Мастер-класс в 4 классе
Классный час « Береги свои леса».
Цели урока: формирование ответственного бережного отношения к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.
Задачи урока: рассмотреть влияние человека на природу, меры по охране природы; овладение определенными знаниями по экологии ;расширение кругозора; обогащение словарного запаса; развитие эмоциональной отзывчивости; умение и желание активно защищать природу, быть культурным человеком, заботящимся о себе и об окружающем мире.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут /закрепят /др. ученики в ходе урока:
1. Формирование у ребенка элементарных научных и эмоционально-образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды.
2. Приобретение начального опыта экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой
Планируемы результаты: учащиеся узнают причины загрязнения окружающей среды, научатся находить способы её защитить
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийная установка
Полоски для построения диаграммы, итоги сбора макулатуры по нашему классу. Оформление доски: (чертёж диаграммы)
Итоги сбора макулатуры напечатаны( справа)
Ход занятия.
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Орг.момент.
|
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. С пожеланием мира, здоровья и добра друг другу и нашей планете Земля, приглашаю вас в круг. Представим, что сегодня у нашей планеты Земля День рождения! -Что мы пожелаем в её знаменательный день?(леса(рощи, чащи);водоёмы: моря, реки , озёра, океаны), животные (птица, звери, насекомые), человек. Спасибо за пожелания! -Мы речь свою ведём о том, Что вся Земля - наш общий дом- Наш общий дом, просторный дом, Мы все с рожденья здесь живём.
Ещё о том ведём мы речь, Что мы наш дом должны сберечь. Давай покажем, что не зря на нас надеется Земля! -Садитесь, пожалуйста, на свои места по своим группам Мы пожелали Земле быть здоровой!
|
(становятся вокруг глобуса, придумывают пожелания, садятся по группам) |
2. Актуализация знаний. |
Исследования показали, что нас воздух загрязнён, вода в водоёмах грязная, почва –тоже. -Кто природу загрязняет? -То есть получается мы сами против себя? -Можно такое допускать? Тогда – пора действовать! Вы готовы? Сегодня мы с вами команда Экологов. Начинаем первое заседание.
|
Надо всё очищать, сохранять. Человек. Нет. Да!Готовы! |
3.Подведение к новой теме. |
Чтобы понять насколько мы разбираемся в проблемах экологии, проведём тест-игру «Что к чему приводит». Задание: стрелками соедините действия человека и последствия у природы. Работаем с соседом по плечу. Отвечает команда 1 участник 2 Команда 3 участник 4. Есть дополнения, изменения? |
(дети читают варианты ответов, 1 вариант и 2 вариант. Остальные сверяются) |
4. Выявление темы и цели занятия. |
За всё сразу браться нельзя! Сегодня рассмотрим одну глобальную проблему экологии. Тема на доске .(На доске Лучи, в центре которого отгадка.) Открываем и читаем по одной подсказке. -Кто догадался? (-природное сообщество, в котором взаимодействуют растения, животные, грибы,; -это прежде всего деревья; -очищает воздух от пыли; -защитник водоёмов; укрепляет берега рек, горные склоны и и овраги -защищает почвы от ветра; не даёт почве разрушиться; -ослабляет радиацию, образует огромное количество органической массы(пищи для других организмов) -очищает воздух от пыли, вредных газов, дыма, копоти, борется с засухами и суховеями; - в нём многие растения, особенно хвойные, выделяют особые вещества-фитонциды, убивающие микробов.) Вот что значит для нас лес! Тема «Лес.». Мы представляем его прекрасным , солнечным, благоухающим, полным разных звуков! НО есть и такие уголки леса! (Иллюстрация на эл.доске «Лёгкие Земли», «Вырубка лесов») -О чём Вам говорят эти иллюстрации? |
Исчезновение леса Проблему вырубки лесов (чистый воздух, дом для зверей и птиц)
Лес в опасности.
|
5. Самостоятельная работа в группе. (муз.оформление) |
-Как мы, ученики 4 класса школы №10 можем сохранить лес и спасти его от уничтожения? (Обсуждаем в команде, записываем идеи. Переверните листочек с тестом и записывайт идеи своей команды) -Поделимся способами сохранения и восстановления леса. (отвечают команды 1;2;3;4) Слайд(способы решения проблемы) Мы всё можем записать так.( сбор макулатуры, посадка деревьев и др.) Слайд «Сажает ёлочку». У Вас на столе конверт. Посмотрите, что внутри и прикрепите на карту. Посадите деревья на карте нашего города. В реальности сажать деревья нужно по правилам. И взрослые вам в этом помогут. Лес школы №10! Хорошая идея?
А вы сами что можете сделать уже сейчас? -Действительно, сбор макулатуры спасает деревья от вырубки для изготовления бумаги. Слайд «100 кг макулатуры спасает 1 дерево» -Что мы можем сказать по этому слайду? (100 кг макулатуры спасает 1 дерево.) -Что мы уже сделали за эти 2 года учёбы и 3 класс 1 четверть? Посчитайте, сколько деревьев спас наш класс. В 1 классе- 430 кг за год. Сколько раз по 100. (4 дерева) Во 2 классе – 365 кг. (3-4 дерева) В 3 классе 1 четверти мы сдали 55 кг, умножаю на 4 четверти равно 220 кг.(2 дерева) Построим диаграмму на доске при помощи полосок бумаги. -Что наблюдаем? - Посчитаем сколько спасённых деревьев? Сложим. -Какие цели поставим перед собой на будущее? - Как экономить расход бумаги? Рассмотрим участие в сборе макулатуры в вашем классе. Построим столбчатую диаграмму на доске. Что видим. Какие цели поставим? Сколько деревьев за год спасли? Значит, мы принимаем решение, что будем активно собирать старую бумагу и сдавать её в макулатуру.
|
(Работают в группе, записывают идеи) Отвечают участники каждой команды.
На карту Татарстана(России) прикрепляют деревья.
(собирать макулатуру)
Что 100 кг равно 1 спасённое дерево. Собирали макулатуру. Стали собирать меньше. Цель собирать макулатуру, экономить бумагу. (писать на черновиках, дописывать до последней странички) 1 ученик строит круговую диаграмму на компьютере |
6.Практическая работа |
Мы живём в замечательном городе Альметьевск. Сделаем некоторые выводы для нашего города. Для этого решим экологические задачи: 1. Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 тонн пыли, а такой же лиственный 70 тонн. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе?(70:35=2(раза)-во столько меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес) 2. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для взрослого человека. В городе Альметьевск из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть в деревьев, чтобы обеспечить город в 152580 человек?(158580*10=1 525 800 (деревьев)-должно быть у нас в городе. Но ,если вы посадите больше, это помешает человеку? Значит, Вывод! Сажаем деревья, собираем макулатуру! |
70:35=2(раза)-во столько меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес) ?(1)1*158580=158580(д) на всех в сутки выделяют 2)158580*10=1 525 800 (деревьев)-должно быть у нас в городе Нет. |
7. Вывод |
Внимание! Внимание! Посмотрите, пожалуйста, отрывок из театральной постановки 3 класса и ответьте на вопрос.
-Кого во сне увидел работодатель? - Что он понял?
Спасать природу, сохранять её богатства и пользоваться всем этим экономно- это значит делать доброе дело для себя и для всего мира. Каждый человек на Земле должен это помнить. И ,если ваши родители об этом забывают, напоминайте им. И тогда природа станет лучше!
-Если бы были Министрами Министерства охраны природы. Какой приказ бы Вы издали? ( называют)
|
Здоровья(чистого воздуха, ясного неба, читсых рек, озёр и др.) Он увидел больного праправнука, который был болен. Не было кислорода. Надо было дышать свежим воздухом. Понял, что надо сажать деревья, а не вырубать их.
Оглашают свои приказы. |
8. Рефлексия |
Прочитайте, пожалуйста, отрывок из текста, напечатанный на листочке. Кто согласен с этими словами, встаньте, пожалуйста. Кто пока не знает, можете посидеть и подумать. (Включаю музыку минус «Капли утренней росы»). Я и природа Земли едины. Я дышу воздухом Земли, я пью воду Земли. Я хочу, чтобы природа Земли была чистой и здоровой. Я хочу, чтобы я и мои дети были здоровы.
- Мы поставили перед собой важные экологические задачи. Давайте пожелаем, чтобы все хорошие желания исполнялись! Похлопайте ребята друг другу! Вы хорошо потрудились! Здоровья Вам и успехов! Спасибо вам за плодотворную работу!
|
. (Дети встают) Читают и встают. Давайте будем беречь планету, на всей вселенной красивей нет, Во всей Вселенной она одна. Что будет делать без нас она.
|
1 вариант Игры «Что к чему приводит»
Действия человека |
* |
Последствия у природы |
Вырубка лесов для строительства |
|
Загрязнение воздуха |
Выброс выхлопных газов автомобилями |
|
Уменьшение количества лесов на земле |
Истребление диких животных ради меха |
|
Загрязнение водоёмов. |
Плохая очистка сточных вод |
|
Исчезновение некоторых видов животных |
2 вариант игры «Что к чему приводит»
Действия человека |
* |
Последствия у природы |
Заготовление древесины |
|
Загрязнение воздуха |
Выброс дыма заводами фабрик |
|
Уменьшение количества лесов на Земле |
Неумеренная охота на диких зверей и птиц |
|
Загрязнение водоёмов |
Слив сточных вод с заводов и фабрик |
|
Исчезновение некоторых видов животных. |
Текст «Я и природа едины».
Я и природа Земли едины. Я дышу воздухом Земли, я пью воду Земли. Я хочу, чтобы природа Земли была чистой и здоровой. Я хочу, чтобы я и мои дети были здоровы.
Решение экологических задач:
1. Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 тонн пыли, а такой же лиственный 70 тонн. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе?
2. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для взрослого человека. В городе Альметьевск из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить город Альметьевск в 152580 человек?
Решение экологических задач:
1. Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 тонн пыли, а такой же лиственный 70 тонн. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе?
Решение:
Ответ:
2. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для взрослого человека. В городе Альметьевск из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить город Альметьевск в 152580 человек?
Решение:
Ответ:
Решение экологических задач:
1. Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 тонн пыли, а такой же лиственный 70 тонн. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе?
Решение:
Ответ:
2. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для взрослого человека. В городе Альметьевск из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить город Альметьевск в 152580 человек?
Решение:
Ответ:
Решение экологических задач:
1. Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 тонн пыли, а такой же лиственный 70 тонн. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе?
Решение:
Ответ:
2. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для взрослого человека. В городе Альметьевск из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить город Альметьевск в 152580 человек?
Решение:
Ответ:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.