Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"
Оценка 4.9

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русская литература +1
Взрослым
09.07.2018
Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"
В разработке вырабатываются правила поведения людей в лесу во время пожара. Мероприятие основано на анализе произведения Паустовского "Заячьи лапы". В процессе работы над текстом учащиеся осознают не только как нужно самим вести себя, но и как нужно относится к другим живым существам, попавшим в беду. Мероприятие рассчитано на учащихся 5 класса.
Калинина С.В. Не играй с огнем (1).docx
Калинина Светлана Владимировна,  педагог дополнительного образования  (учитель русского языка и литературы  высшей квалификационной категории ) МБОУ  ДО «   Дом детского  творчества Новокузнецкого  муниципального района» Кемеровской области    .  com e­mail: svetikvl  71@   gmail    Внеурочное занятие  «Правила поведения в горящем лесу»  (по произведению К.Г. Паустовского «Заячьи лапы») Класс: 5 Цель:  Обучение поведению в лесу с опорой на художественный текст Задачи: 1. Развивать кругозор, мышление учащихся; 2. Обогащать словарный запас школьников; 3. Формировать   у   детей   умения   вести   себя   в   лесу   в   экстремальной ситуации (  во время лесного пожара); 4. Воспитывать любовь и бережное отношение к  родной природе Планируемые результаты: ­ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; ­ участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение. ­  правильно вести себя во время пожара в лесу. Основные понятия: ветеринар, пожар, огонь, взаимопомощь Межпредметные связи:  география, ОБЖ, изобразительное искусство Ресурсы: учебник, словари, карточки, репродукции картин Организация пространства: фронтальная, групповая, индивидуальная Этапы организации 1.Организационный  момент и  самоопределение  Деятельность педагога 1. Просмотр видеофрагмента,  на котором изображен пожар. Ребята, вы посмотрели сейчас  фрагмент природного явления.  Деятельность учащихся Понять, что такое пожар с  точки зрения значения  слова, его этимологии,  словообразования и т.д деятельности Определили ли вы, что это за  явление? Правильно, пожар. Как вы понимаете, что такое  пожар? Как он возникает? Как вы думаете, что может стать  причиной начала возгорания?      Чтобы точнее понять суть этого  явления, давайте обратимся к  словарям. Работать будем в  группах: 1. Лексическое значение  слова определяет; 2. Словообразование слова; 3. Этимология слова «пожар» Актуализация знаний  Цели: Знакомство со словом «пожар» с целью  более осознанного  понимания этого  слова,  выявление  затруднения в  индивидуальной  деятельности   каждого учащегося Таким образом, нам стало более  понятно значение и смысл слова  пожар, то есть этимологически  мы видим, что оно произошло от  слова «жар», что означает очень  высокая температура. Так чем же опасен пожар?  Объясните, опираясь на все  1.Лексическое значение: 1.Распространение огня,  сопровождающееся  уничтожением имущества и  всего того, что может  сгореть. 2.Место распространения  такого огня. (словарь  Ефремовой) 2. Словообразование  слова: Разбор по составу слова:  «пожар» — пожар  пожар – корень (о) – нулевое окончание пожар – основа слова 3.Этимология и  происхождение слова: род. п. ­а, укр., болг. пож р,аа цслав. пожаръ, сербохорв.  оо аа п ж р "лесной пожар",  словен. роž r, чеш. роžar,  польск. роzаr, н.­луж. рožаr.  От по и жар. (словарь  Макса Фасмера) аа 1.Пожар уничтожает все,  что может гореть; 2. Слишком высокая  температура губительна для всего живого. III. Новый материал выявленные вами определения В литературе есть множество  произведений, в которых  писатели показывают опасность  пожара и его последствия.  Эта тема  есть  в книгах: 1. С.В. Михалков «Дядя  Степа»; 2. Л.Н. Толстой «Пожарные  собаки»; 3. Б. Житков «Пожар»; 4. Б.Житков «Пожар в море»; 5. Б. Житков «Дым»; 6. С. Я. Маршак «Кошкин  дом»; 7. С.Я. Маршак «Рассказ о  неизвестном герое»; 8. С.Я. Маршак «Пожар». А мы с вами поговорим сегодня о рассказе К.Г.Паустовского  «Заячьи лапы».  У вас на карточках есть начало  рассказа. Прочитайте его:       В   августе   дед   пошёл   охотиться   на   северный   берег озера.   Леса   стояли   сухие,   как порох. Деду попался зайчонок с рваным   левым   ухом.   Дед выстрелил   в   него   из   старого, связанного   проволокой   ружья, но промахнулся. Заяц удрал.      Дед пошёл дальше. Но вдруг затревожился:   с   юга,   со стороны   Лопухов,   сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым   густел,   его   уже   несло белой   пеленой   по   лесу, затягивало   кусты.   Стало трудно дышать.         Дед   понял,   что   начался лесной   пожар   и   огонь   идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной   скоростью.   По словам деда, даже поезд не мог бы   уйти   от   такого   огня.   Дед был   прав:   во   время   урагана огонь   шёл   со   скоростью тридцати километров в час.   падал, Дед   побежал   по   кочкам, спотыкался,   дым выедал ему глаза, а сзади был уже   слышен   широкий   гул   и треск пламени.           Смерть   настигала   деда, хватала   его   за   плечи,   и   в   это время   из­под   ног   у   деда выскочил   заяц.   Он   бежал медленно   и   волочил   задние лапы.   Потом   только   дед заметил,   что   они   у   зайца обгорели.             Дед   обрадовался   зайцу, будто   родному.   Как   старый лесной  житель, дед  знал,  что звери   гораздо   лучше   человека чуют,   откуда   идёт   огонь,   и всегда   спасаются.   Гибнут   они только   в   тех   редких   случаях, когда   огонь   их   окружает.   Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал   от   страха   и   кричал: "Погоди, милый, не беги так­то шибко!" Вопросы для обсуждения: 1. Как вы считаете, что стало пожара? причиной Докажите текстом.   Причина в устойчиво сухой  погоде. «Леса стояли сухие, как  порох». Кроме того, автор  пишет о том, что  поднявшийся ветер  разносил огонь. 2. Как дед понял, что начался пожар? 3. Хорошо   ли   дед   знал   лес? Если да, то что доказывает это? 4. Была   ли   угроза   жизни охотнику.   Если   да,   то   в чем? 5. Что   помогло   деду спастись? 6. Почему же дед, зная очень хорошо законы природы, не мог спастись сам? 7. Кто   пострадал   в   рассказе от пожара? Сильно воняло гарью Он знал даже, с какой  скоростью движется огонь  (30км/ч) Дед побежал по кочкам,  спотыкался, падал, дым  выедал ему глаза, а сзади  был уже слышен широкий  гул и треск пламени.      Смерть настигала деда,  хватала его за плечи. Заяц вывел его из горящего леса.   «Дед   обрадовался зайцу, будто родному. Как старый   лесной   житель, дед знал, что звери гораздо лучше   человека   чуют, откуда   идёт   огонь,   и всегда   спасаются.   Гибнут они   только   в   тех   редких случаях,   когда   огонь   их окружает.» стихийное Пожар бедствие. Не всегда человек может   сам   справиться   с огнем.   –   Стараться   не   допускать возникновения пожара. Лес ( сгорела большая  площадь), дед ( испуг,  здоровье), заяц (обгорели  лапы). То есть пострадали  все, кто был в лесу. 8. Поскольку   пожар   – стихийное бедствие, зачастую   неуправляемое   Доброта одних и  равнодушие других. III.  Первичное  закрепление знаний Ветер перешел в ураган.  Огонь гнало по земле с  неслыханной скоростью.  По словам деда, даже  поезд не мог бы уйти от  такого огня... Смерть  настигала деда, хватала  его за плечи... человеком, делать в таком случае.   что   нужно 9. Какие   качества   героев рассказа   проявились   при пожаре?  10.Найдите   в   тексте   слова, указывающие   на   то,   что лесной   пожар   ­   это бедствие, стихийное которое трудно остановить.        Вывод: Природа   не   всегда   бывает спокойной, мирной, располагающей к любованию ею. В   этом   рассказе   природа   ­ страшное   стихийное   бедствие, которое   трудно   остановить. Лесной   пожар   уничтожает растения, почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно   обращаться   в   лесу   с огнем.  Сейчас   мы   проведем   с   вами логическую игру. портит     1. Работа в группах: У   каждой   группы   определена тема: 1. Правила костров;   разведения 2. Поведение   в   горящем лесу. Даны   возможные   варианты ответов.   Участникам   нужно   разведения 1.Правила костров:. При   разведении   костра необходимо:    выбрать   открытое,   а и желательно, специально оборудованное   для этого место;  окружить   кострище минерализованной полутораметровой полосой;  иметь   средства   для засыпания при необходимости костра землей   или   заливания водой.   2.Поведение   в   горящем лесу: 1. Покинуть     по возможности   опасную зону, направляясь перпендикулярно распространению огня. 2. При отсутствии путей   переждать отхода, лесной   пожар   можно, плавая в водоеме, при его наличии, или  сняв одежду и накрывшись ею с головой. 3. При   сильном задымлении   следует опуститься   на   землю, а   дышать   через сложенную в несколько слоев ткань.     выбрать те, которые подходят под их тему.   Соблюдение   этих   простейших рекомендаций   может   сохранить не только лес, государственное и частное   имущество   и   даже здоровье,   но   и   самое   ценное   – жизнь. 3. Работа   с   репродукциями картин. Тема   пожара   в   лесу   нашла отражение   и   в   творчестве художников. Обратите   внимание   перед   вами репродукции некоторых художников:   1. А.К.Денисов   –   Уральский «Лесной пожар», 1987 год 2. М.Б.Греков   «Пожар   в   лесу», 1883 г. 3. Учащиеся   готовят   свой рассказ,   после   подготовки озвучивают их. Отношение разное: Осуждает   ветеринара, сочувствует   Мальчику Ване и зайчонку. Учащиеся   приводят   свои примеры. Учащиеся выдвигают свои предположения Чтобы   формировать бережное   отношение   к природе   и   заботливое отношение к животным. Правильному обращению с животными и природой Викентий   Дмоховский   «Лесной пожар», 1860г. Обратите внимание, что картины написаны   в   18   и   19   веке,   что говорит   о   ее   актуальности   в разные периоды времени. Вам сейчас предстоит составить рассказ­   описание   по   любой   из предложенных репродукций. Сегодня   мы   с   вами   говорили   о стихийном бедствии – пожаре на примере произведения К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». 1. Как   автор   относится   к которые людям, встречаются в рассказе?       IV.   Обобщение  знаний 2. Встречались   и   вы   со случаями,  когда   животные помогали людям? 3. Как вы думаете, что будет с   зайцем   после   его выздоровления? 4. Как   вы   считаете,   зачем автор   рассказал   нам историю о зайце? 5. Какова   главная   мысль рассказа?   Чему   он   учит нас? Образец синквейна: Пожар Сильный       страшный Гореть   вспыхнуть воспламениться Пожар – страшное бедствие Горе  Постройте   синквейн   со   словом «Пожар».  (Синквейн   ­это   творческая работа, которая имеет короткую стихотворения, форму состоящего из пяти нерифмованных строк).       Составить свой рассказ о пожаре, но   в   рассказе   отразить   правила обращения с огнем. V.   Рефлексия VI.   Подведение  итогов. Домашнее  задание.

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"

Внеклассное мероприятие "Правила поведения в горящем лесу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018