Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс
Оценка 5
Мероприятия
doc
физическая культура
1 кл
09.07.2018
Начинать обучение мудрой игре надо на уровне, доступном для ребенка. И методы обучения должны носить игровой характер.
Одним из таких методов является проведение внеклассных мероприятий различной шахматной тематики.
Представляю одно из таких мероприятий под названием «История возникновения шахмат»
Это мероприятие – своего рода проект, потому что в нем участвуют и родители, которые готовят для своих детей костюмы, а также реквизит, необходимый для представления. Дети разучивают слова к своим ролям, стихи, делают поделки. Подготовка к этому мероприятию идет длительно. И результат – само мероприятие и выступления детей. Ребята ждут этого дня с нетерпением. И родители, несмотря на занятость, тоже принимают активное участие, потому что их «двигателями» являются их дети.
внеклассное по шахматам.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №8 г. Миллерово
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
Внеклассное мероприятие по шахматам в 1 классе
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШАХМАТ
Выполнил:
Плешакова Евгения Александровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №8 г. Миллерово Пояснительная записка
"Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных
способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной
школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о
начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место,
требует специальных форм и методов работы".
В.А. Сухомлинский
Начиная увлекаться шахматами в раннем возрасте (с 57 лет), ребенок
получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном
плане. У детей активно развивается мышление, повышается концентрация внимания,
улучшается память, а так же формируются такие важные черты характера как
эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе.
Одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как
можно раньше, это умение действовать в уме, или "внутренний план действий".
Проблема формирования внутреннего плана действий остаётся одной из самых
актуальных и на заре XXI века. Следует начинать его формирование в сензитивный
период, т.е. тогда, когда ребёнок может без труда овладеть тем, на что в ином
возрасте затратит гораздо больше времени. Идеальным инструментом для
формирования умственных действий представляются шахматы. Обучение игре в
шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения
позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в
древней игре. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШАХМАТ
Цель мероприятия
Цель – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.
Познакомить детей с игрой, дать первоначальное представление об игре.
Задачи мероприятия
Достигается указанная цель через решение следующих задач:
Обучающие:
познакомить с историей шахмат,
Воспитывающие:
привить любовь и интерес к шахматам
научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из
множества решений единственное решение, планировать свою деятельность, работать
самостоятельно
научить уважать соперника
Развивающие:
ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления
об окружающем мире
развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку, память.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.
Форма проведения: инсценированная игра.
Оборудование:
Напольная шахматная доска,
шахматные фигуры – дети в шахматных костюмах ,
компьютер
мультимедийный проектор
Действующие лица: ведущий, шах, три мудреца, дети в шахматных костюмах На сцене сидит шах на троне, возле него стоят стражники и прислуга с опахало.
Перед шахом стоит стол с кувшином, пиалами, вазой с фруктами.
Звучит восточная музыка.
Голос за кадром:
Давнымдавно, две тысячи лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия
жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах ШеранШихран.
(Выключение музыки)
Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия Чатуранга, с которой
он совершал набеги на своих недруговсоседей.
Танец с саблями.
Голос за кадром:
Вскоре он всех противников победилпокорил, потому что в его армии было сто
тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников,
быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда
не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!
И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь.
Шах хлопает три раза в ладоши.
Танец живота.
Шах пытается танцевать, но ему становится скучно.
Голос за кадром:
Да, скучно шаху. Это сейчас можно прийти домой и посмотреть телевизор или
поиграть на компьютере. Посидел так Падишах на троне неделюдругую и закричал
от скуки.
Шах:
Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов и чародеев!
В зал вбегают три испуганных мудреца.
Мудрецы:
Что тебе надобно, царьгосударь?
Шах:
Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите
мне велю золота отсыпать, сколько унесете, а нет – мой меч – голова с плеч!
Даю вам три дня и три ночи. Мудрецы убегают.
Голос за кадром:
Прошло три дня и три ночи.
Шах хлопает три раза в ладоши и в зал вбегают мудрецы.
Шах:
Ну что, придумали мне забаву?
Мудрец, сложив руки, кивают головой.
Подходит первый мудрец, в руках поднос с украшениями и зеркалом. Шах
смотрится в зеркало и примеряет украшения, недоволен, бросает их.
Шах:
С глаз долой! Казнить! А… ладно, пусть живет.
Подходит второй мудрец с вазами из разного материала, выстраивает их перед
шахом. Шах берет их в руки, рассматривает.
Шах:
Что же мне с ними делать? Вон! Вон! Чтоб глаза мои тебя не видели!
Шах смотрит на третьего мудреца.
Шах:
Ну, а у тебя, что за забава?
Третий мудрец достает шахматную доску и раскрывает ее, а там – шахматные
фигуры.
Шах топает ногами и кричит.
Шах:
Что это такое? Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принес!
Мудрец:
Не все золото, что блестит!
Шах внимательно рассматривает шахматы и роняет их. Звучит музыка, «играет» свет. В зал вбегают дети, одетые в черную и белую
одежду, с шахматами и выстраиваются на шахматной доске.
Шах:
Да это же все мое войско: и кони, и пехота, и слоны, а в одной фигуре я даже себя
узнал!
Танец шахматных фигур.
Шах:
Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую
могучую армию, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?
Мудрец:
Давай, повелитель, попробуем! Но сначала послушай правила игры.
Чтоб играть и побеждать
Надо доску знать на "пять"!
Доску, положив на столик,
Ты представь, что это поле,
Только в поле том не грядки
Клетки в шахматном порядке.
Этот шахматный порядок
Очень прост как ночь и день.
Видишь: с белой клеткой рядом
Клетка чёрная как тень!
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!
Ученики:
1.Вся в квадратах – белых, черных
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных
Деревянные войска.
2.Белый отряд, черный отряд
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же – в отряде другом.
3.В каждом отряде – ты сам погляди –
Оба угла занимают ладьи.
Рядом с ладьями кони видны,
Рядом с конями встали слоны. 4.Кот ж посредине? Ферзь с королем
Самые главные в войске своем.
Чтобы не путать, какие поля
Тут для ферзя и для короля,
Нужно запомнить одну из примет:
Ферзь выбирает свой собственный цвет
Белый на белом квадрате стоит,
Черному черный удачу сулит.
Есть свой квадрат у любого ферзя,
Путать ферзей с королями нельзя!
5.А перед вами – ладьей и конем,
Перед слоном, королем и ферзем
Пешкималышки встали стеной,
Им начинать этот сказочный бой!
Пешка
Мы маленькие жители шахматной страны и фигурой не зовёмся. Мы пешки. Сверху –
кругленький орешек и воротничок! Нас много – 8 белых и 8 чёрных. Каждая из нас в
бою всегда храбро дерётся. И если ктото из нас отличится в сражении, то может
"подрасти" и стать фигурой.
Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.
На войну, не на парад, Пешка держит путь.
Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой.
Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.
А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.
Ну, а как же Пешка бьёт? Бьёт наискосок!
Король
В шахматной стране есть правитель да не один, а целых два (выходят два мальчика, в
руках держат фигуры королей):
На шапке – пика острая,
Завидна моя роль:
Всех выше, выше ростом я
Конечно, я: (Король)
Мы очень похожи друг на друга и отличаемся только цветом.
Король любит гладкий, расчищенный путь:
В любую он сторону может шагнуть,
Однако легко ты заметишь дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле – вот шага длина,
Не очень проворен Король – старина. Зато начеку королевская рать –
Задача её – Короля охранять.
Ведь если б Король беззащитный погиб.
Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: Король всех главней, всех важней,
Нет в Шахматном войске важнее вождей.
Ферзь
Мы главные советники королей. Нас называют ферзями.
Стоим рядом с королём,
Но не путать со Слоном,
И с ладьёй сравнить нельзя
Суперсильного: Ферзя.
Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,
И шаг у Ферзя широк.
Ферзь может ходить как Ладья и как Слон
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И, кажется, будто Ферзю тесноват,
Доски чёрнобелый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше внимания Ферзю удели.
Ладья
Вот внимательно гляди,
Башня круглая такая,
И бойницы сквозь зубцы.
По краям доски – (Ладьи)
Мы стоим как башенки.
Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она
Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!
Слон
У каждого короля нас слонов по два, два белых и два чёрных. Но на обычных слонов
мы не похожи.
Очень трудно ошибиться:
Шапка острая на нас
Стоим рядом (не садимся!)
И с ферзём и королём.
Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!) Он другой не хочет доли – знает только белый путь.
А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,
Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой.
До конца игры слоны – цвету одному верны.
Конь
А нас можно сразу узнать – у нас есть и глаза, и уши, и грива.
Мы ушасты и гривасты,
Смело скачем сквозь огонь
Ну, отгадывай, не хвастай:
Да конечно это: (Конь).
Не мила Коню неволя, перед ним простор широк.
Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок,
Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.
Шах:
Да, управлять небольшим отрядом деревянных фигур гораздо сложнее, чем целой
армией.
Наградить мудреца поцарски!
Мудрецу выносят мешок с золотом. Мудрец уходит.
Шах играет в шахматы и выкрикивает ходы «детского» мата.
Мат в 4 хода, или Детский мат
Номер
хода
1.
Ход
белых
e2e4
Ход
черных Комментарий
e7e5
2.
3.
4.
Cf1c4
Kb8c6
Фd1h5 Kg8f6
Фh5:f7x
Использован дебют королевского слона. Однако можно сначала
пойти ферзем на h5, а потом уже слоном на c4.
Некоторые игроки ходят белым Ферзем на поле f3, но надежнее
будет ходить на h5. Добравшись до шахматного короля, шах кричит.
Шах:
Эй, шах! (окликая врага, играюче в голосе) Вот я до тебя и добрался!
Шах делает в игре мат, кладет шахматного короля на доску.
Шах:
Шаху Мат! Сражение окончено!
Голос за кадром:
В переводе на русский язык слова царя «Шаху Мат» означали, что король погиб.
С тех пор игра стала называться шахматы.
Но не все так просто. Мы вначале шахматного пути. Ребята уже многое узнали.
А сейчас уважаемый шах послушай, как ребята будут отгадывать загадки шахматных
клеточек:
Какая форма у шахматного поля? У шахматной доски? (квадратная)
На каких полях ничего не растёт? (на шахматных)
Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)
В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)
1.
Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь…
2. Мы могли на ней бы плыть
С русским князем по воде,
Но позволено ходить
И по клеточкам…
3.
Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен…
4.
Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он – …
5.
Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой – …
6.
Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным…
7.
Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берёт наискосок?
Ну конечно, это – …
8.
Это правило известно,
Короля нам есть нельзя,
Но свободно можешь есть ты
Вместо этого…
9.
Вот я выиграл почти,
И заранее был рад,
Но сопернику зайти
Удалось в ничейный… 10.
Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют…
Далее проводится эстафета между двумя командами: «Кто быстрее?»
Правила эстафеты:
Каждый игрок берет из корзины одну шахматную фигуру и несет ее на шахматную
доску, ставит на то место, где эта фигура стоит в первоначальном положении. Затем
другой игрок делает то же самое и так до тех пор, пока не заполнится вся доска.
Какая команда сделает это быстрее, та и победила.
Проводится эстафета под веселую музыку.
Ведущий:
Сегодня все человечество признает неоценимую пользу игры в шахматы: она
воспитывает силу воли, находчивость, смекалку, развивает логическое воображение,
повышает интеллект.
Успехов вам в овладении этим увлекательным, прекрасным миром – миром шахмат!
Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс
Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс
Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс
Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс
Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс
Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс
Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс
Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс
Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс
Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс
Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс
Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.