Методическая разработка занятия по теме «Щедрость и жадность»
Цели: ознакомление учащихся с ценностью понятия «щедрость» и понятием «жадность»;
· привитие детям стремления совершать добрые поступки, быть добрыми, отзывчивыми и щедрыми;
· формирование у ребенка бескорыстного отношения к окружающему миру.
· способствовать развитию навыков нравственной саморефлексии.
Планируемые результаты:
Личностные:
Дать понять учащимся, почему так важно благодарить и быть признательным;
Предметные:
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение, умение работать самостоятельно;
Метапредметные:
Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
Адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.
Оборудование: презентация, раздаточный материал (карточки с ситуациями, листочки для записей, сердечки).
Этапы |
Время |
Деятельность воспитателя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент словесный: слово воспитателя |
1 мин |
Добрый день, дорогие ребята. Хочется, чтобы мы с вами сегодня на нашем занятии стали необыкновенными, добрыми и щедрыми волшебниками. |
Приветствие воспитателя Выполняют задание воспитателя Положительный эмоциональный настрой на работу |
Актуализация знаний Словесный: слово воспитателя; Наглядный: учебная презентация; |
3 мин |
Сегодня на нашем занятии мы будем говорить об очень важной духовной ценности. Стихотворение Л. Татьяничева Не для себя деревья плодоносят, И реки чистых вод своих не пьют… Не просят хлеба для себя колосья… Дома не для себя хранят уют… Себя мы с ними сравнивать не будем, Но каждый знает, эту жизнь любя… Что, чем щедрее отдаёшь ты людям, Тем краше, радостней живешь ты для себя! Вопросы для обсуждения: - А для кого плодоносят деревья? - Почему колосья не просят хлеба? - Что такое бескорыстие? - Как проявляется великодушие? - Как мы называем людей, которые не умеют проявлять щедрость? (Скряга, скупой, жадина, черствый…). Жадные люди, даже если они богаты, всё время думают о том, что им мало. Им не понять, отчего бессеребренники хоть и бедны, а всего имеют в избытке. (Хун Цзычен) - Как вы понимаете эту мудрость? |
Отвечают на вопросы Высказывают своё мнение Беседуют с воспитателем |
Постановка темы и определение задач занятия Словесный: слово воспитателя; Наглядный: учебная презентация |
2 мин |
Давайте попробуем назвать тему нашего занятия. Молодцы. Что
нам необходимо будет с вами разобрать сегодня и запомнить? |
Определение темы занятия |
Основная часть Словесный: слово воспитателя; Наглядный: учебная презентация; |
10 мин |
Работа со словарем Подумайте и скажите, что, по вашему мнению, означает щедрость? Приведите примеры проявления щедрости (Помощь больному - сбор денег на операцию, ...) Назовите противоположное слово к слову «щедрый». Щедрость – это духовная ценность человека и человечества, которая раскрывает широту и глубину сердца и души. Дети работают над определениями ценности «щедрость». Щедрый человек – это человек, который оказывает бескорыстную помощь другим. Щедрость – это бесценное качество человека. Щедрость – это оказание человеком бескорыстной помощи другим. Как вы считаете, какими качествами должен обладать щедрый человек? Сейчас
в нашем мире всё реже можно встретить щедрого и доброго человека. добро,
стараться сделать мир счастливее, а не искать выгоду только для себя. «Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее так, чтобы никто об этом не узнал». Народная мудрость. Беседа по содержанию цитаты - Как вы понимаете смысл выражения «щедрая душа»? - Почему делать добро надо незаметно? - А что хорошего может сделать каждый из вас, да ещё незаметно? - Как вы понимаете значение слова «бескорыстно»? - А какими качествами обладает щедрый и великодушный человек? (Ответы детей). Работа в группах. Каждая группа получает задание: ситуацию и вопросы. - Прочитайте ситуацию и постарайтесь ответить на все вопросы в карточке. После того, как вы закончите, вы поделитесь своей ситуацией и ответами на вопросы со всеми ребятами. I группа Ребята отправились в лес на экскурсию. Они играли,
веселились, а затем сели на лужайке, достали свои пакеты с едой. Мальчики и
девочки предлагали друг другу вкусности, которые им положили с собой мамы. И
только Марина сидела со своим пакетом, доставала из него еду, не предлагая
никому и ничего. Вскоре у неё в руках появилась большая шоколадка. Марина
развернула шоколадку, отломила кусочек, остальное сложила и спрятала в пакет.
«У, жадина» - сказал Серёжа. «Я не жадина. Я ведь у вас ничего не брала, почему
же я с вами делиться должна?» - сказала Марина и пошла играть. II группа "Лучший подарок" В день рожденья Маша получила много подарков. Один из подарков порадовал ее более всего: это была красивая заколка, она так украшала любую прическу. Прошла неделя, как-то, после урока физкультуры Маша обнаружила, что потеряла свою заколку и горестно сообщила о случившемся подружке Кате, которая подарила эту удивительную вещь. Катя сочувственно вздохнула, погладила Машу по голове и развела руками. "Что с воза упало - то пропало! - сказала Катя. Постепенно Маша стала забывать о потере, но на новогоднем празднике увидела Катю в костюме принцессы: красивое платье, туфельки! Прическа, украшенная заколкой! Катя перехватила недоуменный взгляд подружки. "Это не твоя, я нашла ее не в спортзале, кто-то обронил ее во дворе школы. Заколочка мне тоже очень понравилась!" - сказала Катя, улыбнулась и пошла танцевать. Маша посмотрела ей вслед и поняла, что она потеряла не только красивый подарок. Что еще потеряла Маша? Из-за чего Катя так поступила? Сможет ли Маша доверять Кате после такой ситуации? Почему? Как вы думаете, если Катя отдаст на новогоднем празднике заколку, Маша простит ее? ВЫВОД: Да, жадность – отрицательная
черта характера. Даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при
этом потеряет. А когда делишься, то доставляешь радость и другому человеку, и
себе. (Скупость, корысть). |
Отвечают на вопросы воспитателя Внимательно слушают воспитателя |
Физминутка |
2 мин |
Ребята, вы не устали сидеть? Давайте проведем физминутку и разомнемся! |
Повторяют движения вместе с воспитателем |
Основная часть Словесный: слово воспитателя; учебный диалог. Наглядный: учебная презентация; Практич.: анализ ситуаций |
10 мин |
Прочитайте пословицы о скупом человеке. Поразмышляйте, в какой из этих пословиц скупой наиболее скуп? выделите эту пословицу в рамочку и раскрасьте тем цветом, в который хотите. Многое хочешь - последнее потеряешь Много желать - добра не видать Жадность всякому горю начало Ненасытному все мало Были ли в вашей жизни моменты, когда вы проявили щедрость. Что вы испытывали после этого? Щедрость
может быть не только от людей, но и природа тоже очень щедра к нам. Приведите
примеры, в которых раскрывается проявления щедрости Матушки-Природы. - Сейчас я предлагаю вам провести аукцион щедрых поступков. У вас на партах лежат сердечки, напишите в них кратко ответ на вопрос: - Какие щедрые поступки совершили вы? (собирал вещи для приюта, подарил любимые детские книги детскому саду, помогал ветеранам и др.) (Когда дети заполнят свои сердечки, воспитатель обратит их внимание на сундучок - сокровищницу «Человеческой Щедрости».) Сейчас я предлагаю каждому опустить сюда ваши сердечки. - Кто хочет щедро поделиться со всеми ребятами? Чем? Можно ли щедро поделиться РАДОСТЬЮ, ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ, ТЕПЛОМ ДУШИ? - Отлично! Эту сокровищницу я подарю вам, пусть ваша щедрость хранится и напоминает вам о радости дарения. Не забывайте о щедрых поступках и не останавливайтесь только на этом. Творите добро, щедро помогайте другим! Сейчас
мы с вами посмотрим короткометражный мультфильм «Наивная щедрость»
внимательно просмотрите его и будьте готовы ответить на вопросы. - Что, по вашему мнению, могло стать с этим мужчиной, если бы листочек не оторвался в конце? - Правильно ли поступил мужчина? |
Выполняют задания воспитателя Отвечают на вопросы |
Заключение Наглядный: учебная презентация Итог урока |
5 мин |
Предлагаю вам порассуждать, о чем идет речь: о щедрости или о жадности. •
Покормить птиц зимой А теперь, скажите, о чем мы сегодня узнали? Как вы поняли, что такое «щедрость»? Вспомните, какие мы ставили с вами цели, и поднимите руку те, кто считают, что мы достигли поставленных целей. Отлично! Я рада, что вас так много! |
Слушают установку Выполняют задание |
Рефлексия "Три М" |
2 мин |
Назовите три момента, которые у вас получились хорошо на этом занятии и предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующих занятиях. |
Проводить само-анализ и анализ работы на занятии |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.