Внеклассное мероприятие «Каждому дело по душе» может войти в Месячник профориентации, а также его можно провести и в летнем лагере. Игра по продолжительности занимает неделю.
В игре «Каждому - дело по душе» задействованы все участники образовательного процесса - учителя, учащиеся, родители.
1
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие «Каждому дело по душе» может войти в
Месячник профориентации, а также его можно провести и в летнем
лагере. Игра по продолжительности занимает неделю.
В игре «Каждому дело по душе» задействованы все участники
образовательного процесса учителя, учащиеся, родители.
Родители, совместно с учителями, становятся кураторами игры и не
пассивными зрителями как обычно, а активными участниками и
организаторами.
Совет старшеклассников совместно с кураторами во главе игры и это
повышает их роль и авторитет. Они чувствуют свою значимость.
Дети не просто знакомятся с таким важным документом как КЗоТ,
а на практике используют его. В ходе игры учащиеся получают
дополнительную информацию о своих правах. Они учатся уважать права
других людей и ответственно выполнять свои обязанности.
Школьники постигают азы написания резюме и заявлений, знакомятся
с трудовым договором, системой наказаний и поощрений, самостоятельно
проводят инструктаж по технике безопасности.
Дети учатся зарабатывать и тратить деньги (трудики), платить налоги.
Ребятам предлагается большой выбор деятельности по интересам,
что в будущем может способствовать выбору профессии. Учащимися
дублируется работа биржи труда, предприятий, профсоюза,
законодательного органа.
Школьники могут вносить свои предложения, менять условия игры,
что воспитывает в детях инициативность и демократизм, повышает
интерес, расширяет кругозор.2
Каждый в этой игре имеет право голоса. Высказать свое мнение
можно Совету старшеклассникам, кураторам или опустив письмо в ящик
для жалоб, предложений и благодарностей.
Игра учит трудолюбию и воспитывает чувство гордости за свой труд.
Внеклассное мероприятие «Каждому дело по душе»
Цель: формирование правосознания, воспитание гражданской
ответственности у детей и подростков
Задачи:
* создание благоприятных условий для проявления детской инициативы,
ранней профориентации, реализации подростками их способностей и
интересов;
* активизация познавательной активности учащихся в изучении и
закреплении знаний о правовых нормах;
* развитие информационнокоммуникативной и
ценностноориентационной компетентностей учащихся;
*воспитание трудолюбия и уважения к людям труда.
В игре «Каждому дело по душе» принимают участие: все учащиеся
школы, учителя и родители.
План мероприятия разрабатывается совместно с Советом
старшеклассников, учителями, родителями. Они работают с Трудовым
кодексом РФ и составляют новый Трудовой кодекс для игры.
Трудовой кодекс для игры «Каждому дело по душе»
1. Ученик, прошедший собеседование и тестирование в школьной бирже
труда, далее работодатель, может принимать учащихся школы для
работы в мастерской с 7 до 17 лет при наличии у них резюме.3
2. Работодатель и наемный рабочий подписывают двухсторонний договор.
В нем указывается режим работы, заработная плата в трудиках, система
штрафов и поощрений.
3.Работодатель несет ответственность за своих рабочих. Ежедневно
проводит инструктаж с записью в журнал по технике безопасности.
4. Работодатель и наемный рабочий должны быть взаимно вежливы,
толерантно относиться ко всем посетителям мастерской.
5. Наемный рабочий должен делать свою работу качественно. Он обязан
соблюдать трудовую дисциплину и нести ответственность за то
имущество, которое ему доверено.
6. Работодатель и наемный рабочий вправе написать жалобу,
благодарность или внести предложение по работе в мастерской и
опустить его в ящик для жалоб, предложений и благодарностей.
7. Работодатель вместе с наемным рабочим назначает цены на товары,
предназначенные для продажи на ярмарке, а также на товары и услуги
для посетителей мастерской.
8. Заработанные мастерской трудики работодатель должен тратить на
заработную плату персонала, поощрения и налоги.
9. Материалы, используемые для работы в мастерской, частично
предоставляются школой, остальные работодателем и наемным рабочим.
10. Работодатель и наемный рабочий имеют право на обеденный перерыв
и отдых в работе.
11. В случае увольнения из мастерской наемный рабочий должен
написать заявление с указанием причины увольнения.
12. За нарушение правил данного Трудового кодекса работодатель имеет
право назначить штраф наемному рабочему, а Совет старшеклассников
или куратор работодателю.4
13. В экстренных случаях работодатель и наемный рабочий могут
обращаться к куратору (учителю или родителю)
Для учащихся школы вывешивается объявление о предстоящей неделе
труда. Приглашаются желающие старшеклассники для работы в
качестве мастеров. Приветствуется наличие резюме.
Из учащихся Совета старшеклассников, учителей, родителей
создается школьная биржа труда. Учащиеся, желающие возглавлять
мастерские, становятся мастерами (работодателями). Они проходят
анкетирование и собеседование. Здесь им дают рекомендации по выбору
вида деятельности, знакомят с правилами работы и составленным для
игры Трудовым кодексом
Чтобы получить рекомендации специалистов при выборе деятельности в
игре, школьникам нужно ответить на вопросы анкеты.
1.Отметьте тот (те) признак (признаки) который (которые) проявляются
у вас в большей мере:
А) хорошая память
Б) наблюдательность
В) сообразительность
Г) точность и тонкость движений, действий
Д) рассудительность, здравый смысл
Е) устойчивый интерес ко всем наукам
Ж) высокая умственная работоспособность
З) увлеченность техникой, умение конструировать
И) интерес к экспериментам
К) Любовь к детям, стремление постоянно быть с ними
Л) страсть к путешествиям2.Некоторыми видами деятельности невозможно овладеть при
определенных недостатках, которые называются противопоказаниями
5
А) аллергия на пищу, запахи
Б) быстрая утомляемость от общения с людьми
В) раздражительность, нетерпеливость
Г) вспыльчивость, неуравновешенность
Д) неаккуратность, неряшливость, небрежность
Е) отсутствие выдержки, конфликтность
Ж) нежелание переделывать плохо выполненную работу
3.Отметьте требования к будущей деятельности:
А) отсутствие чрезмерной физической нагрузки
Б) конкретные результаты
В) возможность творчества
Г) возможность развивать способности
Д) возможность заниматься любимым делом
Е) общение с интересными людьми
Ж) высокая общественная значимость
З) разнообразие в содержании работы
4.Какие личностные качества наиболее ярко у Вас выражены?
А) эмоциональноволевые: настойчивость, решительность, смелость,
уверенность, самообладание, собранность, умение не теряться в сложных
ситуациях, ответственность, самостоятельность, требовательность к себе, др.
Б) интеллектуальные качества: наблюдательность, любознательность,
хорошая память, внимательность, сообразительность, хорошо развитая речь,
хорошо развитая фантазия, др.6
В) моральные качества: честность, трудолюбие, справедливость,
тактичность, чуткость, целеустремленность, общительность, др.
Г) психомоторные качества: ловкость, выносливость, подвижность,
спортивные успехи
5. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?
6.Занимаешься ли ты углубленно какимлибо учебным предметом?
7. Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в
профессиональной деятельности?
8. Работал ли ты когдалибо в свободное время?
9. Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?
10. Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и
профессионального мастерства?
11.Согласен ли ты с этими утверждениями:
А) Не важно, кем работать, важно, как работать.
Б) Для правильного выбора профессии достаточно слова «хочу».
Учитывая ответы учащихся, им предлагается работа в определенной
мастерской в роли мастера или его помощника. Желание детей тоже
принимается во внимание.
Каждому мастеру выдается небольшая сумма трудиков для выплаты
заработной платы рабочим, для уплаты налогов в Совет
старшеклассников. Остальные деньги персонал мастерской должен
заработать, создавая товар или оказывая услуги.
Список мастерских для недели труда в игре «Каждому дело по душе»
1. Сладкоежка (изготовление печенья, пирогов, пиццы и т.д.)
2. Сказочная Фея (прически, макияж, маникюр)
3. Танцевальная мозаика (разучивание танцев)
4. Звонкий голос (проведение радиопередач)7
5. Счастливая улыбка (фотографирование и печать фотографий)
6. Бумажная сказка (оригами)
7. Олимпик (разучивание спортивных, русских народных игр)
8. Разноцветная бусинка (бисероплетение)
9. Золотой сундучок (занимательные занятия по предметам)
10. В гостях у Самоделкина (работа с древесиной)
11. Ноухау (изготовление компьютерных презентаций, видеороликов,
буклетов)
12. Волшебный клубок (вязание на спицах, крючком, изонить, макраме)
Каждая мастерская имеет свою яркую вывеску с указанным на ней
режимом работы.
В школе вывешивается ящик для жалоб, предложений и
благодарностей. Корреспонденция из этого ящика анализируется
кураторами и Советом старшеклассников. Она учитывается при
определении лучшей мастерской.
В первый день «Недели труда» проходит линейка для учащихся
школы. Детям объясняют условия игры. Каждому ребенку выдается по
10 трудиков это денежная единица в игре «Каждому дело по душе». В
течение учебной недели дети могут работать в понравившейся им
мастерской, получая за это заработную плату и посещать другие
мастерские, покупая товары и услуги.
В заключительный день игры проводится ярмарка из работ
учащихся. Дети могут потратить свои трудики, покупая на ней товары.
Игра заканчивается линейкой, на которой подводятся итоги.
Награждается призами и почетными грамотами персонал лучшей
мастерской и отдельные рабочие других мастерских.