Внеклассное чтение, как эффективный метод развития коммуникативных способностей.

  • Исследовательские работы
  • Образовательные программы
  • docx
  • 10.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал представляет собой статью на тему "Внеклассное чтение, как эффективный метод развития коммуникативных способностей". Данная статья будет интересна в первую очередь учителям иностранного языка, кто практикует аспектное преподавание. Внеклассное чтение, это аспект, который заслуживает отдельного внимания и подробного освещения.
Иконка файла материала текст презентации.docx
У меня это хорошо получается. Внеклассное чтение как эффективный метод развития коммуникативной компетенции. Добрый   день,   дамы   и   господа!   Я   рада   приветствовать   Вас   сегодня   в   такой замечательный день. Поскольку слоган нашего конкурса «У меня это хорошо получается», сегодня я расскажу Вам о том, что у меня получается лучше всего, а именно: внеклассное чтение.  Для начала позвольте мне представиться, меня зовут Ольга Викторовна Комкова. Я являюсь   учителем   английского   языка   в   средней   общеобразовательной   школе   №1   с углублённым изучением отдельных предметов. В 2013 году я окончила Международный университет   природы,   общества   и   человека   «Дубна»   и   получила   диплом   бакалавра   и магистра с отличием. Учась в университете, я не думала, что стану учителем, но судьба привела меня в стены моей родной школы – в школу №1.   Мне бы хотелось рассказать о своих увлечениях, потому что часто мои увлечения становятся  увлечениями  моих  учеников.  В  свободное  от работы  время  я очень  люблю читать   английскую   и   американскую   литературу   в   оригинале.   Моим   любимым   автором является Стивен Кинг. Я также увлекаюсь английской культурой и люблю слушать песни группы   Битлз.   Однако   больше   всего   я   люблю   путешествовать   и   посещать   страны изучаемого языка, такие как: Англия, Америка, Ирландия. Мне нравится узнавать что­то новое о странах и их культуре и делиться своими знаниями с учениками. Таким образом, у них пробуждается интерес к английскому языку и английской культуре.  Мне   бы   хотелось   отметить,   что   в   сферу   моей   деятельности   входит   не   только преподавание английского языка. Я также являюсь руководителем танцевального кружка в школе,   который   пользуется   большой   популярностью   у   детей.   За   два   года   работы   мы приняли участие в ряде городских конкурсов и фестивалей получили различные грамоты и дипломы. Занятия  танцами пробуждает интерес  и к английской  культуре. Часто  после тренировок   дети   интересуются,   кто   является   автором   той   или   иной   музыкальной композиции   или   о   чём   поётся   в   песне.   Таким   образом,   у   меня   есть   возможность заинтересовать их изучением английского языка и культуры не только во время уроков, но и во внеурочной деятельности.  Я считаю, что в современном мульти­культурном мире важно не просто научить детей языку, но и заинтересовать их в изучении культуры стран изучаемого языка, а так же научить их успешно применять полученные знания в жизни. Это необходимо для успешной сдачи   современных   экзаменов   форматов   ОГЭ   и   ЕГЭ   и   выполнения   современных требований ФГОС.  Как мы с вами знаем, существует 4 виды речевой деятельности. По­моему мнению наибольшую   трудность   из   них   представляют   собой   чтение   и   говорение.   Поэтому подготовку к выполнению заданий данного типа следует начинать с самых первых этапов знакомства с языком.  Для   того   чтобы   научить   детей   эффективно   работать   с   текстом   и   грамотно высказывать своё мнение о нём, мы выделяем внеклассное чтение в отдельный аспект ивводим его начиная с третьего класса. Детям очень нравится читать истории о различных героях и их приключениях, а также обмениваться своими впечатлениями о прочитанном. Поэтому они всегда с нетерпением ждут урока по внеклассному чтению.  Следует отметить, что внеклассное чтение действительно является эффективным методом   развития   коммуникативной   компетенции.   Художественные   тексты   построены таким образом, что они, 1. соответствуют учебному плану; 2. расширяют словарный запас учеников; 3. углубляют их знания по теме.  На   разных   этапах   обучения   на   первый   план   выходят   такие   аспекты,   как: лингвистический, социо­культурный, личностный и творческий. Что касается начального этапа, то в данном случае основным является лингвистический аспект. Текст и задания построены таким образом, что ученики несколько раз повторяют ту или иную лексику урока, грамматические конструкции, речевые обороты. Более того, с самого начала через упражнения ребёнок осваивает такие виды чтения, как: просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое, что соответствует требованиям ФГОС.  В   средней   школе,   когда   уровень   владения   языком   значительно   повышается,   на первый   план   выходит   социо­культурный   аспект.   На   данном   этапе   важно   познакомить учеников с культурой изучаемого языка, поэтому мы обращаемся к таким произведениям как «Приключения Тома Сойера», «Приключения Оливера Твиста», «Принц и нищий» и т.д. Они знакомят учеников с особенностями жизни людей Великобритании и Америки на разных этапах их развития, позволяют сравнить особенности развития культуры и жизни людей в Великобритании и в России, учат толерантности. В   старшей   школе   ученики   обладают   уже   достаточными   лингвистическими   и культурологическими навыками, поэтому на первое место выходит личностный аспект. На данном   этапе   ученики   уже   в   полной   мере   могут   оценить   красоту   и   сюжетную   линию произведения, свободно высказывать своё мнение и грамотно аргументировать его.   Для   того   чтобы   достичь   таких   высоких   результатов   и   эффективно   развивать речевую компетенцию, необходимо выполнять послетекстовые упражнения. Позвольте мне рассказать о них подробнее. Послетекстовые задания выполняют ряд функций:  1) развитие навыков поискового и ознакомительного чтения; 2) закрепление лексико­грамматических структур; 3) грамотное и свободное выражение своего мнения и его аргументация; 4) раскрытие творческого потенциала учеников. А   сейчас   мне   бы   хотелось   подробнее   рассказать   о   каждом   типе   заданий.   Я предлагаю   Вашему   вниманию   задания,   которые   способствуют   формированию   навыков поискового и ознакомительного чтения. Это такие задания, как: ответы на вопросы, скажи кто, соответствует или не соответствует тексту, докажи, что, объясни почему, закончи предложения. Успешное выполнение таких заданий позволяет ученикам освежить текст главы и готовит их к монологическому высказыванию с опорой на текст или без неё (в зависимости от уровня подготовки учащихся).Следующий тип упражнений направлен на формирование лексико­грамматических навыков. Задания данного типа способствуют расширению словарного запаса, повторению и закреплению лексико­грамматических структур, а также готовят учеников к выполнению заданий ЕГЭ и ОГЭ.  Успешное выполнение таких упражнений позволяет быстро и эффективно запоминать лексико­грамматические структуры и использовать их в речи. Следующий тип заданий способствует формированию коммуникативных навыков. Это   такие   задания,   как:   ответь   на   личные   вопросы,   выскажи   своё   мнение   по   теме   и аргументируй его, перескажи эпизод и скажи, как бы ты поступил в данной ситуации, и т.д. Интенсивное   использование   упражнений   данного   типа   способствует   снятию психологических барьеров и позволяет успешно выражать и аргументировать своё мнение. Отдельно   мне   бы   хотелось   отметить   использование   творческих   заданий.   Они способствуют   развитию   творческих   способностей   учеников,   снятию   психологических барьеров и самовыражению. Успешное выполнение таких заданий приводит к тому, что несколько удалённый от учеников текст становится им ближе и понятнее. Он приобретает личностные   черты,   а   ученики   чувствуют   себя   соавторами   и   привносят   что­то   своё   в произведение.  Работа по внеклассному чтению успешно позволяет мне применять метод проектной деятельности.   По   завершению   книги   или   цикла   глав   ученики   составляют   проекты   об авторе, о героях книги, о сюжете и т.д. Создание проектов способствует развитию навыков публичного выступления, снятию психологических барьеров и учит искусству презентации. Обобщая,   мне   бы   хотелось   остановиться   на   функциях   внеклассного   чтения. Использование аспекта внеклассное чтение:  1) способствует развитию лингвистических и коммуникативных навыков; 2) знакомит с культурой стран изучаемого языка; 3) развивает личностные и творческие способности учащихся; 4) способствует развитию навыков работы с текстом; 5) способствует снятию психологических барьеров и самовыражению; 6) успешно готовит к выполнению заданий форматов ЕГЭ и ОГЭ. Мне бы хотелось сказать, что внеклассное чтение мой любимый аспект. Внеклассное чтение вызывает интерес не только к изучению английского языка, но и к самому процессу чтения.   Не   многие   сегодня   могут   сказать,   что   чтение   их   хобби.   Однако   на   уроках внеклассного чтения у детей пробуждается интерес именно к чтению. Им нравится читать истории о любимых героях и им особенно приятно говорить, что они читают книжки на английском языке.  Приходите ко мне на урок, и я с удовольствием продемонстрирую Вам, как можно использовать   данный   аспект   для   развития   коммуникативной   компетенции   в   начальной школе. Спасибо за внимание!