Данное внеклассное мероприятие на морально-этическую тему "Доброта спасет мир" создано с учетом нравственного аспекта воспитания подрастающего поколения в условиях внедрения Федерального Госудаственного образовательного стандарта второго поколения в средней звене общеобразовательного учреждения и сопровождается презентацией, подкрепленной звуковыми файлами для создания более полного образа у обучающихся.
К сожалению, в огромном мире есть немало обделенных физическим здоровьем
людей с детства или в результате перенесенных болезней и травм. Инвалидов.
Наша страна не исключение! Как важно не оставить их в беде, помочь и
поддержать! Международный день поддержки инвалидов отмечается 3 декабря.
Традиционно в нашем городе к этой дате проходит декада в поддержку инвалидов. В
рамках этой декады,
в школе проводятся «Уроки доброты». Представленная
методическая разработка беседы рассчитана для детей младшего и среднего школьного
возраста.
В этом возрасте у них формируются представления об окружающем мире.
Складывается определенное отношение к окружающим и к инвалидам в частности. Если
человек в детстве не получит необходимую информацию, то позднее его стереотипы
будет скорректировать уже сложнее. Цель данной беседы: сформировать отношение к
людям с ограниченными возможностями, изменить сложившийся стереотип, что инвалид –
это неполноценный человек. Такие занятия необходимы нашим детям, так как и в нашей
школе, есть детиинвалиды. Все выше сказанное определяет практическую значимость
данной беседы.
Материал в занятии, подобран с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей. Используются разные методы и приёмы, которые помогают сформировать у ребят
понимание, что инвалиды могут то же, что и они сами: и дружить, и танцевать, и
учиться, и участвовать в различных конкурсах и даже спортивных соревнованиях. В ходе
практических упражнений, выполняемых на занятиях, дети, вживаются в состояние
людей с ограниченными возможностями, и это помогает им реально представить себе, что
такое – быть инвалидом и как это трудно.
Актуальность представленного материала:
Предложенная беседа поможет организовать «уроки доброты» и толерантности в
сделать эти занятия с детьми более
акцентировать
рамках традиционной декады инвалидов,
интересными, познавательными, в увлекательной
внимание детей к столь важной для общества проблеме.
игровой форме
Тема: « Доброта спасет мир».
Цель занятия:
1. Воспитание
толерантности: уважительного,
гуманного, внимательного
отношения к инвалидам и признания их полноценными членами общества.
2. Обогащение словаря учащихся и формирование навыков словообразования:
совершенствование грамматического строя речи; развитие умения редактировать
текст.
3. Развитие высших психических функций: внимание, восприятие, логическое
мышление.
Оборудование:
презентация к беседе;
сердечко (на каждого ученика);
музыкальный материал: В. Шаинский «Если добрый ты», Диана Гурцкая
«Волшебное стекло», музыка на «перелет».Основные понятия темы: инвалид, инвалидность, инвалидность по зрению,
инвалидность по слуху.
1. слайд 1. Организационный момент. музыка ( Звучит песня «Если добрый
Доброта спасет мир.
ты…»)
2. Вступительное слово:
Что за песню вы услышали? О чем она? Какие понятия в ней рассматриваются?
Хорошо и плохо, доброта и наоборот.
музыка2 фоном в народе говорят, что добро приносит птица счастья. Слайд 2
Она летает по земле и сеет добро, среди людей, которые нуждаются в тепле, доброте,
внимании и поддержке.
Закройте глаза и представите, куда может нас принести птица счастья. Как вы
думаете, в какое место нас перенесла птица «Счастья»? Где больше всего необходима
наша поддержка, забота и тепло? Детский дом, там проживают дети сироты, в дом
престарелых, больницу.
3. Основная часть
Правильно вы говорите, всем им необходимо внимание и поддержка со стороны
окружающих, но сейчас птица Счастья перенесла нас в «Общество инвалидов». Слайд3
3 декабря – особенный день. Слайд 4. Международный день поддержки
инвалидов.
Они так же нуждаются в добром, внимательном отношении. А как вы, понимаете
слово инвалид? (звучат ответы детей)
В энциклопедическом словаре это слово объясняется так: слайд5(1) Инвалид
(от латинского слова) – слабый, немощный.
Инвалидность стойкое
нарушение ( снижение или утрата) общей трудоспособности, в следствие заболевания или
травмы .
Слайд5(2)
А как понимаете словосочетание «Общество инвалидов» слайд6 группа людей с
ограниченными возможностями. Так вот инвалид – это медицинское понятие, а мы с
вами говорим люди с ограниченными возможностями, кА принято в гуианном
цивилизованном обществе.
К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим
здоровьем, т.е. это люди с ограниченными возможностями здоровья с рождения или в
результате перенесенной болезни или травмы. Однако часто это происходит изза
невнимательного отношения к самому себе и близким.
Я хочу дать вам послушать отрывок из одной известной песни. слайд 7(1,2). Кто
исполняет эту песню? Чем певица отличается от других исполнителей? (звучит песня
«Волшебное стекло» в исполнении Дианы Гурцкой ) эта исполнительница
слепая
Таких людей называют « инвалид по зрению»
И в нашем городе таких людей насчитывается более 500 человек. Внешне, они
мало отличаются от нас с вами. Но им живется намного сложнее, чем нам, ведь они не
видят окружающие нас предметов, различные ориентиры на дороге и дома.
Прочитайте слово, слайд 8(1) (дети читают «зрение»)
Какой части речи это слово? существительное Образуйте от этого существительного прилагательное. Зрительныйслайд8(2)
А теперь составьте словосочетание с этим прилагательным. Зрительный зал
слайд 8(3)
Составьте предложение с этим словосочетанием. Ребята сидели в зрительном
зале.
Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которых отсутствует
зрение? Вы правы. Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только
слушать, а не смотреть. А как вы думаете, могут ли они работать? ответы детей
В нашем городе есть «Общество слепых», слайд 9(1) где люди, не имея зрения,
изготавливают вещи общего потребления слайд 9(2) (крышки, выключатели, розетки),
могут читать книги, но специальные для слепых слайд 9(3) и даже работать на
компьютере слайд 9(4)
Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходится жить таким людям,
предлагаю выполнить одно задание «Принеси предмет с закрытыми глазами».
Подойдите ктото один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и
возьмите книгу с 3 ей полки. Принеси ее ко мне.
Рефлексия.
Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку
и открыть глаза?
Для нас всех это обыкновенное упражнение – развлечение, и при желании мы
можем открыть глаза проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас
понимает, что инвалиды по зрению себе такого позволить не могут.
А сейчас, предлагаю вам, прочитать отрывок из произведения слайд10(1) текст
с пропущенными словами: «Стою и слушаю эти прекрасные звуки природы. На дереве
…. дятел. На болоте ….лягушки. Возле цветка …. шмель. В траве ….. саранча».
Вставьте пропущенные слова (слова для справок: слайд 10(2) жужжит, стучит,
стрекочет, квакает). К какой части речи относятся пропущенные слова? Глаголы. О чем
текст? (о звуках природы).
Мы с вами можем слышать все эти звуки, а вот есть люди, которые их не слышат
– инвалиды по слуху. Слайд 11
Как вы думаете, что может привести к потери слуха? Ответы детей. Что
нужно делать, чтоб этого избежать? Ответы детей.
Правильно, нужно остерегаться громких звуков, не ходить в мороз без шапки, не
ковырять в ушах острыми предметами. Беречь свою жизнь и здоровье.
А могут ли глухие петь? да. Слайд 12
Динамическая пауза
Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и
жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто.
Предлагаю: Встать, повернуться друг к другу, посмотреть в глаза, взять соседа за
руку так, чтобы выразить свое доброе отношение к нему без слов.
Рефлексия:
Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы
сумели передать свои чувства другому. А ещё есть люди, у которых нет каких либо конечностей (рук, ног). Люди, у
которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Слайд 13
А как вы думаете, могут такие люди жить обычной жизнью? Участвовать в
соревнованиях, танцевать, рисовать? Ответы детей, аргументированные.
Слайды 14,15
Почувствовать на себе, как трудно таким людям сделать то, что для нас не
составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я
одну руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью другой руки попробуйте
надеть на себя пиджак // завязать шнурки.
Рефлексия:
Трудно? Какие чувства возникли? Что хотелось сделать?
3. Заключительная часть. Слайд 16.
Ребята, мы сегодня поговорили об очень важных, актуальных вещах. Многие из вас
ощутили
на себе сложности, с которыми сталкиваются люди с ограниченными
возможностями. Я надеюсь, что вы постараетесь стать внимательнее, отзывчивее к
окружающим. По вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное и увиденное
сегодня тронуло ваши сердца. Ролик «Люди так не делятся»
Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а, наоборот,
по возможности предложат свою помощь. А вот как мы можем помочь им, я хочу
услышать от вас. А для этого мы сейчас разделимся на две группы. Музыка4
1 часть класса будут градостроители. Им нужно придумать, что можно изменить в
строительстве города, чтобы облегчить жизнь людям с ОВЗ. Сделать вход и выход из
магазинов, транспорта, предназначенным для инвалидных колясок.
2 часть предложит то, что вы сами можете сделать сами в помощь людям с ОВЗ.
Помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить
внимание.
4. Итог занятия. Слайд (с птицей)17
О ком и о чем мы сегодня говорили? Кто согласен с тем, что «Доброта спасет
мир»? Доброта вещь удивительная, она, как ни что, сближает. Доброта спасает от
одиночества и душевных ран. Если вы хотите сеять добро вокруг себя вместе с птицей
счастья, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них то,
что ближе вашей душе, то, что вы хотите сказать
людям с ограниченными
возможностями. Музыка «Дорогою добра»
У кого сердечки будут готовы, прикрепите их рядом с птицей на доску. Я думаю,
что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки, и это может
означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром. Слайд 18
Музыка «Дорогою добра»