Данный материал представляет собой статью на тему "Внеклассное чтение, как эффективный метод развития коммуникативных способностей". Данная статья будет интересна в первую очередь учителям иностранного языка, кто практикует аспектное преподавание. Внеклассное чтение, это аспект, который заслуживает отдельного внимания и подробного освещения.
У меня это хорошо получается.
Внеклассное чтение как эффективный метод развития
коммуникативной компетенции.
Добрый день, дамы и господа! Я рада приветствовать Вас сегодня в такой
замечательный день. Поскольку слоган нашего конкурса «У меня это хорошо получается»,
сегодня я расскажу Вам о том, что у меня получается лучше всего, а именно: внеклассное
чтение.
Для начала позвольте мне представиться, меня зовут Ольга Викторовна Комкова. Я
являюсь учителем английского языка в средней общеобразовательной школе №1 с
углублённым изучением отдельных предметов. В 2013 году я окончила Международный
университет природы, общества и человека «Дубна» и получила диплом бакалавра и
магистра с отличием. Учась в университете, я не думала, что стану учителем, но судьба
привела меня в стены моей родной школы – в школу №1.
Мне бы хотелось рассказать о своих увлечениях, потому что часто мои увлечения
становятся увлечениями моих учеников. В свободное от работы время я очень люблю
читать английскую и американскую литературу в оригинале. Моим любимым автором
является Стивен Кинг. Я также увлекаюсь английской культурой и люблю слушать песни
группы Битлз. Однако больше всего я люблю путешествовать и посещать страны
изучаемого языка, такие как: Англия, Америка, Ирландия. Мне нравится узнавать чтото
новое о странах и их культуре и делиться своими знаниями с учениками. Таким образом, у
них пробуждается интерес к английскому языку и английской культуре.
Мне бы хотелось отметить, что в сферу моей деятельности входит не только
преподавание английского языка. Я также являюсь руководителем танцевального кружка в
школе, который пользуется большой популярностью у детей. За два года работы мы
приняли участие в ряде городских конкурсов и фестивалей получили различные грамоты и
дипломы. Занятия танцами пробуждает интерес и к английской культуре. Часто после
тренировок дети интересуются, кто является автором той или иной музыкальной
композиции или о чём поётся в песне. Таким образом, у меня есть возможность
заинтересовать их изучением английского языка и культуры не только во время уроков, но
и во внеурочной деятельности.
Я считаю, что в современном мультикультурном мире важно не просто научить
детей языку, но и заинтересовать их в изучении культуры стран изучаемого языка, а так же
научить их успешно применять полученные знания в жизни. Это необходимо для успешной
сдачи современных экзаменов форматов ОГЭ и ЕГЭ и выполнения современных
требований ФГОС.
Как мы с вами знаем, существует 4 виды речевой деятельности. Помоему мнению
наибольшую трудность из них представляют собой чтение и говорение. Поэтому
подготовку к выполнению заданий данного типа следует начинать с самых первых этапов
знакомства с языком.
Для того чтобы научить детей эффективно работать с текстом и грамотно
высказывать своё мнение о нём, мы выделяем внеклассное чтение в отдельный аспект ивводим его начиная с третьего класса. Детям очень нравится читать истории о различных
героях и их приключениях, а также обмениваться своими впечатлениями о прочитанном.
Поэтому они всегда с нетерпением ждут урока по внеклассному чтению.
Следует отметить, что внеклассное чтение действительно является эффективным
методом развития коммуникативной компетенции. Художественные тексты построены
таким образом, что они,
1. соответствуют учебному плану;
2. расширяют словарный запас учеников;
3. углубляют их знания по теме.
На разных этапах обучения на первый план выходят такие аспекты, как:
лингвистический, социокультурный, личностный и творческий. Что касается начального
этапа, то в данном случае основным является лингвистический аспект. Текст и задания
построены таким образом, что ученики несколько раз повторяют ту или иную лексику
урока, грамматические конструкции, речевые обороты. Более того, с самого начала через
упражнения ребёнок осваивает такие виды чтения, как: просмотровое, ознакомительное,
изучающее и поисковое, что соответствует требованиям ФГОС.
В средней школе, когда уровень владения языком значительно повышается, на
первый план выходит социокультурный аспект. На данном этапе важно познакомить
учеников с культурой изучаемого языка, поэтому мы обращаемся к таким произведениям
как «Приключения Тома Сойера», «Приключения Оливера Твиста», «Принц и нищий» и
т.д. Они знакомят учеников с особенностями жизни людей Великобритании и Америки на
разных этапах их развития, позволяют сравнить особенности развития культуры и жизни
людей в Великобритании и в России, учат толерантности.
В старшей школе ученики обладают уже достаточными лингвистическими и
культурологическими навыками, поэтому на первое место выходит личностный аспект. На
данном этапе ученики уже в полной мере могут оценить красоту и сюжетную линию
произведения, свободно высказывать своё мнение и грамотно аргументировать его.
Для того чтобы достичь таких высоких результатов и эффективно развивать
речевую компетенцию, необходимо выполнять послетекстовые упражнения. Позвольте мне
рассказать о них подробнее. Послетекстовые задания выполняют ряд функций:
1) развитие навыков поискового и ознакомительного чтения;
2) закрепление лексикограмматических структур;
3) грамотное и свободное выражение своего мнения и его аргументация;
4) раскрытие творческого потенциала учеников.
А сейчас мне бы хотелось подробнее рассказать о каждом типе заданий. Я
предлагаю Вашему вниманию задания, которые способствуют формированию навыков
поискового и ознакомительного чтения. Это такие задания, как: ответы на вопросы, скажи
кто, соответствует или не соответствует тексту, докажи, что, объясни почему, закончи
предложения. Успешное выполнение таких заданий позволяет ученикам освежить текст
главы и готовит их к монологическому высказыванию с опорой на текст или без неё (в
зависимости от уровня подготовки учащихся).Следующий тип упражнений направлен на формирование лексикограмматических
навыков. Задания данного типа способствуют расширению словарного запаса, повторению
и закреплению лексикограмматических структур, а также готовят учеников к выполнению
заданий ЕГЭ и ОГЭ.
Успешное выполнение таких упражнений позволяет быстро
и эффективно запоминать лексикограмматические структуры и использовать их в речи.
Следующий тип заданий способствует формированию коммуникативных навыков.
Это такие задания, как: ответь на личные вопросы, выскажи своё мнение по теме и
аргументируй его, перескажи эпизод и скажи, как бы ты поступил в данной ситуации, и т.д.
Интенсивное использование упражнений данного типа способствует снятию
психологических барьеров и позволяет успешно выражать и аргументировать своё мнение.
Отдельно мне бы хотелось отметить использование творческих заданий. Они
способствуют развитию творческих способностей учеников, снятию психологических
барьеров и самовыражению. Успешное выполнение таких заданий приводит к тому, что
несколько удалённый от учеников текст становится им ближе и понятнее. Он приобретает
личностные черты, а ученики чувствуют себя соавторами и привносят чтото своё в
произведение.
Работа по внеклассному чтению успешно позволяет мне применять метод проектной
деятельности. По завершению книги или цикла глав ученики составляют проекты об
авторе, о героях книги, о сюжете и т.д. Создание проектов способствует развитию навыков
публичного выступления, снятию психологических барьеров и учит искусству презентации.
Обобщая, мне бы хотелось остановиться на функциях внеклассного чтения.
Использование аспекта внеклассное чтение:
1) способствует развитию лингвистических и коммуникативных навыков;
2) знакомит с культурой стран изучаемого языка;
3) развивает личностные и творческие способности учащихся;
4) способствует развитию навыков работы с текстом;
5) способствует снятию психологических барьеров и самовыражению;
6) успешно готовит к выполнению заданий форматов ЕГЭ и ОГЭ.
Мне бы хотелось сказать, что внеклассное чтение мой любимый аспект. Внеклассное
чтение вызывает интерес не только к изучению английского языка, но и к самому процессу
чтения. Не многие сегодня могут сказать, что чтение их хобби. Однако на уроках
внеклассного чтения у детей пробуждается интерес именно к чтению. Им нравится читать
истории о любимых героях и им особенно приятно говорить, что они читают книжки на
английском языке.
Приходите ко мне на урок, и я с удовольствием продемонстрирую Вам, как можно
использовать данный аспект для развития коммуникативной компетенции в начальной
школе. Спасибо за внимание!