Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)
Оценка 4.7

Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
doc
воспитательная работа
7 кл—9 кл
26.02.2018
Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)
Основная цель урока на тему "Календарь и календарные обряды" - формирование у учащихся представлений о календаре, принципах его составления и использования. В ходе урока рассмотрены основные стили календарей (григорианский,, юлианский и т.д.), этапы их формирования. Так же рассмотрены календарные обряды.
4_Календарь и календарные обряды.doc
МБОУ «Богословская ООШ» Калкутина С. Н., учитель географии и биология Тема: «Календарь и календарные обряды» Цель:  сформировать   у   учащихся   представление   о   календаре,   принципах   его составления и использования. Эпиграф:   Обманчив дней и лет круговорот: Опять приходит тот же день недели, И тот же месяц снова настаёт –  Как будто он вернулся, в самом деле. (С. Я. Маршак) Оформление: мультимедийное оборудование, плакаты, стенд, народный календарь. Ход урока: Учитель:  Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок у нас необычный, т. к. на нём присутствуют гости. А как гостей принято встречать на Руси? ­ С теплом и уважением, чтобы у гостей осталось хорошее впечатление о нас. Учитель:  Тема урока «Календарь и календарные обряды». На уроке мы должны обобщить и закрепить знания по теме, которые получили, изучая её. Эпиграфом к нашему уроку стали слова С. Я. Маршака (ученики читают вслух эпиграф ). Учитель: давайте вспомним, что же такое календарь? ­   Календарь   –   это   система   отсчёта   дней   в   году,   очень   древнее   изобретение человечества. Он отражает круговорот явлений природы, связанный с движением небесных светил – Солнца, Луны, звёзд. Учитель: Для чего служат календари? ­ Календари служат для удобства счёта дней, недель, месяцев, годов. И календарные системы любого народа выработались в результате длительного исторического развития человечества. Учитель:  А   что   если   предположить   невероятное:   всё   человечество   заснуло   на какой­то промежуток времени. Что тогда произойдёт? ­   Это   трудно   вообразить,   но,   проснувшись,   оно   вернётся   к   нормальной жизнедеятельности   –   на   что­то   уйдут   считанные   дни,   на   что­то   значительно   большие промежутки времени. Учитель: Но как скоро человечество восстановит счёт времени?   ­   Суточный   ход   удастся   восстановить   довольно   быстро,   на   восстановление месячного счёта уйдёт значительно больше времени. А вот счёт годов – это сложное дело.   ­ Сейчас   мы  над  этим не  задумываемся:  к  нашим  услугам   радио,  телевидение, календари (настольные, настенные, перекидные, отрывные и пр.). всегда можно спросить дату, в буквальном смысле, у первого встречного. В случае же стойкой потери времени нужно обращаться к астрономии. ­ Существует понятие «хранители времени» ­ это часы, но они хранят только время суток. Хранителей же календарного времени практически нет. Часы, которые показывают дату или день недели хранителями назвать нельзя – они требуют постоянного контроля, в отличие, например, от длины улиц, дорого, рек. Без каждодневного контроля полагаться на хранителя календарного времени нельзя. ­ человечество свыклось с календарём и не задумывается над тем, как счёт времени хранится, но впадает в тревогу, когда обнаруживает, что «время потеряно». Это случается с   малыми   изолированными   группами   и   тому   есть   примеры,   как   в   художественной литературе, так и в действительности. Например, Граф Монте Кристо, Робинзон Крузо. ­ Для хранения времени в древности иногда применяли если не нить, то «верёвку или ремень времени». Так царь персов Дарий, отправившись в поход на скифов, оставил для   охраны   моста   через   Дунай   отряд   воинов   и   дал   им   ремень,   завязанный   узлами: «Возьмите этот ремень и, начиная с того дня, как я пойду на скифов, развязывайте на нём каждый день по одному узлу; если за этот промежуток времени я не вернусь, и минует число дней, означенное узлами, плывите обратно на родину». Учитель: Отсюда, ребята, и выражение «нить времени». А в случае потери времени в глобальном масштабе единственный выход – астрономические наблюдения: наблюдения за блеском звёзд. Вы слышали что­нибудь об этом? ­ Да. Астрономы сотни лет наблюдают переменные звёзды. Блеск многих из них изменяется   строго   периодически   и   можно   вычислить   моменты   времени   (в   прошло,   в будущем),   когда   звезда   имела   или   будет   иметь   один   и   тот   же   блеск   (например, наибольший). Существуют каталоги переменных звёзд, в которых указаны периодичность их   блеска   и   даны   даты   максимумов   и   минимумов.   Сопоставляя   данные   о   блеске нескольких   звёзд   (если   они   сохранились),   нетрудно   восстановить   счёт   дней,   т.е. восстановить календарь. Конечно, это займёт немало времени. Учитель: Хорошо, а к чему можно прибегнуть? ­ Ещё можно установить точные даты затмения Луны и Солнца, которые каждый раз наблюдаются в новой полосе на земной поверхности. Их бывает от двух до пяти в год. Составлены каноны, в которых с точностью до секунды указано время начала и конца затмений для пунктов, расположенных в полосе их видимости. Учитель: Ребята, а сейчас человечество может потерять счёт времени? ­ Да. В случае атомной или другой катастрофы. Учитель: Вы, наверное, все слышали о взрыве на Чернобыльской АС. И вот тогда на съезде депутатов Верховного Совета СССР один из депутатов сказал: «…Ещё один­два Чернобыля – и уже не с кем будет сражаться ни за язык, ни за культуру вообще». ­ Но если всё же в результате какой­либо катастрофы чудом остались бы в живых горстка людей, у них после долгой борьбы за выживание возник бы снова интерес ко всему окружающему. Учитель:  Правильно.   Ещё   в   1941   году   В.   Маяковский   в   стихотворении «Послушайте» сказал: Послушайте! Ведь если звёзды зажигают –  Значит – это кому­нибудь нужно? Значит – кто­то хочет, чтобы они были?... Что из всего этого следует? Какой вывод? ­   Что   при   разрыве   нити   времени   трудно   её   восстановить.   И   что   составление календаря занимает большое количество времени. Это огромная научная работа. ­ Что роль упорядоченного счёта времени в нашем мышлении и жизни велика. И видимо, что никакая культура невозможна без календаря. Учитель: А сколько существует календарей в мире? ­ Сколько этнических групп – столько и календарей. Учитель: Приведите примеры. ­ Юлианский, еврейский, персидский… Учитель: А теперь давайте поговорим, какими календарями пользовались в России. ­  Древнеславянский  календарь.   О  нём данных  сохранилось   мало.  Если   судит  по реконструкции отрывочных летописных и других сведений, древние славяне пользовались лунно­солнечным календарём, в котором к концу 1 тысячелетия н.э., семь раз в 19 лет вставляли   13­й   месяц.   Месяцы   названы   по   природным   явлениям   и   хозяйственной деятельности человека в тот или иной период года, причём у южных славян то же название мог носить более ранний месяц, чем у северных народов, т.к. сезоны в южных районах наступали  раньше.  Год  начинался   1 марта.  Отсчёт   времени  вёлся   от  сотворения  мира. Почти   все   названия   месяцев   сохранились   у   славянских   народов,   кроме   русского,   до настоящего времени. В делах житейских   и гражданских мартовский счёт продолжался, вероятно, до конца 15в. В 1492г. созванный в Москве собор перенёс начало гражданского года с 1 марта на 1 сентября. ­ Народный календарь напоминал, что и когда делать. Следуя календарю, человек наблюдал за малейшими изменениями в природе, фиксировал и сопоставлял данные разных лет:   от   этого   зависело   его   благополучие.   Так   появились   характеристики   месяцев, отражающие   состояние   природы   в   данное   время,   изменения   погоды   и   её   влияния   на возрождение и увядание природы, плодородие земли и труд человека. ­ Народный календарь – самый точный, ибо он основан многовековом опыте, на наблюдениях. Учитель: Давайте вспомним, как назывались месяцы в древнеславянском народном календаре. ­ Январь. Как и все прочие месяцы в наше интернациональное время, он назван римлянами, и наше ухо давно привыкло к этим латинским именам. Январь своим именем обязан древнеримскому богу времени Янусу. А славяне называли его просинец, т.к. в это время зима «переламывалась» и небо становилось более ясным и синим, чем в декабре. Уже с 25 декабря (дня зимнего солнцеворота) начинал увеличиваться день: «Солнце – на лето, зима – на мороз». Учитель: каковы же особенности этого месяца, что подметил в нём русский народ? (После описания каждого месяца дети читают приметы в карточках). ­   Февраль.   До   того   как   объявиться   на   Руси   по   латинским   именем   в   честь   бога подземного  царства   Фебрууса,  февраль   назывался   сечень,  снежень  или  лютый.  Все   три названия   отражают   особенности   погоды.   Правда,   в   некоторых   областях   его   называли бокогреем, поясняя тем, что скот начинает греть бока на солнце. Но это относится к более южным областям. В северных же говаривали: «Февраль лютый, проверяет как обутый». ­   Март.   Латинское   имя   марту   дали   в   честь   бога   войны   Марса.   На   российских просторах он действительно побеждает зиму, но это не имеет прямого отношения к его латинскому названию. Славяне называли его по­разному: сухий, протальник, капельник. Причиной   таких   названий   служило   то,   что   в   марте   подсыхала   земля,   появлялись проталины, начиналась капель. ­ Апрель. Единого толкования названия этого месяца нет. Одни производят его от «априкус»   –   согреваемый   солнцем,   другие   от   глагола   «аперире»   –   открывать. Древнерусские названия – цветень, снегогон, берёзозол, водолей. Многочисленные приметы связаны с водой. ­ Май. Римляне называли его по имени богини плодородия Майи. У славян он был известен как травень, светодень. ­ Июнь. Имя серединного месяца тоже пришло из латыни. Назван он в честь богини плодородия и хранительницы брака Юноны. Славяне называли его изок, червень. Изок – это   кузнечик.   А   червень   –   из­за   красильных   червей,   из   которых   добывалась   багряная краска. ­ Июль. Имя этот месяц получил в честь Юлия Цезаря. Славяне дали ему название липец, липень, страдник: в это время цветёт липа и в разгаре страда деревенская. ­   Август.   Так   римляне   называли   этот   месяц   в   честь   императора   Августа. Древнерусское название серпень, жнивень (жали серпами), ещё зарев (сияли зарницы). ­ Сентябрь. Назван по латинскому «септем», что значит – седьмой, ибо это был поряковый номер при счёте от марта. У славян известен под именем ревун (ревут во время гона лоси и олени), вересень (цветёт вереск). ­   Октябрь.   От   «окто»   –   восемь.   Славяне   называли   его   по­разному:   грязник, свадебник. ­   Ноябрь.   От   латинского   «новеем»   –   девять.   Славяне   называли   его   грудень, полузимник. ­   Декабрь.   У   древних   римлян   был   десятым   месяцев   в   году,   «децем»   –   десять. Древнерусское его название студень, хмурень. Учитель: Спасибо, ребята. Народ дал названия­характеристики не только месяцам, но даже и дням. Такой календарь предсказывал погоду, диктуя примеры по дням. Давайте посмотрим, что за день (дата) по народному календарю и каковы его приметы. Вот таким был   древне   славянский   календарь.   Сейчас   мы   из   него   пользуемся   лишь   приметами.   У других же братских славянских народов сохранились и названия месяцев, за исключением русского. С 1700г. православная Россия жила по юлианскому календарю. А до какого ж года россияне пользовались юлианским календарём? ­   Григорианский   календарь   в   России   был   введён   24   января   1918г.   Советом Народных Комиссаров, которым предписывалось после среды 31 января 1918г. считать четверг 14 февраля.  Учитель: Что собой представлял григорианский календарь? ­   Это   солнечный   календарь,   принятый   в   большинстве   стран   и   употребляется   в международных отношениях. Он разработан по указанию папы римского Григория  VIII  в связи уходом Пасхи «в лето». Учитель: Всё ли было гладко с вводом григорианского календаря? ­ Нет. В связи с этим появились новые трудности: православная церковь продолжает вести отсчёт времени по юлианскому календарю и большинство событий дореволюционной российской истории мы привыкли отмечать по «старому стилю». Кроме того, Новый год по новому   стилю   оказался   как   раз   посреди   поста   –   не   самое   подходящее   время   для праздника… и вообще получилось два Новых года. Учитель: Итак, каким календарем мы пользуемся сейчас? ­ Григорианским. Учитель: Да, по этому календарю следим за течением времени, выполняем работу, отдыхаем. И сейчас самое время поговорить о календарных обрядах. ­ Календарные обряды ведут своё начало из глубокой древности. Лишь где­то в глуши  фольклорной  экспедиции   удаётся  разыскать   деревню,  где   сохранились  традиции справлять старину. Чаще всего и в этих местах магический смысл обрядов утрачен, но осталось сознание таинственной связи человека с природой, понимание духовной жизни своих предков. Учитель: Что такое календарный обряд? ­ Календарный обряд – неотъемлемая часть народного празднества, установленные традицией символические действия, имеющие магический смысл. Празднество, существуя во   всех   обществах,   с   глубокой   древности   является   необходимым   условием   бытия. Известно,   что   некоторые   празднества   связаны,   прежде   всего,   с   хозяйственной деятельностью человека, приурочены к временам года. Учитель: Как в году можно разделить календарные обряды? ­ Зимние календарные обряды. Это коляда, святки, масленица. ­ Весенне­летние. Непосредственно за масленицей следует обряд закликания весны, пасхальные обряды, семицко­троицкие, купальские. ­ После праздника Ивана Купалы наступала в жизни земледельца самая трудна пора – сенокос и жатва. Народ совершал обрядовое прощание с летом – отпевание Ярилы. ­   А   затем,   завершив   сельхоз   работы,   отмечались   осенние   обряды.   Устраивали гулянья, посиделки. Календарные обряды сопровождались обрядовой поэзией. Учитель: Знакомы ли вы с этим жанром народного творчества? ­ Да. Мы знаем песенки­колядки, заклички, веснянки, купальские, жнивные песни. ­ Многие из них сопровождались магическими действиями. Через них обращались к языческим богам и мифологическим персонажам. Учитель: Это дохристианская традиция. С приходом Христианства на Руси церковь боролось   с   этими   действиями   и   пыталась   искоренить   их.   Особенно   нетерпимо   она относилась к гаданиям и предсказаниям будущего. Но погадать было излюбленное занятие для молодёжи особенно для девушек. После поста начинались святки – время как раз для гаданий. А чем сопровождались гадания? ­   Подблюдными   песнями.   Они   предсказывали   будущее:   счастье   –   несчастье, здоровье   –   болезнь,   замужество   –   долгое   девичество,   богатство   –   бедность,   встречу   – разлуку, радость – печаль и т.д. Учитель:  Кто из русских композиторов, поэтов, писателей, художников касался темы «календарь и обряды»? (Ученики называют имена. Демонстрируются репродукции картин, прослушивается музыка. Если есть время можно почитать стихотворения и отрывки из литературных произведений ). Рефлексия: Я надеюсь, что сегодня на уроке вы узнали много ценного и полезного. Давайте закончим наш урок фразой «Сегодня на уроке…/мне понравилось…/я узнал…»

Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)

Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)

Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)

Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)

Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)

Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)

Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)

Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)

Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)

Внеклассное мероприятие на тему "Календарь и календарные обряды" (7-9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018