Будущие выпускники школы должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы. Цель данного мероприятия: дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения; познакомить с современными профессиями, продолжить формировать навыки эффективного взаимодействия в коллективе, научить высказывать и отстаивать свою точку зрения.Материалы мероприятия могут быть использованы на уроках технологии (в разделе "Профессиональное самоопределение"), на классном часе, в работе педагога- психолога.
Внеклассное мероприятие по профориентации 9 класс
Цели: дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;
познакомить с современными профессиями, формирование навыков эффективного
взаимодействия, научить высказывать свою точку зрения.
Подготовка к мероприятию: класс делится на пять групп.
Вступительная часть
В настоящее время в мире насчитывается всего свыше 40 тыс. профессий. Около 500 из них
ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования
многих профессий 810 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию.
Вот почему знакомство с современными профессиями необходимо. Для того чтобы
правильно выбрать профессию, вопервых, надо разобраться в самих себе, в своих
склонностях и способностях, во вторых владеть информацией о рынке профессий региона.
Предлагаю Вам провести сегодняшнее занятие с пользой, проверить свои знания в области
профессионального самоопределения. Hy что ж, начнем!
В качестве разминки я предлагаю вам выполнить небольшие задания, первое из них
на знание пословиц о труде. И это не случайно, пословицы – народная мудрость. Я
ЧИТАю НАЧАЛО, А вы продолжаете
«…умелые руки не знают скуки»
«…какие труды такие плоды»
«…труд человека кормит, а лень портит
кто любит труд , того люди чтут»
хочешь есть калачи, не сиди на печи
кто не работает , тот не ест»
если есть работа , спать неохота»
«…делу – время потехе – час»
Что подчёркивает народная мудрость?........ Вывод о том, что труд и человек труда
всегда ценился … и т.п.
Среди основных традиционных российских ценностей, которые делают нас единым целым,
придаёт нам новое качество, новые возможности и к которым относятся, прежде всего,
любовь к Родине, правдивость, добросердечие, милосердие, поддержка и взаимопомощь,
далеко не последнее место занимает труд.Ведь не зря говорят …..Трудолюбивая пчела умеет собрать мед и с горьких цветов.
(Максим Богданович)
А сейчас я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов,
которые я вам буду сейчас зачитывать (на слайдах).
Фантазия, гармония, моделирование, ножницы, образ, мастерство (Парикмахер).
«Человек — Художественный образ» А это какой тип? И дети должны ответить…
Новости, современность, оперативность, факты, редакция (Корреспондент,
журналист) «Человек Человек»
Земля, природа, теплица, сад, растения, уход, плоды, удобрения (Агроном) «Человек –
Природа»
Ткань, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной, швея) «Человек – Техника»
Компьютер, знаки, символы, логика. (Программист) «Человек — Знаковая система»
Ведущий. Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, по
отношению человека к объектам окружающего мира, можно разделить на пять основных
типов – такой способ ориентации в мире профессий предложил известный психолог
академик Е.А.Климов. Этот тест каждый из вас уже проходил на уроке
Профессионального самоопределения. И не случайно вы сегодня сидите по группам, в
зависимости от вашего типа (РАССАДИТЬ ЗАРАНЕЕ).
НЕМНОГО ЗАЧИТАТЬ О КАЖДОМ ТИПЕ, А ГРУППА ДОЛЖНА ПОКАЗАТЬ,
ЧТО ЭТО ОНИ
«Человек – Техника»:
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит
активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
«Человек – Природа»:
В основе лежит работа с природными объектами и явлениями, с профилактикой и
лечением заболеваний растений и животных.
«Человек — Знаковая система»:
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы,
тексты.
«Человек — Художественный образ»:
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а
также область их деятельности называют искусством. Художественный образ — результат
мыслительной, познавательнодуховной и практической деятельности человека.«Человек Человек»):
Предполагают постоянную работу с людьми и связаны: с медицинским обслуживанием; с
обучением и с воспитанием, с бытовым обслуживанием, с правовой защитой.
Я предлагаю каждой группе выделить сильные и слабые стороны профессий вашего типа
(чтонибудь типа: профессии человекчеловек предполагают общение с людьми, а это
постоянное пополнение своего жизненного опыта, умение находить общий язык с разными
людьми, развитие речи, коммуникативных навыков, передача опыта и т.п.) НУЖНО,
ЧТОБЫ СИЛЬНЫХ СТОРОН БЫЛО БОЛЬШЕ,
ЧТОБЫ ЕЩЕ РАЗ
ПОДЧЕРКНУТЬ ЦЕННОСТЬ КАЖДОЙ ПРОФЕССИИ. + комментарии с твоей
стороны А на слабые стороны – сразу твоя рекомендация, как этого избежать
На листочках список выраженных способностей (выбрать по типу)
«Человек – Техника»:
«Человек – Природа»:
«Человек — Знаковая система»:
«Человек — Художественный
образ»:
«Человек Человек»):
технический склад ума; пространственное
воображение; склонность к практическому труду;
эмоциональная устойчивость.
наблюдательность; склонность к систематизации;
потребность в двигательной активности.
способность к математике; развитое абстрактное
мышление; высокая устойчивость внимания;
склонность к общению; аккуратность, усидчивость.
яркое воображение; образное мышление; склонность
к творчеству; гибкость чувств.
развитые коммуникативные способности; быстрая
переключаемость внимания; наблюдательность;
организаторские способности.
ВЫ сегодня плодотворно поработали и в подарок вам еще один тест «Кем быть», на
определение профессиональных склонностей, 34 мин
1. Знания лучше всего запоминаются…
а/ после чтения учебника;
б/ после объяснений учителя;
в/ на собственном опыте;
г/ когда они наглядные: есть картинки или фильмы.
2. У вас есть немного свободного времени, Чем его занять?
а/ почитать книгу или журнал;
б/ поболтать по телефону;
в/ начать чтонибудь мастерить;
г/ порисовать или просто помечтать.3. Каких уроков в школе должно быть больше?
а/ русского и иностранных языков;
б/ необычных, каких нигде нет;
в/ математики, истории;
г/ природоведения, труда.
4. А каких уроков должно быть меньше?
а/ физкультуры;
б/ математики;
в/ русского языка;
г/ скучных, где не надо фантазировать.
5. Вы пригласили одноклассницу в гости, но она не знает дороги. Вы…
а/ подробно напишите ей, как пройти или проехать;
б/ не только напишите, но и покажете в лицах;
в/ нарисуете подробный план проезда;
г/ встретитесь с ней и проводите к себе домой.
6. Какой кружок вы посещаете или хотели бы посещать?
а/ в литературный, где можно сочинять и обсуждать книги;
б/ в музыкальную школу или хор;
в/ в такой, где можно чтонибудь мастерить;
г/ ф художественную школу.
Ведущий. Теперь посчитайте, каких букв получилось больше, и узнайте, какая профессия
вам подойдёт (слайд).
А Вы человек слова. Вы любите читать и легко запоминаете прочитанное, но объяснения
учителя вам обязательно нужно записывать, иначе вы их забудете. Вы сможете стать
писателем, врачом, учёным, телеведущим, журналистом, переводчиком.
Б Вы человек звука. Большие фантазёры, вы наверняка любите слушать музыку, чтение
вслух. У вас отличная память, но вам легче запомнить то, что сказали, чем то, что записано
на бумаге. Из вас выйдут хорошие актёры, музыканты, учителя, адвокаты и даже политики.
В Вы человек знака. Вы любите изобретать, мастерить, а в раннем детстве переломали
немало игрушек, что бы узнать, как они устроены.Вы обожаете приключения, детективы,
фэнтези. Из вас получится инженер, архитектор, исследователь, переводчик.
Г Вы человек цвета и образа. Прирождённые художники, вы научились держать
карандаш раньше, чем ложку, и рисовали на всём, что попадалось под руку. У вас хорошая
зрительная память, вы способны помнить многие вещи в деталях. Вы можете стать
художником, модельером, парикмахером, следователем, писателем, искусствоведом.
Ведущий .Поднимите руки те, у кого первый результат, помашите двумя руками те, у кого
второй, топните у кого третий, крикните УРА, у кого четвертый вариант.
Подведение итоговВы, как будущие выпускники школы должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка,
добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку,
владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменяющимся
условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы. Окончив школу,
среднестатистический гражданин России выбирает учебное заведение, в котором получит
профессиональное образование, чаще по двум критериям: 1. проще поступить; 2. престиж и
высокооплачиваемость будущей профессии. Но далеко не каждый современный выпускник
российской школы выбирает будущую профессию в соответствии со своими желаниями и
способностями. Друзья, Вам необходимо уже сейчас быть готовыми к профессиональному
самоопределению. Чем быстрее молодой человек разрешит проблемную ситуацию с
выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для
целенаправленного саморазвития и подготовки. Удачи!