Внеклассное мероприятие «Экскурс в историю. Золотая хохлома»
Оценка 4.6
Мероприятия
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
24.04.2018
Внеклассное занятие по изобразительному искусству в дополнительно образовании. Объединение "Юный художник". В данном материале представлена история возникновения хохломской росписи. Приведены примеры и методы росписи. использование хохломской росписи в современных предметах быта и обихода. приведены интересные исторические факты и красочная презентация
золотая хохлома.docx
Внеклассное мероприятие «Экскурс в историю. Золотая хохлома»
Цель занятия: Изучение приемов кистевого письма хохломских мастеров. Развитие и умений
кружковцев в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов росписи
Хохломы.
Программные задачи:
Художественное творчество:
учить основным приемам кистевой росписи объемной модели, совершенствование
свободного владения кончиком кисти,
закреплять умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома,
формировать умения выделять и передавать цветовую гамму,
развивать фантазию и творческое воображение.
Познание:
развитие зрение, слуха,
совершенствование координации руки и глаза,
развитие познавательноисследовательской и продуктивной деятельности,
Коммуникация:
совершенствовать речь, как средство общения,
совершенствовать умения точно характеризовать объект, высказывать предположения и
делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
ПЕДАГОГ: Хохломская роспись автор Л. Ларкина
Слайд 1.
В деревне Семёново
В русском краю,
Стояли избушки
Там в бытность свою...
И пели там птицы, Кормила земля.
И жёлтая ржица
Ласкала поля.
Леса там родили
Рябину, цветы.
И люди там жили,
Лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше
Для жителей тех
Писали на чашах
Узор для потех.
Писали узоры
Их руки, души.
Молились в соборах,
Чтоб не было суши.
А в этих узорах
Рябиновых лоз.
Царили Соборы,
Леса и покос.
Там музу вершил
Кистью русский народ.
И сказку творил,
Нежно вписанный плод.
Там сказка вплеталась
В ковши и дома.
Вот так зарождалась
У нас хохлома. 1,5 МИНУТЫ.
Слайд 2
Скажите ребята, о чем мы будем сегодня говорить
И не просто говорить мы отправимся в прошлое на машине времени. Я попрошу всех закрыть
глаза и приготовиться к перемещению
Включаю красивую светомузыку и имитацию перемещения.
Слайд 3
Педагог. Ребята мы с вами в 17 веке!
Ребята присмотритесь, пожалуйста, а что изменилось???
Слышите как тихо! Как легко дышится. Сейчас мы отправимся на экскурсию в село под
названием Семеново ,а затем в село Хохлома в Нижегородской области. У нас очень мало
времени и мы должны выяснить у мастеров самые важные вопросы об этой росписи. Ребята, а
может ,у кого то возникли вопросы к мастерам? Из чего сделана эта посуда?
Слайд 4
Дима: Трудно сказать, с каких времён началось на Руси изготовление точеной деревянной
посуды. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в
себя жидкость, быстро загрязняется. Заметили, что промаслившиеся стенки сосудов легче
моются, посуда дольше сохраняется. Тогдато, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду
олифой – вареным льняным маслом. Процесс изготовления и подготовки посуды к росписи
занимает больше времени, чем сама роспись и происходит в несколько этапов
Жил я жил,
Забот не зная,
Да свела меня с ума,
Золотая,
Расписная,
Огневая Хохлома.
Погляжу изпод ладони:
Затопляя берега,
Входят бронзовые кони
На поемные луга,
Речка сизая дымится,
Раздается небосвод
И на красной колеснице
Солнце рыжее плывет.
Подступает к горлу песня,
Моя сладкая беда,
Я искал ее, не зная,
Что придет она сама,
Словно эта расписная,
Огневая Хохлома.
Ролик включить «мультик о хохломе
1. Вытачивание изделий
2. Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.
3. Олифят – покрывают вареным льняным маслом
5. Лудят – покрывают оловянным порошком и закаляют в очень жаркой печи.
6. Покрывают изделие специальным лаком.
Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный
медовозолотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома». Росписью посуды
занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское,
Сёменово, Хрящи и Кулигино. Среди них были и художникииконописцы и мастера
рукописной миниатюры. Онито и могли применить технику золоченой окраски при
изготовлении посуды.
А почему роспись называется Хохломская, а не семеновская? Дима: Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, Новопокровское, Кулигино,
Сёменово, Хрящи, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название
всему искусству росписи.
Какие цвета используются в росписи посуды?
Слайд 5
Лена: Давнымдавно поселился за Волгой веселый мужичокумелец. Избу поставил, стол да
ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал
пшена насыпать. Прилетела както к его порогу жарптица. Он и ее угостил. И вдруг птица
жар прикоснулась своими крыльями к чашке, и чашка стала золотой.
Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава,
цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе.Чёрный
цвет – цвет пепелища, земли.
какие элементы используют мастера в росписи?
Настя рассказывает об элементах росписи +стих хохломская роспись, алых ягод россыпь
Посуда лет триста наш радует взор,
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона серебряной змейкой
Орнамент здесь вьется, попробуй, сумейка!
А гдето Кудрины по чёрному полю
Мерцают, как звёзды в небесном раздолье.
Три ягодки сверху, как три головы,
Венчают пучок пожелтевшей травы.
Жарптицы глазок из листвы нам мигает,
Жарптица – не ктонибудь – нам помогает!
Слайд 6
Самый любимый у хохломских художников это <травный узор> или <травка>, которая
отдалённо напоминает осоку. Часто среди <травки> изображается цветок, птица, рыбка.
Самые затейливые узоры называются <кудрина>. Кудрина это тонкий, плавно изгибающийся
стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Вот ягодки. Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий
земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку.
Педагог. Ребята, вы сейчас увидели прекрасные работы хохломских мастеров. И я думаю, что
после всего увиденного у вас возникло чувство гордости за землю, на которой живут и
работают мастера Хохломы, за землю на которой мы живем с вами. Искусство Хохломы это
гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской
земли. Которая прекрасна!
О хохломе можно говорить до бесконечности, но пришло время испробовать свои силы в
хохломской росписи. Я предлагаю вам расписать «под хохлому» дощечки.
( Раздать детям карточки с элементами росписи).
А перед тем как вы начнете работу, мы с вами немного разомнемся
Физминутка
Педагог : А теперь ребята наше время истекло и нам пора возвращаться обратно.
Приготовьтесь к перемещению, закройте глаза….
Напомнить перед рисованием здоровье сберегающие факторы сочинить стих
Какие элементы используются в хохломской росписи? (Ягоды, листочки, травка.)
А что вас больше всего впечатлило в нашей экскурсии?
Какие элементы вам было сложнее всего нарисовать?
справились ли мы с нашей задачей?
Слайд 7
Педагог: Ребята, а как вы думаете, в наше время востребована Хохлома?
Да востребована. Многие дизайнеры и модельеры по всему миру используют хохломскую
роспись. Хохломой расписывают автомобили, телефоны, клавиатуры.
«Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты как душа у
народа красива! Ты, как и люди, служишь Отчизне!»
с каким настроение вы покидаете нашу экскурсию. Самоанализ.
В течение всего занятия для активизации познавательной деятельности использовались
разные формы работы: фронтальная, парная. Методы: словесный (беседа, понятия),
наглядный, практический, проблемнопоисковый, рефлексия. Они способствовали развитию у
детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств. На занятии
использовались компьютерные технические средства, раздаточный материал, средства
наглядности. Были применены следующие технологии: личностноориентированного,
деятельностного подхода,
На занятии основной упор был сделан на жизненные примеры.
Психологическая атмосфера была доверительная, эмоциональная, доброжелательная. Все
задания ребята выполняли с удовольствием.
В ходе внеклассного мероприятия соблюдался методический принцип – коммуникативность.
Считаю, что цель занятия достигнута, т.к. учащиеся смогли ответить на поставленные
вопросы. Все ученики работали, высказывали свои мнения, идеи свободно.
Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов детей, мною учитывались
возможности класса и отдельных учащихся.
Таким образом, сравнивая желаемый результат с реальным, я делаю вывод, что поставленные
цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приёмов и форм обучения работали на
реальный результат, который показал, что все аспекты цели занятия реализованы.
Внеклассное мероприятие «Экскурс в историю. Золотая хохлома»
Внеклассное мероприятие «Экскурс в историю. Золотая хохлома»
Внеклассное мероприятие «Экскурс в историю. Золотая хохлома»
Внеклассное мероприятие «Экскурс в историю. Золотая хохлома»
Внеклассное мероприятие «Экскурс в историю. Золотая хохлома»
Внеклассное мероприятие «Экскурс в историю. Золотая хохлома»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.