беги.
(Инсценирование стихотворения Сергея Михалкова «Словечки-калечки»)
Учитель
Грустный, сонный, невеселый
Ежи наш пришел из школы
(Входит ученик с ранцем)
Сел к столу. Разок зевнул
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «сосна», «колечко».
(Входят три девочки. На груди прикреплены рисунки апельсина, сосны и кольца.)
Вместе:
Что ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!
Апельсин:
Я не какой не «опельсын»!
Колечко(плачет):
Я – никакая ни «калечка»!
Я до слез возмущена!
Сосна:
Можно только лишь со сна
Написать, что я «сасна»!
Апельсин:
Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Ежи! Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годиться!
Колечко:
Невозможно без вниманья
Получить образованье.
Будет поздно! Так и знай:
Станет неучем лентяй!
Сосна:
Если ты еще хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас-
Мы с тобой поступим круто:
Нашей честью дорожа
Имя Ежи в полминуты
Переделаем в ежа.
Вместе:
Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!
Учитель:
Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту
Взялся за работу.
Учитель:
Какое правило правописания не знал Ежи? В каких словах он допустил ошибки? Подберите к ним проверочные слова. Написание орфограммы в каком из этих слов вы не смогли проверить? Почему?
17 ученик:
Это очень интересно –
Знать, как сделаны слова,
Вот Федоту неизвестно,
Как же пишется «трава»,
Он не знает, например,
Что за буква после Р.
А ведь это, как забава.
Измени лишь слово «травы»-
Вмиг получиться ответ:
«А» писать, сомненья нет!
Учитель:
Ребята! Русский язык очень красив и выразителен. Но если мы не будем соблюдать нормы грамотного письма, то будем выглядеть очень глупо и смешно перед другими людьми. Ведь не зря в народе говорят: «Что написано пером, не вырубишь топором»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.