Внеклассное занятие по теме "Щедрость и жадность" (4 класс)
Оценка 5

Внеклассное занятие по теме "Щедрость и жадность" (4 класс)

Оценка 5
docx
20.02.2023
Внеклассное занятие по теме "Щедрость и жадность" (4 класс)
Занятие по теме Щедрость и жадность.docx

Методическая разработка занятия по теме «Щедрость и жадность»

 

Цели: ознакомление учащихся с ценностью понятия «щедрость» и понятием «жадность»;

·         привитие детям стремления совершать добрые поступки, быть добрыми, отзывчивыми и щедрыми;

·         формирование у ребенка бескорыстного отношения к окружающему миру. 

·         способствовать развитию навыков нравственной саморефлексии.

Планируемые результаты:

Личностные:

Дать понять учащимся, почему так важно благодарить и быть признательным;

Предметные:        

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение, умение работать самостоятельно;

Метапредметные:

Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

           Оборудование: презентация, раздаточный материал (карточки с ситуациями, листочки для записей, сердечки).

 

 

 

 

 

Этапы

Время

Деятельность воспитателя

Деятельность учащихся

Организационный момент

словесный: слово воспитателя

1 мин

Добрый день, дорогие ребята.

Хочется, чтобы мы с вами сегодня на нашем занятии стали необыкновенными, добрыми и щедрыми волшебниками. 

Приветствие воспитателя

Выполняют задание воспитателя

Положительный эмоциональный настрой на работу

Актуализация знаний

Словесный: слово воспитателя;

Наглядный: учебная презентация;

3 мин

Сегодня на нашем занятии мы будем говорить об очень важной духовной ценности.

Стихотворение Л. Татьяничева 

Не для себя деревья плодоносят,

И реки чистых вод своих не пьют…

Не просят хлеба для себя колосья…

Дома не для себя хранят уют…

Себя мы с ними сравнивать не будем,

Но каждый знает, эту жизнь любя…

Что, чем щедрее отдаёшь ты людям,

Тем краше, радостней живешь ты для себя!

Вопросы для обсуждения:

- А для кого плодоносят деревья?

- Почему колосья не просят хлеба?

- Что такое бескорыстие?

- Как проявляется великодушие?

- Как мы называем людей, которые не умеют проявлять щедрость? (Скряга, скупой, жадина, черствый…).

Жадные люди, даже если они богаты, всё время думают о том, что им мало. Им не понять, отчего бессеребренники хоть и бедны,

а всего имеют в избытке. (Хун Цзычен)

- Как вы понимаете эту мудрость?

Отвечают

на вопросы

Высказывают

своё мнение

Беседуют

с воспитателем

Постановка темы и определение задач занятия

Словесный: слово воспитателя;

Наглядный: учебная презентация

2 мин

Давайте попробуем назвать тему нашего занятия. Молодцы.

Что нам необходимо будет с вами разобрать сегодня и запомнить? 
Понятие щедрость, жадность, учиться быть щедрыми и реагировать на жадность.

Определение

темы занятия

Основная часть

Словесный: слово воспитателя;

Наглядный: учебная презентация;

10 мин

Работа со словарем

Подумайте и скажите, что, по вашему мнению, означает щедрость?

Приведите примеры проявления щедрости (Помощь больному - сбор денег на операцию, ...)

Назовите противоположное слово к слову «щедрый». 

Щедрость – это духовная ценность человека и человечества, которая раскрывает широту и глубину сердца и души. 

Дети работают над определениями ценности «щедрость».

Щедрый человек – это человек, который оказывает бескорыстную помощь другим.

Щедрость – это бесценное качество человека.

Щедрость – это оказание человеком бескорыстной помощи другим.

Как вы считаете, какими качествами должен обладать щедрый человек?

Сейчас в нашем мире всё реже можно встретить щедрого и доброго человека. 
Всё потому, что у нас в жизни всё решают деньги, из-за этого люди становятся злыми и жадными. 
Они забывают о том, что нужно помогать друг другу, делать

добро, стараться сделать мир счастливее, а не искать выгоду только для себя. 
Но у каждого человека обязательно есть что-то светлое и доброе в душе, каким бы плохим он не был. 
Так хочется, чтобы люди это поняли и вспомнили, как важно быть добрым!

«Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее так, чтобы никто об этом не узнал». Народная мудрость.

 Беседа по содержанию цитаты 

- Как вы понимаете смысл выражения «щедрая душа»?

- Почему делать добро надо незаметно?

- А что хорошего может сделать каждый из вас, да ещё незаметно?

- Как вы понимаете значение слова «бескорыстно»?

- А какими качествами обладает щедрый и великодушный человек? (Ответы детей).

Работа в группах.

Каждая группа получает задание: ситуацию и вопросы.

- Прочитайте ситуацию и постарайтесь ответить на все вопросы в карточке. После того, как вы закончите, вы поделитесь своей ситуацией и ответами на вопросы со всеми ребятами.

I группа

Ребята отправились в лес на экскурсию. Они играли, веселились, а затем сели на лужайке, достали свои пакеты с едой. Мальчики и девочки предлагали друг другу вкусности, которые им положили с собой мамы. И только Марина сидела со своим пакетом, доставала из него еду, не предлагая никому и ничего. Вскоре у неё в руках появилась большая шоколадка. Марина развернула шоколадку, отломила кусочек, остальное сложила и спрятала в пакет. «У, жадина» - сказал Серёжа. «Я не жадина. Я ведь у вас ничего не брала, почему же я с вами делиться должна?» - сказала Марина и пошла играть. 
- Согласны ли вы с Мариной? 
- Можно ли назвать Марину жадиной? 
- Есть ли у Марины друзья в классе? 
- Может ли прожить человек счастливо, если он жаден? 
- Как вы думаете, что лучше в жизни человека – умение отдавать и делиться или умение не давать никому и ничего?

II группа

"Лучший подарок"

В день рожденья Маша получила много подарков. Один из подарков порадовал ее более всего: это была красивая заколка, она так украшала любую прическу.

Прошла неделя, как-то, после урока физкультуры Маша обнаружила, что потеряла свою заколку и горестно сообщила о случившемся подружке Кате, которая подарила эту удивительную вещь.

Катя сочувственно вздохнула, погладила Машу по голове и развела руками.  "Что с воза упало - то пропало! -  сказала Катя.  

Постепенно Маша стала забывать о потере, но на новогоднем

празднике увидела Катю в костюме принцессы: красивое

платье, туфельки!  Прическа, украшенная заколкой!

Катя перехватила недоуменный взгляд подружки.

"Это не твоя, я нашла ее не в спортзале, кто-то обронил ее во дворе школы.  Заколочка мне тоже очень понравилась!" - сказала Катя, улыбнулась и пошла танцевать.

Маша посмотрела ей вслед и поняла, что она потеряла не только красивый подарок.

Что еще потеряла Маша?

Из-за чего Катя так поступила?

Сможет ли Маша доверять Кате после такой ситуации? Почему?

Как вы думаете, если Катя отдаст на новогоднем празднике заколку, Маша простит ее?

ВЫВОД: Да, жадность – отрицательная черта характера. Даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет. А когда делишься, то доставляешь радость и другому человеку, и себе. 
- А какие синонимы можно подобрать к слову жадность?

 (Скупость, корысть). 
- Положительные ли это черты характера?

Отвечают

на вопросы воспитателя

Внимательно слушают воспитателя

Физминутка

2 мин

Ребята, вы не устали сидеть? Давайте проведем физминутку и разомнемся!

Повторяют движения вместе

с воспитателем

Основная часть

Словесный: слово воспитателя; учебный диалог. Наглядный: учебная презентация;

Практич.: анализ ситуаций

10 мин

Прочитайте пословицы о скупом человеке.

Поразмышляйте, в какой из этих пословиц скупой наиболее скуп? выделите эту пословицу в рамочку и раскрасьте тем цветом, в который хотите. 

Многое хочешь - последнее потеряешь

Много желать - добра не видать

Жадность всякому горю начало

Ненасытному все мало

Были ли в вашей жизни моменты, когда вы проявили щедрость. Что вы испытывали после этого? 

Щедрость может быть не только от людей, но и природа тоже очень щедра к нам. Приведите примеры, в которых раскрывается проявления щедрости Матушки-Природы. 
Встречались ли вам жадные люди? 
Как вы догадались о том, что они жадные люди? 
У кого в вашей семье самое щедрое сердце? Расскажите. 
Какой подарок вы считаете щедрым? (Ответы детей)

- Сейчас я предлагаю вам провести аукцион щедрых поступков. 

У вас на партах лежат сердечки, напишите в них кратко ответ на вопрос: - Какие щедрые поступки совершили вы?

(собирал вещи для приюта, подарил любимые детские книги детскому саду, помогал ветеранам и др.)

(Когда дети заполнят свои сердечки, воспитатель обратит их внимание на сундучок - сокровищницу «Человеческой Щедрости».)

Сейчас я предлагаю каждому опустить сюда ваши сердечки.

- Кто хочет щедро поделиться со всеми ребятами? Чем?

Можно ли щедро поделиться РАДОСТЬЮ, ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ, ТЕПЛОМ ДУШИ?

- Отлично! Эту сокровищницу я подарю вам, пусть ваша щедрость хранится и напоминает вам о радости дарения.  Не забывайте о щедрых поступках и не останавливайтесь только на этом. Творите добро, щедро помогайте другим!

Сейчас мы с вами посмотрим короткометражный мультфильм «Наивная щедрость»  внимательно просмотрите его и  будьте готовы ответить на вопросы.
- Как вы думаете, в чем главный смысл этого мультфильма?

- Что, по вашему мнению, могло стать с этим мужчиной, если бы листочек не оторвался в конце?

- Правильно ли поступил мужчина? 

Выполняют задания воспитателя

Отвечают

на вопросы

Заключение

Наглядный: учебная презентация

Итог урока

5 мин

Предлагаю вам порассуждать, о чем идет речь: о щедрости или о жадности.

•  Покормить птиц зимой
• Утаить от родителей сдачу, полученную в магазине
• Помочь пожилому человеку купить лекарство, отказавшись от билета в  цирк
• Изрисовать стену жилого дома, не жалея красок  из баллончика
• Помочь библиотекарю подклеить старые книжки, трудясь несколько дней 

А теперь, скажите, о чем мы сегодня узнали?

Как вы поняли, что такое «щедрость»?

Вспомните, какие мы ставили с вами цели, и поднимите руку те, кто считают, что мы достигли поставленных целей.

Отлично! Я  рада, что вас так много!

Слушают установку

Выполняют задание

Рефлексия

"Три М"

2 мин

Назовите три момента, которые у вас получились хорошо на этом занятии и предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующих занятиях.

Проводить само-анализ и анализ работы на занятии

 


 

Методическая разработка занятия по теме «Щедрость и жадность»

Методическая разработка занятия по теме «Щедрость и жадность»

Этапы Время Деятельность воспитателя

Этапы Время Деятельность воспитателя

Постановка темы и определение задач занятия

Постановка темы и определение задач занятия

Так хочется, чтобы люди это поняли и вспомнили, как важно быть добрым! «Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее так, чтобы никто об этом не узнал»

Так хочется, чтобы люди это поняли и вспомнили, как важно быть добрым! «Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее так, чтобы никто об этом не узнал»

Как вы думаете, что лучше в жизни человека – умение отдавать и делиться или умение не давать никому и ничего?

Как вы думаете, что лучше в жизни человека – умение отдавать и делиться или умение не давать никому и ничего?

Скупость, корысть). - Положительные ли это черты характера?

Скупость, корысть). - Положительные ли это черты характера?

Можно ли щедро поделиться РАДОСТЬЮ,

Можно ли щедро поделиться РАДОСТЬЮ,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2023