Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)
Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
doc
воспитательная работа
7 кл—9 кл
26.02.2018
Основная цель урока на тему "Календарь и календарные обряды" - формирование у учащихся представлений о календаре, принципах его составления и использования. В ходе урока рассмотрены основные стили календарей (григорианский,, юлианский и т.д.), этапы их формирования. Так же рассмотрены календарные обряды.
4_Календарь и календарные обряды.doc
МБОУ «Богословская ООШ»
Калкутина С. Н., учитель географии и биология
Тема: «Календарь и календарные обряды»
Цель: сформировать у учащихся представление о календаре, принципах его
составления и использования.
Эпиграф: Обманчив дней и лет круговорот:
Опять приходит тот же день недели,
И тот же месяц снова настаёт –
Как будто он вернулся, в самом деле. (С. Я. Маршак)
Оформление: мультимедийное оборудование, плакаты, стенд, народный календарь.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок у нас необычный, т. к. на нём
присутствуют гости. А как гостей принято встречать на Руси?
С теплом и уважением, чтобы у гостей осталось хорошее впечатление о нас.
Учитель: Тема урока «Календарь и календарные обряды». На уроке мы должны
обобщить и закрепить знания по теме, которые получили, изучая её. Эпиграфом к нашему
уроку стали слова С. Я. Маршака (ученики читают вслух эпиграф ).
Учитель: давайте вспомним, что же такое календарь?
Календарь – это система отсчёта дней в году, очень древнее изобретение
человечества. Он отражает круговорот явлений природы, связанный с движением небесных
светил – Солнца, Луны, звёзд.
Учитель: Для чего служат календари?
Календари служат для удобства счёта дней, недель, месяцев, годов. И календарные
системы любого народа выработались в результате длительного исторического развития
человечества.
Учитель: А что если предположить невероятное: всё человечество заснуло на
какойто промежуток времени. Что тогда произойдёт?
Это трудно вообразить, но, проснувшись, оно вернётся к нормальной
жизнедеятельности – на чтото уйдут считанные дни, на чтото значительно большие
промежутки времени.
Учитель: Но как скоро человечество восстановит счёт времени?
Суточный ход удастся восстановить довольно быстро, на восстановление
месячного счёта уйдёт значительно больше времени. А вот счёт годов – это сложное дело.
Сейчас мы над этим не задумываемся: к нашим услугам радио, телевидение,
календари (настольные, настенные, перекидные, отрывные и пр.). всегда можно спросить
дату, в буквальном смысле, у первого встречного. В случае же стойкой потери времени
нужно обращаться к астрономии.
Существует понятие «хранители времени» это часы, но они хранят только время
суток. Хранителей же календарного времени практически нет. Часы, которые показывают
дату или день недели хранителями назвать нельзя – они требуют постоянного контроля, в
отличие, например, от длины улиц, дорого, рек. Без каждодневного контроля полагаться на
хранителя календарного времени нельзя.
человечество свыклось с календарём и не задумывается над тем, как счёт времени
хранится, но впадает в тревогу, когда обнаруживает, что «время потеряно». Это случается
с малыми изолированными группами и тому есть примеры, как в художественной
литературе, так и в действительности. Например, Граф Монте Кристо, Робинзон Крузо. Для хранения времени в древности иногда применяли если не нить, то «верёвку
или ремень времени». Так царь персов Дарий, отправившись в поход на скифов, оставил
для охраны моста через Дунай отряд воинов и дал им ремень, завязанный узлами:
«Возьмите этот ремень и, начиная с того дня, как я пойду на скифов, развязывайте на нём
каждый день по одному узлу; если за этот промежуток времени я не вернусь, и минует
число дней, означенное узлами, плывите обратно на родину».
Учитель: Отсюда, ребята, и выражение «нить времени». А в случае потери времени
в глобальном масштабе единственный выход – астрономические наблюдения: наблюдения
за блеском звёзд. Вы слышали чтонибудь об этом?
Да. Астрономы сотни лет наблюдают переменные звёзды. Блеск многих из них
изменяется строго периодически и можно вычислить моменты времени (в прошло, в
будущем), когда звезда имела или будет иметь один и тот же блеск (например,
наибольший). Существуют каталоги переменных звёзд, в которых указаны периодичность
их блеска и даны даты максимумов и минимумов. Сопоставляя данные о блеске
нескольких звёзд (если они сохранились), нетрудно восстановить счёт дней, т.е.
восстановить календарь. Конечно, это займёт немало времени.
Учитель: Хорошо, а к чему можно прибегнуть?
Ещё можно установить точные даты затмения Луны и Солнца, которые каждый раз
наблюдаются в новой полосе на земной поверхности. Их бывает от двух до пяти в год.
Составлены каноны, в которых с точностью до секунды указано время начала и конца
затмений для пунктов, расположенных в полосе их видимости.
Учитель: Ребята, а сейчас человечество может потерять счёт времени?
Да. В случае атомной или другой катастрофы.
Учитель: Вы, наверное, все слышали о взрыве на Чернобыльской АС. И вот тогда на
съезде депутатов Верховного Совета СССР один из депутатов сказал: «…Ещё одиндва
Чернобыля – и уже не с кем будет сражаться ни за язык, ни за культуру вообще».
Но если всё же в результате какойлибо катастрофы чудом остались бы в живых
горстка людей, у них после долгой борьбы за выживание возник бы снова интерес ко всему
окружающему.
Учитель: Правильно. Ещё в 1941 году В. Маяковский в стихотворении
«Послушайте» сказал:
Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают –
Значит – это комунибудь нужно?
Значит – ктото хочет, чтобы они были?...
Что из всего этого следует? Какой вывод?
Что при разрыве нити времени трудно её восстановить. И что составление
календаря занимает большое количество времени. Это огромная научная работа.
Что роль упорядоченного счёта времени в нашем мышлении и жизни велика. И
видимо, что никакая культура невозможна без календаря.
Учитель: А сколько существует календарей в мире?
Сколько этнических групп – столько и календарей.
Учитель: Приведите примеры.
Юлианский, еврейский, персидский…
Учитель: А теперь давайте поговорим, какими календарями пользовались в России.
Древнеславянский календарь. О нём данных сохранилось мало. Если судит по
реконструкции отрывочных летописных и других сведений, древние славяне пользовались
лунносолнечным календарём, в котором к концу 1 тысячелетия н.э., семь раз в 19 лет
вставляли 13й месяц. Месяцы названы по природным явлениям и хозяйственной
деятельности человека в тот или иной период года, причём у южных славян то же название мог носить более ранний месяц, чем у северных народов, т.к. сезоны в южных районах
наступали раньше. Год начинался 1 марта. Отсчёт времени вёлся от сотворения мира.
Почти все названия месяцев сохранились у славянских народов, кроме русского, до
настоящего времени. В делах житейских и гражданских мартовский счёт продолжался,
вероятно, до конца 15в. В 1492г. созванный в Москве собор перенёс начало гражданского
года с 1 марта на 1 сентября.
Народный календарь напоминал, что и когда делать. Следуя календарю, человек
наблюдал за малейшими изменениями в природе, фиксировал и сопоставлял данные разных
лет: от этого зависело его благополучие. Так появились характеристики месяцев,
отражающие состояние природы в данное время, изменения погоды и её влияния на
возрождение и увядание природы, плодородие земли и труд человека.
Народный календарь – самый точный, ибо он основан многовековом опыте, на
наблюдениях.
Учитель: Давайте вспомним, как назывались месяцы в древнеславянском народном
календаре.
Январь. Как и все прочие месяцы в наше интернациональное время, он назван
римлянами, и наше ухо давно привыкло к этим латинским именам. Январь своим именем
обязан древнеримскому богу времени Янусу. А славяне называли его просинец, т.к. в это
время зима «переламывалась» и небо становилось более ясным и синим, чем в декабре.
Уже с 25 декабря (дня зимнего солнцеворота) начинал увеличиваться день: «Солнце – на
лето, зима – на мороз».
Учитель: каковы же особенности этого месяца, что подметил в нём русский народ?
(После описания каждого месяца дети читают приметы в карточках).
Февраль. До того как объявиться на Руси по латинским именем в честь бога
подземного царства Фебрууса, февраль назывался сечень, снежень или лютый. Все три
названия отражают особенности погоды. Правда, в некоторых областях его называли
бокогреем, поясняя тем, что скот начинает греть бока на солнце. Но это относится к более
южным областям. В северных же говаривали: «Февраль лютый, проверяет как обутый».
Март. Латинское имя марту дали в честь бога войны Марса. На российских
просторах он действительно побеждает зиму, но это не имеет прямого отношения к его
латинскому названию. Славяне называли его поразному: сухий, протальник, капельник.
Причиной таких названий служило то, что в марте подсыхала земля, появлялись
проталины, начиналась капель.
Апрель. Единого толкования названия этого месяца нет. Одни производят его от
«априкус» – согреваемый солнцем, другие от глагола «аперире» – открывать.
Древнерусские названия – цветень, снегогон, берёзозол, водолей. Многочисленные приметы
связаны с водой.
Май. Римляне называли его по имени богини плодородия Майи. У славян он был
известен как травень, светодень.
Июнь. Имя серединного месяца тоже пришло из латыни. Назван он в честь богини
плодородия и хранительницы брака Юноны. Славяне называли его изок, червень. Изок –
это кузнечик. А червень – изза красильных червей, из которых добывалась багряная
краска.
Июль. Имя этот месяц получил в честь Юлия Цезаря. Славяне дали ему название
липец, липень, страдник: в это время цветёт липа и в разгаре страда деревенская.
Август. Так римляне называли этот месяц в честь императора Августа.
Древнерусское название серпень, жнивень (жали серпами), ещё зарев (сияли зарницы).
Сентябрь. Назван по латинскому «септем», что значит – седьмой, ибо это был
поряковый номер при счёте от марта. У славян известен под именем ревун (ревут во время
гона лоси и олени), вересень (цветёт вереск). Октябрь. От «окто» – восемь. Славяне называли его поразному: грязник,
свадебник.
Ноябрь. От латинского «новеем» – девять. Славяне называли его грудень,
полузимник.
Декабрь. У древних римлян был десятым месяцев в году, «децем» – десять.
Древнерусское его название студень, хмурень.
Учитель: Спасибо, ребята. Народ дал названияхарактеристики не только месяцам,
но даже и дням. Такой календарь предсказывал погоду, диктуя примеры по дням. Давайте
посмотрим, что за день (дата) по народному календарю и каковы его приметы. Вот таким
был древне славянский календарь. Сейчас мы из него пользуемся лишь приметами. У
других же братских славянских народов сохранились и названия месяцев, за исключением
русского. С 1700г. православная Россия жила по юлианскому календарю. А до какого ж
года россияне пользовались юлианским календарём?
Григорианский календарь в России был введён 24 января 1918г. Советом
Народных Комиссаров, которым предписывалось после среды 31 января 1918г. считать
четверг 14 февраля.
Учитель: Что собой представлял григорианский календарь?
Это солнечный календарь, принятый в большинстве стран и употребляется в
международных отношениях. Он разработан по указанию папы римского Григория VIII в
связи уходом Пасхи «в лето».
Учитель: Всё ли было гладко с вводом григорианского календаря?
Нет. В связи с этим появились новые трудности: православная церковь продолжает
вести отсчёт времени по юлианскому календарю и большинство событий дореволюционной
российской истории мы привыкли отмечать по «старому стилю». Кроме того, Новый год по
новому стилю оказался как раз посреди поста – не самое подходящее время для
праздника… и вообще получилось два Новых года.
Учитель: Итак, каким календарем мы пользуемся сейчас?
Григорианским.
Учитель: Да, по этому календарю следим за течением времени, выполняем работу,
отдыхаем. И сейчас самое время поговорить о календарных обрядах.
Календарные обряды ведут своё начало из глубокой древности. Лишь гдето в
глуши фольклорной экспедиции удаётся разыскать деревню, где сохранились традиции
справлять старину. Чаще всего и в этих местах магический смысл обрядов утрачен, но
осталось сознание таинственной связи человека с природой, понимание духовной жизни
своих предков.
Учитель: Что такое календарный обряд?
Календарный обряд – неотъемлемая часть народного празднества, установленные
традицией символические действия, имеющие магический смысл. Празднество, существуя
во всех обществах, с глубокой древности является необходимым условием бытия.
Известно, что некоторые празднества связаны, прежде всего, с хозяйственной
деятельностью человека, приурочены к временам года.
Учитель: Как в году можно разделить календарные обряды?
Зимние календарные обряды. Это коляда, святки, масленица.
Весеннелетние. Непосредственно за масленицей следует обряд закликания весны,
пасхальные обряды, семицкотроицкие, купальские.
После праздника Ивана Купалы наступала в жизни земледельца самая трудна пора
– сенокос и жатва. Народ совершал обрядовое прощание с летом – отпевание Ярилы.
А затем, завершив сельхоз работы, отмечались осенние обряды. Устраивали
гулянья, посиделки. Календарные обряды сопровождались обрядовой поэзией. Учитель: Знакомы ли вы с этим жанром народного творчества?
Да. Мы знаем песенкиколядки, заклички, веснянки, купальские, жнивные песни.
Многие из них сопровождались магическими действиями. Через них обращались к
языческим богам и мифологическим персонажам.
Учитель: Это дохристианская традиция. С приходом Христианства на Руси церковь
боролось с этими действиями и пыталась искоренить их. Особенно нетерпимо она
относилась к гаданиям и предсказаниям будущего. Но погадать было излюбленное занятие
для молодёжи особенно для девушек. После поста начинались святки – время как раз для
гаданий. А чем сопровождались гадания?
Подблюдными песнями. Они предсказывали будущее: счастье – несчастье,
здоровье – болезнь, замужество – долгое девичество, богатство – бедность, встречу –
разлуку, радость – печаль и т.д.
Учитель: Кто из русских композиторов, поэтов, писателей, художников касался
темы «календарь и обряды»? (Ученики называют имена. Демонстрируются репродукции
картин, прослушивается музыка. Если есть время можно почитать стихотворения и
отрывки из литературных произведений ).
Рефлексия: Я надеюсь, что сегодня на уроке вы узнали много ценного и полезного.
Давайте закончим наш урок фразой «Сегодня на уроке…/мне понравилось…/я узнал…»
Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)
Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)
Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)
Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)
Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.