Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"
Оценка 4.7

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
2 кл
09.03.2018
Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"
Цели: Рассмотреть значение леса для человека; Обобщить знания о растительном и животном мире лесов; Изучить экологические правила, правила поведения в лесу; Учить устанавливать связи в природе; Развивать познавательный интерес к изучению природы и ее охране; Воспитывать чуткое отношение к природе, к лесу. Оборудование: Слайды растительного и животного мира лесов; Экологические знаки; Карточки с листьями; Шапочки птиц, насекомых; Запись голосов птиц; Музыка Чайковского, Вивальди.
В гостях у лесной Феи.docx
Классный час « В гостях у лесной Феи» Цели: Рассмотреть значение леса для человека; Обобщить знания о растительном и животном мире лесов; Изучить экологические правила, правила поведения в лесу; Учить устанавливать связи в природе; Развивать познавательный интерес к изучению природы и ее охране; Воспитывать чуткое отношение к природе, к лесу. Оборудование: Слайды растительного и животного мира лесов; Экологические знаки; Карточки с листьями; Шапочки птиц, насекомых; Запись голосов птиц; Музыка Чайковского, Вивальди. Ход занятия. Ведущий. Здравствуйте, ребята! Меня зовут... Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие. А куда -догадайтесь сами. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом - Чудеса увидишь в нем. (Лес) - Мы отправляемся в путешествие по лесу. (Звучит запись «Голоса птиц». Показ слайдов леса.) Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь-мы свои! - Ребята, кто из вас был в лесу? Какие впечатления у вас остались о лесе? На нашем занятии мы выясним, какую же пользу приносит нам лес и его обитатели, как каждый человек должен о нем заботиться и оберегать. Итак, отправляемся в путешествие. А что мы возьмем с собой в дорогу? Конечно же хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и споем песню «Улыбка». Вот мы и в лесу. Нас встречает хозяйка леса - Фея леса. Фея. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть у себя в гостях. Ведущий. Наш брянский лес знаменит. Он воспет в стихах, в песнях. О нем сложены легенды. С древних времен лес одевал, согревал, кормил. Лес оказывал русскому человеку разнообразные услуги: обустраивал его сосной и дубом, отапливал березой и осиной, освещал его избу березовой лучиной, обувал его лыковыми лаптями, обзаводил домашней посудой и мочалом... Ученик. А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20.000 наименований: пищевые продукты, витамины, строительные материалы, сырье для химии, корм для скота, лечебный воздух ... Все леса земного шара производят около 40 трлн. т кислорода в год. Ведущий. Здесь прекрасный воздух. Он свеж. Он ароматен. Он целебен, как лекарственный настой. Здесь дышится легко, полной грудью. Осторожно у леса стою на краю, А мне кажется, будто в небесном раю. Чистый воздух я полной грудью вдыхаю И душою и телом своим отдыхаю. И поэтому, люди, откроюсь я вам, Лес и есть настоящий божественный храм! Мы приходим в лес, и восхищаемся его красотой. Восхищался красотой нашего леса и наш земляк, художник-Игорь Сушенок. Многие свои картины он посвятил злынковскому краю, злынковским лесам. О нашем крае, о нашем лесе знают во многих уголках мира, где выставлялись его "     Репродукции: «Тропинка», «Березы», «Полдень». - А кто из вас любит рисовать? Может быть, когда вы вырастите, станете художниками и тоже будете прославлять красоту нашего злынковского леса, красоту нашей природы. Продолжим наше путешествие. Фея. Я для вас приготовила загадки о том, что растет в лесу, и кто в нем живет. 1.Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Елка) 2.У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту-в высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. (Сосна) Ученик. Каждое пятое дерево наших лесов-сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами - фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей многих болезней. 3.Есть у родственницы елки Неколючие иголки, но, в отличие от елки, Опадают те иголки. (Лиственница) ­ Как называется лес, в котором растут эти деревья? ­ Мы с Феей хотим узнать, какие бывают леса? (Леса бывают хвойные, лиственные и смешанные.) ­ Ведущий. А вот мы уже в лиственном лесу. ­ Фея загадывает вам загадки, а вы должны не только отгадать загадку, но найти и показать листья угаданных деревьев. Будьте внимательны. Если нужного листочка нет, тогда вы ничего не показываете. И вот первая встреча. ­ 4. Она весну встречает, Сережки надевает. Накинута на спинку Зеленая косынка. ­ А платьице в полоску ­ Ты узнаешь березку... ? (Березку) ­ Ведущий. Поднимите листочки выше, представьте себя березками. Зашелестели березки своими листочками. ­ 5. Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч, ­ Не боюсь ни гроз, ни туч. ­ Я кормлю свиней и белок, ­ Ничего, что плод мой мелок. (Дуб) - Поднимите листочки дуба. Дуб раскидистый и могучий. ­ ­ Ведущий. А что вы знаете о дубе? ­ Ученик. Дубы достигают 40-50 м в высоту, 100-150 см в диаметре. Живут 500-1000 лет. ­ Ведущий. Самый знаменитый дуб злынковского района - Кирьянов дуб. Ему уже более 400 лет. ­ 6. С моего цветка берет Пчелка вкусный мед несет. А меня все обижают: ­ Шкуру тонкую сдирают. (Липа) ­ -Недаром в загадке есть строчка « шкуру тонкую сдирают». В старину из молоденьких липок (лыко) делали вот такую обувь. ( показ лаптей) ­ Покажите листочки липы. Шелестит липа листочками, приглашает пчел к себе в гости. ­ Ученик. Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка - 1т меда. Живет дерево 300-400 лет. ­ А вот и новая встреча: ­ 7. Весной зеленела, летом загорала, Осенью надела ­ Красные кораллы. (Рябина)" ­ Ученик. Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше полезных веществ (каротина), чем в моркови, петрушке, облепихе. ­ Ведущий. Вы нашли листочки рябины? Листья какого дерева остались у вас на столах? ­ Ведущий. Но лес - это не только деревья, но и ягоды, цветы и грибы. Все мы любуемся лесными цветами. А какие лесные цветы вы знаете? В Красную книгу Брянской области занесены армерия, венерин башмачок, прострел (или сон-трава), ветреница, купавница, печеночница, и др. Запомните, как выглядят эти цветы. Эти редкие растения мы должны оберегать, чтобы они навсегда не исчезли из нашего леса. - Как мы можем оберегать цветы? А разве только редкие цветы мы обязаны оберегать? Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами. Угадайте, какие лесные ягоды здесь изображены? (Показ слайдов: земляника, клюква, малина, черника,) - Какие еще ягоды кладет лес в наши корзинки? (ежевика,голубика,брусника) Ученик. Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с плодами появится только через 7-8 лет. ­ Какое правило мы будем соблюдать при сборе ягод? ­ Продолжаем наше путешествие. А кто же из нас не собирал в лесу грибы? Узнайте их. (Показ муляжей грибов: белый, подосиновик, подберезовик, сыроежка, лисичка.) (слайды: опята, мухоморы) - Какой гриб мы не положим в корзинку? Почему? Какие еще ядовитые грибы вы знаете? (Бледная поганка, ложноопенок, ложнодождевик.) А можем ли мы уничтожать ядовитые грибы? (Нет, ими лечатся животные.) Как же правильно собирать грибы? Ученик. Грибы нужно срезать или выкручивать, а не вырывать из земли. А чтобы грибница не высохла, присыпать ямку землей. ­ Грибы появляются после теплого дождя. Сейчас мы с вами выучим закличку, с помощью которой вы сможете вызвать дождь. ­ Дождик, дождик (руки, вытянув вперед ладошками вниз) ­ ­ Дождик, лей. ­ Нам с тобою веселей, ­ Не боимся сырости (встряхивать кистями рук) - ­ ­ Только лучше вырастем (встать на носочки) ­ ­ А теперь похлопайте, ­ А теперь пошлепайте. ­ А теперь потопайте ­ И опять похлопайте. ­ Ведущий. А разве можно представить лесную полянку без насекомых? ­ К нам пришла лесная гостья. Вы ее узнали? ( Выходит девочка в костюме бабочки ). ­ ­ Бабочка. Мы каждый день вокруг порхаем, ­ В работе устали не знаем: ­ Пыльцу цветков мы переносим, ­ А вас мы очень-очень просим ­ Нас не пугать и не ловить, ­ Чтоб мы могли спокойно жить! Мы привлекательны, красивы, Но просим помнить, что должны вы На нас лишь издали смотреть. Ах, как нам нравится лететь К цветам, на речку и на луг, И, сделав там над ними круг, Припав к цветку, Нектар попить. Цветы поможем сохранить: У одного пыльцу возьмем И на другой перенесем. Ведущий. Чем же полезны бабочки? (Они опыляют растения.) Встречаем следующую гостью. Вы угадали, кто же это? ( Выходит девочка в костюме божьей коровки) ­ Божья коровка. У Егорки на ладошке ­ Отдохну еще немножко. ­ Отдохну совсем чуток - ­ Перепрыгну на листок!... ­ Вся наша жизнь так интересна ­ И людям часто неизвестна, ­ Ведь вы живете в городах, ­ А мы - в лесах, полях, садах. ­ Мы грязный воздух не выносим ­ И о защите очень просим! ­ Ведущий. Чем же полезны божьи коровки? ­ Ученик. Этот жучок (божья коровка) и его личинки истребляют множество тли, которая живет на листьях и сосет сок из растений. ­ Домовитая хозяйка ­ Пролетает над лужайкой, ­ Похлопочет над цветком - ­ Он поделится медком. (Пчела) ­ Ведущий. Чем полезны пчелы? ­ Ученик. Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тыс. цветков за сезон. Одна пчелиная семья собирает с липы примерно 5 кг меда вдень. ­ Поприветствуем следующего гостя. Кто это? ( Выходит мальчик в костюме муравья.) ­ ­ Ведущий. Размышляет муравей ­ Под ветвистой елочкой: ­ Муравей. Как бы справиться живей ­ С хвойною иголочкой? ­ Здесь ложбинка, там бугор, ­ Травки встали, как забор... ­ Пронесу ли я иглу ­ По узлистому стволу? ­ Ведущий. Ребята, если вы увидите муравьиную дорожку, - не топчите ее, не мешайте муравьям трудиться. Ведь их называют лесными санитарами. ­ Ученик. Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают около 100 тыс. насекомых. Гектар леса, охраняемый 4-5 муравейниками, абсолютно чист от вредителей. ­ Ведущий. На нашу полянку летит шустрый вертолет. Кто это? (Входит девочка в костюме стрекозы) ­ ­ Стрекоза. Быстрый, шустрый, ­ Вот- над капустой, ­ Вот-над травой, ­ Над головой, ­ Вот-над малиной ­ Вертолет стрекозиный... ­ Вот опустился, ­ Вотприкустился ­ Вертолетик без расписания ­ Где он сядет? ­ Кто знает заранее? ­ Ведущий. Не позволяйте убивать или ловить для забавы стрекоз: они защищают нас от комаров. - Как мы можем охранять насекомых? ­ ­ А какой же лес без птиц и птичьего пения? ­ 9. Кто в беретке ярко-красной, ­ В черной курточке атласной, ­ На меня он не глядит. ­ Все стучит, стучит, стучит? (Дятел) ­ Ученик (одевает шапочку) Мы-лесные санитары. Мы не портим здоровые деревья, а долбим кору тех, которые поражены внутри короедами. ­10. Угадайте, что за птица: Света яркого боится, ­ Клюв крючком, глаза пятачком, ­ Ушастая голова. Это... (Сова) ­ Ученик (одевает шапочку). Я - сова уничтожаю за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит я одна спасу в год тонну хлеба. ­11. В лесу ночном кукует птица. Она назвать себя боится. «Ку-ку. ..ку-ку. ..»- ­ Не спит опушка. ­ А птицу звать ... (Кукушка) ­ Ученик (одевает шапочку). Я уничтожаю волосатых гусениц, которых все остальные птицы, кроме иволги, клевать боятся. У меня необыкновенный аппетит: за час я могу съесть 100 гусениц. ­ Ведущий. Если в лесу появляется большое количество насекомых -вредителей, одна сова расправляется с ними в течение нескольких дней. - Как мы можем помогать птицам? ­ ­ Трудно представить лес без больших и маленьких зверей. ­ 12.Шубна - иголки, ­ Свернется он - колкий, ­ Рукой не возьмешь. ­ Кто это? (Еж) ­ Ученик. У взрослого ежа до 16 тыс. колючек длиной до 2-3 см. ежи живут на земле уже 50 млн. лет. Ежи уничтожают немало насекомых, лесных мышей и других вредных грызунов. Они не боятся даже ядовитых гадюк. ­ 13. Горбоносый, длинноногий, ­ Великан ветвисторогий, ­ Ест траву, кустов побеги, ­ С ним тягаться трудно в беге. ­ Коль такого довелось ­ Встретите, знайте -это... (Лось) ­ Ученик. К 30 годам прошлого столетия лоси сохранились только в Смоленской и Брянской областях. Как ценное животное, лось был взят под охрану государства. Сегодня в России насчитывается 500 тыс. лосей. ­ Ведущий. А каких животных нашего брянского леса вы еще знаете? ­ Вот как много живет в лесу разных животных. И все мы должны заботиться и оберегать их. - Почему мы должны охранять лес? (Это дом для животных.) ­ ­ Ведущий. Бом-бом-бом! ­ Начинается погром. ­ Выезжаем на природу, сколько здесь в лесу народу! ­ Здесь костер и там костер, ­ Банки, склянки, всякий сор... (У пенька сидит лягушонок и грустит.) ­ ­ Фея. Что, случилось, лягушонок? ­ Лягушонок (вздыхает). Тут недавно были (начинает плакать)... они... они... обижали... ­ Ведущий. Ребята, лягушонок так расстроился, что не может говорить. Да вы, наверное, и сами догадались. Очевидно, здесь были те, кто не бережет природу. Но, дорогой лягушонок, я уверена, что эти ребята знают, как вести себя в лесу. Представьте, что вы оказались в лесу, где разбросано много мусора. А ведь в лесу живет много зверей и птиц. А это наносит им непоправимый вред. Ребята, а знает ли вы, как надо вести себя в лесу? ­ Правила поведения в природе. ­ ( Насекомые по очереди читают правила, знаки вывешиваются на доске.) Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, ­ Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, ­ Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь. ­ Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки. ­ Ветки дуба Ие ломай, никогда не забывай ­ Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать! ­ Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать! ­ Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? ­ Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить. ­ Ты в лесу-всего лишь гость, здесь хозяин-дуб и лось. ­ Их покой побереги, ведь они нам - не враги! Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки. И тогда любой зверек - будь то ласка иль хорек, Еж лесной, речная рыба-скажет: «Ты -мой друг! Спасибо!» Ведущий. А что обозначают эти знаки? (вывешиваются остальные знаки) Ведущий (обращаясь к лягушонку). Вот видишь: эти ребята настоящие друзья природы. Они знают, какую пользу приносят людям обитатели леса. 1 ученик. Летучие мыши очищают местность от комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров. 2 ученик. Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги растений. 3 ученик. За летний день корольки прилетают с кормом к гнезду 400 раз. Если сложить в одну линию насекомых, которых они съедают, то она растянется на километр. 4 ученик. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - маленькая рана, нанесенная природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны. 5 ученик. Брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более 2 лет, консервная банка -до ста лет, полиэтиленовый пакет- более 200 лет, стекло - более 1000 лет. Лягушонок. Как приятно, что ребята знают и берегут природу: деревья, цветы, птиц и нас, лягушек. (Лягушонок садится на пенек.) Появляется Незнайка . Незнайка. Здравствуйте, ребята! Ведущий. Здравствуй, Незнайка! Ты что принес? Незнайка. Я сочинил правила. (дети исправляют ошибки) 1. Эй, послушайте, друзья! На деревья лезу я! Буду с белками играть, буду сучья я срубать! Если вдруг найду гнездо - разорю я и его! Будет мне на обед из яиц этих омлет. Ну а птицы - подождут, яйца новые снесут! 2. На своей тропинке встретил ты лягушку или жабу? Бей ее скорей камнями и с дороги прогони! Пусть страшилище уходит. Нечего ей больше делать! От нее ведь мало проку: только квакать и скакать! 3. В лес однажды я пошел и детеныша нашел, Я домой его принес, чтобы он со мною рос. Я ведь так его люблю! Я и маму заменю! Ну и что, что ждут его! Проживут и без него! Вырастет когда большой, в лес тогда и отпущу. Пусть тогда увидит маму, братьев и сестер. 4. На привале соберем ветки и иголки, Палки, бревна принесем - заберем у волка. Будем пламя разжигать, ставить кипятильник, Ну, а мусор мы кидать будем в муравейник. Все бутылки раскидаем, банки к дереву поставим, Пусть облизывают звери, что мы с вами не доели. Нам не нужен мусор тут, пусть себе его берут! Незнайка. Спасибо, ребята, за ваши советы. Я очень рад, что вы меня вовремя поправили и научили, как вести себя в лесу. Ведущий. Берегите лес. Его обитателей, и вы сохраните красоту земли. Песенка защитников природы. 1. Если б только-только-только, Если б только на планете, Если б только все земляне Все живое берегли. То наверно - верно - верно, То возможно - можно - можно, Книги Красной точно-точно Никогда б не завели! Припев: А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины! А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины! А-а, одуванчики, розы, А-а, колокольчики, мимозы, А-а, и цветущий шар земной! А-а, и цветущий шар земной! 2.И пускай у этой речки, И пускай у этой рощи, И пускай в лесу тенистом Слышен гомон птичьих стай, И запомни-помни-помни, Что беречь природу надо, Всем на этом белом свете Ты как можешь, береги! Игра «Это все мои друзья!» Ведущий. День закончился, но впрок Надо повторить урок! Если я скажу про вас, Отвечайте сейчас: «Это я, это я, это все мои друзья!» Не согласен - так кричи, Всем ребятам сообщи: «Это не я, это не я, это не мои друзья!» ­ Не развожу костров в лесу, берегу его красу! Это я... ­ Я люблю в лесу гулять, разные цветочки рвать! Это не я... ­ Любим мы в лесу шалить и кострища разводить! Это не я ... ­ С берега кидаем в реку то пакеты, то газеты! Это не я ... ­ Чтобы ягоды собрать, надо ветки обломать! Это не я ... ­ Молодые деревца мы посадим у крыльца! Это я ... ­ В выходной в лес идем, музыку с собой несем, Чтобы вдоволь накричаться и на ветках покачаться! Это не я ... Фея. Лес не только для нашей забавы, Он богатство нашей страны. Все деревья в нем, ягоды, травы, Нам на пользу, друзья, взращены. Каждый куст берегите, ребята! Где росток ты увидишь простой, Может вырасти дуб в три обхвата, Березняк иль малинник густой. А уж сколько орехов и ягод! Их, пожалуй, считать - не сочтешь! Будьте верными лесу, ребята, Ведь красивее мест не найдешь! 1ученик. Здравствуй, планета! Здравствуй, Земля! Отныне мы дети твои и друзья, Отныне мы вместе большая семья -Цветы и деревья, птицы и я! 2ученик. Давайте будем дружить друг с другом, Как птица с небом, как поле с лугом, Как ветер с морем, трава с дождями Как дружит солнце со всеми нами! Песня «Если добрый ты». Подведение итогов. Ведущий. Наше путешествие завершено. Что интересного вы для себя открыли? Я надеюсь, что все, о чем мы сегодня говорили, вы не забудете и станете настоящими друзьями природы. Сегодня вы потрудились очень хорошо. Фея вас благодарит и дарит вам свои сувениры.

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"

Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у лесной феи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018