Тема
внеклассного мероприятия: «Наш многонациональный класс». 1. Формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе; 2. Развитие мотивации учащихся к познанию культурных традиций народов России; 3. Воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, дружеского и уважительного отношения к представителям других национальностей. Оборудование: мультимедийная презентация, рисунок - теремок с фотографиями детей, национальные костюмы, национальные блюда, веник (из прутьев), флаги, ложки, шарики для игр.
Ход мероприятия Звучит песня на татарском языке. (Айдар Галимов «Эсселемегалейкум») Под музыку входят представители разных национальностей в костюмах, с флагами. Приветственные слова детей в костюмах: Эй, люд честной, старый и младой, якут и буряк, калмык и башкир, русич и мордвин, девицы и юноши, старицы и молодицы, воины и торговцы, рыбаки и охотники, и просто вольный люд, все россияне, добро пожаловать на наш праздник! Ведущий (учитель): Добрый день, дорогие друзья! Приглашённые гости! Норуон норгуй! Исенмесез! Ыра кун! Салам алейкум! Так звучат приветствия на разных языках нашей необъятной России. Ребята, а вы поняли, на каком языке прозвучала песня в начале нашего праздника? (На татарском.) А какое слово вам показалось наиболее знакомым? («Эсселемегалейкум») Кто из вас часто слышит или сам употребляет это слово? Значит, это слово есть в азербайджанском, узбекском языках и других языках. 180 национальностей проживает на территории России и каждый народ со своими традициями, культурой, языком. Да, все мы разные, но всех нас объединяет Россия! Сегодня мы с вами собрались поговорить о нашей многонациональной Родине, о нашем многонациональном классе. Мы собрались здесь, чтобы в песнях, плясках, играх, сказках прославить Россию, а с ней и народ, населяющий её.Нам предстоит серьезный разговор, Мы собрались сегодня не случайно: Многокультурный город наш! Многонациональный округ наш! И класс наш многонациональный!
1 ученик: «Широка страна моя родная» поётся в известной песне. Да, велика Россия. Российская Федерация состоит из 21 республики, 9 краев, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения - равноправных субъектов Российской Федерации. 2 ученик: Она занимает первое место среди всех стран в мире по своей территории. Россия больше Канады, Китая, США. Россию омывают моря Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого океанов. Ведущий: Широка и необъятна наша страна. Но главное ее богатство - люди! 1 ученик: Сто лет назад известный мастер Ведущий: Традиционно эти игрушки изображают деревенскую девушку в нарядном русском сарафане. Фигурка раскладывается на несколько фигурок, вложенных одна в другую. Их число может меняться от 2-3 до 12-24 и даже до 48 штук. А называется эта игрушка русская ... ( матрешка) 1 ученик: С тех пор живет Матрешка, Ведущий: Мы не случайно вспомнили о народной игрушке. Матрешка поможет нам определить. Что же общего между народами нашей страны? 3 ученик: Живут в России разные Народы с давних пор: Одним тайга по нраву, Другим степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд, Один черкеску носит, Другой надел халат. Один рыбак с рожденья, Другой оленевод, Один кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна А Родина – Россия У нас у всех одна! 2 ученик: Главный закон государства – Конституция России начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» Вдумайтесь в эти строки. Почему наша страна называется многонациональной? (Здесь живут люди разных национальностей) Ведущий: Все народы – одна большая семья. А создать большую и дружную семью всегда нелегко. Может нам поможет великий русский писатель Л. Н. Толстой . Инсценировка басни Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» (автор, сыновья) « Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: - Сломайте! Сколько они не бились, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: - Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться, да все врозь - вас всякий легко погубит». Ведущий: В чем заключается мораль этой басни? (Если дружно жить никто нас не победит.) Ведущий: Никакое общение с другими людьми невозможно без дружбы. А дружба возникает, если у людей есть общее дело. Вы с этим согласны? Тогда я предлагаю вам сегодня нашей дружной командой поразмышлять и выполнить задание. Работать мы будем в группах. Игра «Собери пословицу» Ведущий: Соберите пословицы о дружбе, добре, мире. Как вы их понимаете?
Пословица – это мудрость народная, давайте прислушиваться к ним. У русского народа есть такая пословица « Если дружба велика – будет Родина крепка». Россия победила в Великой Отечественной войне, благодаря тому, что все народы дружно встали на защиту Родины. Ведущий: В России множество народов: А всегда ли так было… В некотором царстве, в некотором государстве под названием школа №2 стоял теремок, и не низок, не высок, назывался 3 "в". И жили там дружно и весело представители разных народностей – русские, манси, киргизы, татары, азербайджанцы, узбеки… А началась вся сказочная история вот как! (Музыка балалайки. Входит ученик в русском народном костюме) Ведущий: Шел как-то русский человек, увидел теремок и решил
остаться там жить. А так как путь его был издалека, сел русский человек
подкрепиться: достал из котомки блины, пельмени и не спеша покушал. И
почувствовал себя так одиноко и захотел развеять тоску… Достал любимую
балалайку и тут на огонёк… Ученица: Соединив тайгу и горы Озёра, реки и поля Раскинулась в просторах наших Ханты- Мансийская земля. Ведущий: Территория нашего округа составляет 523 000 кв.км. и по площади превышает территорию любого европейского государства. Посмотрите на карту. Какой цвет преобладает на ней? (Зелёный, синий) Богат наш край лесами. Много деревьев растёт в них, но больше всего хвойных. А вот кто живёт в этих лесах… Об этом вам сейчас расскажет Людмила в загадках. Ученица: Прыг-скок трусишка, хвост- коротышка, ушки вдоль спинки, глаза с косинкой.(Заяц) Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко.(Олень) Ведущий: Герои этих загадок стали главными в мансийской сказке «Отчего у зайца уши длинные», которую нам сейчас покажут Людмила и её мама Алёна Петровна. Ведущий: Спасибо за сказку! А я, кажется, слышу уже кавказские мотивы! ДАГЕСТАНЦЫ (Выход под музыку трёх учеников в костюмах) Кавказ - край долин и
гордых гор! Танец лезгинка (на музыку песни Айшат Айсаевой «Кавказ - гордость России») Ведущий: А рядом с Кавказскими горами лежит прекрасная страна Азербайджан. Некогда была и она в составе нашей страны, а теперь отдельное государство. Но это не помешало дружбе между нашими странами, поэтому, азербайджанцы мирно живут на просторах нашей Родины. Встречаем наших друзей Азербайджан! (Выход под музыку ученика и ученицы в костюмах) АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ. Ученица: Азербайджан - страна огней Страна игидов и друзей Страна распахнутых дверей Страна Бабека, Короглы, Страна Новруза и весны. Новруз- байрам- это старинный праздник, который отмечают жители многих стран Азии и ряда регионов России. Дата его проведения – 21 марта. Праздник Новруз -байрам отмечают днём. Это событие семейное. При наступлении торжественного момента все должны находиться дома за праздничным столом. Вся семья непременно собирается вместе, чтобы встречать Новруз. Традиции предусматривают присутствие на праздничном столе, кроме кушаний, семи предметов. При этом их названия должны обязательно начинаться на букву «с». В их перечень входит рута, зелень пророщенных зёрен, чеснок, яблоки, уксус, тимьян, дикие оливки. Посреди стола обязательно находится большой каравай, именуемый сангаком, имеется здесь и сосуд с водой, в которой плавает зелёный лист, а также тарелки, на которых лежат крашеные яйца. УЗБЕКИ (Звучит начало песни «Учкудук, выход ученицы в костюме) Ведущий: В пустыне путник поёт, в гости нас зовёт Поверьте, есть красота своя И в Средней Азии друзья! Ведущий: Что же такое «учкудук»? Ученица: «Уч кудук» в переводе с узбекского языка- это три колодца, которые находятся в горячей пустыне Узбекистана. Ученица: В нашем далёком сибирском городке тоже есть частичка Узбекистана. Это наше семейное кафе, которое называется «Самарканд». Сегодня мы хотим угостить блюдами нашей национальной кухни – это плов и самса. ТАТАРЫ (Демонстрация начала клипа «Сабантуй», выход двух учеников в костюмах) Ведущий: Летом в нашем сибирском городке проходил большой праздник сабантуй. К нам приезжали гости из Татарстана. Кто-то к нам спешит… Ученик: - Исянмесез! Ведущий: - Кто это? Ученик: Я- татарин, смелый, как барс, готовлю чак-чак, играю на инструментах курай и гармонь. Возьмите меня к себе и не будете скучать никогда. А какие у нас проходит сабантуи… 1 ученик: Зазвенел теплом июнь 2 ученик: Победит,
кто будет сильным,
Ведущий: Вот по ложке вам ребята Вы зубами их зажмите Оббегите без оглядки Шарики не пророните. Игра «Бег с ложками». Два соперника по команде оббегают дистанцию с ложками во рту (на ложке мячик от пинг-понга, который нельзя придерживать руками). Ведущий: От этих песен, шумных игр весело стало русскому человеку. И вот о чём он заговорил…(Демонстрация клипа «Масленица», выход четырёх учениц в русских народных костюмах) Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Да вы к нам не с пустыми руками пришли, а с блинами. Ведущий: На Руси законом было Ученица: Наша Масленица дорогая Ненадолго к нам пришла. Мы думали - на семь недель, Оказалось - на семь дней. Ведущий: А с чем пришла ты, Масленица? 1 ученица: Первый день, понедельник, - встреча. В домах начинают печь блины, делают тряпичную куклу с длинной косой, одевают ее в тряпичный наряд, усаживают на почетное место. 2 ученица: Вторник - катаются на санках, играют в снежки, украшают дома. 3 ученица: Среда - лакомка: угощение блинами. Весну встречают блинами. Круглый, жаркий блин - символ солнца. 4 ученица: Четверг – разгуляй. Гулянье в самом разгаре: пляски, хороводы, игры, кулачные бои, петушиные бои, снежные крепости, катание с Масленицей, приезжают ряженые, угощаются блинами. 1 ученица: Пятница - зимние посиделки? или тещины вечерки: чаепития, хождение друг к другу в гости, игры. 2 ученица: Суббота - золовкины посиделки (золовка - сестра мужа), широкая Масленица: угощение блинами. Родственники собираются на чаепитие с блинами. Считалось, что, чем богаче Масленицу отпразднуешь, тем богаче год будет. 3 ученица: Воскресенье - прощеный день. Это самый последний и самый важный день Масленицы. В этот день все просят друг у друга прощения. Ведь встретить весну надо с чистой совестью. Ведущий: Мы богаты, когда вместе, и сильны, когда едины, что подтверждает история нашей великой родины. Исполнение
песни «У моей России…»
Комплимент - момент «Открытая ладонь» Ведущий: А знаете ли вы, ребята, что означает открытая ладонь? На языке жестов открытая ладонь показывает честность, искренность. Когда человек открыт для общения, он обычно раскрывает перед собеседником ладони, тем самым показывая, что говорит правду. Сейчас, раскрывая ладони перед своим одноклассником, мы будем говорить искренне, что нам нравится в этом человеке. Ваши добрые слова подарили еще одну капельку счастья своему однокласснику, другу. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Почувствуйте, как тепло переходит из одной ладошки в другую, и как нам становится хорошо и тепло на душе. Давайте построим пирамиду счастья из наших рук.Вы видите, какая высокая получилась пирамида, потому что мы добрые, искренние, счастливые. Коллективный танец под музыку клипа «Я, ты, он, она…» Ведущий: (Демонстрация клипа «Возрождайся Россия») Берегите Россию - нет России другой Берегите ее тишину и покой, Это небо и солнце, этот хлеб на столе И родное оконце в позабытом селе. Берегите Россию, без нее нам не жить Берегите ее, чтобы вечно ей быть Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой Берегите Россию - нет России другой.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.