Внеклассное мероприятие по экологии
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие по экологии

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
экология
9 кл
11.03.2017
Внеклассное мероприятие по экологии
охрана природы: что могу сделать я? Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении. Форма проведения: устный журнал. «Куда вы посоветуете мне отправиться?» - спросил он у географа. «Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация». Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я хочу начать нашу встречу. Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вам, о нашем отношении к Природе. Для кого мы охраняем природу? – Для человека. От кого мы охраняем природу? - От человека. В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу.Внеклассное мероприятие по экологии
внеклассное мероприятие.docx
Внеклассное мероприятие по экологии и охране природы  охрана природы: что могу сделать я?  Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными  проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую  представляет воздействие человека на окружающую природу; формировать у учащихся  познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное  участие в их решении. Форма проведения: устный журнал.             «Куда вы посоветуете мне отправиться?» ­ спросил он у географа. «Посети планету  Земля, ­ отвечал географ, ­ у неё плохая репутация».             Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де  Сент­Экзюпери я хочу начать нашу встречу. Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её  природе, о нас с вам, о нашем отношении к Природе.             Для кого мы охраняем природу? – Для человека.             От кого мы охраняем природу?  ­ От человека.             В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука   пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно  делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» ­ «жилище, дом» и  «логос» ­ учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом?  Правильно, Природу.             За несколько миллиардов лет на Земле сформировалась сложная общепланетарная  система жизни. Глобальную систему жизни называют биосферой. Биосфера и есть наш  общий дом.  Его обитатели – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли,  микробы и все мы – люди.             Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с  нашими близкими, поддерживаем мир в семье.             В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто  думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это  опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух  самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий  надо уничтожать. 1 У природы есть много врагов: это стихийные бедствия типа ливней, засух, морозов,  ураганов. За последние 100 лет водой разрушено более 2 млрд. га плодородной почвы.  Разрушения продолжаются, и не только  стихийные. Их наносит человек. Кромсаем лёд, меняем рек теченье,  Твердим о том, что дел невпроворот… Но мы ещё придём просить прощенья У этих рек, барханов и болот. У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька… Пока об этом думать неохота, Сейчас нам не до этого. Пока. Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды… Всё меньше окружающей природы,  Всё больше окружающей среды.                                Роберт Рождественский             Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это  маленькая часть природы.              Листая страницы нашего устного журнала, попробуем отследить, какое влияние  оказывает человек на живую природу. Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех  страницах. В. Гёте Страница 1.  «Что имеем не храним…» Всё имеется у нас на потом и на сейчас: Реки, горы и леса, голубые небеса, Океаны, пальмы, снег и Земля – одна на всех! Всё она отдать нам рада, Только жадничать не надо! 2 И останется тогда всё для всех и навсегда!                                                                              В.Орлов Только факты. ∙                    Канадская океанографическая экспедиция опубликовала результаты своих  исследований. Учёные изучили причину гибели морских черепах у берегов Центральной и  Южной Америки. Вскрытие погибших животных показало, что в их пищеводе застряли  пластиковые пакеты, которые выбрасывали за борт пассажиры лайнеров. Морские  черепахи принимают прозрачный пластик за медуз и заглатывают его. ∙                     Африканские джунгли без слонов? Это даже трудно себе представить.  Ежегодно уничтожаются десятки тысяч слонов. В Заире ядохимикатами отравляются  водоёмы, куда слоны приходят на водопой. 1 кг слоновой кости стоит столько же, сколько  1 кг серебра. Так люди истребляют слонов. В лесу и на речной излуке,  В родных полях, где даль светла, Ты с добротой не будь в разлуке, Не причини природе зла. Ведь ты и сам её частица, Она всегда щедра к тебе. Всё, что несёшь ей, отразится В твоей душе, в твоей судьбе. Иди к земле хорошим другом, Её защитником иди, Чтоб только – пенье птиц над лугом,   Чтоб мир и солнце впереди.                   И.Дружинин   Рождаясь, человек получает бесплатно в наследство бесценные дары: землю и воды, реки и  горы, лес и цветы. Но как мы пользуемся ими, сохраним ли их для потомства?   Была над рекою чаща – березнячок  молодой. 3 Стрекозы, глаза тараща, планировали над водой. Кувшинки цвели местами, лилии и трава. Под свесившимися кустами разгуливала плотва. В июле, когда повсюду царил нестерпимый зной, В речушке – какое чудо! – вода бала ледяной. Мальчишки бросались в воду с бревенчатого моста… Приехал  я через годы – и не узнал места. Здесь побывали лесорубы, куда теперь ни взгляни, ­ Торчат, как гнилые зубы, невыкорчеванные пни. И выбрав на речке место, которое погрязней, Барахтается семейство блаженствующих свиней. И душно от испарений, от пыли луга седы. Хотя бы полметра тени, хотя бы глоток воды! Не выйти к речным излукам и тело не освежить… А здесь сыновьям и внукам, и правнукам нашим жить.                                                                          Н. Старшинов             Здесь жить и «Братьям нашим меньшим», то есть животным. Как обстоит с ними  дело?   Диких животных надо беречь так же, как мы бережём картины Рафаэля, Кёльнский  собор, индийские храмы. Б.Гржимек В природе не существует полезных и вредных птиц, полезных и вредных насекомых, там всё служит друг другу и взаимно приспособлено. Г.Морозов Леса топорщатся, и степь клубится,  Жара изводит, и снега блестят. Богаты мы!..  Но считанные птицы 4 Над считанными рощами летят, Дрожит камыш на считанных озёрах И считанные рыбы живут в реке. И восковые считанные зёрна Неслышно зреют в малом колоске. Над запахом таёжной земляники Полночный филин ухает из тьмы. Неужто внуки лишь по Красной книге Узнают, как богаты были мы?!                                                                   Р.Рождественский Страница 2. «… потерявши – плачем», или Они жили на Земле …Как ни изобретателен человек, он не в силах ни сотворить новый вид животного, ни  воссоздать уничтоженный вид. Дж. Даррелл               Природа – великий учитель! Во всех областях человеку есть чему поучиться у неё! Океан седой гремит набатно, Он таит обиду в глубине, Черные раскачивая пятна На крутой разгневанной волне. Стали люди сильными, как боги, И судьба Земли у них в руках, Но темнеют страшные ожоги У Земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету, Черные сотрёшь ли, человек? 5 Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого  зависит его собственное выживание. Постоянное и неуклонно возрастающее влияние  человека на животных и растения привело к тому, что живой мир нашей планеты  изменяется. За последние350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов зверей и почти 100  видов птиц.       Новокаледонский  попугай лори истреблён в 1860 г. Попугай с острова Лорда Хоу истреблён в 1869 г. Таитянский длиннохвостый попугай истреблён примерно в 1850 г. Коричневоголовый попугай истреблён в 1773 г.   Кубинский красный попугай ара истреблён в 1885 г. Каролинский длиннохвостый попугай истреблён в 1914 г. Степная куропатка истреблена в 1932 г. Странствующий голубь обитал в Северной Америке. Эти птицы были очень  многочисленны, но их трагедия завершило проведение вглубь континента железных дорог и телеграфа. Последний голубь был убит в 1899 г. (по другим данным, на 7 лет позже).             Живший в неволе странствующий голубь по кличке Марта умер в сентябре 1914 г. в  зоопарке Цинциннати. В штате Висконсин местное орнитологическое общество установило  даже мемориальную доску с надписью: «В память последнего висконсинского  странствующего голубя, убитого из­за алчности и легкомыслия человека».             Дронт – крупная нелетающая птица. Они тяжело переваливались с боку на бок,  беспомощно размахивая жалкими «обрубками» крыльев. Дронт стал лёгкой добычей  людей. Птиц убивали ради вкусного мяса, яйца дронтов поедали крысы и собаки, которых  люди случайно привезли на остров Маврикий, где обитали огромные птицы. Дронт не смог  справиться с таким массовым истреблением и к 1681 г. полностью исчез.  Португальцы  называли этих птиц «додо».  В музеях сохранились лишь несколько сушёных лапок, пара  голов  и множество костей этой птицы. Уже «посмертно» дронт был выбран символом  государства Маврикий и изображён на гербе этой страны.             Бескрылая гагарка, очень крупная нелетающая птица, населяла берега Исландии,  Скандинавии, Англии и Лабрадора. Эти птицы не умели летать, но отлично плавали,  охотясь за различной рыбой. Гнездились эти птицы на скалах, образуя колонии. Острова, на которых жили гагарки, часто посещали рыбаки, которые легко добывали не умеющих  летать птиц, собирали их яйца. В результате подобной бесконтрольной охоты бескрылые  6 гагарки постепенно исчезли  с лица Земли. Последняя размножающаяся колония этого вида существовала примерно до 1840 г., а последняя особь бескрылой гагарки была встречена у  острова Ньюфаундленд в 1852 г. К настоящему времени всё, что сталось от бескрылой  гагарки, это 80 шкурок и чучел в разных музеях мира.             Морская корова (Стеллерова корова) обитала на мелководье у Командорских  островов. Держались эти животные семьями, были медлительны и совершенно не боялись  людей. Открыл её участник экспедиции Беринга  ­ Георг Стеллер (в честь него она и была  названа). Эти животные питались водорослями, мясо их оказалось не только съедобным, но и, к сожалению, очень вкусным. Их истребили за 27 лет. Последнюю корову в 1768 г. убила  у берегов острова Беринга дружина землепроходца Федота Попова, того самого, в честь  которого назван остров в Японском море.             Тур – дикий предок домашнего быка. Жил в Европе. Последний представитель  погиб в Польше в 1627 г. это красивое животное было прекрасным объектом охоты.  Немецкие зоологи братья Хек незадолго до второй мировой войны попытались заново  «собрать воедино» разбросанные, как осколки, по породам домашнего быка гены тура. И  это им удалось – было выведено животное, внешне неотличимое от тура. Но это не  «настоящий»  дикий тур, а лишь порода домашнего скота.             Тарпан – европейская дикая лошадь. Первым исчез с лица Земли лесной тарпан.  Обитали эти животные в лесах от Белоруссии до Германии. Последних лошадей из  польского зверинца в 1808 г. отдали крестьянам.             Степной тарпан кочевал по всей степной полосе России от Прута на западе до реки  Урал на востоке. Последний раз тарпана удалось поймать вблизи Херсона в 1866 г. Он  доживал свой век в московском зоопарке, а в 1879 г., недалеко от заповедника Аскания­ Нова, был убит последний тарпан. Зебра квагга.  Степные зебры бродили по равнинам Южной Африки огромными стадами.  Когда белые поселенцы добрались туда, они начали истреблять этих животных ради их  мяса и шкуры. К 1883 г. квагги были истреблены окончательно. Последнее животное  умерло в зоопарке Амстердама в 1883 г.             Для естественного эволюционного процесса характерно, когда одни виды исчезают,  вытесняемые другими. Но то, что происходит в нашем жестоком мире, не имеет ничего  общего с естественным ходом эволюции. Большинство вымерших видов птиц – птицы,  жившие на островах и не знавшие необходимости защиты от человека; не встречали они  также и хищных спутников человека – кошек, собак и крыс.  И  по мере того, как человек  захватывает всё новые и новые территории, процесс вымирания живых существ не  прекращается. 7 Альберт Швейцер писал: «Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем  больше осознаём, что мы связаны со всем живым в природе. Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь – ценность, и мы с ней связаны».             И пусть биологический вид Человек разумный  станет действительно разумным, а не очередной тупиковой ветвью Природы.                                                               В музее естествознания До теперешней нашей Земли, До её снегов и метелей Бронтозавры не доползли, Птеродактили не долетели. Это личная их беда, За неё никто не в ответе. Заблудились, пошли не туда. Смерть нашли  в тупиковой ветви. Древо жизни листвой шелестит, Ветвь – направо и ветвь – налево. «Человек разумный» сидит На вершине этого древа. А над ним проносится век. Повороты. Круговороты. Да неужто и человек – Тупиковая ветвь природы?!                                                                     Р.Рождественский   Страница 3. По страницам Красной книги Охраняется Красною книгой Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий 8 Ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, охраняются змеи, Охраняются даже цветы.           Сегодня всех нас здесь собрала очень важная тема ­ охрана природы. Мы отправимся  с вами в путешествие по следам Красной книги, узнаем о редких, исчезающих растениях и  животных.          Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для  бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно.  Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть  нам будет не на что...           Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут  защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого  простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор ­ уберите его, закопайте в землю там,  где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у  молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с  чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!       Когда­то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек  решает: быть или не быть природе. В 60­х годах Международный союз охраны природы и  природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного  мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная книга в нашей стране была  издана в 1978 году.         Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о  риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение ­ спасение  исчезающих видов и восстановление  редких.       Красная книга ­ это не закон об охране животных и растений. Это ­ программа  деятельности, основанная на исчерпывающей сводке фактов, в которой собраны знания и  опыт ученых­зоологов, любителей и знатоков природы.  "По страницам Красной книги" Вы знаете, что самая крупная птица в Европе Лебедь.  Страусы могут преследовать автомобиль?   У пингвинов язык покрыт шипами, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу.                                       Монолог царя зверей 9 В катакомбах музея пылится пастушья свирель, Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки… Человек! Ты послушай царя терпеливых зверей. И прости, что слова мои будут звучать не по­царски. Я – последний из львов. Но пускай за меня говорят – Лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность. И дельфинья семья, за которой неделю подряд С вертолёта охотился ты, чтоб развеяться малость. Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав, Муравейник сожжённый, разрытые норы барсучьи, Оглушенная сёмга, дрожащий от страха жираф, И подстреленный лебедь, и чайки – по горло в мазуте. Пусть они голосят, вопрошая карающий век. Пусть они стороною обходят любую машину… Ты – бесспорно – вершина природы, мой брат, человек. Только где и когда ты встречал без подножья вершину? Ты командуешь миром. Пророчишь. Стоишь у руля. Ты – хозяин. Мы спорить с тобой не хотим и не можем. Но без нас – ты представь! – разве будет землею земля? Но без нас – ты пойми! – разве море останется морем? Будут жить на бетонном безмолвье одни слизняки.  Океан разольется огромной протухшею лужей! Я тебя не пугаю. Но очень уж сети крепки. И растет скорострельность твоих замечательных ружей. Все твоё на планете! А нашего – нет ничего. Так устроена жизнь. Мы уже лишь на чучела сгожи. 10 Зоопарки твои превосходны. Но жаль одного: Мы в твоих зоопарках давно на себя не похожи… Так устроена жизнь. Мы поладить с тобой не смогли. Нашу поступь неслышную тихие сумерки спрячут. Мы уходим в историю этой печальной земли. Человечьи детеныши вспомнят о нас. И заплачут… Мы – пушистые глыбы тепла. Мы – живое зверьё. Может, правда, что день ото дня мир становится злее?.. Вот глядит на тебя поредевшее царство моё. Не мигая глядит. И почти ни о чем не жалея. И совсем ничего не прося. Ни за что не коря. Видно, в хоботы, ласты и когти судьба не дается… Я с седеющей гривы срываю корону Царя И реву от бессилья… А что мне ещё остается?                     Р.Рождественский Страница 4. Путешествие в будущее  Когда мы любуемся со вкусом собранным букетом, редко кому придёт в голову, что это  уже умирающие, оторванные от корней растения. Цветов становится всё меньше, а  отдыхающих на лоне природы всё больше и больше.  И каждый стремится вернуться в  город с букетом. Но… Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы – Опустеют все поляны и не будет красоты!      Т. Собакина Страница 5. Что нас ожидает? Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдётся  без нас, а вот мы без неё  ­ нет. И ещё: природа не может сама себя погубить. Погубить её  можем только мы, люди. Так как же важно при таком положении внушать людям, убеждать людей – с самого детства! – в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему  сущему! Обращаться к сердцу и разуму. Николай Сладков 11 Монолог Природы Я – Природа. Я – великий мастер. Вечный мастер жизни. Я могу, Человек, тебя за соучастье наградить – В моей всё это власти! – Гриб в лесу, ромашку на лугу, Небо в час восхода и заката, Иву над рекой… И, наконец, Солнцем прокалённый, рыжеватый Хлебный колос, как всему венец… Только ты мой дар, моё ученье Не прими за дань: я не раба. Не забудь: ты сам моё творенье! И у нас с тобой одна судьба! Да, ты вырос. Ты простился с детством. Шире – что ни год – твои шаги… Но не занимайся самоедством! И былинку даже, что в наследство Я тебе вручила, береги! Даже волка – вдруг да он последний… Уничтожишь (зверь не карандаш) – С помощью сложнейших вычислений И машин новейших не создашь. Мы с тобой дорогою одною Катимся – ни часу врозь, ни дня… И не можешь быть ты надо мною, 12 Как не можешь быть и вне меня.                                                                           С. Викулов Печальную эстафету принимают от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом  звучит слово “экология” сегодня. Мы не случайно вернулись к вопросу “проблема века”.  Вернулись для того, чтобы лучше понять причину и многих других наших бед. XX век внес  роковое изменение в понятие “экология”. Теперь, когда мы уже научились летать по  воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного:  “научиться жить на Земле, как люди”, – таков ответ Бернарда Шоу,классика XX столетия.           Сверхзадача века – сохранение не только природного в природе, но и человеческого в человеке. Ты, человек, любя природу, Хоть иногда её жалей; В увеселительных походах Не растопчи её полей, В вокзальной сутолоке века Ты оценить её спеши: Она – твой давний добрый лекарь, Она – союзница души. Не жги её напропалую, И не исчерпывай до дна, И помни истину простую. Нас много, а она одна.                                                                                           Н. Старшинов             Если не провести в жизнь необходимые реформы, нас всех ждёт реальный шанс  увидеть сцену, которую описала Гечел Карсон в своей книге «Безмолвная весна»: «Это  была весна без птичьих голосов. В лесах, которые некогда наполнялись на заре утренним  хором дроздов, пересмешников, голубей, соек, крапивников и десятков других птиц,  теперь не было слышно ни звука; над полями, лесами и болотами стояла тишина».             Каждый живущий на Земле человек должен помнить, что все мы являемся частью  природы. А в природе всё взаимосвязано.  Озабочена вся планета. Что же натворили мы с природой? Как теперь нам ей смотреть в глаза? 13 В тёмные отравленные воды, В пахнувшие смертью небеса. Ты прости нас, бедный колонок. Изгнанный, затравленный, убитый. На планете, богом позабытой, Мир от преступлений изнемог.   Видеть весной косяк пролетающих журавлей; слышать пение соловья, перепёлки, кукушки; вспугнуть невзначай лося в лесу и знать, что где­то в Уссурийской тайге ходит живой, а не  плюшевый тигр, ­ это великая радость жизни. За эту радость надо бороться, пока не  поздно… В.М.Песков Литература  1.      Абраменко О.В. Экологический калейдоскоп. Воронеж: областной молодёжный  центр, 2005 – 61 с. 2.      Агапова И.А., Давыдова М.А. Фольклорные праздники в школе. Весна и лето.  Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с. 3.      Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 2001. 14

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии

Внеклассное мероприятие по экологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2017