Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс
Оценка 5

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Оценка 5
Мероприятия
doc
физическая культура
1 кл
09.07.2018
Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс
Начинать обучение мудрой игре надо на уровне, доступном для ребенка. И методы обучения должны носить игровой характер. Одним из таких методов является проведение внеклассных мероприятий различной шахматной тематики. Представляю одно из таких мероприятий под названием «История возникновения шахмат» Это мероприятие – своего рода проект, потому что в нем участвуют и родители, которые готовят для своих детей костюмы, а также реквизит, необходимый для представления. Дети разучивают слова к своим ролям, стихи, делают поделки. Подготовка к этому мероприятию идет длительно. И результат – само мероприятие и выступления детей. Ребята ждут этого дня с нетерпением. И родители, несмотря на занятость, тоже принимают активное участие, потому что их «двигателями» являются их дети.
внеклассное по шахматам.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Миллерово КОНКУРСНАЯ РАБОТА Внеклассное мероприятие по шахматам в 1 классе ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШАХМАТ Выполнил:  Плешакова Евгения Александровна учитель начальных классов  МБОУ СОШ №8 г. Миллерово Пояснительная записка "Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных  способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной  школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о  начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место,  требует специальных форм и методов работы". В.А. Сухомлинский            Начиная увлекаться шахматами в раннем возрасте (с 5­7 лет), ребенок  получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном  плане. У детей активно развивается мышление, повышается концентрация внимания,  улучшается память, а так же формируются такие важные черты характера как  эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. Одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как  можно раньше, это умение действовать в уме, или "внутренний план действий".  Проблема формирования внутреннего плана действий остаётся одной из самых  актуальных и на заре XXI века. Следует начинать его формирование в сензитивный  период, т.е. тогда, когда ребёнок может без труда овладеть тем, на что в ином  возрасте затратит гораздо больше времени. Идеальным инструментом для  формирования умственных действий представляются шахматы. Обучение игре в  шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения  позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в  древней игре. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШАХМАТ Цель мероприятия Цель – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.  Познакомить детей с игрой, дать первоначальное представление об игре. Задачи мероприятия Достигается указанная цель через решение следующих задач: Обучающие: ­ познакомить с историей шахмат, Воспитывающие: ­ привить любовь и интерес к шахматам ­ научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из  множества решений единственное решение, планировать свою деятельность, работать самостоятельно ­ научить уважать соперника Развивающие: ­ ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления  об окружающем мире ­ развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку, память. Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный. Форма проведения: инсценированная игра. Оборудование:     Напольная шахматная доска, шахматные фигуры – дети в шахматных костюмах , компьютер мультимедийный проектор Действующие лица: ведущий, шах, три мудреца, дети в шахматных костюмах На сцене сидит шах на троне, возле него стоят стражники и прислуга с опахало.  Перед шахом стоит стол с кувшином, пиалами, вазой с фруктами. Звучит восточная музыка. Голос за кадром: Давным­давно, две тысячи лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия  жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран­Шихран. (Выключение музыки) Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия Чатуранга, с которой  он совершал набеги на своих недругов­соседей. Танец с саблями. Голос за кадром: Вскоре он всех противников победил­покорил, потому что в его армии было сто  тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда  не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием! И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Шах хлопает три раза в ладоши. Танец живота. Шах пытается танцевать, но ему становится скучно. Голос за кадром: Да, скучно шаху. Это сейчас можно прийти домой и посмотреть телевизор или  поиграть на компьютере. Посидел так Падишах на троне неделю­другую и закричал  от скуки. Шах: Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов и чародеев! В зал вбегают три испуганных мудреца. Мудрецы: Что тебе надобно, царь­государь? Шах: Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите  мне велю золота отсыпать, сколько унесете, а нет – мой  меч – голова с плеч! Даю вам три дня и три ночи. Мудрецы убегают. Голос за кадром: Прошло три дня и три ночи. Шах хлопает три раза в ладоши и в зал вбегают мудрецы. Шах: Ну что, придумали мне забаву? Мудрец, сложив руки, кивают головой. Подходит   первый   мудрец,   в   руках   поднос   с   украшениями   и   зеркалом.   Шах смотрится в зеркало и примеряет украшения, недоволен, бросает их. Шах: С глаз долой! Казнить! А… ладно, пусть живет. Подходит второй мудрец с вазами из разного материала, выстраивает их перед шахом. Шах берет их в руки, рассматривает. Шах: Что же мне с ними делать? Вон! Вон! Чтоб глаза мои тебя не видели! Шах смотрит на третьего мудреца. Шах: Ну, а у тебя, что за забава? Третий мудрец достает шахматную доску и раскрывает ее, а там – шахматные фигуры. Шах топает ногами и кричит. Шах: Что это такое? Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принес! Мудрец: Не все золото, что блестит! Шах внимательно рассматривает шахматы и роняет их. Звучит музыка, «играет» свет. В зал вбегают дети, одетые в черную и белую одежду, с шахматами и выстраиваются на шахматной доске. Шах: Да это же все мое войско: и кони, и пехота, и слоны, а в одной фигуре я даже себя узнал! Танец шахматных фигур. Шах: Ты   считаешь,   что   я,   великий   воин,   победитель   всех   народов,   имеющий   самую могучую армию, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек? Мудрец: Давай, повелитель, попробуем! Но сначала послушай правила игры. Чтоб играть и побеждать Надо доску знать на "пять"! Доску, положив на столик,  Ты представь, что это поле, Только в поле том не грядки­ Клетки в шахматном порядке. Этот шахматный порядок Очень прост как ночь и день. Видишь: с белой клеткой рядом Клетка чёрная как тень! Доску правильно клади,  На углы всегда гляди, Чтоб у правого угла Клетка белая была! Ученики: 1.Вся в квадратах – белых, черных­ Деревянная доска, А ряды фигур точеных­ Деревянные войска. 2.Белый отряд, черный отряд­ Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, Точно такой же – в отряде другом. 3.В каждом отряде – ты сам погляди – Оба угла занимают ладьи. Рядом с ладьями кони видны, Рядом с конями встали слоны. 4.Кот ж посредине? Ферзь с королем­ Самые главные в войске своем. Чтобы не путать, какие поля Тут для ферзя и для короля, Нужно запомнить одну из примет: Ферзь выбирает свой собственный цвет­ Белый на белом квадрате стоит, Черному черный удачу сулит. Есть свой квадрат у любого ферзя, Путать ферзей с королями нельзя! 5.А перед вами – ладьей и конем, Перед слоном, королем и ферзем­ Пешки­малышки встали стеной, Им начинать этот сказочный бой! Пешка Мы маленькие жители шахматной страны и фигурой не зовёмся. Мы пешки. Сверху – кругленький орешек и воротничок! Нас много – 8 белых и 8 чёрных. Каждая из нас в  бою всегда храбро дерётся. И если кто­то из нас отличится в сражении, то может  "подрасти" и стать фигурой. Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт, Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, Пешка держит путь. Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой. Первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же Пешка бьёт? Бьёт наискосок! Король В шахматной стране есть правитель да не один, а целых два (выходят два мальчика, в  руках держат фигуры королей): На шапке – пика острая, Завидна моя роль: Всех выше, выше ростом я Конечно, я: (Король) Мы очень похожи друг на друга и отличаемся только цветом. Король любит гладкий, расчищенный путь: В любую он сторону может шагнуть, Однако легко ты заметишь дружок, Что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле – вот шага длина, Не очень проворен Король – старина. Зато начеку королевская рать – Задача её – Короля охранять. Ведь если б Король беззащитный погиб. Фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: Король всех главней, всех важней, Нет в Шахматном войске важнее вождей. Ферзь Мы главные советники королей. Нас называют ферзями. Стоим рядом с королём, Но не путать со Слоном, И с ладьёй сравнить нельзя Суперсильного: Ферзя. Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион, И шаг у Ферзя широк. Ферзь может ходить как Ладья и как Слон И прямо и наискосок. Направо, налево, вперёд и назад… А бьёт он и вдаль и в упор. И, кажется, будто Ферзю тесноват, Доски чёрно­белый простор. Ферзь очень опасен вблизи и вдали –  Ты больше внимания Ферзю удели. Ладья Вот внимательно гляди,  Башня круглая такая, И бойницы сквозь зубцы. По краям доски – (Ладьи) Мы стоим как башенки. Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди! Слон У каждого короля нас слонов по два, два белых и два чёрных. Но на обычных слонов  мы не похожи. Очень трудно ошибиться: Шапка острая на нас Стоим рядом (не садимся!) И с ферзём и королём. Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!) Он другой не хочет доли – знает только белый путь. А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой, Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой. До конца игры слоны – цвету одному верны. Конь А нас можно сразу узнать – у нас есть и глаза, и уши, и грива. Мы ушасты и гривасты, Смело скачем сквозь огонь Ну, отгадывай, не хвастай: Да конечно это: (Конь). Не мила Коню неволя, перед ним простор широк. Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок, Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок. Шах: Да, управлять небольшим отрядом деревянных фигур гораздо сложнее, чем целой  армией. Наградить мудреца по­царски! Мудрецу выносят мешок с золотом. Мудрец уходит. Шах играет в шахматы и выкрикивает ходы «детского» мата. Мат в 4 хода, или Детский мат Номер хода 1. Ход  белых e2­e4 Ход  черных Комментарий e7­e5 2. 3. 4. Cf1­c4 Kb8­c6 Фd1­h5 Kg8­f6 Фh5:f7x Использован дебют королевского слона. Однако можно сначала  пойти ферзем на h5, а потом уже слоном на c4. Некоторые игроки ходят белым Ферзем на поле f3, но надежнее  будет ходить на h5. Добравшись до шахматного короля, шах кричит. Шах: Эй, шах! (окликая врага, играюче в голосе) Вот я до тебя и добрался! Шах делает в игре мат, кладет шахматного короля на доску. Шах: Шаху Мат! Сражение окончено! Голос за кадром: В переводе на русский язык слова царя «Шаху Мат» означали, что король погиб. С тех пор игра стала называться шахматы. Но не все так просто. Мы вначале шахматного пути. Ребята уже многое узнали. А сейчас уважаемый шах послушай, как ребята будут отгадывать загадки шахматных  клеточек: Какая форма у шахматного поля? У шахматной доски? (квадратная) На каких полях ничего не растёт? (на шахматных) Из каких досок не строят теремок? (из шахматных) В каких клетках не держат зверей? (в шахматных) 1. Если в шахматы играешь,  То, конечно, это знаешь – Будет лучший результат,  Если ты поставишь… 2. Мы могли на ней бы плыть С русским князем по воде, Но позволено ходить И по клеточкам… 3. Это есть не пораженье, Не фиаско, и не крах, А всего лишь нападенье – Королю объявлен… 4. Быть особо защищённым – У него такая роль, Это правило резонно, Потому что он – … 5. Обитает не в саванне, И не так огромен он, Но такое же названье У фигуры этой – … 6. Он, не цокает, конечно, Но легко перешагнём Через ряд фигур и пешек Этим шахматным… 7. Кто не любит прыг да скок? Кто ходить привык без спешки И берёт наискосок? Ну конечно, это – … 8. Это правило известно, Короля нам есть нельзя, Но свободно можешь есть ты Вместо этого… 9. Вот я выиграл почти, И заранее был рад, Но сопернику зайти Удалось в ничейный… 10. Иногда король с ладьёй Ходят вместе очень ловко, Шахматисты ход такой Называют… Далее проводится эстафета между двумя командами: «Кто быстрее?» Правила эстафеты: Каждый игрок берет из корзины одну шахматную фигуру и несет ее на шахматную  доску, ставит на то место, где эта фигура стоит в первоначальном положении. Затем  другой игрок делает то же самое и так до тех пор, пока не заполнится вся доска.  Какая команда сделает это быстрее, та и победила. Проводится эстафета под веселую музыку. Ведущий: Сегодня все человечество признает неоценимую пользу игры в шахматы: она  воспитывает силу воли, находчивость, смекалку, развивает логическое воображение,  повышает интеллект. Успехов вам в овладении этим увлекательным, прекрасным миром – миром шахмат!

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс

Внеклассное мероприятие по шахматам "История возникновения шахмат" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018